Связанные понятия
Экстренное торможение — торможение, применяемое для остановки транспортного средства (автомобиля, поезда) при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств транспортного средства, а также возможностей водителя (шофёр, машинист) применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления колёс с путём и других внешних условий.
Система распределения тормозных усилий (англ. Electronic brakeforce distribution, EBD) — продолжение развития системы ABS. Принципиальное отличие EBD и других систем от базовой ABS в том, что они помогают водителю управлять автомобилем постоянно, а не только при экстренном торможении, когда водитель ударяет по педали тормоза. При резком торможении на неоднородном покрытии автомобиль начинает разворачивать. Это происходит от того, что степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое...
Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti-lock braking system) — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы — сохранение устойчивости и управляемости автомобиля (тормозной путь в некоторых случаях может быть больше, чем без системы ABS)
Противобуксовочная система (ПБС), (нем. Antriebsschlupfregelung, ASR), Антипробуксовочная система (АПС), Система контроля тяги (англ. Traction control system, TCS, TRC; Dynamic Traction Control, DTC) —
Автома́т торможе́ния (англ. Autobrake) — система автоматического торможения шасси, предназначенная для предотвращения возникновения юза и заклинивания колёс самолёта. Применяется обычно в тормозных колёсах шасси, оснащенных дисковыми тормозами. Система предназначена для использования на коротких взлётно-посадочных полосах. Её использование даёт больший запас безопасности за счёт сокращения посадочной дистанции.
Упоминания в литературе
♦ Чаще всего водители
используют плавное торможение. При движении по сухому покрытию водитель плавно нажимает на педаль тормоза, постепенно замедляя скорость движения транспортного средства, а при движении на скользкой дороге – не допуская полной блокировки колес (поскольку это может стать и причиной заноса). При плавном торможении узлы и агрегаты автомобиля подвергаются наименьшим нагрузкам, что способствует предотвращению их преждевременного износа и, как следствие, увеличению срока эксплуатации.
• Чаще всего водители
используют плавное торможение. При движении по сухому покрытию водитель плавно нажимает педаль тормоза, постепенно замедляя скорость движения транспортного средства, а при движении на скользкой дороге – не допуская полной блокировки колес (поскольку это может стать причиной заноса). При плавном торможении узлы и агрегаты автомобиля подвергаются наименьшим нагрузкам, что способствует предотвращению их преждевременного износа и, как следствие, увеличению срока эксплуатации.
Кроме того, на скользкой или заснеженной дороге часто применяется еще один
безопасный способ торможения, который называется «торможение двигателем». Сущность его заключается в том, что водитель для снижения скорости движения автомобиля переходит на пониженные передачи. В результате скорость снижается за счет уменьшения крутящего момента, передаваемого двигателем на ведущие колеса автомобиля. С помощью такого торможения значительно снижается вероятность ухода автомобиля в занос (рис. 1.4).
Самыми неверными реакциями на крутой поворот являются резкое торможение или, наоборот, увеличение скорости. Не следует применять ступенчатое или прерывистое
торможение. Это может привести к блокированию колес. Блокировка даже одного колеса автомобиля приведет к еще более сильному заносу. А если все колеса заблокируются одновременно, транспортное средство выполнит сильное скольжение по касательной к по во ро ту.
7. На скользкой дороге желательно включение повышенных передач с небольшой задержкой в фазе нейтральной передачи, чтобы сделать разгон более мягким. Пользуйтесь перегазовкой, при включении пониженных передач, чтобы исключить резкое замедление ведущих колес. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач. Это позволит противодействовать возникновению
заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей, чтобы не заглушить двигатель при экстренном торможении
Связанные понятия (продолжение)
Юз — скольжение по опорной поверхности (дороге, рельсам) колёс транспортного средства (автомобиля, трамвая, железнодорожного вагона), при котором линейная скорость поверхности колёс отличается (ниже, выше) от скорости опорной поверхности относительно транспортного средства.
Буксование (также пробуксовка, от нем. Büchse — букса) — проскальзывание ведущих колёс (гусеничной ленты) транспортных средств при попытке разгона из-за утраты их сцепления с поверхностью дороги. При пробуксовке колёса «вращаются, скользя, но не двигаясь с места», и поступательное перемещение транспортного оказывается меньше, чем в отсутствии проскальзывания, или отсутствует вообще. На железнодорожном транспорте термин, обозначающий этот же эффект, может иногда писаться в варианте «боксование».
То́рмоз — устройство для замедления или остановки движения и/или вращения механизма машины, транспортного средства.
Тормозная система предназначена для снижения скорости движения и/или остановки транспортного средства или механизма. Она также позволяет удерживать транспортное средство от самопроизвольного движения во время покоя.
Реверсивное торможение — вид торможения, при котором тормозной момент создаётся за счёт изменения направления тяги двигателя на противоположный движению.
Занос — нарушение движения автомобиля или мотоцикла вдоль продольной плоскости колёс. Вызывается умышленно водителем (для скоростного прохождения поворотов), либо неумышленно.
Система помощи при спуске (HDC, Hill Descent Control; DAC, Downhill Assist Control; DDS, Downhill Drive Support; DBS, Downhill Brake Control) — система, предназначенная для предотвращения ускорения автомобиля при движении по горным дорогам под уклон, а также для эффективного подъема.
Эффект шимми (англ. wobble, speed wobble, tank-slapper, death wobble) — возникновение быстрых колебаний (частотой 4…10 Гц), как правило, на рулевых колесах транспортного средства. В момент возникновения шимми транспортное средство в целом не подвержено влиянию колебаний, однако с нарастанием их амплитуды происходит потеря управления из-за усиливающегося рыскания. Угроза развития шимми, теоретически, существует у любых транспортных средств с одной точкой приложения управляющего воздействия при наличии...
Боксова́ние — железнодорожный термин, обозначающий срыв сцепления между колесом и рельсом при реализации тягового усилия локомотивом или моторным вагоном. Проявляется во внезапном и значительном увеличении скорости вращения колёсной пары или колеса и вызвано превышением в данный момент времени приложеного тягового усилия над максимально реализуемым в данной точке контакта колеса и рельса. Может происходить как при трогании поезда с места, так и в движении. После срыва в боксование коэффициент трения...
Система помощи при экстренном торможении автомобиля (англ. Brake Assist System, BAS; Emergency brake assist в разг. речи «дотормаживатель») — автомобильная электронная система, анализирующая скорость прикладываемого водителем усилия к педали тормоза. В случае, если к педали тормоза приложено резкое воздействие — это приводит к срабатыванию тормозного ассистента, который развивает максимально возможное усилие, вне зависимости от реакции человека. Срабатывание данной системы воспринимается водителем...
Рекуперати́вное торможе́ние (от лат. recuperatio «обратное получение; возвращение») — вид электрического торможения, при котором электроэнергия, вырабатываемая тяговыми электродвигателями, работающими в генераторном режиме, возвращается в электрическую сеть.
Балансировка колёс — процесс уменьшения до приемлемого уровня дисбаланса колеса, диск, ступицы, крепления колеса и элементов подвески.
Ходоуменьши́тель — механизм, составная часть трансмиссии самоходной машины (трактора, экскаватора, погрузчика, лесопосадочной, дождевальной и др. машины), предназначенный для получения особо низких рабочих скоростей. Необходимость в ходоуменьшителе возникает, если рабочая скорость машины ниже её транспортной скорости. Ходоуменьшитель может исходно составлять часть трансмиссии машины или может встраиваться в неё в качестве дополнительного оборудования. Ходоуменьшитель не предназначен для использования...
Амортиза́тор (от фр. amortisseur) — устройство для гашения колебаний (демпфирования) и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса самого транспортного средства, посредством превращения механической энергии движения (колебаний) в тепловую.
Парашютно-тормозная установка (ПТУ) или Парашютно-тормозная система (ПТС) служит для торможения транспортного средства и разгрузки тормозной системы колёс, уменьшает дистанцию пробега при торможении путём искусственного увеличения лобового сопротивления.
Велосипедный переключатель скоростей или дерэ́йлер (через англ. от фр. dérailleur — «сбрасыватель с рельсов»), также суппорт — часть велосипедной трансмиссии, предназначенная для изменения частоты вращения и крутящего момента. Переключение передач управляется ручкой переключения.
Автосто́п — комплекс устройств на локомотиве и на пути, который, в случае потери бдительности машинистом, приводит в действие автотормоза состава, тем самым осуществляя экстренное торможение поезда. Автостопы применяются совместно с устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.
Остановочный путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь.
Тяговые расчёты — прикладная часть теории тяги поездов, в которой рассматриваются условия движения поезда и решаются задачи, связанные с определением сил, действующих на поезд, и законов движения поезда под воздействием этих сил.
Проходи́мость — способность транспортного средства передвигаться по дорогам низкого качества и вне дорожной сети, а также — преодолевать искусственные и естественные препятствия без привлечения вспомогательных средств. Проходимость является одной из составных характеристик подвижности транспортного средства, как правило — она задаётся при проектировании техники исходя из её предполагаемого назначения с учётом экономической целесообразности.
Железнодорожный тормоз — устройства, которые создают искусственные силы сопротивления, необходимые как для регулирования скорости, так и для остановки подвижного состава.
Велосипе́д (стар. фр. vélocipède, от лат. vēlōx «быстрый» и pes «нога») — колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены велосипеды с двумя колёсами, но бывают и трёхколёсные велосипеды. Стал использоваться как средство передвижения ещё до широкого распространения городского общественного транспорта, в том числе автобусов, троллейбусов и трамваев. Также популярен...
Подвеска автомобиля , или система подрессоривания, — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Входит в состав шасси.
Электри́ческий велосипе́д (электровелосипед, пауэрбайк, e-bike, pedelec (англ.)) представляет собой велосипед с электрическим приводом, который частично или полностью обеспечивает его движение. Его называют также велогибридом, хотя гибридный велосипед — это велосипед, сочетающий в своей конструкции как атрибуты горного, так и шоссейного велосипедов.
Активная или адаптивная подвеска — активная система подрессоривания автомобиля, которая управляет вертикальным перемещением колёс относительно кузова. Система позволяет уменьшить до минимума крен кузова в стационарных (равномерное, прямолинейное движение) и нестационарных (разгон, торможение, поворот, буксировка прицепа) режимах движения автомобиля.
Тормоз-замедлитель , ретардер (англ. retarder), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Использование тормоза-замедлителя необходимо для эксплуатации транспортных средств (преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, а также поездов) в горных условиях на длительных спусках. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности...
Механическая коро́бка (переключения) переда́ч (МКПП или МКП) — разновидность коробки передач, механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную. Названа так, поскольку вся её основная функциональность реализуется исключительно за счёт механических устройств, без применения гидравлических или электрических элементов (в отличие от гидромеханической или электромеханической трансмиссий, содержащих в своей...
Педа́ль (через фр. pédale из итал. pedale «педаль» < лат. pedāle «туфля») — подножка или рычаг, нажимаемый ногой, у транспортных средств, а также у некоторых музыкальных инструментов.
Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Кроме того, реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействующий реверсивное устройство.
Дифференциа́л (от лат. differentia – разность, различие) — механизм в составе трансмиссий транспортных и (реже) технологических машин по передаче мощности посредством вращения с одновременным делением единого потока мощности на два дифференциально связанных или суммированием двух независимых потоков мощности в один. Особенность дифференциала и смысл его термина в том, что деление/суммирование потоков мощности этот механизм производит именно дифференциально: каждый из двух исходящих/входящих потоков...
Коро́бка переда́ч ('тж: коробка переключения передач, коробка) — элемент трансмиссии колёсных и гусеничных транспортных средств, предназначенный для расширения диапазона частоты вращения и крутящего момента применяемого двигателя, возможности реверсивного движения, длительного отсоединения работающего двигателя от трансмиссии. По конструкции обычно представляет собой отдельный агрегат, в корпусе (картере) которого находятся те или иные механические передачи вращательного движения, осуществляющие...
Автоматическая коробка передач (АКП, встречается АКПП, «Автоматическая коробка перемены (переключения) передач») — разновидность трансмиссии автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов.
По́лный при́вод (2×2, 4×4, 6×6, 8×8, 12×12, 24×24, 4WD, AWD, Four-wheel drive и т. п.) — конструкция трансмиссии автомобиля, позволяющая передавать крутящий момент (мощность, в случае применения электропривода или гидропривода), создаваемый двигателем, на все колёса, при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо.
Шасси летательного аппарата — система опор летательного аппарата, обеспечивающая его стоянку, передвижение по аэродрому или воде при взлёте, посадке и рулении. Обычно представляет собой несколько стоек, оборудованных колёсами, иногда используются лыжи или поплавки. В некоторых случаях используются гусеницы или поплавки, совмещенные с колесами.
Рекуперати́вно-реоста́тное торможе́ние — разновидность электрического торможения, при котором в процессе изменения скорости последовательно сменяются или накладываются одно на другое рекуперативное и реостатное торможения. Для повышения плавности тормозного процесса, в местах перехода тормозные характеристики перекрываются. Основное преимущество данного вида торможения заключается в том, что в этом случае расширяется область скоростей применения электрического торможения и его эффективность. Данный...
Неподрессо́ренная ма́сса — понятие, применимое к наземным средствам передвижения, имеющим подвеску, которое обозначает массу, включающую массу колёс и других деталей, крепящихся непосредственно к ним (дисков, шин, элементов тормозной системы, находящихся на колесе). Масса остальных элементов, удерживаемых над землёй подвеской, называется подрессоренной массой.
Барабанный тормоз — это вид тормозной системы, состоящей из вращающегося барабана, в котором торможение достигается прижатием тормозных колодок к барабану.
За́дний ход может использоваться на транспортных средствах для маневрирования, для симметричного движения в обе стороны (см. Двустороннее транспортное средство) и для торможения (см. Реверсивное торможение). Для обеспечения возможности движения задним ходом используются разные инженерные решения.
Де́мпфер ры́скания — электрогидравлическое устройство, предназначенное для улучшения собственных демпфирующих свойств самолёта в путевом канале рыскания. Включает в себя датчики скорости рыскания и процессор, который подаёт сигнал на исполнительный механизм, подключённый к рулю.
Стоя́ночный то́рмоз — часть тормозной системы, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности.
Часовой режим — такой режим работы электрических машин, при котором они по условиям нагрева могут развивать максимально возможную мощность на протяжении 1 часа. Более продолжительная работа при таком режиме не допускается из-за вероятности повреждения изоляции от перегрева. При часовом режиме машины способны развить в среднем на 15—20 %, бо́льшую мощность, нежели в продолжительном. Это особенно важно при циклической нагрузке (разгон-выбег-остановка), так как позволяет реализовать больше работы.
Тяговый электродвигатель (ТЭД) — электрический двигатель, предназначенный для приведения в движение транспортных средств (электровозов, электропоездов, тепловозов, трамваев, троллейбусов, электромобилей, электроходов, большегрузных автомобилей с электроприводом, танков и машин на гусеничном ходу с электропередачей, подъемно-транспортных машин, самоходных кранов и т. п.).
Упоминания в литературе (продолжение)
Для снижения скорости движения, остановки и удержания автомобиля в неподвижном состоянии предусмотрены механизмы торможения.
Меры «активной» безопасности автомобиля предусматривают разработку конструкций деталей и узлов, обеспечивающих эффективность торможения и надежность работы тормозного привода, противоблокировочных систем, позволяющих автомобилю двигаться в заданном направлении
при торможении, а также меры по увеличению обзора дороги и окружающей обстановки с места водителя. Сюда относят установку двухрежимного стеклоочистителя, отопителя, вентилятора, которые не допускают обледенения и запотевания стекол.
Следует отметить, что подобное резкое
торможение является причиной быстрого износа тормозных колодок и тормозных дисков, а также деталей и механизмов подвески. Результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют: у тех, кто ездит равномерно и спокойно, тормозные колодки и диски служат в два раза дольше, чем у любителей экстремального вождения. Кроме того, при таком торможении повышается износ шин.
Наиболее распространенный способ, к которому инстинктивно прибегает большинство водителей в предаварийной ситуации, – это паническое, резкое нажатие на педаль тормоза до упора. При большой скорости и скользком покрытии это верный путь к юзу и заносу. На сухой дороге это также отличное средство для ускоренного стирания покрышек. Да и тормозной путь, как это для многих ни странно, возрастает при юзе почти на одну треть. Поэтому надо отучаться от такого способа
торможения и пользоваться другими, более сложными, но и более безопасными и эффективными способами. Если все-таки вы решили воспользоваться этим способом, то постарайтесь не давить на педаль резко, а делать это плавно, постепенно увеличивая силу нажатия.
Следует учитывать, что неравномерный износ покрышек, а также увод машины в процессе движения по горизонтальной площадке с отпущенным рулем указывают на нарушение геометрии подвески. Не забудьте проверить и диски. Они не должны быть битыми или гнутыми. Что касается амортизаторов, их тщательная проверка возможна лишь на специальном стенде. Однако примерно определить их состояние можно после нажатия на крыло автомобиля. Машина при этом должна качнуться не более двух раз. Помните, что на ходу износ амортизаторов сопровождается «клеванием носом»
при торможении, проседанием назад при разгоне. Кроме того, машина будет неуверенно держаться на дороге и уходить с намеченной траектории при повороте.
Травмы при выпадении из движущегося автомобиля наблюдаются реже. В подавляющем большинстве случаев выпадение происходит из кузова, реже – из кабины. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой
поворот, резкое торможение или ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях – в сторону, вперед по ходу движения автомобиля или через задний борт. Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела.
ПДД запрещают не только эксплуатацию, но и дальнейшее движение автомобиля, у которого неисправна рабочая тормозная система. Стоит ли говорить, какими катастрофическими последствиями чреват внезапный отказ тормозов во время
движения или недостаточная эффективность торможения.
Чтобы достичь плавности хода, следует учесть распределение веса нагруженного автомобиля по колесам. Избегайте перегрузки, так как вызванная ею продольная качка может привести к «пробоям» задней подвески, разрыву шин и прочим неприятностям. Существенного улучшения плавности хода можно достигнуть, уменьшив давление в шинах. Проезжая сравнительно короткие впадины, ухабы и бугры, нужно соответственно замедлять или ускорять ход автомобиля, причем тормозить следует перед самой впадиной и пересекать ее без торможения и ускорения, а подачу топлива увеличивать, когда задние колеса начнут выходить из впадины. При езде по плохой
дороге нужно уменьшать скорость, если невозможно объехать препятствие без резких поворотов, которые всегда нежелательны, а часто еще и опасны. Трещины или швы на асфальте следует переезжать, не замедляя ход около самого препятствия. В этом случае шина его «проглотит» или же произойдет короткое подскакивание колеса, которое не повторится кузовом вследствие действия амортизаторов.
При торможении мотор-колеса работают здесь как генераторы, экономя ресурс рабочих тормозных механизмов. В качестве стояночного тормоза используют дисковые тормозные механизмы всех колес. Рулевое управление гидравлическое, примерно такое же, как у Caterpillar.
Чтобы избежать в дальнейшем проблем с уходом за автомобилем, следует еще поинтересоваться у продавца: каким маслом заправляли автомобиль, что залито в бачок омывателя, когда в последний раз проводилась замена рабочих жидкостей (и с каких на какие) и когда заменялись фильтры и некоторые расходные запчасти (например, ремень генератора, аккумулятор, шаровые опоры и тормозные колодки). Ответы на эти вопросы помогут вам в процессе обслуживания автомобиля делать все вовремя, например заменить тормозные колодки до
того, как при торможении автомобиль начнет «свистеть».
• Плавность хода машины – первое условие экономии топлива. Ездить надо стараться как можно равномернее, разумеется, там, где это
позволяет дорожная ситуация. Резкие торможения, как и разгоны, увеличивают расход топлива.
При аварийной посадке, особенно с убранными шасси, длина
пробега самолета из-за сильного торможения быстро сокращается, и резко (иногда в течение десятков долей секунды) гасится скорость. В этом случае на пассажира будет действовать отрицательное поперечное ускорение, достигающее больших величин. Исследования показывают, что поперечное отрицательное ускорение до 8 м/с2 при одетых ремнях безопасности человек переносит без каких-либо заметных изменений в состоянии организма, а при ускорениях в 12 м/с2 и более возможны переломы позвоночника в области шеи, что объясняется незафиксированным положением головы относительно корпуса.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к
экстренному торможению, в местах, определяемых п. 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Фрикционный механизм – устройство, в котором передачу движения, разгон или
торможение осуществляют благодаря силам трения между прижимаемыми друг к другу элементами. Во фрикционном механизме, состоящем из жестких элементов (в передаче, муфте, тормозе фрикционного исполнения), минимальное требуемое усилие прижатия N = F21 / f0, где F21 = -F12 требуемая окружная сила, f0 – коэффициент трения покоя. При этом определяют момент трения, передаваемый благодаря силам трения. Для фрикционной передачи: Т1 = F21R1, T2 = F12R2, откуда Т1 / Т2 = R2 / R1 (только без учета потерь на трение).
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к
экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Более
или менее эффективно проблему управляемости решил американец Джеймс Плимптон (James Plimpton) в 1863 году. Он использовал небольшую резиновую подушечку для торможения вращения оси ролика. Подушечка сжималась при наклоне тела и, когда роллер переносил свой вес, позволяла колесам легко вращаться. Это основная схема современных роликовых коньков. Запатентовав свое изобретение, Плимптон пропагандировал ролики как развлечение для богатых, но с истечением срока действия патента дешевые модели стали популярны среди всех классов населения.
Такая цепь с регулированием скорости изображена на схеме (см. рисунок 1.6) в виде дифференцирующей цепочки, включенной в цепь обратной связи. Увеличение скорости регулирования системы может быть объяснено тем, что при возрастании отклонения X производная dx/dt и само отклонение имеют одинаковые знаки. Их сложение увеличивает воздействие регулятора Y на объект, направленное на уменьшение отклонения X. Таким образом, наличие производной в законе регулирования форсирует действие регулятора на участке возрастания отклонения регулируемой величины. Иначе говоря, для больших значений входных сигналов будут получаться большие максимальные скорости поворотов глаза. Вместе с тем при
выходе глазодвигательной системы на торможение знак производной изменится и будет происходить вычитание сигнала по скорости из сигнала по отклонению.
У многих автомобилей «Мазда» встречается характерный недостаток: неодновременное торможение передних колес, а
также быстрый износ тормозных дисков.
Современный транспорт является зоной повышенной опасности для человека. Существуют следующие виды транспорта – общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро), а также железнодорожный, водный и авиационный транспорт. При посадке и высадке из транспорта пассажира могут подстерегать опасности. Он может быть прижат преждевременно закрывающейся дверью, в зимний период может поскользнуться и получить травму, может быть вытолкнут из общественного транспорта при наличии давки. Кроме того, водитель может непреднамеренно открыть дверь автобуса или троллейбуса до полной его остановки. Большую опасность представляют экстренные
торможения, при которых велика возможность получить серьезную травму из-за падения или из-за того, что при торможении вследствие сил инерции навалится большое количество людей. Также случаются катастрофические поломки автобусов и троллейбусов из-за лопнувшего или отсоединившегося колеса. Особую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия. Во время езды в легковом транспортном средстве следует пристегиваться ремнем безопасности, так как это уменьшает количество и тяжесть травм при аварии. При движении общественного транспортного средства нужно держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя во время движения. Не рекомендуется стремиться попасть в транспортное средство во время давки. Выходить из автобуса и троллейбуса следует только после их полной остановки. При возникновении пожара, задымления салона или в случае дорожно-транспортного происшествия необходимо сохранять самообладание и покинуть транспортное средство через двери или аварийные выходы, в случае необходимости оказать первую доврачебную помощь нуждающимся.
Если вы предполагаете эксплуатировать автомобиль в зимнее время года, не пожалейте денег и обязательно приобретите комплект зимней резины на колеса. Это многократно повысит маневренность автомобиля, его устойчивость на скользкой дороге, эффективность
торможения, да и вообще безопасность езды. Однако постоянно ездить на зимней резине не следует, так как она не приспособлена к эксплуатации в теплое время года.
Я слышу четкие однократные стуки в момент, когда машина трогается с места, при переключении передач, отпускании педали газа или
ее нажатии, после торможения двигателем. Щ-щелк – и тишина. Потом опять: щ-щелк – и ничего больше.
Направление.
Ускорением обычно считают увеличение скорости, но в физике принято, что ускорение всегда есть там, где есть изменение скорости, безразлично, возрастает ли при этом скорость, уменьшается ли или просто изменяет свое направление. Как мы уже упоминали ранее, быстрота есть мера того, как быстро движется боец, в то время как скорость – это не только мера быстроты движения, но и указатель направления движения. Ускорение по определению – это скорость изменения скорости. Прозрачнее для понимания действия силы приведем пример с парашютистами, где в затяжном прыжке они могут кувыркаться в падении, сходиться и расходиться, ускоряться и замедляться только за счет того, что по-разному подставляют себя под силу торможения о воздух. В рукопашном бою, чем быстрее ускоряется боец в том направлении, в котором он наносит удар рукой или ногой, тем большей мощностью будет в результате обладать удар. Это можно объяснить, используя простое уравнение:
Упражнения на быстроту и ловкость требуют высокой интенсивности мышечных сокращений и большой подвижности процессов возбуждения
и торможения. Поэтому сохранение необходимой координации движений при скоростной работе и сложных заданиях, требующих ловкости, может быть достигнуто только при отсутствии значительного утомления, ее нужно проводить в начале основной части тренировки. Работа на выносливость целесообразна во второй половине тренировки, так как к этому времени начинают наиболее полно функционировать органы дыхания, кровообращения. К тому же упражнения на выносливость выполняются с меньшей интенсивностью мышечных сокращений, что позволяет сохранить координацию движений и при некотором утомлении.
Горизонтальная составляющая динамограммы бега и ходьбы состоит из двух полуволн: отрицательной и положительной. Отрицательная полуволна соответствует начальной фазе периода
опоры, когда происходит неизбежное торможение. Нога в этой фазе, амортизируя, замедляет и прекращает опускание тела вниз. При этом у квалифицированных бегунов ОЦМТ снижается на 2–2,5 см, а опорная нога испытывает нагрузку, превышающую вес бегуна в 3–3,8 раза.
В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем – слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта,
несовершенство процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Поэтому в данном случае важны профессиональные отбор и ориентация, основанные на медицинских показателях и основываться на точном выяснении требований трудового процесса к степени функционального напряжения различных физиологических систем.
Для диагностики острого утомления можно воспользоваться методикой изучения функционального состояния зрительного анализатора, в частности критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Резкое снижение КЧСМ после физической и нервной
нагрузки указывает на торможение в ЦНС вследствие наступающего утомления. Методика проста и доступна в любых условиях.
Во время хоккейного матча хоккеистам приходится
выполнять различные приемы: торможения, остановки, броски, быстрые старты, силовые единоборства и т. д. Только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц, могут эффективно выполнить эти и другие действия. Выявлена прямая зависимость между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсмена.
Физиологическое воздействие вибрационного массажа весьма разнообразно и зависит от частоты, амплитуды и длительности вибрации. К действию вибрационного раздражителя наиболее чувствительны сосудистая, мышечная и нервная (в частности, вегетативная) системы. В
механизме лечебного эффекта вибраций имеет большое значение их обезболивающее действие в связи с развитием охранительного торможения в корковых клетках. Вместе с тем анестезирующий эффект на месте воздействия больше выражен при действии вибрации с частотой 100 Гц, чем 50 Гц. Под влиянием механических колебаний появляется ощущение тепла в месте воздействия, обнаруживается местная гиперемия (покраснение) и повышается температура, причем в большей степени с увеличением применяемых частот колебаний или длительности процедур. В то же время необходимо знать, что при частоте 100 Гц чаще наблюдаются повышение артериального давления (АД) и учащение пульса, при более низких частотах (50 и особенно 10 Гц) – снижение АД и урежение пульса.
♦
торможение двигателем, если не установлен карбюратор с системой, отключающей подачу топлива при торможении двигателем.