Связанные понятия
«Бук » (индекс ГРАУ — 9К37, по кодификации МО США и НАТО — SA-11 Gadfly (англ. овод) и его модификации — самоходный зенитный ракетный комплекс, предназначенный для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах (от 30 м до 14—18 км) в условиях интенсивного радиопротиводействия.
Куб (индекс ГРАУ — 2К12, по классификации НАТО — SA-6 Gainful (рус. Выгодный)) — советский зенитно-ракетный комплекс войсковой ПВО. Разработан в ОКБ-15 ГКАТ (филиал НИИ-17; ныне — НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова).
«Оса » (индекс ГРАУ — 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)) — советский автоматизированный войсковой зенитный ракетный комплекс. Комплекс является всепогодным и предназначен для прикрытия сил и средств мотострелковой (танковой) дивизии во всех видах боевых действий.
«Тор » (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и NATO — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК), предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.
«Игла » (индекс ГРАУ — 9К38, кодовое обозначение МО США и НАТО — SA-18 Grouse ) — российский и советский переносной зенитный ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
Упоминания в литературе
Вооружение И-21 по тем временам было мощным. Одновременно разрабатывалось два варианта оружия, один из которых предусматривал установку четырех пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм в крыле вне зоны, ометаемой винтом, с боезапасом по 500 патронов на ствол. В перегрузочных вариантах на самолете допускалось размещение радиостанции и четырех бомб калибра 10 кг или двух выливных авиационных приборов ВАП-6 или четырех бомб калибра 25 кг. Во втором варианте самолет комплектовался двумя крыльевыми пушками ШВАК с боезапасом по 125 патронов на каждую. Дополнительно в перегрузочных вариантах могли размещаться радиостанция или еще 150 патронов. Стрелковое и пушечное вооружение проектировалось таким образом, чтобы обеспечить наикратчайший путь боеприпасов от самой дальней точки патронных ящиков до приемника оружия. На И-21 этот путь не превышал 1,15 метра. Такой подход к проектированию стрелково-пушечных установок гарантировал их безотказную работу и не снижал темпа стрельбы. При проектировании выяснилось, что для боевого истребителя достижение скорости 600 км/ч возможно только с использованием мотора М-34ФРН при условии внесения в него целого ряда существенных изменений. Во-первых, требовалось уменьшить площадь его миделя, во-вторых, осуществить доработки, позволявшие получить нормальную центровку самолета. Дело в том, что М-34 создавался для тяжелых машин и имел довольно значительную массу.
При установке его на небольшой одноместный истребитель возникали трудности с центровкой.
Контроль ведется измерительными стержнями посредством измерительной платформы, представляющей собой балку из легкого металла. На балке на шариковых подшипниках смонтированы шесть или восемь суппортов с продольным перемещением. Четыре суппорта обеспечивают устойчивое положение измерительной платформы по отношению к основанию автомобиля посредством пневматических домкратов. Между домкратами и точками отсчета вставляются
измерительные стержни. Два (или четыре – на выбор) суппорта предназначаются для контроля различных точек, отмеченных на карте измерений соответствующего типа автомобиля. Существуют две карты контроля для отдельной модели автомобиля со снятыми или смонтированными механическими узлами и для группы автомобилей наиболее массового производства. В каждой из этих карт указываются тип наконечников, длина измерительных стержней, а также номенклатура измерительных элементов в зависимости от контролируемых точек кузова.
В целом программа испытаний первого ракетного носителя ядерного заряда прошла очень успешно. Не было
ни одного аварийного пуска, были получены требуемые параметры по дальности (до 1200 км.) и отклонению от точки прицеливания. Только на этой ракете была отработана и принята на вооружение система БРК (боковая радиокоррекция), что потребовало ввести в штат 97 ип (до августа 1961 г. инженерный полк, позднее рп – ракетный полк) подразделение, обслуживающие комплексы БРК, одно из которых находилось в нп Большаково, непосредственно у государственной автомагистрали.
Конструктивно ПБС состоят из четырех основных элементов, к которым относятся: якорь, удерживающий измерительный комплекс в точке постановки (рис. 1 б); несущий буй положительной плавучести для поддержания станции в вертикальном положении (рис. 1 а); акустический
размыкатель, служащий для связи с комплексом и приема сигнала на всплытие от бортового устройства (рис. 1 в), и связующий синтетический или металлический трос (рис. 1 г), на котором устанавливаются приборы и оборудование.
Как следует из названия, у мотора воздушного охлаждения нет «рубашки охлаждения» блока цилиндров, нет радиатора и соединительных водопроводов; нет всего того, что выводит двигатель из строя после первой же пробоины. Более того, «лобастый» двигатель выполняет роль «щита», частично закрывающего летчика. Более того, малый размер «звезды» в продольном (от носа к килю) направлении позволяет разместить бензобак в пространстве между мотором и кабиной пилота (именно так были скомпонованы все истребители Поликарпова: от И-15 до И-185). В таком случае бензобак (самая уязвимая точка самолета) оказывается закрыт от обстрела спереди – мотором, от обстрела сзади – бронеспинкой летчика. Реализовать такую компоновку на истребителе с «длинным» мотором жидкостного
охлаждения было значительно сложнее; бензобаки приходилось размещать или в плоскостях крыла (Як-1, ЛаГГ-3, «Аэрокобра»), что резко увеличивало вероятность попадания в них, или даже в фюзеляже за бронеспинкой сиденья («Томахоук» Р-40, «Мессершмитт» Bf-109), т. е. в наиболее поражаемой при обстреле вражеским истребителем зоне. Наконец, вес двигателя жидкостного охлаждения (с учетом веса радиатора, водоводов, да и самой охлаждающей жидкости) на 100–150 кг превышал вес мотора воздушного охлаждения равной мощности.
Связанные понятия (продолжение)
Ракетный комплекс (сокр. — РК) — совокупность функционально и технологически взаимосвязанных ракет конкретного типа, технических средств и сооружений, предназначенных для поддержания их в готовности к применению, пуска ракет, yправления их полетом и выполнения других задач (например, защиты ракеты от воздействия поражающих факторов оружия противника).
Такти́ческая раке́та (фронтовая баллистическая ракета) — разновидность ракетного оружия; предназначена для поражения целей непосредственно в области военных действий.
Круг (индекс ГРАУ — 2К11, по классификации НАТО — SA-4 Ganef) — советский зенитно-ракетный комплекс. Комплекс принят на вооружение в 1965 году.
РТ-2ПМ «То́поль» (индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П158/15Ж58, по договору СНВ — РС-12М, по классификации НАТО — SS-25 Sickle, в переводе — Серп) — советский/российский подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трёхступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж58.
Подробнее: Тополь (ракетный комплекс)
Темп-С (Индекс ГРАУ — 9К76, по договору РСМД — ОТР-22, по классификации НАТО — SS-12/SS-22 Scaleboard) — советский мобильный оперативно-тактический ракетный комплекс фронтового подчинения, оснащённый двухступенчатой твердотопливной баллистической ракетой 9М76 с отделяемой ядерной головной частью.
«Бастион » (индекс ГРАУ 3К55, по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge» (рус. «марионетка») — береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Яхонт» / «Оникс».
«Ярс » или PC-24 (Индекс УРА РВСН 15П165М (шахтный) и 15П155М (подвижный) по договору СНВ РС-12М2Р) — российский стратегический ракетный комплекс с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой мобильного и шахтного базирования с разделяющейся головной частью.
Реактивная система залпового огня (РСЗО) — комплекс вооружения, включающий многозарядную пусковую установку и реактивные снаряды (неуправляемые ракеты, реактивные глубинные бомбы), а также вспомогательные средства, такие, как транспортная или транспортно-заряжающая машины и другое оборудование. РСЗО относится к реактивному оружию, такие системы состоят на вооружении сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских флотов многих стран.Применение реактивного двигателя в составе реактивного снаряда...
Зенитная управляемая ракета (ЗУР) — ракета класса «поверхность-воздух» («земля-воздух»), входящая в состав зенитного ракетного комплекса, предназначенная для поражения различных воздушных целей.
Противотанковая управляемая ракета (ПТУР) — управляемая ракета, предназначенная для поражения танков и других бронированных целей. Входит в состав боевых средств противотанкового ракетного комплекса (ПТРК).
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) — совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника.
Позиционный район — участок местности, предназначенный для развёртывания артиллерийских, ракетных и миномётных частей в боевой порядок и оборудованный стартовыми позициями, огневыми позициями, командными пунктами, путями для маневрирования и другой инфраструктурой.
Реактивный снаряд (РС, эрэс) (с 1980-х годов принято обозначение неуправляемые ракеты ) — снаряд реактивной артиллерии наземного, морского, воздушного базирования и доставляемый к цели за счёт тяги собственного реактивного двигателя.
Зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) — комплекс, предназначенный для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, в первую очередь ударных вертолётов и штурмовой авиации, действующих на предельно малых, малых и средних высотах, а также для стрельбы по легкобронированным наземным и надводным целям. Как правило ЗРПК и ЗРАК (зенитный ракетно-артиллерийский комплекс) называют просто ЗРК (зенитный ракетный комплекс) или, при размещении комплекса на самоходной базе — ЗСУ (зенитная...
Командный пункт в вооружённых силах (ВС) — место нахождения командира (командующего) с основной частью штаба и средства связи, оборудованное для управления боем или операцией.
Стратегическая ракета (РС, РСМ согласно договорам СНВ) — разновидность ракетного оружия, предназначенного для поражения инфраструктуры врага на территории его страны и/или вражеских средств ядерного нападения.
Ракетная дивизия (рд) — соединение Ракетных войск, предназначенное для подготовки и нанесения ракетно-ядерного удара по стратегическим объектам противника на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.
ЗРК «
Кинжал » (Индекс ГРАУ — 3К95, экспортное наименование — Клинок, по классификации МО США и НАТО — SA-N-9 Gauntlet (рус. Латная рукавица)) — советский и российский многоканальный, всепогодный зенитно-ракетный комплекс морского базирования, предназначенный для отражения массированных налётов с применением средств воздушного нападения (низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб и т. п.) в ближней зоне (до 12 км).
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) — это зенитная ракетная система, предназначенная для транспортировки и ведения огня одним человеком. Благодаря небольшим размерам ПЗРК легкомаскируемы и мобильны.
Боевая машина десанта (БМД) — боевая бронированная гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.
Ракетная армия — оперативно-стратегическое объединение (армия) ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в вооружённых силах СССР (вид ВС) и Российской Федерации (отдельный род войск), предназначенное для поражения всех видов и типов стратегических объектов противника в военное время (ядерной войне) на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях театров военных действий или театра войны, в любом месте земного шара. Сокращённое наименование — РА.
Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) — элемент боевых ракетных комплексов различного назначения. Представляет собой цилиндрический контейнер, герметично закрытый жёсткими крышками или полужёсткими диафрагмами, в котором ракета находится с момента выпуска на заводе и до самого старта. Изготавливается из металла или композитных материалов.
Дивизио́н ПВО — подразделение в войсках ПВО. Соответствует батальону в пехоте (мотострелковые войска). Как и батальон, дивизион является наименьшим подразделением, у которого есть штаб.
Ракетная пусковая установка — комплекс специальных агрегатов и сооружений, предназначенных для размещения ракет, выполнения всех операций в процессе их эксплуатации, подготовки и проведения пусков. Пусковая установка (ПУ) занимает центральное место в наземном оборудовании, которое, наряду с ракетой, является второй, не менее важной, составной частью ракетного комплекса. Именно совершенствование ПУ, во многом определяющих технический облик ракетных комплексов, позволило в основном решать задачу обеспечения...
Шахтная пусковая установка (ШПУ) — стационарная ракетная пусковая установка в шахтном сооружении, находящемся в грунте и предназначенная для размещения ракеты с соблюдением требований температурно-влажностного режима и поддержания её в течение длительного времени в готовности к пуску.
Боевое дежурство (сокращённо БД) — это содержание специально выделенных сил и средств (так называемые дежурные силы) в готовности к выполнению поставленных боевых задач по предназначению.
Реактивная артиллерия — вид артиллерии применяющий реактивные снаряды (с 1980-х годов принято обозначение неуправляемые ракеты ), то есть доставляющий снаряд к цели, используя реактивный двигатель установленный на самом снаряде и за счёт действия реактивной тяги сообщающий снаряду требуемую скорость полёта.
1К113 «Смельчак» — советский комплекс корректируемого вооружения для 240-мм миномётов М-240 и 2С4. Разработан в Московском ОКБ «Дивкон» НТК «Аметех».
Реакти́вный пехо́тный огнемёт — аэрозоль, РПО-А или «Шмель» (известный на войне в Афганистане как «Шайта́н-труба́») — советский и российский реактивный пехотный огнемёт одноразового применения.
Подробнее: Шмель (огнемёт)
Бронетанковая техника (БТТ, бронетехника) — боевые и вспомогательные (специальные) бронированные военные машины (техника), созданные на базе (шасси) БТТ или предназначенные для их обслуживания (как на колёсном, так и на гусеничном ходу, некоторые небронированные, см. ниже), в том числе и железнодорожные.
Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного базирования, так и наземного.
Ракетное вооружение — комплекс технических средств, предназначенных для поражения живой силы и объектов противника посредством применения ракет.
9К96 «
Редут » (также Полимент-Редут) — зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для кораблей класса эсминец, фрегат, корвет. Устанавливается на кораблях нового поколения ВМФ России.
Боевой модуль — съёмный и заменимый функциональный элемент модульной конструкции военной техники (в первую очередь, сухопутной авто- и бронетехники, а также кораблей, боевых космических станций и других носителей). Может нести ствольное, ракетное, оружие направленной энергии или комбинированное вооружение, а также радиолокационные средства, средства радиоэлектронной борьбы и др. Может быть как дистанционно управляемым (необитаемым) так и управляемым расчётом в ручном режиме или по приборам.
С-2 «
Сопка » (индекс ГРАУ 4К87, по кодификации НАТО: SSC-2B «Samlet» («молодой лосось»)) — советский подвижный береговой ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой «Комета». Принят на вооружение береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ СССР в 1958 году, активно поставлялся на экспорт в социалистические страны в 1960-х годах.
Боевой вертолёт — категория военного вертолёта предназначенная для поражения наземных и воздушных целей различным вооружением, а также для сопровождения и прикрытия транспортно-десантных и многоцелевых вертолётов.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.
Т38 «Стилет» — белорусско-украинский автоматизированный войсковой зенитно-ракетный комплекс.
Ракетные войска — собирательное наименование воинских формирований, основным вооружением которых служит ракетное вооружение для различных целей.
Динамическая защита (ДЗ) — разновидность защиты боевых бронированных машин. В общем виде ДЗ состоит из металлических контейнеров, содержащих элемент динамической защиты (ЭДЗ) и размещаемых поверх основной брони танка. ЭДЗ состоит из слоя взрывчатого вещества (ВВ), расположенного между двух тонких металлических пластин. Принцип действия динамической защиты состоит в том, что при взаимодействии боеприпаса с контейнером ДЗ, в результате деформационного реагирования ВВ, происходит его подрыв навстречу...
Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого или какого-либо иного характера (аэростатная противоракетная защита, и т. д.), предназначенный для защиты (обороны) охраняемых объектов от ракетного оружия. Противоракетная оборона очень тесно связана с противовоздушной обороной и часто осуществляется одними и теми же комплексами.
Командно-штабная машина (КШМ) — боевая машина на броневой, танковой или автомобильной базе, которая предназначена для обеспечения радиосвязи и управления в тактическом звене сухопутных войск.
Войска воздушно-космической обороны — отдельный род войск (формирование, объединение), существовавший в 2011—2015 годах в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Сокращённое наименование — ВВКО.
Противорадиолокационная ракета (англ. ARM — anti-radiation missile) — ракета, предназначенная для обнаружения и поражения источников радиоизлучения. Как правило, используется против радаров (РЛС), хотя может наводиться и на иные источники радиоизлучения (станции активных помех и даже радиостанции, используемые для осуществления связи).
Упоминания в литературе (продолжение)
Проверка с помощью
измерительной рейки осуществляется следующим образом. Сначала надо осмотреть центральную часть днища рамы кузова. Эта часть наиболее жесткая и является точкой отсчета для других диагоналей. Контроль заключается в определении положения траверс. Надо установить центрирующий измерительный наконечник в центральное отверстие, расположенное под осью пола кузова, и отрегулировать подвижную линейку с измерительными наконечниками до первого контрольного отверстия. Затем надо перенести установленный размер симметрично в другое положение и производить аналогичные измерения других диагоналей между точками, указанными заводом-изготовителем. Диагонали измеряются между точками рамы днища кузова и точками переднего или заднего мостов. Некоторые проверки осуществляются с частичным снятием механических узлов.
Большой ангар ИС-7 маячил над деревьями. Он был примерно 30 метров в высоту, 45 метров в ширину и 60 метров в длину – достаточно большая территория, чтобы помес тить туда дирижабль приличных размеров. Но это была только одна часть ИС-7, который на самом деле занимал весь испытательный полигон. В центре стенда находилась огражденная зона в форме эллипса, окруженная высоким земляным валом, мало чем отличающаяся от американских футбольных стадионов или римского амфитеатра. В определенной точке эллипса располагался большой симметричный пламеотражатель ракетного двигателя, установленный в широкой бетонной канаве. Во
время проведения испытаний подвижная конструкция с ракетой выкатывалась на площадку и устанавливалась над пламеотводящим каналом, где ракету заправляли топливом, проверяли и в конце концов запускали. Когда ракета находилась над пламеотводящим каналом, выполнялось подсоединение пневматического, приборно-измери тельного оборудования и силовых проводов.
В строительной практике чугунные радиаторы поставляются с завода сборками и уже на объекте группируются в приборы той мощности, которая предусмотрена проектом. (Отсоединение и подсоединение секций производят с
помощью специальных ключей; радиаторы при этом закрепляются на верстаке; работу выполняют два человека.) В присоединительные отверстия конечных секций ввинчиваются глухие пробки, в точках подключения прибора к трубопроводной сети – проходные. В качестве уплотнений используются прокладки из термостойкой резины или паронита, в зависимости от температуры теплоносителя.
Однако в реальных эксплуатационных условиях реализовать такие постоянно регулируемые впускные системы для автомобильных двигателей достаточно трудно не только с точки зрения затрат, но и сложности исполнительного механизма, а также его срока службы. Поэтому на практике реализуются более
простые системы с перепуском части наддувочного воздуха на вход турбины, а также двухступенчатые впускные трубопроводы с различной длиной или, соответственно, с неодинаковыми поперечными сечениями. Какую из этих форм впускного трубопровода выбрать – зависит не только от конструкции соответствующего двигателя, но и от количества его цилиндров. Количество цилиндров играет здесь важную роль, так как оно определяет форму волны и силу пульсаций во впускной системе.
Углошлифовальные машины Bosch GWS (10-125С, 10-125СЕ, 14-125С, 14-125СЕ) – профессиональные инструменты мощностью 1020, 1020, 1400, 1400 Вт. «Болгарки» Bosch обладают солидной мощностью при довольно малых размерах. Так, габариты 1400-ваттных моделей такие же, как у 1020-ваттных. При этом, несмотря на компактность, их надежность не снизилась. Применение
бронированной обмотки обеспечивает эффективную защиту от абразивной пыли. Индекс «Е» в маркировке сообщает о наличии электроники, позволяющей регулировать обороты в широком диапазоне и тем самым подбирать режимы для резки или шлифовки. Помимо этого, электронная схема в самом начале процесса резки или шлифовки автоматически увеличивает мощность инструмента, чтобы обеспечить плавный старт. Инструменты фирмы Bosch отличаются компактностью и высокой удельной мощностью. С этой точки зрения особенно примечательна модель GWS 14-125CE, которая, не превосходя GWS10-125C по размерам, имеет более мощный двигатель и современные электронные системы управления.
Магазин дисковый – подвид отъемного магазина, где патроны уложены по кругу поперек оси «диска», каковая ориентирована поперек оси огнестрельного оружия, примыкается в зависимости от конструкции снизу или сверху, реже сбоку. Стандартные «рожки» превосходят все виды «дисков» надежностью и себестоимостью, хотя уступают им емкостью и компактностью. Последняя важна при стрельбе из положения лежа (при нижнем расположении магазина), либо же для визуальной
маскировки огневой точки (при верхнем расположении магазина). В современных системах «диски» почти не используются.
Выполнение сварки на горизонтально располагаемых деталях кузова. Для выполнения такой сварки, так же как и для прихватки точками, на горелку
необходимо установить сопло, соответствующее толщине сварки. Нормальный расход газа 100 л/ч на 1 мм толщины сварки. На практике стандартный расход составляет 50-70 л. Для меньшей горелки принимают и меньший расход. В действительности листовая обшивка кузовов легковых автомобилей имеет толщину менее 1 мм.
Термин «баллистическая» – сугубо технический. Траектория таких ракет состоит из двух этапов. Первый – активный этап. При включенных двигателях ракета разгоняется до такой степени, что преодолевает плотные слои атмосферы, выходит в безвоздушное пространство, достигая высоты в десятки километров. Затем двигатели последней (для нас – второй) ступени выключаются. От ступени отделяется
головная часть с боевым зарядом. Она в свободном полете по баллистической кривой достигает цели в любой точке Земного шара согласно заданной программе.
Ответ. Все трубопроводы независимо от транспортируемого продукта должны иметь дренажи для слива воды после гидравлического испытания и воздушники в верхних точках трубопроводов для удаления
газа. Места расположения и конструкция воздушных и дренажных устройств трубопроводов устанавливаются проектной документацией (84).
В качестве первой ступени используется дозвуковой или сверхзвуковой самолёт. За
пределами атмосферы включаются ракетные разгонные двигатели, которые выводят космический аппарат в космос. В ряде случаев в качестве космического аппарата применяется орбитальный самолёт, который после выполнения программы космического полёта способен совершить планирующий спуск в атмосфере и посадку на аэродром. Такое сочетание авиационных и ракетных средств позволяет отказаться от космодромов, обеспечивает многоразовость составляющих систему блоков, расширяет выбор точек старта, параметров орбиты и время старта. Помимо очевидного снижения финансовых затрат, повышается экологическая чистота запуска космического аппарата, практически ликвидируется необходимость зон отчуждения на земле и т. п. В СССР, а затем в России проведены проектные разработки по созданию таких систем. Наиболее известны «Спираль» и МАКС, в ходе которых получены положительные результаты, подтверждающие целесообразность дальнейших разработок.
Разметка для проведения проводки является очень ответственным этапом в электромонтажных работах, подходить к ней нужно со всей возможной тщательностью и ответственностью. Выполняется она в два этапа: сначала определяются точки установки светильников, выключателей и розеток, а затем выполняется разметка трассы самой электропроводки от группового щитка. При выполнении разметки следует соблюдать нормы расстояний от
элементов проводки до пола, трубопроводов, дверных и оконных проемов и др. (см. «Составление схемы электропроводки»).
Одной из первых попыток был проект создания в начале 60-х годов ХХ века подвижного железнодорожного ракетного комплекса с размещением на нем баллистических ракет средней дальности Р-12. Предполагалось, что состав из 20 вагонов, из которых
шесть представляли собой пусковые установки, а остальные – средства обеспечения функционирования ракетного поезда на боевом дежурстве, – будет курсировать по железнодорожной сети страны, время от времени останавливаясь в заранее намеченных точках.
Топливный бак (или бензохранилище) – это специальная металлическая емкость вместимостью 40–80 литров, которая чаще всего устанавливается в задней (более безопасной) части легкового автомобиля. Топливо в бензобак заливают через горловину, в которой предусмотрена трубка для выхода воздуха при заправке. На некоторых машинах в
самой нижней точке бензобака есть сливная пробка, позволяющая при необходимости полностью очистить бак от нежелательных составляющих бензина – воды и мусора.
Варистор Z2 установлен между средней точкой конденсаторов C5 и C6 сетевого фильтра и корпусом источника питания. Этот элемент выполняет защитные функции при
попадании потенциала на корпус прибора. Напряжение на Z2 в нормальных рабочих условиях не превышает 170 В или, если быть точным, 155 В при первичном питании от 220 В и 162 В при питании от 115 В. Попадание фазного напряжения на корпус вызовет увеличение напряжение на Z2, его сопротивление уменьшится и предохранитель F1 сгорит.
Снаружи по окружности поршня в
отдельных канавках расположены поршневые кольца. Поршень прилегает к внутренней поверхности цилиндра неплотно. Поршневые кольца, вопервых, препятствуют попаданию вниз газа, образующегося при работе двигателя, во-вторых, не пропускают моторное масло в камеру сгорания, которая находится над поршнем и расположена над верхней мертвой точкой (о том, что это такое, рассказывается далее).
После подгонки дверей их снимают и производят точечную сварку тех участков стойки с другими деталями, которые для этого предназначены. Разрезы, выполненные пилой, заваривают преимущественно сплошным швом кислородно-ацетиленовой горелкой в струе защитного газа. В местах, недоступных для точечной сварки,
производят сварку глухими точками, затем заравнивают места сварки и ведут подготовку поверхностей.
Так, например, представляется интересным и весьма перспективным их применение в устройстве нетрадиционных
систем обогрева – теплых полов. Последние, кстати, более целесообразны, чем привычные батареи, в первую очередь с точки зрения эффективности (в близких нам по климату Cкандинавских странах в настоящее время до 80% строящихся домов оснащаются теплыми полами). При этом экономия налицо, поскольку больше не приходится чрезмерно повышать мощность отопительных установок, чтобы прогреть обычно самую холодную зону у пола.
Рабочее заземление– присоединение к заземляющему устройству какой-либо точки электрической цепи, необходимое для обеспечения надлежащей работы установки в нормальных или
аварийных условиях, что осуществляется непосредственно или через специальные аппараты (пробивные предохранители, разрядники и резисторы) называется.
Работу можно считать завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей среды. Только после полного охлаждения можно реально оценить
результат. Для ускорения охлаждения применяют мокрую ветошь или пропитанную водой губку. Если необходимы дополнительные точечные нагревы, то их делают не более двух-трех между каждым охлаждением. Их располагают вокруг центральной точки.
Для обеспечения подачи масла к трущимся
деталям двигателя предназначен специальный прибор – масляный насос. С механической точки зрения масляный насос устроен несложно: он состоит из двух шестерен и имеет привод от коленвала двигателя. Коленвал приводит в движение шестерни масляного насоса, которые своими зубьями нагнетают масло в главную масляную магистраль.
ГОА «Мир» снабжены современной видеоаппаратурой для подводных видеосъемок, а также
подводными фотосистемами. Аппараты оборудованы наружным световым и радиомаяками, которые позволяют обнаруживать их на поверхности после всплытия: система радиопоиска на судне обеспечения принимает сигналы от радиомаяка и указывает направление на точку всплытия аппарата.
Торможение – процесс, направленный на снижение
скорости транспортного средства вплоть до его полной остановки. Торможение является чрезвычайно важным и в то же время довольно трудным с точки зрения формирования навыков элементом управления автомобилем. Умение грамотно и эффективно тормозить – одно из условий обеспечения безопасности при движении на автомобиле.
Любопытно сопоставить нашу программу с подобной немецкой, осуществляемой фирмой «Мерседес-Бенц». Немцы пересмотрели 19 параметров в своем проекте, НАМИ – свыше 40 по четырем основным направлениям: технологии изготовления и эксплуатации, снижению вредных выбросов двигателя, шума и вибраций, количества и вредного воздействия
продуктов износа в горюче-смазочных материалах. С одной стороны, это свидетельствует о разных точках отсчета и об основательности программы. Вот только с исполнением намеченного у нас не все пока обстоит благополучно. Денег нет у разработчиков, чтобы провести испытания на полигоне, а затем и рекомендовать машину к серийному выпуску. А жаль, хороший получился грузовоз.
Коллиматор, имеющий прицельную марку, «висящую в воздухе», совершенно не закрывает поле зрения и полностью свободен от этого недостатка – вынос точки прицеливания по направлению полета птицы ни в каких случаях не экранирует ружьем цели, позволяя выбрать совершенно правильное упреждение и даже скорректировать внезапный резкий маневр дичи (это иногда происходит, когда летящая утка видит движение стрелка, поднимающего ружье). Помимо этого, марка коллиматора подсвечивается и видна даже в абсолютной темноте. При всем этом хороший коллиматор обладает автоматической регулировкой яркости, что позволит
эффективно стрелять при резкой смене направления стрельбы: пропустили на штык – стреляете в угон (в одном из этих направлений по отношению к другому условия освещения из-за луны/солнца или восхода/ заката могут очень существенно отличаться). Ручная регулировка яркости может быть этому препятствием.
Современные АФА имеют в плоскости прикладной рамки 4-8 оптических координатных меток, размещенных по углам кадра, или равномерно распределенную по полю сетку крестов с шагом 1-2 см. Причем оптические координатные метки имеют специальные признаки, что допускает автоматическое определение их номеров и распознавание точки, к которой
отнесены координаты. Современные аэрофотоаппараты имеют формат кадра 18×18, 23×23 или 30×30 см и оснащены специальными устройствами, обеспечивающими: аэрофотосъемку с заданным перекрытием;