Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач (также АКПП или «автоматическая коробка перемены (переключения) передач», далее — просто АКП) — коробка передач, устройство и механика работы которой позволяют ей в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение, переходить (переключаться) с одного передаточного отношения на другое, обеспечивать упрощённую для водителя процедуру трогания с места и выполнять это всё автоматически, наиболее оптимально подстраиваясь под заданную водителем скорость движения в текущих дорожных условиях.

Автоматическая КП есть один из двух (наравне с механической КП) широко распространённых типов коробок передач, применяемых на разноплановых колёсных, гусеничных и рельсовых транспортных средствах. Конструкция современных АКП не имеет общего вида, но ввиду того, что в исторической ретроспективе подавляющее большинство АКП сделаны на основе планетарных коробок передач в сборе с гидротрансформатором, под АКП по умолчанию (если не оговорено особо) понимается именно подобная конструкция. Её же в речевом обиходе зачастую называют «гидромеханическая АКП», хотя определение «гидромеханический» более корректно применять ко всей трансмиссии целиком, а планетарная коробка передач вообще не является обязательным элементом гидромеханических трансмиссий. Автоматизированные КП на валах и простых зубчатых передачах в стандартной для такой схемы комбинации с фрикционным сцеплением в современной терминологии принято называть роботизированными, хотя по своему функционалу они подпадают под вышеупомянутые критерии автоматической работы и могут считаться АКП. И также в роли АКП могут выступать вариаторы, хотя по своим принципам работы они вообще не являются коробками передач.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я