Связанные понятия
Голет , галет, гулет (фр. goelette — шхуна) — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно или военный корабль европейских государств XVIII — начала XIX века. На рубеже XIX—XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».
Галерный ма́стер — чин 9-го класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Ка́торга (от греч. κατεργων — катаргон) — большое гребное судно с тройным рядом вёсел, приводившихся в действие невольниками и, давшее название одному из видов наказания.
«Не́вский адмира́л » — при Петре I звание, данное комиссару, начальствовавшему над Невским флотом, образованным Петром, чтобы приучить обывателей Петербурга к плаванию по окружающим город водам.Указом 1718 года повелевалось обывателям завести гребные суда, для изготовления которых на Фонтанке у Летнего сада была особая верфь. Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу выходили в Большую Неву и под командою комиссара часа 2-3 упражнялись в движениях. Не прибывшие или не приславшие вместо себя...
Фиумский инцидент — предположительно имевший место конфликт между формированиями австро-венгерского (эскадра) и русского (часть отряда) императорских флотов. Данные относительно инцидента сильно расходятся.
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Гале́я (лат. galea, др.-греч. γαλέα) — парусно-гребное судно, специально приспособленное для средиземноморских условий плавания, употреблялось с IX до конца XVII в. как военное, торговое и транспортное, имело узкий и длинный корпус шириной до 10 метров и длиной до 50 метров, треугольные паруса и обычно по 26 весел с каждого борта. На передней специальной площадке располагались самые тяжелые пушки, по бортам — остальные. Галея в общей сложности могла вмещать матросов-артиллеристов, солдат и гребцов...
«Форту́на » — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Памятник истории, главный экспонат музея «Ботик». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I.
Авра́л (англ. over all — все наверх) — работа на судне, выполняемая всем или почти всем экипажем.В парусном флоте к авральным работам относились постановка и уборка парусов, постановка корабля на якорь и снятие с якоря, спуск и подъём шлюпок и др.
Габара , гебара (от нем. Gabarre или фр. Gabare) — парусное двух- или трёхмачтовое грузовое судно.
Базный транспорт — класс кораблей военно-морских сил, предназначенный для комплексного обеспечения высадки морского десанта на необорудованное побережье. Впервые был использован российским военно-морским флотом во время Первой Мировой войны. По своей сути является прообразом универсальных десантных кораблей.
Броненосные лодки — бронированные суда системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный Монитор.
Подробнее: Броненосная лодка
Интрепель — абордажное оружие. Представляло собой род топора, с обухом в форме четырёхгранного заострённого зуба, загнутого несколько назад.
Полакр , полакра, полякра, полярка, поляка (исп. polacra, фр. polacre, нем. polacer, происхождение слов в этих языках неизвестно) — тип парусного судна, распространённый на Средиземноморье в XVI—XIX веках.
Пароход «
Адмирал » (предыдущее название «Адмиралтеец»). Морской паровой буксир проектов 730. Последний построенный в СССР действующий пароход. Порт приписки Таллин. Является историческим судном. Член общества Исторических Судов Эстонии и Европейского Морского Наследия (ЕМН). Находится под техническим надзором Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС). Заводской номер 415.
Констапель (от нидерл. konstaapel — морской артиллерийский старшина) — первый офицерский чин в морской артиллерии до преобразования ее в 1830 г., когда он был заменен чином прапорщика.
Практическая эскадра Балтийского моря (Учебная эскадра Балтийского флота) — соединение кораблей Российского императорского флота, созданное в период начала строительства паровых броненосных кораблей для подготовки личного состава Балтийского флота. Создана при активном участии адмирала Г. И. Бутакова.
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Морехо́дные классы (мореходки) — учебные заведения в Российской империи, готовившие моряков для коммерческого флота.
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Вахтенный офицер , или дежурный офицер (англ. officer of the watch, дословно — часовой офицер), — корабельный офицер, назначаемый из офицеров корабля, сдавших зачёты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты, исполнитель команд вахтенного начальника, помощник вахтенного начальника, офицер, возглавляющий вахтенную службу на корабле.
Инспектор механической части — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало IV классу Табели о рангах. Иногда использовалось в варианте «инспектор по механической части».
Крейсерская яхта (от крейсер+яхта) — парусные яхты, предназначенные для автономного дальнего плавания: длительных морских и океанских переходов, а также океанских регат.
Парусный мастер — (иногда сокр. до парусник) специалист, занятый проектированием, изготовлением и ремонтом парусов.
Турбохо́д — разновидность теплохода, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
Мат (нем. Maat, польск. Mat) — воинское звание в военно-морских флотах Германии и Польши.
Старший боцман (от нем. Oberbootsmann) — кондукторское звание-должность строевого состава, существовавшее в Российском императорском флоте (РИФ) до 1917 года. Упразднено после Октябрьской революции. В ВМС РККА вместо звания-должности старший боцман для корабельного состава введена воинская должность главный боцман, существующая в ВМФ России до настоящего времени.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Шала́нда (фр. chaland) — небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли и т. п. Также шаландой на Чёрном море называется плоскодонная парусная рыболовная лодка.
Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.
Аэростатоно́сец — реально существовавший предок авианосцев, представлявший собой судно, имеющее на борту наблюдательный аэростат.
Дрек — небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом».
Квадрире́ма (лат. quadriremis, от quatuor, quattuor — «четыре» + remus — «весло»), греческое название — тетре́ра (др.-греч. τετρήρης, от τετράς — «четыре» + ἐρέσσω — «грести») — античный гребной военный корабль, подобный триреме, но несколько более крупный. Число «4» в названии имеет отношение либо к количеству гребцов на комплект из трёх весёл (самым длинным из которых оперировали двое), либо к количеству вёсельных рядов вдоль борта.
Вышний суд — «несостоявшийся суд высшего звена в реформированной судебной системе России (1723–1726)».
Охотничьи команды — подразделения в русской армии для выполнения отдельных поручений, соединенных с особой опасностью и требующих личной находчивости.
Подробнее: Охотничья команда
Бли́жняя канцеля́рия — орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России, созданный Петром I, и существовавший в 1699—1719 году. Являлся канцелярией Боярской думы. Руководил коллегией генерал-президент, эту должность занимал Никита Зотов.
Ри́мский торго́вый кора́бль — парусное судно в Древнем Риме. Римские торговые и транспортные суда собирательно именовались лат. naves rotundae (дословно «круглые корабли») в отличие от лат. naves longae (дословно «длинные корабли»), как назывались корабли военно-морского флота. У первых соотношение максимальной длины и ширины обычно составляло 4:1, у вторых — 6:1 и более.
Тендер — плоскодонное моторное судно катерного типа. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из двух — трёх человек. В период Великой Отечественной войны в ВМФ СССР тендеры использовались для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Нередко на них ставились моторы от грузовиков. В ВМС США, Великобритании и некоторых других стран тендерами называют вспомогательные суда для обслуживания подводных лодок, надводных кораблей и гидросамолетов...
Жидкий балласт — как правило, забортная вода или вода, заранее погруженная с причала или берега. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах оборудуются балластные танки и балластная система.
Матрос первой статьи , Матрос 1-й статьи — строевой нижний чин 1-го, 2-го и 3-го разрядов Российского Императорского флота присваиваемый за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину тем кто прослужил больше года, и лицо его имевшее.
«Русь » — мореходный ледокольный спасательный буксир, принимавший участие в Цусимском походе и сражении.
Азовский пеший казачий полк (в отличие от позднее образованного Азовского казачьего войска) со времен завоевания русскими Азова в 1696 году составлял казачью часть его гарнизона, а также других укреплений в дельте Дона — Серовской и Никоновской каланчей, Гордона, Лютика, Царя и прочие.
Боцманмат (от нем. Boοtsmannsmaat) — унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств.
Профос — воинская должность в управлении вооружёнными силами (ВС) (армия и флот), существовавшая для нижних чинов до XIX века.
Абордажный палаш — вид палаша, применявшийся моряками в XVI—XVIII веках при абордажных боях.
Ги́чка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с 6-10 распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.
Разъе́зд — исторический военный термин предвоенного периода, который обозначал конный патруль, выполняющий функции разведывательного подразделения в кавалерийских и артиллерийских частях Советской армии, а также в вооружённых силах некоторых зарубежных государств.
Водоход — созданное русским механиком Иваном Кулибиным судно, приводимое в движение течением реки, по которой оно шло. В общей сложности Кулибиным было создано три варианта водохода, два из них были построены, но, несмотря на успешные испытания, практического применения водоходы не нашли.