Связанные понятия
Постконструктивизм — название стиля советской архитектуры, ограниченного временными рамками 1930-х годов, когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Название переходного архитектурного стиля предложено историком архитектуры Хан-Магомедовым, который определял рамки постконструктивизма периодом 1932 – 1936, однако продолжительные сроки строительства и огромные размеры СССР позволили продлить его до 1941 года. В эту же эпоху...
Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром), также сталианс — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.
Ста́линская архитекту́ра — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до конца 1950-х годов, представляющее собой характерный узнаваемый сплав нескольких архитектурных стилей и отличающееся от предшествующих направлений в архитектуре СССР и архитектуры 1930—1950-х годов за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления Иосифа Сталина, архитектурная политика способствовала становлению классического монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, эклектике...
Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — один из трех оригинальных советских архитектурных стилей. Выведен критиками в отдельное направление совсем недавно, поэтому в сравнении с конструктивизмом и сталинским классицизмом изучен мало. Охватывает период с 1955 по 1991 гг.
Конструктиви́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР. В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.
Упоминания в литературе
Этот представительный дом на углу с Козицким переулком появился в 1935 году. Он предназначался для проживания работников Наркомата легкой промышленности, а спроектировали его архитекторы В. Н. Владимиров и Г. И. Луцкий – сотрудники архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома, возглавляемой П. А. Голосовым. Здание было типичным для переходного периода
советской архитектуры , когда зодчие взялись оперативно оснащать чисто конструктивистские объемы только что спроектированных зданий «классической атрибутикой», имея о ней не всегда адекватные представления. О конструктивистском прошлом дома говорят такие детали, как глухое ленточное ограждение балконов третьего этажа, асимметрично выступающий в сторону переулка объем, завершенный глубокой лоджией – солярием. Зато рустованный цоколь, колонны лоджии, профилированные карнизы – дань времени, требовавшего большей декоративности новых домов, особенно в центре города. При всей противоречивости облика дом удачно вписался в общий фронт застройки Большой Дмитровки. Его стилистическое единство с соседним Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко привело к возникновению на пересечении улицы с Козицким переулком интересного ансамбля, характерного для советской архитектуры 30-х годов.
Борьба с излишествами и украшательством вовсе не требовала отказа от художественной выразительности архитектуры, которой вполне можно было достичь и в условиях индустриализации строительства, но вот беда – проектировать без излишеств, но красиво, на основе стандартных деталей, но разнообразно никто не умел. Вновь ярко проявилась инертность архитектурного мышления. Ни один из московских зодчих не оказался в состоянии предложить проект красивого, удобного и одновременно экономичного дома, собранного из ограниченного набора стандартных деталей. Попробовали было наскоро приспособить обычные кирпичные дома для строительства из блоков, но количество требуемых типов блоков превысило все мыслимые размеры, и блочная постройка оказалась дороже кирпичной! Эти бесплодные попытки еще раз продемонстрировали далеко зашедшую оторванность архитекторов от реальной жизни, от потребностей и возможностей общества. Необходимость приблизить
советскую архитектуру к ее основе – строительству – привела к решению ликвидировать парившую в научных эмпиреях Академию архитектуры СССР и создать новую научную организацию – Академию строительства и архитектуры СССР, возложив на нее координацию всей научно-исследовательской работы по строительству и архитектуре в стране.
Нельзя сказать, что город в то время (1920-е гг.) совсем не застраивался: все чаще недавние пригороды становились городом, и пример тому – знаменитый район Тракторной улицы, своеобразный город-сад для рабочих. В условиях нового времени городская среда теряет понятие старого петербургского двора, не говоря уже о парадном дворе – этом пережитке проклятого прошлого. Новая
советская архитектура требовала возводить не двор-колодец, а двор-сад, что и попытались сделать архитекторы А.И. Гегелло, А.С. Никольский, Г.А. Симонов и Н.Ф. Демков в 1925–1927 годах в районе Нарвской заставы. Здесь дома выстроены вдоль улиц, а открытые дворы засажены деревьями и кустарниками. На Тракторной улице, пожалуй, впервые в нашем городе, а возможно и стране, теряется понятие частной закрытой дворовой территории – никакое уединение невозможно в условиях советского государства. И если появление дворов-колодцев было вызвано экономическими причинами – высокой стоимостью земли и рациональным ее использованием под застройку для извлечения максимальной прибыли, то в Советской России эта проблема просто отсутствовала – перед архитектором стояли иные градостроительные задачи.
В истории 9-го квартала Черемушек остается много неясного. Почему этот экспериментальный, «научно-промышленный» подход к архитектуре именно здесь находит свое применение? Каким образом удалось провести столь стремительную индустриализацию домостроения? Откуда у архитекторов столь холодное, рациональное отношение к архитектуре? и наконец, почему
советская архитектура в своем развитии так разошлась, например, с архитектурой Франции или Великобритании – стран, которые тоже заигрывали с блочным строительством, но не смогли развить его в тех же масштабах, что Советский Союз?
Здание построено по проекту Григория Симонова, Тамары Каценеленбоген и Бориса Рубаненко в 1934–1937 гг. В
советской архитектуре это уже время возвращения к классицизму. Однако в этом доме заметны следы недолгой эпохи конструктивизма. Они запечатлены в окантованных классическими рамками сплошь остекленных лестничных клетках.
Советские архитектурные стили тоже приходили в город с небольшим опозданием. Постепенный переход от конструктивизма к монументальному классицизму в
советской архитектуре произошел в середине 1930-х годов. А в 1955 году произошел очередной переход от монументального классицизма к типовому жилищному строительству.
Нынешний Мавзолей с его строгими, величественными очертаниями – поистине одно из величайших достижений
советской архитектуры . Он органически вошел в ансамбль Красной площади, более того – стал ее композиционным и художественным центром. Рядом с Мавзолеем – надгробия видных деятелей КПСС и Советского государства, увенчанные бюстами. Братские могилы борцов революции накрыты плитами из черного гранита, их осеняют голубые ели.
Связанные понятия (продолжение)
Рационали́зм — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.
Официальное
советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.
Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы. В 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Генплан был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение...
«Кирпи́чный стиль » — условное обозначение неоштукатуренных строений периода историзма в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича.
«Ста́линские высо́тки » — семь (по планам восемь) высотных зданий, строившихся в Москве в 1947—1957 годах, а также строившийся ранее Дворец Советов в Москве и подобные здания в ряде других городов и стран.
Дом-комму́на — яркое архитектурное и социальное явление 1920-х — начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «обобществления быта», одно из проявлений эпохи советского авангарда.
Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением. Термин ретроспективизм — сугубо русский; искусствоведы...
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).
Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день.
Подробнее: Архитектура постмодернизма
Лужко́вский стиль — неологизм, обозначающий стилевые особенности в архитектуре Москвы в период нахождения у власти мэра города Ю. М. Лужкова (с 1992 по 2010 годы). Синонимами лужковскому стилю нередко употребляются выражения «московский стиль» и «лужковская архитектура». Несёт в себе признаки постмодернизма, историзма и эклектики, заимствуя черты из разных архитектурных стилей — от модерна и рококо до сталинского ампира и хай-тека.
Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).
Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий») — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем.
Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
Экле́ктика (эклектизм, от др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю»), в отечественном искусствоведении — обозначение стиля, превалировавшего в архитектуре 1830—1890 годов.
Подробнее: Эклектика в России
Серии жилых домов — жилые здания, построенные по объединенной в серию группе типовых проектов, которые, внутри серии могут отличаться этажностью, количеством секций, ориентацией и незначительными деталями архитектурной отделки. Как правило, серия жилых домов имеет ограниченный ряд планировок квартир, общий архитектурный стиль и технологию строительства. Применение серийного проектирования ориентировано на индустриализацию строительства и позволяет получить минимальную себестоимость квадратного метра...
Архитекту́рное реше́ние (архитектурные решения, АР) — часть проектной работы, направленной на создание документации для производства строительных работ.
Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм — англ. New Brutalism) — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х — 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.
Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).
Панельное домостроение — один из способов сборного строительства, включая современный способ «Крупнопанельного и каркасно-панельного домостроения» (КПД), с выпуском всех элементов «панельных зданий» на специализированных предприятиях крупнопанельного и каркасно-панельного домостроения: Заводы КПД или Заводы ЖБИ, Комбинаты КПД или Домостроительный комбинат (ДСК);
Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).
Се́верный моде́рн — направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран - в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных...
Бумажная архитектура — архитектурные проекты, не осуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Наиболее известный период «бумажной архитектуры» — Франция эпохи барокко и классицизма.
Историзм в России — разнообразные направления историзма архитектуре России. Начиная с 1720 годов барокко и позже классицизм в России эволюционировали в направлении архитектуры сентиментальной, романтической, эклектической и историчной. Первыми появились исторические стили: египтизирующий, неоготика и шинуазри. Затем разработаны стили: псевдорусский, неовизантийский, неомавританский, неоренессанс, необарокко, элементы которых часто свободно комбинировались друг с другом (эклектика). Некоторые стили...
Типовое проектирование — разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства.
Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.
Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.
История архитектуры — наука и академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.
Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности.
Бюргерский классицизм — ответвление стилевого направления классицизма, которое получило распространение в период Нового времени в некоторых крупных развивающихся европейских городах. В основном этот стиль обслуживал запросы и потребности зажиточной бюргерской прослойки, которая традиционно выделялась в рамках иерархической системы городского населения.
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture...
Латышский национальный романтизм — архитектурное направление стиля модерн, получившее чрезвычайно широкое распространение в довоенной Риге преимущественно в период с 1905 по 1911 год.
Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей. Выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей, стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили).
Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий...
Фасадизм — архитектурно-строительный метод, подразумевающий создание фасада отдельно от остальной части здания. Чаще всего практикуется сохранение фасадов исторических зданий как встроенной или примыкающей части современных построек.
Необарокко — одна из форм архитектурного стиля историзм XIX века, воспроизводившая архитектурные формы барокко.
Псевдорусский стиль (Неорусский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Разновидность «национального романтизма».
Соцгород — название в различных городах бывшего СССР жилых массивов-микрорайонов, которые строились в 1930-е годы индустриализации по комплексному единому плану, располагались, как правило, неподалёку от крупных новых заводов для проживания и досуга преимущественно их работников и включали, как правило, жилые дома-сталинки (до их строительства использовались бараки), а также дворец культуры сталинской архитектуры, стадион, парк и прочие объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения (школы, детсады и...
Большой ордер (также колоссальный или гигантский ордер) — ордерная декорация здания, в которой колонны или пилястры охватывают 2 и более этажа, в отличие от декорации, называемой малый ордер или поэтажный ордер, в котором на каждом этаже расположен свой ряд колонн.
Красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
«Ста́линки», сталинские дома — общее разговорное название многоквартирных домов, сооружавшихся в СССР с конца 1930-х годов до конца 1950-х годов, главным образом во время правления И. В. Сталина, преимущественно в стиле неоклассицизм (сталинский ампир). «Сталинки» представляют собой капитальные многоквартирные дома высотой от 2 этажей со стенами из негорючих материалов, обеспеченные коммунальными удобствами: водопроводом, канализацией, водяным отоплением. К сталинкам не относят другие типы жилых...
Подробнее: Сталинка
Ар-деко ́ (фр. art déco, букв. — «декоративное искусство», от фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925).
Новый элемент расселения (НЭР) — концептуальное футуристическое направление в градостроительстве, повлиявшее на развитие современного градостроительства в целом, служившее основой кандидатских и докторских диссертаций и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были изложены в книгах, ставших архитектурными бестселлерами в мире. Три стадии НЭРа экспонировались на всемирных архитектурных выставках. Тема НЭРа развивается...