Связанные понятия
Прови́нция — территориальная, часто административная, единица в пределах государства или страны.
Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города.
Регион (лат. regio страна, область) — термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.
Анкла́в (фр. enclave от лат. inclavatus «закрытый, запертый») — часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются по́лными анкла́вами. Понятие территории включает в себя как сухопутную территорию, так и территориальные воды.
Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации.
Упоминания в литературе
4. Пользуясь закрепленным в АБСА открытым перечнем прав провинций и расширительным толкованием предметов провинциальной и совместной компетенции судами, канадские провинции стали претендовать на статус субъектов международного права. Зарубежные исследователи подчеркивают, что тенденции к вхождению составных частей государства в область межгосударственных отношений проявились в Канаде раньше, чем в любой другой современной федерации.[186] Правда, самый первый прецедент подобного рода был создан все же федеральным центром: в структуре правительства доминиона был образован подчиненный премьер-министру Департамент внешних сношений, на который де-факто были возложены функции министерства иностранных дел,[187] в том числе правомочие входить в соглашения с иностранными государствами помимо метрополии (1909 г.). Был учрежден пост Высокого комиссара Канады в Лондоне, ранг которого фактически (но не юридически) равноценен рангу посла. Используя данные прецеденты, провинции без согласования с центром открыли в зарубежных странах, прежде всего в метрополии и в ряде штатов США, учреждения, не имеющие статуса посольств и консульств – миссии, агентства, офисы.[188] В настоящее время Альберта имеет агентства в Калифорнии, Луизиане и Техасе, Британская Колумбия – в Калифорнии и Орегоне, Онтарио – в Иллинойсе, Коннектикуте, Мичигане и Огайо, Квебек – в Вермонте, Мэне, Нью-Йорке и Пенсильвании, Новая Шотландия и Нью-Брансуик – в Мэне, Вермонте и Массачусетсе. Не последовал примеру большинства провинций только Остров Принца Эдуарда. Со второй половины XX в. учреждения, призванные защищать интересы провинций за пределами Канады, стали открываться и в зарубежных
столицах (см. приложение 5 наст. изд.). Например, Альберта учредила миссию в столице США, а Квебек – агентства в столицах Франции и Бельгии. Всего по состоянию на 2012 г. провинции Канады содержат в других государствах порядка 200 учреждений[189] – в среднем около 20 на каждый субъект канадской федерации.
При этом входящие в состав Московской городской агломерации города можно условно разбить на два пояса. Первый из них сформировался в 10–15 км от границ Москвы в условиях наиболее активного взаимодействия ближайших городов со
столицей . Десять городов-спутников (Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королев, Балашиха, Реутов, Люберцы, Видное, Одинцово, Красногорск), не считая Зеленограда, административно являющегося частью Москвы, по образу жизни населения, условиям проживания, своим функциям, типу застройки, транспортной доступности по сути представляют внешние окраинные районы Москвы. Из них ежедневно на работу в столицу выезжает 30 % занятого населения, а в целом каждый их житель ежегодно совершает более 50 поездок в столицу. Ко второму поясу относятся города, более удаленные от Москвы (примерно в радиусе 50–70 км от ее границ), но тесно связанные с ней. Из относящихся к нему 30 городов, крупнейшие из которых: Подольск, Электросталь, Ногинск, Щелково, Жуковский, ежедневно выезжает на работу в столицу 15 % занятого населения, а каждый житель за год в среднем бывает в ней около 30 раз.
В
столице городской пролетариат был успокоен раздачами зерна, которые вновь были увеличены с уровня цезаревских времен и стали теперь – после включения в империю египетской житницы – более гарантированными. Была запущена амбициозная программа строительства, которая обеспечила городским низам занятость, а городские службы после создания пожарных команд и системы водопровода стали заметно лучше. Кроме того, в Риме теперь постоянно находились преторианские когорты и городская полиция для подавления волнений. Тем временем произвольные и необузданные поборы республиканских откупщиков в провинциях – одно из худших злоупотреблений старого режима – были прекращены, и была введена единообразная фискальная система, включавшая поземельный и подушный налог, основанные на точных переписях – доходы центра выросли, а периферийные области перестали страдать от поборов откупщиков. Правителям провинций стало выплачиваться регулярное жалованье. Судебная система была перестроена так, чтобы расширить возможность апелляций против произвольных решений и для италийцев, и для жителей провинций. Чтобы соединить обширные пространства империи непрерывной системой коммуникаций, впервые была создана имперская почтовая служба.[91] В отдаленных областях, преимущественно в западных провинциях, основывались римские колонии и муниципалитеты и латинские общины. После поколения разрушительной гражданской борьбы был восстановлен внутренний мир, а вместе с ним – и процветание провинций. На границах успешное завоевание и интеграция важных коридоров между Востоком и Западом – Реции, Норика, Паннонии и Иллирии – обеспечило окончательное геостратегическое объединение империи. Иллирия, в частности, была важнейшим военным звеном в имперской системе Средиземноморья.[92]
Формы административного управления менялись как в метрополии, так и в колониях. К середине 80-х годов XIX века постепенно созрела мысль, что Туркестанский край уже прочно вошел в состав империи, население оценило преимущества правления Белого Царя, следовательно, было готово к общеимперским формам правления. В результате к концу 90-х годов того же века функции институтов правления (особенно местного) стали заметно меняться. На смену военно-народному управлению приходит гражданское. Оно вызвало разную (преимущественно негативную) реакцию местной администрации, особенно после Андижанского восстания 1898 года (см. ниже, главы 3.2, 3.3). Однако вовлечение Туркестана в единое административное (равно как и культурное, экономическое и т.д.) пространство империи оставалось неразрешенной проблемой. Здесь показаны основные направления и этапы эволюции разных вопросов административного управления Туркестанским краем, с учетом указанных тенденций как внутреннего характера, так и с точки зрения рекомендаций и циркуляров из
столицы империи.
Снова на страницах хроник Мекленбург появляется в 1066 году, описываясь как «знаменитый город ободритов» и место проживания семьи князя Готтшалька. Перенос
столицы в Любицу князем Генрихом Готтшальковичем произошёл в конце XI века, однако и после этого крепость Мекленбург оставалась одной из важнейших. В XII веке Гельмольд упоминает здесь продажу до 700 датских рабов «в рыночные дни» после удачных походов славян на Данию (Гельмольд, II, 13), из чего можно заключить, что город был известен, в том числе, и как крупный рынок, куда поступали привозимые морским путём товары (в данном случае – рабы). Схожая ситуация наблюдается и для столицы варов Старигарда, для которого сообщается о существовании некой «приморской области города», впоследствии разрушенной данами (Гельмольд, II, 13). Этот рынок продолжал существовать рядом со Старигардом и после его разрушения в XII веке, так как епископ Винцелин получил от графа Адольфа владения, прилегающие к руинам Старигарда и ещё действовавшего рынка в районе 1150 г. Также сообщается и о нахождении рядом с Любицей еженедельного, проводившегося по воскресениям рынка, на который «собирался весь народ этой земли», т. е. Вагрии (Гельмольд, I, 83).
Связанные понятия (продолжение)
Райо́н (фр. rayon — «радиус, луч») — территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины и Таджикистана.
Восто́к — сторона света, в направлении которой вращается Земля. Направление на восток перпендикулярно направлениям на север и юг, то есть на географические полюса Земли, и противоположно направлению на запад. Направление на восток соответствует +90° по геодезическому азимуту и −90° — по астрономическому.
Столица Японии — политический и административный центр Японии, местопребывание правительства и других высших органов государственной власти. С 1868 года по настоящее время столицей Японии является Токио.
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года). На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,57 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской...
Нейборхуд (брит. англ. neighbourhood, амер. англ. neighborhood, досл. соседство) — географически локализованное сообщество внутри города. Нейборхуд характерен для западных городов и является близким аналогом советского понятия «микрорайон». Как правило, жители нейборхуда хорошо социализированны, знакомы друг с другом.
Город-государство — небольшая территория вместе с управляющим городом (как правило, единственным) и обычно являющаяся независимым государством.
Малый город (городок) — это поселение, которое больше, чем сельский населённый пункт, но меньше, чем крупный город. Размер и определение того, что представляет собой малый город, существенно варьирует в разных частях мира.
Сюсла (исл. sýsla, дат. syssel) — единица административного деления в средневековой Скандинавии, эквивалентная округу. Главой сюслы был сюслуман, что в общих чертах соответствует английскому понятию шериф.
Вольный город , свободный город (нем. Freie Stadt, Freistadt) — в немецком праве обозначение города, являвшегося самостоятельным территориально-политическим образованием, независимым от государственных образований, территориями которых он был окружён. Термин не используется для современных городов-государств.
Бо́ро (англ. borough брит., амер.) — название административно-территориальных единиц в некоторых, в основном англоязычных, странах. Изначально термин обозначал город, окруженный стенами и имеющий самоуправление, но с течением времени стал обозначать широкий спектр понятий. В большинстве случаев переводится на русский близкими по смыслу терминами, но иногда передается через транслитерацию.
Исто́рия Австрали́йской столи́чной террито́рии (сокр. АСТ) как административной территории Австралии берёт своё начало после образования Федерации Австралии (en) в 1901 году, когда она была закреплена на законных основаниях как прилегающая область Канберры (столицы Австралии). Регион имеет долгую историю, которая началась с образования поселения австралийских аборигенов (примерно 21 000 лет назад). На территории проживает род Нгамбри и несколько других языковых групп.
Со́тня (англ. hundred) — историческая административная единица в Англии, Скандинавии и некоторых регионах Соединённых Штатов Америки. Истоки названия восходят к англосаксонскому периоду истории Англии, когда данная административная единица объединяла территорию, площадь пахотных земель на которой примерно соответствовала 100 гайдам. Традиция объединения населения по сотням берёт своё начало у древних германцев, о чём свидетельствует соответствующее упоминание центений (лат. centeni) у Тацита в...
Виртуальное государство (сокр. ВГ; от англ. virtual state) — общее наименование для любых образований, которые заявляют о своей государственности, но не являются государствами, а лишь имитируют те или иные их черты. Виртуальные государства не принимаются всерьёз странами, на территории которых они провозглашены, и не признаются мировым сообществом. Некоторые из них могут называться кибергосударствами либо фэнтезийными государствами, а также виртуальными нациями, с использованием аббревиатур MN или...
Техсил (хинди तहसील, урду تحصیل от араб. تحصيل — приобретение, собирание), или талук, или мандал — единица административного деления в ряде стран Южной Азии.
Приматор (чеш. primátor, словацк. primátor) — глава крупного города в Чехии и любого города — в Словакии. В малых городах Чехии главой является староста (чеш. starosta). Впервые должность была введена в Праге 1 января 1922 года, в 1945 — в Братиславе, в 1969 — в Остраве, в 1971 — в Брно, в 1983 — в Кошице, а с 1990 года — во всех городах Словакии и в тех городах Чехии, которые стали статутными городами (в дальнейшем их список расширялся и в настоящее время включает все города страны с численностью...
О столице ядавов в Махабхарате см. статью Дварака.Дваравати (тайск. อาณาจักรทวารวดี) — буддийское государство монов, существовавшее в IV—XI веках на территории современного Таиланда. Название государства, которое может быть переведено как «многовратная», происходит от найденных монет, на которых на санскрите было написано «śrī dvāravatī» («Шри с многими воротами»).
Подробнее: Дваравати
Земля́ (нем. Land — «земля, страна») в Федеративной Республике Германия — «государство-член» (нем. Gliedstaat) федерации. Для отличия от «страны» в широком значении слова часто также употребляется термин «федеральная земля» (нем. Bundesland), но в юридических документах, таких как, например, Основной закон ФРГ или конституциях земель, он не используется. С 1990 года Германия состоит из 16 земель, обладающих частичным суверенитетом и объединённых в федерацию, но не в конфедерацию.
Подробнее: Земли Германии
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).
Подробнее: Административное деление Австрии
Традиционные (исторические, церемониальные) государства — особый род политической, социальной и культурной организации в ряде государств, при котором частью прав и прерогатив государственной власти наделены институты, не относящиеся к высшим, центральным и местным административным органам, но параллельно выполняющим часть функций каждого из этих уровней государственной власти. Т. Г. не стоит путать с термином чифдом (вождество) — хотя современном мире они занимают схожее положение, родо-племенная...
Гау (нем. Gau, нидерл. gouw — «область, округ»; от др.-в.-нем. gouwe, gouwi «область») — у древних германцев — территория проживания племени, которая обладала однородным ландшафтом и была обрамлена естественными границами. Соответствует англ. shire «графство».
Фуэ́рос (исп. fueros, мн.ч. от fuero; порт. foraes — право, привилегия) — общий свод законов в государствах Пиренейского полуострова, относящихся ко всем подданным государства, а также законы, подтверждающие права провинций и муниципалитетов. Название происходит от латинского слова forum в значении суд, право или рынок.
Баранга́й (тагальск. baranggay, ) — термин, известный также в прошлом, как баррио (исп. barrio — квартал), обозначающий наименьшую единицу в административном делении на Филиппинах. Каждый город, посёлок или деревня состоят из барангаев. В русском языке ему могут приблизительно соответствовать термины «квартал», «микрорайон», «округ». Иногда его обозначают аббревиатурой — Brgy или Bgy.
Мегаполис или метрополис — большой город или городская агломерация, которая является важным экономическим, политическим и культурным центром для страны или региона, а также важным центром региональной или международной инфраструктуры, а также важных технологий, таких как телевидение, связь. Древнегреческий термин (сначала — μητρόπολις) означает «город-мать» (раньше так назывались центры колоний или места переселения поселенцев). Позже так стали называть город (полис), который являлся центром определенной...
Страна ́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). В соответствии с этим, выделяют несколько типов стран...
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...
Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики
Имперский округ (нем. Reichskreis) — административное образование в составе Священной Римской империи, представляющее собой объединение государственных образований каждого из крупных исторических регионов империи в военно-фискальных целях, а также для повышения эффективности поддержания порядка и решения межгосударственных конфликтов. Государства, входящие в состав округа, сохраняли свой суверенитет.
Дзельни́ца (польск. Dzielnica) — территориально-административное подразделение в польской системе местных органов власти. Дзельница имеет свой избранный совет (польск. rada dzielnicy — совет дзельницы), во главе которого находится бурмистр дзельницы (польск. burmistrz). Дзельница наряду с оседлем и солецтвом является вспомогательным органом (польск. jednostka pomocnicza — букв. вспомогательная единица) гмины. Дзельница создаётся решением Совета гмины и не имеет собственного юридического лица.
Пятьдесят первый штат — термин, которым называются территории, претендующие на то, чтобы получить статус штата США в дополнение к уже имеющимся пятидесяти штатам. До 1959 года, когда в Союз вошли Аляска и Гавайи, использовался термин «сорок девятый штат».
Моресне́т (Морне́) или Нейтра́льный Моресне́т (Нейтра́льное Морне́) (нидерл. Neutraal Moresnet, нем. Neutral-Moresnet, фр. Moresnet-Neutre) — нейтральная зона, кондоминиум площадью около 3,5 км², который существовал в 1816—1920 годах. Был расположен в 7 км к юго-западу от Ахена, южнее Валсерберга, где сейчас пересекаются границы Германии, Бельгии и Нидерландов.
Британские заморские территории (англ. British overseas territories) — четырнадцать территорий, находящихся под суверенитетом Великобритании, но не являющихся её частью.
Перено́с столи́цы — передача столичных функций от одного города к другому (часто специально построенному с этой целью).
Лачи́нский коридо́р (азерб. Laçın dəhlizi, арм. Լաչինի միջանցք) — 6-км горный коридор, соединяющий Армению и Нагорный Карабах.
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях...
Подробнее: Метрополитенские районы Англии
Собственно Швеция (швед. Egentliga Sverige) — совокупность регионов этой страны, полностью интегрированных в Шведское королевство. В современном понимании собственно Швеция состоит из трёх таких регионов (ныне не привязанных к административному делению, но имеющих культурно-историческое значение и называемых просто landsdelar — «часть страны»)...
Макрорегио́н (от др.-греч. μακρός — «большой», лат. regio — «область») в общем случае — географический ареал, объединяющий в группу несколько соприкасающихся друг с другом (то есть сопредельных) регионов, совокупно обладающих общими чертами, особенностями.
Кита́й (кит. трад. 中國, упр. 中国, пиньинь: Zhōngguó, палл.: Чжунго, «центральное государство», «срединное государство») — страна Восточной Азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур.
Подробнее: Китайская цивилизация
Лю́бекское право (Любекское городское право, нем. Lübisches Recht) — одна из систем феодального городского права Северной Европы, Северной Германии и Польши (наряду с гамбургским, кульмским, магдебургским правом).
Плановый город (также новый город) — город или посёлок (в России и странах СНГ также посёлок городского типа), быстро, но при этом планомерно созданный на ранее неосвоенной человеком местности.
Местопребыва́ние прави́тельства — место в государстве, в котором постоянно находится правительство (а также чаще всего и парламент). Обычно совпадает со столицей страны (которая в монархиях также именуется резиденцией), поэтому непосредственно термин «местопребывание правительства» употребляется лишь в случаях, когда столица не определена или в ней не находится правительство.
Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
«Нет налогам без представительства » (англ. No taxation without representation) — лозунг, использовавшийся в качестве главной претензии британских колонистов в Северной Америке к королевской власти и колониальной администрации и широко использовавшийся в ходе Американской революции.
Латиноамерика́нское пра́во — правовая группа, которая является составной частью романо-германской правовой семьи и включает в себя национальные правовые системы государств, расположенных на территории Южной и Центральной Америки (Латинская Америка).
Руссильо́н (кат. Rosselló, фр. Roussillion) — исторический район (комарка) Каталонии, который сейчас находится на территории современного французского департамента Восточные Пиренеи. Перпиньян, крупнейший город и столица, является также крупнейшим городом Северной Каталонии. Граничит с каталонскими районами Альт-Эмпорда, Валеспир и Конфлан, а также с окситанскими районами Фенулледа и Корбьер.
Тройная граница (на испанском: La Triple Frontera, на португальском: Tríplice Fronteira) — это трехсторонняя пограничная область между Парагваем, Аргентиной и Бразилией, где соединяются реки Игуасу и Парана. Вблизи точки слияния рек располагаются такие города, как Сьюдад-дель-Эсте (Парагвай), Пуэрто-Игуасу (Аргентина) и Фос-ду-Игуасу (Бразилия). Данная область находится вблизи водопадов Игуасу и гидроэлектростанции Итаипу. Не стоит путать данную область с другим пограничным стыком, Трес-Фронтерас...
Упоминания в литературе (продолжение)
Территориальные образования, входящие в состав федеративных государств, могут не иметь статуса их субъектов. В той же индии есть семь союзных территорий, к ним относится и национальная столичная территория дели[210]. (вообще же
столицы выделены в отдельные территориальные образования во многих федерациях, в частности, в Бразилии, Мексике, Нигерии, сша. А в Малайзии выделены старая и новая столицы Куала-Лумпур и Путаджая и оффшорный финансовый центр Лабуан.)
Да, городское население КР составляло меньшинство по отношению к сельскому. Но, во-первых, меньшинство довольно внушительное. По изысканиям М. Н. Тихомирова, накануне монгольского нашествия городов на Руси насчитывалось около трехсот, некоторые из них – такие как Киев, Новгород, Смоленск – были по меркам своего времени весьма обширными, густонаселенными и благоустроенными. Население Киева времен его расцвета достигало 50–80 тыс. человек (для сравнения, один из крупнейших европейских городов Париж в начале XIII в. вмещал около 100 тыс. жителей), в Новгороде в начале XIII в. проживало 20–30 тыс., в Смоленске – несколько десятков тысяч. Ярославль, Ростов, Владимир-Клязьминский имели по 10–20 тыс. Г. В. Вернадский предположил, что в конце XII – начале XIII в. городское население Руси составляло не менее миллиона человек – 13 % от общего количества жителей (7,5 млн), что соответствует ситуации Российской империи конца XIX в. Во-вторых, в городах жила политическая, хозяйственная и культурная элита страны, многие из них были важными торговыми центрами. А в-третьих, крупные города являлись не только княжескими
столицами , но и сосредоточием местного самоуправления.
Особой формой государственного устройства являются исламские республики: Мавритания, Иран, Афганистан и Пакистан. При этом, рассматривая регион извне, следует учитывать, что такие занимающие место на карте геополитические единицы Ближнего и Среднего Востока, как Ирак, Афганистан, Судан, Сомали, Йемен, Ливия, Ливан, Сирия и палестинские территории, находятся в процессе распада, пребывая в состоянии гражданской войны. Полагать их государствами, опираясь на наличие у них представительства в ООН,
столицы (или нескольких столиц – бывает и такое) и посольств за рубежом, никто не мешает – больше дипломатов, больше ставок и бюджета у МИДа. Но государствами они де-факто не являются.
За счет федеративной структуры государственного устройства в Германии не один, а сразу несколько крупных и одинаково важных политических и культурных центров. Именно по этой причине в качестве отправных пунктов наших путешествий мы выбрали четыре города. Три из них – крупнейшие
столицы федеральных земель: Берлин, Гамбург и Мюнхен; четвертый – Франкфурт – узловой транспортный центр.
Если понятие
столицы , органически принадлежа к комплексу имперских политических идей, в числе ряда других элементов этого комплекса заимствовалось идеологами новых, молодых средневековых государств, то ясно, что отнюдь не везде для такого заимствования существовали равные предпосылки и равно благоприятные условия. Оно было крайне затруднено в государствах с полицентрической церковной структурой (в Германии с ее пятью митрополиями или в Венгрии, где имелось две архиепископии – в Эстергоме и Калоче, – династическим же центром являлся Секешфехервар), а также там, где церковный центр не совпадал с политическим (кроме Венгрии, так было, например, в Польше, где митрополия располагалась в Гнезне, а резиденция сениора – в Кракове).
Официальной датой основания нашего города считается день закладки крепости на острове у разветвления реки Невы на два рукава. Случилось это 16 мая 1703 года (здесь и далее все даты до 1918 г. указаны по старому стилю), в присутствии государя Петра Алексеевича, и этот исторический день стал днем рождения Санкт-Петербурга – города святого Петра. Довольно быстро в народе город получил и сокращенное имя – «Питер». Название появилось в XVIII столетии от голландского варианта названия города – Санкт-Питер-Бурх, и в то время оно употреблялось еще достаточно редко. Но в XIX веке слово «Питер» вошло не только в обиходный словарь горожан, но и стало использоваться в литературных произведениях. Интересно, но даже в прошлом столетии, когда город назывался Ленинградом, у горожан осталась в употреблении сокращенная форма названия – Питер. А уж по числу синонимов официального названия города Санкт-Петербург является одним из мировых рекордсменов! Северная
столица , Вторая столица России, культурная столица, город на Неве, город белых ночей, Северная Венеция, Северная Пальмира, Петрополь, Невоград – эти названия только часть списка имен нашего города.
Значительным событием для татарской
столицы стало посещение ее царем-реформатором Петром I в 1722 году. Здесь он отметил свое 50-летие, и в память об этом казанцы построили в центре своего города собор Петра и Павла. С этого времени российские власти стали направлять еще больше средств на развитие региона, осознавая его геополитические и стратегическое значение, понимая объединяющее значение Казани для всех живущих в окрестностях народов.
Создание нового федерального Северо-Кавказского округа со
столицей в Пятигорске в среде экспертного сообщества Юга России сразу получило неоднозначную оценку. Ставропольский край оказался искусственно оторванным от традиционных соседей – русских регионов – и в новом статусе стал просто придатком для республик Северного Кавказа. Преимущественно русское население Ставропольского края, не имея такого статуса, каковой имеют республики, и не имея конституционных и иных правовых оснований для своей защиты, будет и в дальнейшем подвергаться еще большим притеснениям и унижениям. Не случайно, жители Ставропольского края в 2010 году, вскоре после образования СКФО, начали сбор подписей под Обращением к высшему руководству страны за выход из Северо-Кавказского федерального округа и просьбой вернуть Ставропольский край в Южный федеральный округ. В Обращении указывается, что из-за объединения с северокавказскими республиками в Ставрополье хлынул поток мигрантов с Кавказа, которые принесли с собой межнациональные конфликты, теракты и высокий уровень преступности. Принцип создания СКФО, при котором северокавказские национальные республики объединили в один округ со Ставропольским краем, многими расценено как территориальное деление. «Все это может привести к еще большему оттоку русского и другого христианского населения из Ставропольского края, отмечается в Обращении, что в перспективе может негативно сказаться на возможностях нашего региона по выполнению своей главной, на протяжении последних столетий, миссии – быть форпостом России на Северном Кавказе. В сложившейся обстановке мы призываем руководство страны вернуть Ставропольский край в Южный федеральный округ, что позволит избежать широкомасштабных межнациональных конфликтов, одновременно с этим провести ряд мероприятий, направленных на снижение миграционного давления на регион, и создать условия, при которых уменьшится миграция местного населения за пределы региона» [387].
Созданная в результате многолетних завоеваний Римская империя имела сложную политико-административную систему. Империя состояла из Италии и системы римских провинций. Рим, в эпоху Республики один из многих городов Италии, при Империи превратился в
столицу огромного государства. Он стал местом пребывания императора, центрального правительства. Рим рассматривался как религиозный и культурный центр, его население составляло 1,5 млн. человек. Такое скопление людей вызывало к жизни множество различных производств и вело к превращению Рима в крупный ремесленный центр. К Риму вели 12 хорошо вымощенных дорог, 11 водопроводов подавали в город 1,5 млн. куб. м питьевой воды ежедневно. Была хорошо налажена городская подземная канализация.
До захвата Константинополя у Османов не было общеустановленной
столицы . Местонахождение правителя считалось его столицей. Поэтому когда правители отправлялись в военный поход, они забирали с собой свою казну, тетради, в которых хранилась важная переписка, а также секретарей-кятибов, которые осуществляли эту переписку; другими словами, все те учреждения, которые символизировали центр государства, следовали вместе с правителем. Иногда правители брали собой также свой гарем. В годы расширения территории Османского бейлика его центр сместился из Сёгута в Йенишехир. После захвата Бурсы Орхан-бей выбрал своим центром этот город, хотя город Изник также имел для Османов важное значение. Когда в территорию государства была включена Румелия и был захвачен Адрианополь (Эдирне), османские правители начали большую части времени проводить в этом городе, хотя Бурса также сохранила значение центра. После захвата Константинополя в 1453 году султан Мехмед сделал его новым центром своего государства, однако былое значение Бурсы и Эдирне также сохранялось, и в этих городах существовали султанские дворцы. Однако Мехмед придал Константинополю (Стамбулу) значение главного центра – столицы своего государства. Он занимался благоустройством этого города, приглашая мастеров и переселяя ремесленников из других городов. С этой целью он переселил из внутренних районов в Константинополь отдельные группы ремесленного населения, получившие прозвище «переселенцев» – сюргюн. (Это был один из способов увеличения процента тюркского населения на захваченной территории; для осуществления этой цели иногда перемещали целые группы населения.)
Идеал был утвержден настолько прочно, что и в европейские Средние века, когда большинство городов утратили унаследованную от римских городов планировочную структуру, властители, при первой возможности, стремились восстановить эту идеальную форму, пусть и в ограниченном масштабе. Так было в Аахене,
столице императора Карла Великого, или в крупном монастырском комплексе Санкт-Галлен и, несколько позднее, при закладке множества бастид – городов на приграничных территориях.[14]
Итак, провинция 1711–1715 годов представляла из себя административный округ, снабженный особою провинциальной администрацией в лице «обер-командиров», т. е. обер-коменданта и обер-инспектора. Из них положение первого обрисовывается современными актами яснее. Исполняя комендантские обязанности в провинциальном городе с уездом, он по отношению к комендантам других городов с уездами представляет из себя высшую инстанцию по всем делам их управления[59]. Со введением должности обер-комендантов до некоторой, незначительной впрочем, степени усиливалась децентрализация управления. Некоторая часть дел, главным образом судебных, могла теперь разрешаться ближе к месту их возникновения, не доходя даже до губернского центра. Затем, благодаря этой должности, развилась более последовательная иерархия администрации, обеспечивавшая большую быстроту и силу в действии правительственного механизма. Над группами отдаленных от губернатора уездных комендантов были поставлены в лице обер-комендантов особые, если не руководители, то ускорители их движения и наблюдатели за ним. Между большим губернским колесом, каким был губернатор, и десятками мелких, приводимых первым в движение, обер-коменданты были средними колесами, назначение которых состояло в том, чтобы возбуждать и ускорять движение этих мелких. Вместо сотни отдельных воеводств, связанных непосредственно с
столицей , губернская реформа Петра создала восемь отдельных центров, с которыми были связаны отдельные ячейки. Этот процесс расчленения пошел дальше, и в огромных районах, какими были петровские губернии, эти уездные ячейки стали складываться в особые группы – обер-комендантские провинции. И если комендантской системе было далеко еще до совершенства в отношении иерархической стройности, то в ней, по крайней мере, выразилось напряженное стремление к этому совершенству.
Современные метрополитенские ареалы развивающихся стран имеют численность населения, давно превышающую 10 млн человек, и все они, как правило, либо
столицы своих государств, либо главные центры штатов, провинций. По этой причине речь может идти не о мегаполизации, а точнее о метрополизации городского развития – чрезмерной урбанистической концентрации в столичных районах.
На сегодняшний день Казань –
столица Республики Татарстан – считается одним из крупнейших экономических, научных и культурных центров России. Она входит в число самых древних городов страны. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, Казань по степени историко-культурной ценности и сохранности исторического наследия принадлежит к городам высшего класса А.
Наиболее широко фрактальные связи «город – страна» реализуются в социокультурном пространстве крупных мегаполисов и столичных городов. Столичное пространство, в силу самых разных исторических и политических причин включающее в себя знаковые элементы региональных культур, становится фрактальной копией всей страны в целом (см. раздел «
Столица как концептуальный фрактал культуры» второй главы).
Эпоха феодальной раздробленности началась в Японии с XII в. В периоды Камакура (1185–1333) и Муромати (другое название – эпоха Асикага, 1392–1568 гг.) власть принадлежала верховным военачальникам или сёгунам. Сёгун был сильнейшим из феодалов и поддерживал в стране относительный мир. Тем не менее уже к концу XV в. сфера влияния сёгунов Асикага сократилась до окрестностей
столицы . Политическая власть фактически перешла в руки множества постоянно враждующих местных правителей, или даймё (буквально – «великие имена»). Приход европейцев в 1542 г. и появление огнестрельного оружия резко изменили методы военных действий и принципы обороны. По всей стране началось строительство укрепленных замков, исполнявших роль резиденций даймё. Положение их укрепилось, а значит, возникли стимулы к долгосрочному экономическому развитию подконтрольных территорий, получивших название «хан». К середине XVI в. каждый из даймё исполнял в пределах своих границ все правительственные функции, такие как прокладка дорог, ирригация, поддержание порядка, сбор податей и даже введение собственных мер и весов. В 1564 г. коалиция даймё под предводительством Оды Нобунаги заняла столицу Киото и сделала попытку создать централизованное государство. После убийства Нобунаги в 1582 г. его место занял Тоётоми Хидэёси. Он скончался в 1598 г. во время военного похода в Корею. Очередную гражданскую войну удалось предотвратить в 1603 г. Военачальник Токугава Иэясу заручился поддержкой большого числа даймё и одержал над противниками победу в самом знаменитом средневековом сражении – битве при Сэкигахаре. Династия Токугава пришла к власти и безраздельно правила страной на протяжении двух с половиной столетий.
В истории формирования Древнерусского государства и его городской сети особое значение имеют Киев и его округа, получившие позднее название «Русская земля» (в узком смысле) и представлявшие княжеский домен[255], типологически близкий Упсальскому лену в Свеаланде. Киев, племенной центр полян, ставший
столицей огромного государства, в летописи, начиная с договора 907 г., постоянно связывается с двумя городами: Черниговом и Переяславлем, которые входят в великокняжеский домен. Однако и вокруг самого Киева образуется сеть поселений, обеспечивавших деятельность князя и его дружины: Любеч, Вышгород, Витичев, «киевская крепость» Самбатас[256], упомянутые Константином Багрянородным, а также летописный княжеский теремный дворец X в. «вне града», на функции экстерриториальной резиденции которого указал М.К. Картер[257]. В целом сеть контролируемых великокняжеской властью поселений в пределах домена напоминает сходную систему хусабю в Упсальском лене. Дифференцированными представляются и функции перечисленных пунктов: от старого племенного центра Киева (со святилищем и т. п.), ставшего столицей государства, до княжеского «града» (Вышгород) и экстерриториальной резиденции князя («теремный двор»).
С 1800 года Вашингтон считается
столицей США, сюда были перенесены президентская резиденция, конгресс США и ряд крупных правительственных учреждений из Филадельфии. До сегодняшнего времени, все крупные органы государственного политического управления находятся в столице. Здесь находятся все руководящие органы Организации американских государств.
Активно и по восходящей развиваются ирано-таджикские отношения. Как известно обе эти страны объединяет языковая и культурная близость, хотя более тесному развитию двусторонних связей в определенной степени препятствуют отсутствие общей границы и суннитское вероисповедание таджикского населения. Тем не менее, как в Иране, так и в Таджикистане популярны идеи межгосударственной интеграции, подразумевая при этом этническое единство народов двух стран. Одно время в Тегеране даже поговаривали о возможности создания «Большого Ирана» с вхождением в него Таджикистана и Афганистана, но потом от этой идеи решено было отказаться. Сегодня Иран осуществляет в Таджикистане ряд грандиозных транспортных и ирригационно-энергетических проектов. Вступил в строй построенный Ираном на безвозмездной основе тоннель, связавший Душанбе с Ходжентом. Строится тоннель под перевалом «Чермагзак», который соединит таджикскую
столицу с Нуреком (Ориентировочный объем инвестиций в этот проект – 60 млн. долл.). Иран участвует в строительстве ГЭС «Сангтуда-2), стоимость которого свыше 200 млн. долл. Иранская сторона приступили к строительству автомобильной и железной дорог, которые соединят Таджикистан, Афганистан и Иран и сооружению линии электропередачи Рогун(Таджикистан) – Мазари-Шариф (Афганистан) – Герат (Афганистан) – Мешхед (Иран) (4). В то же время объем товарооборота между двумя странами в целом незначителен, а в отдельные годы, например, в период межтаджикского противостояния в середине 90-х гг. XX в. торговые отношения вообще сходили на нет. Однако в Иране не без оснований считают, что со временем Таджикистан может превратиться в одного из главных торгово-экономических партнеров ИРИ в Центральной Азии.
Одним из негативных последствий укрупнения территорий является ухудшение их управляемости. Даже в нынешних условиях, когда управленческие вопросы можно решать по телефону и по интернету, оказывается, что прямое наблюдение, надзор и заинтересованность власти в благополучии крайне существенны. Так, если взять только территорию Ханты – Мансийкого округа, то она составляет 534 тыс. кв. км, весь юг Тюменской области, где расположены автономные округа, куда более протяженный и оторван от
столицы области на тысячи километров. Внутри этого безмерного пространства расположены разные природно-климатические зоны с разной экономикой, демографическими и культурными условиями. Все это требует приближения управления к человеку, однако вместо этого управляющие центры отдаляются.
Очевидно, что в таком контексте вопрос о единстве России не сводим к роли
столицы как олицетворению центральной власти, но должен быть отнесен к организации всего внутрироссийского пространства. Однако на практике, образ столичной Москвы, монопольно определяющей стратегию развития страны, обладающей неоспоримым правом на любую инициативу, превратился в центральную и едва ли не единственную четко обозначенную деталь внутрироссийского пространства. В качестве партнера по диалогу Москва признает только Санкт-Петербург – город, объявленный «культурной столицей» России (создание петербургской мифологии в новом российском сознании служит знаком усилий сегодняшней России представить себя европейским государством).
С 1350 года Нижний Новгород является
столицей созданного в 1341 году Нижегородско-Суздальского княжества, которое занимало обширную территорию и соперничало с Москвой. Благодаря выгодному географическому положению Нижний Новгород приобрел значение крупного торгового и культурного центра. В Печёрском монастыре, основанном в 1328 – 30 годах велись летописные записи.
Транспортные и экологические проблемы
столицы требуют выхода из напряженной ситуации за счет оптимизации градостроительных проектов, а также расширения территории, в частности использования международного опыта полицентрического развития. Москва уже не ограничивается МКАД и в отдельных местах выходит за ее пределы. Реальный город – это те 20 миллионов населения, которые сегодня живут в столице и примыкающем Подмосковье. И если не контролировать совместное проживание, досуг и рекреационное времяпровождение жителей на границе мегаполиса, то по периметру городской черты будут одни спальные районы без коммуникаций и рабочих мест. Собственно, Новую Москву и присоединяют, чтобы эту территорию застроить по-человечески, а не так, как это делается во многих районах Подмосковья. Инвесторам разрешение на застройку дается после того, как они подписывают юридические обязательства в обеспечении рабочих мест. В одном только Румянцеве сейчас возводится 30–40 тыс. кв. м офисов; в перспективе там смогут трудиться до 150 тысяч человек. В целом же в Новой Москве будет от одного до полутора миллионов рабочих мест.
В междувоенной Европе, где фрагментарная реконструкция городов была связана с широким распространением социал-демократических идей, основное развитие получило соединение эстетической линии с нормативно, почти по-советски понятой линией социальной. Достаточно рано на первый план выдвигаются идеи радикально нового города жилых башен, свободно стоящих среди автомагистралей, авторства Ле Корбюзье, который безуспешно пытался найти государственного заказчика на воплощение своих проектных схем. Именно книги этого талантливого пропагандиста “модернизма” сыграли гигантскую роль в преобразовании корпуса европейской (за исключением Британии) урбанистики, вслед за чем последовали попытки реализации – отнюдь не в Европе. Чандигарх,
столица штата Пенджаб в Индии[19], Бразилиа – новая столица огромной страны, спроектированная Нимейером и Коста в красной пустыне, на берегу нового водохранилища[20]; советские новые города Тольятти, Набережные Челны, Шевченко (ныне Актау) на полуострове Мангышлак, Навои в Узбекистане; наконец, постсоветские Ханты-Мансийск или Кагалым – все это в значительной степени следы мощи урбанистики как комплекса идей, опережавших практику и отрицавших прошлый опыт столетий.
В качестве примера могут служить явно прослеживаемые события, когда в начале VI века нашей эры народность ица мигрировала из центральных районов проживания майя на северо-запад Юкатана и основала здесь город Чичен-Ица, на расстоянии около 50 миль от северного побережья полуострова. Примерно 200 лет спустя (имеющейся в записях датой является 620 год нашей эры) они переместились на 150—200 миль и основали на западном побережье город Чаканпутун. Приблизительно в 930 году нашей эры они двинулись назад, в сопровождении воинственного индейского племени из центральных районов Мексики, чей вождь по имени Кукулькан стал их лидером. К 987 году они вновь обосновались в городе Чичен-Ица. Не удовлетворившись своим пребыванием на старом месте, они основали несколько других городов, в числе которых Майяпан, ставший последней великой «
столицей » майя, и Ушмаль, основанный в 1007 году.
В нашей стране Санкт-Петербург является отдельной административно-территориальной единицей – городом федерального подчинения. С 1712 по 1924 г. он был официальной
столицей Российского государства. До 1931 г. Петербург служил административным центром одноименной губернии, а затем и области.
На территории бывшей ГДР были воссозданы земли Брандербург, Мекленбург – Передняя Померания, Саксония, Саксония – Ангальт и Тюрингия. Неотъемлемой частью ФРГ стал и Западный Берлин. Международно-правовое признание этого процесса было отражено в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанном 12 сентября 1990 года заинтересованными странами: ГДР и ФРГ, с одной стороны, и странами-победительницами – Великобританией, СССР, США, Францией, с другой стороны. С 3 октября 1990 года на территорию бывшей ГДР было распространено действие западногерманской конституции – Основного Закона ФРГ 1949 года. Объединение Германии стало свершившимся фактом. ФРГ в результате присоединения восточногерманских земель стала крупнейшим по населению государством Европы.
Столица ФРГ из Бонна переместилась в Берлин, резиденция правительства осталась в Бонне.
И если во Франции, по крайней мере, был Париж, то германские императоры не имели ни постоянной резиденции, ни
столицы , ни развитого центрального аппарата власти; их финансовую, материальную базу составляли доходы с королевских фисков и личных королевских доменов, которые сосредоточивались преимущественно в том герцогстве, откуда происходил император.
Впервые Новгород упоминается в летописи под 859 г. По мнению ряда ученых, город возник в результате слияния трех племенных поселений – славян, мери и чуди. В кон. 10 в. он стал вторым по значению городом Киевской Руси, а в 12–15 вв. –
столицей Новгородской республики. К 13 в. Новгород превратился в один из крупнейших русских и европейских городов.
Хоть город и является самым большим по количеству населения, но
столицей штатов является город Вашингтон. Нью-Йорк был столицей США два раза с 1785 года по 1788 и с 1789 года по 1790 год.
В XVI в. к берегам Индии прибыли первые европейские колонизаторы – португальцы, за ними – голландцы, французы, англичане. К середине XIX в. Англия, после ряда войн, полностью подчинила себе Индию, которая на долгие десятилетия превратилась в крупнейшую колонию британской империи. По словам королевы Виктории Индия была «жемчужиной в короне Британской империи». Эпоха европейского колониализма в истории Индии имела двоякое значение. С одной стороны, метрополия развивала железные дороги, банковскую систему, закладывала многие отрасли производства, содействовала созданию новых, нетрадиционных элементов социально-политического устройства. Так, в провинциях были созданы подобия законодательных собраний, в их состав входили влиятельные местные лица. В
столице колонии – Дели – собиралась Имперская ассамблея, в которую входили князья называвшиеся советниками императрицы Виктории. Фактическая власть находилась в руках колониальной администрации, возглавлявшейся наместником монарха (по существу английского правительства) – вице-королем Индии. Тем не менее, постепенно рос социальный слой образованных индийцев, в 1885 году ими была создана политическая партия ИНК – Индийский национальный конгресс, которая способствовала продвижению местных чиновников в колониальную администрацию.
Усиление европейского присутствия в Иерусалиме после Крымской войны поставило этот некогда более чем провинциальный город в один ряд с османской
столицей , когда в 1863 г. там был создан муниципальный совет (баяадиййат аль-кудс), второй во всей империи после Стамбула. В муниципалитет входили десять человек: шесть мусульман, два христианина и один иудей. В 1908 г. квота для евреев была поднята до двух членов (800, с. 358–359). Кандидатуры на кресло мэра подбирал мутасарриф из избранных членов муниципалитета. До 1914 г. мэрами становились представители аянских семейств: аль-Халиди, аль-Аламий, аль-Хусейни и ад-Даджани (там же, с. 359). Попытка Рауф-паши отстранить халидитов и представителей других знатных семей в Иерусалиме от избрания на должность мэра, заменив их на турецких чиновников, вызвало народное возмущение. Это стало первым проявлением националистических антитурецких настроений в арабском обществе в Палестине (там же, с. 359–360).
В случае Британии это достаточно очевидно. Владение Канадой и Индией заставляло ее заботиться об огромных сухопутных границах. Дилемма России менее известна, во всяком случае для англоязычной аудитории. Главное то, что царская Россия являлась частью европейской и мировой экономики в течение последних 150 лет своего существования. Изоляция от мировой экономики грозила плачевными последствиями для ее финансовой и внутренней политики. Это было так, и когда Александр I принял континентальную систему Наполеона после Тильзита, и когда союзники блокировали Россию в Крымской войне, и когда пролив Зунд, а также Босфор и Дарданеллы находились под контролем центральных держав во время Первой мировой войны. К тому же, в результате экспансии Российской империи ключевые города, в том числе
столица , оказались на уязвимых побережьях. В случае Черного моря и Тихого океана нужно было строить флоты, базы и поддерживающие инфраструктуры на огромных расстояниях от центра российской власти до конечных пунктов очень несовершенных путей сообщения. Это увеличило и без того большие расходы на содержание флота, всегда требовавшего самых сложных и дорогих технологий. К тому же, эти базы оказались крайне уязвимы для контрударов врага. В Крымской и Японской войнах были, в результате, потеряны и флоты, и базы.
Отметим сразу: единого для всего мира подхода к тому, какая именно территория составляет Ближний Восток, не существует в принципе. Каждая имперская
столица имела свое видение мира, каждая академия унаследовала это видение от своей империи, а современные постмодернистские научные школы привнесли в это немало путаницы, причудливым образом кроя планету по живому, в меру того, насколько компьютерные технологии позволяют экспериментировать с географией. В итоге наряду с классическими полушариями мы можем найти в Интернете мир, центром которого являются Австралия или Китай, Япония или Индия, Бразилия или Турция. Однако, отбросив экзотические варианты, мы обнаружим, что основные картографические школы помещают на интересующем нас месте: Ближний Восток и Большой Ближний Восток (английская) или Ближний и Средний Восток (русская). Было бы любопытно взглянуть на регион с точки зрения академических традиций Парижа, Берлина, Рима или Мадрида, однако французская и немецкая школы ближневосточных исследований (как и японская или китайская) при всей их значимости замкнуты в национальных границах, побеждены англоязычной и на протяжении десятилетий являются «вещью в себе». Что до итальянских и испанских материалов – интересы этих стран в регионе были слишком ограничены, чтобы всерьез повлиять на мировую картографию.
Поток немецкого населения из постсоветского пространства шел из сельских местностей, из областных центров, в лучшем случае из
столиц бывших союзных среднеазиатских республик, он был разбавлен русскими, казахскими, киргизскими и иными «членами семей» и качественно отличался от немецких этнических меньшинств, въехавших в Германию до них. Этому потоку, не обладавшему такими ярко выраженными культурно-этническими корнями, как, например, у судетских немцев, было присуще стремление не просто интегрироваться, а даже раствориться в современном немецком обществе, стать «такими же, как здешние немцы». Однако, как это ни обидно для них, именно их в народе до сих пор зовут «русскими» и именно эта группа, хоть и отдельной графой, присутствует во всех статистиках, посвященных иммиграции. Возможно, причина этому – относительно короткий срок их пребывания в Германии.
В настоящее время Мадрид, раскинувшийся в центре Пиренейского полуострова, считается самым древним столичным городом из всех находящихся в западной части Европейского материка. Принято считать, что планировочная структура испанской
столицы сформировалась еще в XVIII веке. Именно в то время были возведены основные сооружения общественного значения (таможни, госпиталь, королевская резиденция), достроены главные улицы и площади, а также парки и здания фабрик.
Ясное представление о распределении политической власти внутри города-государства можно получить при помощи изучения руководства его вооруженными силами. Подразделения армии, которым была вверена оборона государства, находились в непосредственном подчинении князя Лу. Они состояли из членов общностей, сформированных с оборонительными и религиозными целями, в числе которых были и жители
столицы , и крестьяне из предместий и окрестных деревень. Удаленные районы для этой цели делили на две секции – левую и правую (то есть восточную и западную), которые назывались уделами. Именно на эти две армии и была возложена оборона страны. Командующий, его помощник и офицер, который получал звание министра – цина (его обязанностью было председательствовать на пиршестве своего удела в качестве главы местной религиозной общности), были высшими (после князя) чиновниками княжества Лу.