Связанные понятия
Затяжка времени (англ. Timewasting) — в командных игровых видах спорта разновидность неспортивного поведения, заключающаяся в том, что спортивная команда по ходу матча, владеющая игровым снарядом и преимуществом в счёте, не предпринимает каких-либо активных действий против соперника. Как правило, затяжка времени может происходить ближе к концу тайма.
Задержка игры (англ. Delay of game) — действия спортивной команды или спортсмена, направленные на затягивание соревнования с целью сохранения своего преимущества и доведения его до победного конца. Зачастую в игровых видах спорта это классифицируется как нарушение, если команда совершает такие действия дольше допустимого времени, и наказывается каким-либо штрафом. Встречается в американском футболе, канадском футболе, хоккее с шайбой и обычном футболе. Подвид задержки игры — затяжка времени.
Футбольный удар (англ. soccer kick или (англ. soccer ball kick, порт. tiro de meta) — вид удара ногой, который применяется в спортивных играх (футбол, регби) для задачи ускорения спортивному снаряду. В спортивных единоборствах (смешанные единоборства, вале-тудо, пурорэсу) он используется для нанесения физического вреда сопернику, когда он лежит на ринге, стоит на коленях или пытается встать. Подобная техника впервые была применена в UFC в 1993 год3, когда Жерар Гордо подобным ударом победил Тейла...
Пробежка (англ. travelling) — нарушение правил в баскетболе: запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении во время контроля мяча на площадке сверх установленных ограничений. Игрок с мячом в руках имеет право...
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время...
Подробнее: Число игроков (футбол)
Упоминания в литературе
«Войти в игру». Этот термин, как правило, относится к футболистам, выходящим на замену, и означает обретение такого состояния, при котором игрок способен на наиболее активные и полезные действия, причем не только индивидуальные, но и при взаимодействии с партнерами по команде. Отмечу, что это не очень-то и просто – выйти со скамейки запасных на поле и, окунувшись в атмосферу жаркой схватки, сразу найти свое место и уверенно вписаться в игру. С этой проблемой сталкиваются не только новички, но и умудренные многолетним опытом футболисты. Вот несколько характерных ошибок футболистов, не сумевших «войти в игру»: бесполезные забегания, неточные передачи, отсутствие взаимопонимания с партнерами по команде, попадание в офсайд (а для защитника – ошибка при выполнении искусственного офсайда) и др.
Как показывает практика, эффективно «войти в игру» со скамейки запасных футболисту помогает энергичная разминка.
«Войти в игру». Этот термин относится, как правило, к футболистам, выходящим на замену, и означает обретение такого состояния, при котором игрок способен на наиболее активные и полезные действия, причем не только индивидуальные, но и при взаимодействии с партнерами по команде. Отмечу, что это не очень-то и просто – выйти со скамейки запасных и, окунувшись в атмосферу жаркой схватки на поле, сразу найти свое место и уверенно «вписаться» в игру. С этой проблемой сталкиваются не только новички, но и умудренные многолетним опытом футболисты. Вот несколько характерных ошибок футболистов, не сумевших «войти в игру»: бесполезные забегания, неточные передачи, отсутствие взаимопонимания с партнерами по команде, попадание в офсайд (а для защитника – ошибка при выполнении искусственного офсайда) и др.
Как показывает практика, эффективно «войти в игру» со скамейки запасных футболисту помогает энергичная разминка.
Таким образом, наиболее далекими от исконных традиций следует признать заведомо соревновательные, турнирные стили. Их цель – победа в игре по строго заданной схеме правил и запретов, их техники – минимально возможный набор из хорошо оцениваемых арбитрами приемов, а поле битвы – ярко освещенный, сухой и теплый ринг с гладким безопасным покрытием. Противник всегда один, в большинстве случаев – соответствующих вашим веса и степени мастерства (цвета пояса), время схватки невелико, и т. д. К сожалению, в таких тепличных условиях у спортсмена не возникает ощущения реальной опасности для здоровья и жизни, а цена каждого
конкретного действия невысока. Двадцать три века назад Чжуан Цзы сказал:
В школах фехтования существовало несколько принципиальных подходов к таким положениям. Первый гласил,
что позиции являются основой боя с мечом, и самурай должен в момент поединка обязательно принимать ту или иную позицию. Сходиться надо не сразу, а, зафиксировав, например, меч у правого плеча, медленно двигаться по кругу, выбирая удобный момент для атаки. Принцип, которому следовал ряд школ в Киото и Эдо, гласил: «Ноги подобны лапам кошки, а меч неподвижен, как горный пик. Можно было вообще застыть недвижимым, как гора Фудзияма», подняв меч над головой, и ждать, когда противник сделает первый выпад, чтобы опередить его или поймать на контратаке. Эти позиции имели еще и особое мистическое значение, так как повторяли позы духов – хранителей буддийского пантеона, как бы намекая на сакральный исток боя, на связь боя земного со схватками духов-ками где-то на небесах.
Удар, выполняемый быстро от начала до конца, со стратегической точки зрения, ведет к преимуществу. Расстояние – очень интересный аспект схватки, который зачастую оказывается в тени. Обычно мы полагаем, что расстояние – это дистанция между участниками боевого взаимодействия. Так, например, дистанцию можно увеличить, сделав шаг назад, или сократить, сделав, соответственно, шаг вперед. Если в распоряжении бойца достаточно пространства, чтобы ускорить наносимые удары, то в момент контакта они будут иметь большую мощь, поскольку есть возможность увеличить количество движения. Если боец находится чересчур близко к противнику, то его ударам не будет хватать расстояния для сокрушительных ударов. Из-за присущих человеку физических особенностей максимальное расстояние, с которого удар можно
провести успешно, ограничено длиной рук или ног. Однако, используя скорость вращения конечностей, расстояние можно продлить далеко за границы зоны досягаемости и получить преимущество по силе.
Связанные понятия (продолжение)
Правило трёх очков за победу (англ. Three points for a win rule) — правило начисления очков футбольным командам во внутренних национальных чемпионатах, групповых этапах клубных турниров и соревнований национальных сборных, заключающееся в следующем: за победу команда получает три очка в турнирной таблице, за ничью получает только одно очко и в случае проигрыша очков не получает. Ранее команда получала за победу только два очка.
Тэкл (англ. Tackle) (T) — позиция игрока в американском футболе. До тех пор, пока в американском футболе не сложилась система узкой специализации игроков защиты и нападения, одни и те же футболисты выступали как в роли оффенсив тэклов (когда команда играла в нападении), так и в роли дефенсив тэклов (когда команда играла в защите).
Кана́дский футбо́л (англ. Canadian football, фр. football canadien) — командный вид спорта, возникший в Канаде. Сочетает сложные стратегии с интенсивной игрой. Цель игры — с овальным мячом в руках войти в зачётное поле соперника в конце площадки. Мяч можно проносить в руках (бег) или бросать игроку своей команды (передача). Очки зарабатываются различными способами, например при пересечении с мячом линии ворот, броске мяча другому игроку, находящемуся за линией ворот, блокировке ног противника с мячом...
Кила — разновидность командного вида спорта, русская игра в мяч, корни которой уходят во времена Новгородской республики. Кила содержит элементы приемов силового единоборства, в отличие от традиционного футбола, в килу играют руками и ногами, не исключая иных частей тела. Целью игры является занесения мяча в зачетную зону противника, которая находится за одной из линий игрового поля и обороняется стороной противника.
Бокс (от англ. Boxing) — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей...
Американский футбол , известный в США как футбол — контактный командный вид спорта. В нём принимают участие две команды, по одиннадцать игроков с каждой стороны, играют овальным мячом на прямоугольном поле, длиной 120 ярдов (109,728 метра), из них 100 ярдов (~91,45 метров) — игровая зона и по 10 крайних ярдов — очковые зоны команд (англ. end zone) и шириной 53,3 ярда (48,738 метра) с воротами в виде рогатки на обоих концах. Команда должна владеть мячом для продвижения его в очковую зону, неся или...
Финский бейсбол или песапалло (pesäpallo, швед. boboll, дословно «гнездомяч») — командная спортивная игра с битой и мячом, часто называемая национальным видом спорта Финляндии. Известна также в других странах, включая Германию, Швецию, Швейцарию, Австралию, канадскую провинцию Северное Онтарио (последние две — благодаря наличию значительной скандинавской диаспоры). Игра напоминает лапту и бейсбол.
Раннинбек или задний бегущий (англ. Running back, RB) — позиция игрока в американском футболе. Основные функции игрока: получить мяч (вкладку) от квотербека после начала розыгрыша, и произвести вынос через свободный путь (любую траекторию) сквозь защиту оппонента и набрать как можно больше ярдов. Помимо этого, раннинбек может также принимать пасы от квотербека или блокировать защитников соперника.
Центр (C) — позиция игрока в американском и канадском футболе. Центром называется игрок, находящийся посередине линии нападения. Основная задача центра — передача мяча квотербеку в начале каждого розыгрыша (т. н. «снэп»).
Первый свод правил
игры в хоккей с мячом был издан в 1891 году при создании в Англии Национальной ассоциации бенди. В 1897 году в России появляется собственный вариант правил, разработанный Петром Москвиным. К 1907 году свой вариант правил игры был принят в Швеции. К середине XX века в действии оставались российский (использовавшийся в СССР) и шведский (применявшийся в Швеции, Финляндии и Норвегии) варианты правил. В 1955 году два варианта были полностью унифицированы и эта версия используется во...
По правилам американского футбола в каждый момент матча на поле должно находиться по одиннадцать игроков от каждой команды. Роли, которые выполняют на поле игроки, называются позициями (в зависимости от роли игрок занимает то или иное место на поле как во время розыгрыша, так и после него). Командам разрешается неограниченное число замен после каждого розыгрыша, поэтому внутри каждой команды обычно можно выделить три группы игроков: нападение (команда, владеющая мячом и пытающаяся набрать очки...
Подробнее: Позиции игроков в американском футболе
Во́дное по́ло (англ. Water polo) — спортивная командная игра, которая проводится в воде. Игра может проходить как в естественных водоёмах, так и в бассейнах. Одновременно в игре участвуют две команды, задача которых забить как можно больше голов в ворота соперника за время игры.
Волейбо́л (англ. volleyball от volley — «удар с лёту» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на...
Тяжёлый или мощный форвард (англ. Power Forward) или четвёртый номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200—215 см. Игроки этого типа легко могут забивать мяч в кольцо сверху (Слэм-данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников...
Пик-н-ролл (англ. Pick and roll, по-русски — «двойка») — англоязычное название атакующей комбинации в баскетболе, разыгрываемой двумя игроками. Игрок нападающей команды, владеющий мячом и опекаемый игроком защищающейся команды, движется в сторону товарища по команде, который ставит заслон (pick) на пути защищающегося игрока. Защищающийся игрок оказывается вынужден выбирать, кого ему опекать - владеющего мячом или поставившего экран. Если он переключается на заслоняющего, то владеющий мячом может...
Кри́кет (англ. cricket) — командный неконтактный вид спорта, входящий в семейство игр, в которых используются бита и мяч. Крикет зародился в XVI веке на юге Англии. К концу XVIII столетия игра стала одним из национальных видов спорта. Экспансия Британской империи способствовала распространению игры по всему миру. Первые тестовые матчи между сборными командами были проведены в середине XIX века. Крикетный матч предполагает соревнование двух команд, каждая из которых представлена одиннадцатью спортсменами...
Блокирование — технический элемент игры в волейбол, применяемый для противодействия атакующим ударам соперника, заключающийся в преграждении пути полёта мяча с помощью выпрыгивания и выставления рук над сеткой.
Катеначчо (итал. Catenaccio) — тактическая схема в футболе с акцентом на оборону и совершаемых тактических фолах; в переводе с итальянского означает приблизительно следующее: дверь, которую невозможно пройти или дословно дверной засов. Катеначчо подразумевает высокую организацию игры и эффективную защиту, что позволяет свести к минимуму возможность прохождения через неё игроков соперника.
План Реви (англ. Revie Plan), чаще известен как «Бразильская система» — тактическая схема игрового построения в футболе, названная в честь Дона Реви, известного игрока «Манчестер Сити». Подобную систему применял его клуб в 1950-е годы, и Реви играл большую роль в выполнении плана этой системы.
Велобол — командная игра с мячом велосипедами, как правило, колесом. Наиболее распространенным типом велобола является игра в зале между 2 командами из 2 игроков. Другие разновидности велобола различаются по количеству игроков в команде: 5 или 6 человек.
Квотербек , QB (англ. Quarterback) — амплуа игрока нападения в американском и канадском футболе. В современном футболе он является лидером и ключевым игроком в атакующих построениях команды, задачей которого является продвижение мяча по полю. Позиция квотербека была введена в правила футбола в 1880 году, а близкий к современному вид получила в конце 1940-х годов, когда пасовая игра набирала популярность на фоне успешной игры «Чикаго Беарс» и «Кливленд Браунс».
Армрестлинг (Борьба; от англ. Arm sport, arm wrestling, arm — рука) — вид борьбы на руках между двумя участниками (вид Спортивных единоборств). Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений (см. подробнее: Правила).
Кок-бору , Кёк-бёрю, Кюк бюре (кирг. көк-бөрү (синий/сизый волк), в простонародье улак-тартыш (борьба за козла) или улак (козел), южноалт. кöк-бöрӱ, башк. күк бүре, каз. көкпар) — древняя, популярная конная-спортивная игра среди кыргызов, алтайцев, башкир, казахов и других народов Азии. В русском языке для игры кок-бору и её аналога бузкаши также употребляется слово «козлодрание», хотя на деле целью игры является не раздирание туши козла на части, а овладение тушей отбором её у соперника.
Аллей-уп (англиц. от Alley-oop), наве́с, «парашю́т» — элемент атакующей игры в баскетболе, при котором один игрок нападения отдаёт навесную передачу в сторону кольца, а другой в одном прыжке ловит мяч и, не приземляясь, отправляет его в корзину, как правило, броском сверху.
Хёрлинг (англ. hurling, ирл. iománaíocht, iomáint) — командный вид спорта кельтского происхождения. В хёрлинг играют деревянными клюшками и мячом. Распространён преимущественно в Ирландии. Также в хёрлинг играют в Великобритании, Северной Америке, Новой Зеландии, Южной Африке и Аргентине.
Слэмбол (англ. Slamball) — командный вид спорта, созданный на базе баскетбола, игра с мячом. Очки в нём также зачисляются после попадания мяча в корзину команды-соперника, но система их начисления изменена. Главное же отличие состоит в покрытии: вместо паркета используются батуты, помогающие спортсменам набрать необходимую высоту для слэм-данков. Правила допускают определённый силовой контакт (в отличие от баскетбола), команды состоят из 4-х игроков.
Гандбол (дат. håndbold, англ. handball от hand — рука и ball — мяч) — командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют руками. Цель игры — как можно больше раз забросить мяч в ворота (3 м × 2 м) соперника.Состоит из двух таймов по 30 минут, а перерыв 15 (между таймами).
«Абалон » (фр. Abalone) — настольная абстрактная стратегическая игра для двух игроков, придуманная французскими дизайнерами игр Мишелем Лале (Michel Lalet) и Лораном Леви (Laurent Lévi) в 1987 году под названием «Сумито». В игре используются шарики разных цветов (по 14 шаров каждого цвета) и шестиугольное игровое поле, содержащее 61 пункт. Целью игры является выталкивание шести шаров соперника за пределы поля. Существуют варианты правил для трёх-шести игроков.
Тактическое построение в футболе, тактическая схема — определённая расстановка футболистов и их поведение во время игры с целью выполнения задач, установленных тренером. По стартовой позиции определённого игрока можно определить его главные задачи в матче.
Туше (фр. touche — прикосновение, прикасаться) — положение борца в спортивной (греко-римской и вольной) борьбе в положении партера, при котором его сопернику по общему правилу засчитывается чистая победа.
Пас в больницу (англ. Hospital pass) — в футболе и иных игровых видах спорта потенциально опасный пас к партнёру, который в случае приёма паса может столкнуться с игроком и получить травму, вследствие чего потребуется немедленная госпитализация. Подобные инциденты происходят в футболе, хоккее, регби и всех их разновидностях.
Правила игры во флорбол устанавливаются Международной федерацией флорбола. Изменения в правила вносятся каждые четыре года на основе многоступенчатой системы тестирования и согласования. Действующая редакция была утверждена в 2010 году.
Футбол в шарах (бампербол, от bumper ball, от bubble bump football, также zorb football, bubbleball, bubble soccer) — это вид футбола, в котором участники облачаются в специальные надувные сферы (бамперболы), похожие на зорбы, и в таком облачении стараются забить мяч в ворота соперника.
Бейсбо́л (англ. baseball, от base — «база, основание» и ball — «мяч») — командная спортивная игра с бейсбольным мячом и битой. В состязаниях участвуют две команды по девять игроков каждая.
Кёрлинг (англ. curling, от скотс. curl) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). В каждой команде по четыре игрока.
Регбили́г (регби-лиг, англ. rugby league) или регби-13 — разновидность регби, контактная командная игра с овальным мячом, который игроки каждой команды, передавая друг другу руками и ногами, пытаются приземлить его в зачётном поле или забить в Н-образные ворота.
Джаггер — неофициальный вид спорта, вдохновлённый фильмом Кровь героев в 1989 г. Версию игры для фильма придумал его сценарист и режиссёр Дэвид Вебб Пиплз. Трансформация в реальный (и пока неофициальный) вид спорта произошла одновременно и независимо сразу в двух странах, Германии и Австралии.
Пик-а-бу (от англ. peek-a-boo — игра в прятки, наиболее популярные обозначения peek-a-boo defense или peek-a-boo style) — стиль в боксе, основанный на резких маятникообразных движениях корпусом и нырках.
Сёги (яп. 将棋 сё:ги, «игра генералов»; ) — японская настольная логическая игра шахматного типа.
Го (яп. 碁; также кит. 围棋 вэйци, кор. 바둑 падук) — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, возникшая в Древнем Китае, по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч лет назад. До XIX века культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру. По общему числу игроков — одна из самых распространённых настольных игр в мире. Входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.
Летающий диск — общее название спортивного снаряда, представляющего собой пластиковый диск с загнутыми краями диаметром 20-25 сантиметров. Диск сделан таким образом, чтобы при его полёте создавалась подъёмная сила, что позволяет бросать диски на значительные расстояния и с большой точностью.
Пляжный гандбол (англ. Beach handball) — командная игра с мячом, проводимая на песчаных пляжах. Соревнования по пляжному гандболу организуются для мужских, женских и смешанных команд. Чемпионаты мира проходят с 2004 года, чемпионаты Европы — с 2000 года.
Игровой баланс — в играх (спортивных, настольных, компьютерных и прочих) равновесие между персонажами, командами, тактиками игры и другими игровыми объектами. Игровой баланс — одно из требований к «честности» правил. Особенно баланс важен для многопользовательских игр.
Упоминания в литературе (продолжение)
Тесты, проведенные со спортсменами-единоборцами в тренировочных условиях, показали, что даже у опытных бойцов рукопашного боя почти нет шансов применить сложные приемы при отсутствии правил и стихийном развитии драки. Тренировочные ситуации просто не соответствовали реальности. Реально им удалось применить менее 10% своих приемов самообороны. Большинство из них сдались менее опытному, но более решительно настроенному противнику (А.Е. Тарас, 1997; Ю.Ю. Серебрянский, 2006). Сложные захваты, точные удары и искусные удержания гладко проходят только в тренировочном зале в условиях контролируемой и
управляемой ситуации. Условия реальной схватки на улице требуют более простых и эффективных способов боя. Грубая сила часто одерживает верх над ловкостью. Это объясняется тем, что противник был настроен решительно и использовал все свои физические и психологические силы, чтобы одержать победу, а жертва была парализована страхом и не использовала в полной мере свои психофизические возможности (В.В. Лялько).
В ходе поединка допускаются броски, но они проводятся в обоюдной схватке, когда противники стремятся вывести друг друга из равновесия и выполнить прием.
Например, стремясь сохранить баланс тела, один из борцов пытается сместить центр тяжести другого, после чего бросает его на мат. В ходе борьбы лежа противники также стремятся лишить друг друга устойчивого положения и подавить сопротивление. Достигнув определенного уровня мастерства, ученики начинают изучать комбинации приемов.
Чувство товарищества быстро стерло нашу размолвку. Не раз еще Николай отбивал и пропускал мячи, посланные мною. Но думаю, что ленинградцы вряд ли обижались на своего вратаря, хотя на Первой спартакиаде народов СССР и проиграли полуфинал московской
сборной команде 3:5. Не было претензий и у москвичей к своему новому вратарю Михаилу Леонову – ученику Соколова. Действовал он в Соколовских принципах, но от природы был одарен большей силой и страстью к силовым схваткам с противником в борьбе за мяч. Мне всегда казалось, что из него вышел бы неплохой боксер ближнего боя, такой как известный в то время Яков Браун. Не зря за Леоновым, выросшим на Девичьем поле, ходила слава одного из лучших кулачных бойцов. Тогда еще существовали драки стенка на стенку зимой на льду Москвы-реки, где Леонов защищал интересы Дорогомилова против Красной Пресни.
Игроки профессионального тура приходят на корт уже разогретыми. То, что происходит у всех на глазах непосредственно перед матчем, лишь самый последний штрих в их подготовке. Это позволяет преодолеть стартовую нервозность и успокоиться. Но для вас, пожалуй, вся подготовка состоит именно в разминке на корте. Так что пользуйтесь ею. Именно поэтому тот хитрый плут, который перед матчем разминался с профессионалом из своего клуба, обладал таким колоссальным
преимуществом. Он был полностью готов к схватке на четыре или пять геймов раньше, чем его наивный соперник.
Даже во взаимоотношениях между людьми, оружие сыграло роль великого уравнителя шансов, не давая тупой силе одержать победу над умом и техникой. При наличии равного оружия у противников, физическая сила перестает играть решающую роль в схватке, уступая место технике и тактике ведения боя. Тут к месту вспомнить американскую поговорку о том, что бог
создал людей разными сильными и слабыми, а мистер Кольт уравнял их в правах, когда изобрел свой револьвер.
Бойцы бинтовали руки длинными кожаными лентами, но делалось это, прежде всего, с
целью защиты от травм собственных кулаков, нежели было продиктовано заботой о здоровье соперника. Ограничения по длительности боя отсутствовали – победителем считался тот, кому удавалось повергнуть противника наземь. Другими словами – нокаутировать. Также боец мог сам записать себя в проигравшие, отказавшись от продолжения схватки (см. выше).
В битвах с большим числом воинов, а также в схватках с несколькими противниками
иногда вы можете завоевать победу, используя в качестве преимущества свое знание о том, как нужно «впитываться» во врага. Отделяясь от врага, вы зачастую теряете возможность победить его. Исследуйте этот вопрос хорошо.
Термин "Конкуренция" в воображении многих людей вызывает ассоциации с боевыми действиями, смертельной схваткой, в
ходе которой противник должен быть обязательно и полностью уничтожен.
«Участие профессионалов в чемпионатах мира, их присутствие на этом празднике любительского хоккея есть первый шаг к слиянию двух разных спортивных миров, двух спортивных концепций, между которыми – пропасть. На одной стороне – олимпийский дух спортивного благородства, очерченные продуманными правилами игры рыцарские отношения спортивных друзей-соперников. На другой стороне –
обусловленная прибылями безжалостная схватка команд во имя победы любой ценой, жестокие правила игры на потребу публике, тотализатор, подкуп, шантаж…»
Самый древний способ схватки между людьми – эта драка кулаками. Человек использовал свои кулаки, чтобы наносить удары по телу своего противника с целью причинить ему боль и особенно – снизить его способность наносить ответные
удары. Практически во всех случаях драка преследовала какую-то цель; и эта цель была либо наступление, либо оборона. Это означает, что человек имел намерение либо способствовать достижению своей цели, либо помешать противнику добиться своей. Драка кулаками в ходу и в наши дни не только среди диких племен, но и в самых цивилизованных обществах; она является прототипом самых сложных и масштабных войн, которые когда-либо вели даже самые высокоцивилизованные и многочисленные народы.
Подобные эскапады – все-таки экзотика. Для хорошей драмы обычно вполне достаточно самого по себе спортивного содержания дуэлей. Так, схватку прыгунов в высоту Валерия Брумеля и Джона Томаса
называли суперсерией еще за 10 лет до хоккейной битвы 1972 года. Советский спортсмен четырежды обыграл противника при том, что однажды – на Stanford Stadium – за американца болели 100 000 человек, а в другой раз – в знаменитом нью-йоркском Мэдисон-сквер-гарден – состязаться пришлось в совершенно непривычных для Валерия Брумеля условиях: публика курила, а во время прыжков, чтобы «завести» зрителей, играл джаз.
2. Тактика определяется правильным планированием боя и выбором тех или иных действий. В реальной
боевой схватке недостаточно иметь большую физическую силу и владеть в совершенстве техническим арсеналом какой-либо системы. Необходимо предвидеть развитие ситуации и уметь выбирать правильную модель поведения. Тактическая подготовка обеспечивает готовность бойца к бою с любым противником, в любом месте, в любое время с оружием и без него (рис. 4).
Логичный образ действия для машины выживания состоит, по-видимому, в том, чтобы убивать соперников, а затем (это лучше всего) съедать их. Хотя убийство и каннибализм встречаются в природе, они не
столь обычны, как можно было бы ожидать, исходя из примитивной интерпретации теории эгоистичного гена. И в самом деле, в книге “Агрессия” Конрад Лоренц подчеркивает сдержанность и благородство, проявляемые животными в драках. Для Лоренца самая примечательная особенность схваток между животными состоит в том, что это формальные состязания, происходящие, подобно боксу или фехтованию, строго по правилам. Животные дерутся в перчатках и тупыми рапирами. Угрозы и блеф заменяют подлинную беспощадность. Если противник своим поведением признает поражение, победитель воздерживается от нанесения смертельного удара или укуса, вопреки тому, что могла бы предсказать наша примитивная теория.
В спортивном поединке или рукопашной
схватке могут выполняться великое множество техник и приемов бросков. Вероятное количество возможных к применению техник бросков приближается к бесконечности.
Однако и в исторической борьбе
атаки и защиты, равно как и в 'локальных' схватках белых и черных фигур в шахматных партиях, случаются парадоксальные отклонения от «нормального» хода событий. Великолепным тому подтверждением может служить партия Каспаров – Топалов, (Вейк-Ан-Зее, 1999) – тень «блуждающего короля» из миниатюры Эд. Ласкера неожиданно обретает в ней новую плоть, более глубокую и полнокровную красоту.
1. Посреди площадки мелом вычерчивается квадрат со сторонами в 1 ярд (0,91 м) длиной. В начале каждой схватки, после падения или разведения бойцов, секунданты подводят бойца к краю квадрата
и ставят его против соперника. Пока боксеры не будут поставлены на линии квадрата, они не имеют права бить.
Оружие во много раз увеличивает ваши шансы на победу в уличной драке. Многие полагают, что оружием являются только общепризнанные предметы – ножи, газовые баллончики, пистолеты и т. д. Это в корне неверно.
В схватке оружием может стать любой предмет. Для нападения или обороны мы можете использовать зонтик, ключи от квартиры, авторучку, шарф и многое другое. Чем меньше предмет похож на оружие, тем больше удивится ваш противник и тем больше времени появится у вас, чтобы его атаковать.
Наблюдая за паническими манёврами авиации противника, ди
Ар начал срочно менять план предстоящей схватки.