Стопор рулей

Стопор руля (в авиации) — устройство для стояночной фиксации положения управляющих поверхностей (рулей) и деталей систем управления ими. Используется на земле, при стоянке летательного аппарата, для исключения самопроизвольных перемещений рулей от ветра и предотвращения ненужного износа кинематики ("разбалтывания") либо поломок. На самолётах с необратимым бустерным управлением стопор может не устанавливаться, так как при отсутствии давления в гидросистеме управляющие поверхности под своим весом проседают до упора штоков гидроусилителей и остаются в таком положении. Ввиду конструктивной особенности гидропривода рули мало подвержены самопроизвольному перемещению.

На вертолётах с целью исключения самопроизвольного вращения несущего винта при непогоде применяется тормоз винта - механизм обычно фрикционного типа, также лопасти винта швартуются к фюзеляжу фалами (верёвками).

Ранее в авиации для фиксирования рулей на стоянке применялись внешние механические стопоры - струбцины.

Всё время нахождения самолёта на земле система управления должна быть всегда застопорена, кроме случаев проверок и технических работ, непосредственно связанных с системой управления самолётом. Обслуживание подвижных элементов системы управления как внутри, так и снаружи самолёта считается работами с повышенной опасностью, требующих соблюдения ряда определённых правил - по незнанию либо неосторожности можно легко как повредить самолёт, так и получить травму.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я