Связанные понятия
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами (воротами), между которыми располагается камера с регулируемым уровнем воды.
Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Плоти́на — гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток для подъёма уровня воды, также служит для сосредоточения напора в месте расположения сооружения и создания водохранилища. Плотины на небольших водотоках, а также временные, называют также запрудами.
Противонагонная дамба (Противоволновая дамба, Морская дамба) — вид защитных сооружений побережья крупных водоемов от процессов, которые тем или иным образом оказывают разрушительное воздействие на прибрежные территории. К процессам, от которых обеспечивается защита, могут относиться такие сгонно-нагонные явления как цунами, сейши, приливы и штормовые приливы, штормовое волновое воздействие, эрозия береговой линии из-за прибрежных морских течений и сезонные изменения уровня воды в замкнутых водоёмах...
Судоходные каналы (искусственные водные пути) - каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.
Подробнее: Судоходный канал
Масланткеринг (нидерл. Maeslantkering) или барьер Маслант — штормовой барьер в рукаве Ньиве-Ватервег дельты Рейна, расположен между голландскими городами Хук-ван-Холланд и Маасслёйс. Барьер выполнен в виде ворот, закрывающихся в случае шторма. Завершённый в 1997 году Масланткеринг является одним из сооружений, созданных в рамках проекта «Дельта».
Дренажно-штольневая система (ДШС) — вид гидротехнических сооружений. ДШС строятся на склонах гор, с целью отвода грунтовых вод и предотвращения оползней. Представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен с наклонным полом, по которому течет отводимая вода. Часто для этого в полу существуют специальные желоба. Сооружают ДШС из бетонных балок, цельного бетона, реже из бетонных труб. В XIX — начале XX века дренажные системы изготавливались из дерева или кирпича. В начале XXI века...
Регуляционное сооружение (также выправительное сооружение) — гидротехническое сооружение, созданное для «регулирования» (выправления формы и водного режима) русла реки с целью защиты от наводнения или обеспечения судоходства.
Тонне́ль , или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Проект «Дельта» (нидерл. Deltawerken) — проект по созданию защитных конструкций на юго-западе Нидерландов с целью защиты земель в дельте Рейна от наводнений. В ходе проекта, реализация которого длилась с 1950 по 1997 год, было создано несколько дамб, шлюзов и штормовых барьеров.
Канализа́ция (от слова канал) — санитарно-технические сооружения и сети трубопроводов, предназначенные для сбора и удаления твёрдых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, образующихся на территории населённых пунктов с целью их очистки от загрязнений и дальнейшего использования или возвращения в водоём. Является необходимым элементом современного городского и сельского хозяйства и частью системы водоснабжения и водоотведения городского хозяйства...
«Панамакс » (англ. Panamax) — стандарт типоразмера контейнеровозов, а также танкеров и других судов, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через старые исторические шлюзы Панамского канала (размеры шлюзов: 305 метров в длину, 33,5 метра в ширину, 26 метров в глубину).
Мостострое́ние , Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных ниже их источников.
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Это неполный
список гидротехнических сооружений, предназначенных для подъёма и/или спуска судов с одного уровня водного пути на другой. В список включены различные судоподъёмники наклонного и вертикального типов, но не включены шлюзы.
Речно́й порт — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Мост — искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через реку, озеро, болото, пролив.
Московский водопровод — система снабжения Москвы питьевой водой, старейшее инженерное сооружение столицы. Официальной датой появления считается 1779 год, когда Екатерина II издала указ о создании первого московского водопровода, подводящего в город воду из Мытищинских источников. Со времён Ивана Калиты в Москве существовали системы забора и распределения воды, но они не имели городского статуса и обеспечивали преимущественно Кремль. С XVIII века началось развитие центрального городского водоснабжения...
Остерсхелдекеринг (нидерл. Oosterscheldekering) — защитное сооружение в западной части Восточной Шельды между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дёйвеланд. Предназначено для защиты Нидерландов от наводнений, является крупнейшей из 13 дамб проекта «Дельта», расположенных в дельте Рейна, Мааса и Шельды.
Подвал — этаж здания с уровнем пола ниже уровня земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж. Служит для размещения различного оборудования, припасов. Характеризуется стабильностью суточных и годовых температур за счёт теплоизолирующих свойств земли и отсутствием естественного солнечного освещения.
Арочно-гравитационная плотина — разновидность выполненных из бетона, железобетона или каменной кладки плотин, которая одновременно сочетает в себе черты гравитационных и арочных плотин, таким образом, являясь переходным типом.
Для проведения соревнований по гребному слалому, которые включены в Олимпийские игры, необходимо иметь каналы с бурным потоком воды. Каналы для соревнований могут быть оборудованы в естественном русле реки. В настоящее время на ответственных соревнованиях используются искусственные каналы для гребного слалома. По сравнению с естественным каналами, искусственные имеют несколько преимуществ. Искусственные сооружаются в легкодоступных местах, более безопасны, не имеют опасных уровней колебаний воды...
Подробнее: Каналы гребного слалома
Опытовый бассейн — экспериментальная установка, предназначенная для исследования гидромеханических качеств тел.
Сооруже́ние — это объемная, плоскостная или линейная строительная система, имеющая наземную, надземную и (или) подземную части, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Нусдорфская плотина и шлюз (нем. Nußdorfer Wehr- und Schleusenanlage) — гидротехническое сооружение, плотина и шлюз в пригороде Вены — Нусдорфе, в месте, где от реки Дуная отходит её естественный рукав — Дунайский канал длиной 17,3 км. Сооружения были построены на основании закона, изданного рейхсратом 18 июля 1892 года, который предусматривал финансирование строительства городской железной дороги — Венского штадтбана, преобразования Дунайского канала в торговый порт и зимнюю гавань, регулирование...
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.
Подробнее: Низководные мосты
Дебарка́дер (фр. débarcadère, от débarquer — выгружать, высаживать на берег) — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ. Преимущественно применяется на железнодорожном, автомобильном и речном транспорте, а также в складской логистике. Основное назначение дебаркадера обусловлено...
Судоподъёмник или Судовой лифт — комплекс механизмов, позволяющий осуществлять подъём и спуск судов с одного уровня водного пути на другой, например, для пропуска судов через плотины гидроэлектростанций.
За́пань (За́понь) — инженерное заградительное сооружение в естественной или искусственной акватории, представляющее собой огражденную плавучими конструкциями (сооружаемыми обычно из брёвен или деревянных ферм, связанных шарнирами) водную поверхность и используемое для временного или окончательного задержания, придания нужного направления движения, хранения, сортировки твёрдых плавучих объектов (леса, льда, мусора и др.) в определённом месте водотока (обычно это сплавные реки и каналы) или водоёма...
Вымораживание или выморозка судна — способ обеспечения доступа к подводной части судовой обшивки в зимнее время для осуществления ремонта. Идея метода заключается в периодическом удалении верхнего слоя льда вокруг корпуса, которое проводится через определённые промежутки времени давая возможность ледяной поверхности укрепиться и промёрзнуть снизу под действием мороза. Частота этих операций определяется температурой окружающей среды, они повторяются до тех пор, пока судно не окажется стоящим в ледяной...
Вися́чий мост — мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и других), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в специализированной литературе по архитектуре и строительству термин «подвесной мост» не используется.
К воздухоопорным относят любые сооружения, структурная целостность которых обеспечивается избытком внутреннего давления воздуха, действующего на гибкую оболочку. Такие структуры обычно имеют форму купола, требуют постоянного поддува и надёжного крепления к грунту. Чаще всего они предназначены для занятий спортом, проведения развлекательных мероприятий, используются как склады и временные убежища. Долговременные здания этого типа нередко имеют привычные стены и воздухоопорную крышу, временные сооружения...
Подробнее: Воздухоопорное сооружение
Водозабо́рные сооруже́ния (также известны как водозаборный узел — ВЗУ, или каптаж) — сооружения для забора воды из источника, состоящие из ряда основных инженерных объектов...
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Блок-контейнер — объёмный элемент полной заводской готовности, может быть замкнутым, незамкнутым, трансформируемым. Блок-контейнеры являются объёмными конструктивными элементами мобильных зданий и сооружений контейнерного или сборно-разборного типа (например, модульных зданий).
Мосты́ и́нков — сооружения, предназначенные для передвижения людей, скота и повозок через реки и ущелья — отличались своей надёжностью, ввиду того, что срок эксплуатации одного моста мог достигать нескольких сотен лет. Наличие большого количества опасных участков, оврагов и быстрых рек в горных районах способствовало развитию навыков строительства мостов, близких к мастерству. Помимо обычных мостов в труднодоступных областях или там, где мост было технически построить невозможно, инки использовали...
Основным нормативным документом при строительстве метрополитенов в России является СНиП 32-02-2003 «Метрополитены».
Подробнее: Строительство метрополитена
Мёртвый объём водохранилища — несрабатываемая в нормальных условиях эксплуатации часть ёмкости водохранилища, ограниченная сверху горизонтом (уровнем) мертвого объема (УМО).
Обвалова́ние — система заградительных сооружений (защитных дамб), или земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод (половодье, паводок, приливы и ветровой нагон воды), а также для ограничения площади разлива нефтепродуктов вокруг резервуарных парков.
Волна попуска — перемещение по речному руслу значительной массы воды, выпущенной из водохранилища путём открытия водосброса гидроузла или из-за серьёзного повреждения водонапорных сооружений (дамб, плотин и т.п.).
Уступ — изменение площади перекрытий в здании по мере увеличения высоты, за счёт чего приобретается ступенчатый профиль.Изначально уступы использовались в качестве конструктивных элементов, но сейчас чаще делаются из эстетических соображений или предписываются строительными кодексами. В чрезмерно застроенных районах в высотных зданиях уступы играют значительную роль в поступлении воздуха и уменьшении площади затемнения прилегающих территорий. Они используются также для обеспечения противопожарной...
Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.
Подробнее: Судоходность
Разводной мост — особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся.
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Габарит Фрейсине (фр. gabarit Freycinet) — стандарт, регулирующий размеры шлюзов и речных судов. Указ о введении стандарта был подписан министром общественных работ Франции Шарлем Фрейсине 5 августа 1879 года и поэтому носит его имя.