Связанные понятия
Базисная цена — это цена товара, устанавливаемая в момент заключения опционной сделки на переговорах между продавцом и покупателем. Базисная цена определяет фактическую цену товара. К базисной цене существует шкала надбавок и скидок. При изменении конъюнктуры рынка базисные цены сохраняют стабильность, а надбавки и скидки подвергаются изменениям, что приводит к соответствующему росту или снижению цен. Степень отклонения фактических цен от базисных определяется условиями реализации и состоянием экономики...
Ценообразование в строительстве — это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.
ДоговÓрная цена́ (контрактная цена) — цена, которая устанавливается по взаимному соглашению между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем) продукции в порядке, определенном органами ценообразования.
Относительная цена — цена, измеренная в сравнении с ценой на товар-эталон, принятый за единицу. В качестве цены товара-эталона, как правило, принимают цены на товары, являющиеся базовыми при формировании всей системы цен в соответствующем секторе экономики (например, цена 1 т нефти в производственном секторе и цена 1 кг говядины в потребительском секторе). Исходя из конкретных условий и задач анализа, за эталон может быть взят любой другой товар, несущий базовую функцию.
Упоминания в литературе
♦ способ фиксации цены в контрактах (способ определения величины цены сделки): твердая цена (fixed, fixing price), цена с последующей фиксацией (price to be fixed), подвижная цена (flexible), ступенчатая цена (step-up price),
скользящая цена (sliding price).
Связанные понятия (продолжение)
Проектирование под заданную стоимость (англ. Design to Cost) — методологический подход к проектированию технических систем, предусматривающий наличие проектного ограничения себестоимости, которое рассматривается в качестве равноценного среди других ограничений и требований, предъявляемых к изделию или системе.
Паутинообразная модель (теорема) — микроэкономическая модель, механизм которой при совершенной конкуренции устанавливает цены на основе колебаний спроса и предложения, производство и цены на товары с небольшим сроком хранения, выйдя из состояния равновесия, не обязательно возвращаются к нему. Модель получила своё название в 1934 году благодаря экономисту Николасу Калдору на основании того, что график кривых, отражающих изменения цен, образует паутину.
Канал Кельтнера (англ. Keltner channel) — технический индикатор, состоящих из двух полос над и под скользящей средней ценового показателя, ширина которых определяется как доля от среднего изменения цены за период. Автором данной методики является Честер Кельтнер (англ. Chester W. Keltner; (1909—1998)), опубликовавший её в своей книге «Как делать деньги на биржевых товарах» (англ. How To Make Money in Commodities) в 1960 году.
Теорема Столпера — Самуэльсона (зависимость цен факторов производства от цен на товары) — составная часть модели Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована Вольфгангом Столпером и Полом Самуэльсоном в 1941 году. Согласно теореме Столпера — Самуэльсона, в условиях свободной торговли растут вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растёт, и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает, вне зависимости...
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Теорема Лернера — Самуэльсона (теорема выравнивания цен факторов производства) — составная часть модели внешней торговли Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована в 1948 году Полом Самуэльсоном, независимо от работ Аббы Лернера 1933 года. Согласно теореме Лернера — Самуэльсона, при одинаковых производственных технологиях с постоянной отдачей от масштаба свободная торговля товарами будет обеспечивать полное выравнивание факторных цен производства через выравнивание товарных цен до тех пор, пока...
Предложение , как и спрос, может быть охарактеризовано с помощью шкалы или перечня разных объёмов продукта, которые стремится произвести и продать производитель по определённой цене в определённый промежуток времени. Зависимость объёма предложения от цены фиксируется законом предложения и графически может быть представлена в виде кривой с положительным наклоном.
Паушальная сумма , паушальная цена — общая сумма (цена) без дифференциации её составляющих.
Модель Диксита—Стиглица—Кругмана — макроэкономическая модель образования агломераций в условиях монополистической конкуренции и экономии от масштаба, являющаяся базисной для новой теории международной торговли и созданная экономистами Авинашем Дикситом, Джозефом Стиглицем и Полом Кругманом.
Пункт (от лат. punctum «точка»; сленговое пипс от англ. pip — percentage in point «соответствующая процентная доля») в экономике — минимальное изменение показателя, когда более мелких изменений для данного показателя не предусмотрено. Одному пункту соответствует единичное изменение самой последней публикуемой цифры показателя. В пунктах измеряют колебания цен, котировок ценных бумаг и валют на биржах.
Эффективная процентная ставка (ЭПС, EIR, Effective Interest Rate) - процентная ставка (ставка дисконтирования), при которой дисконтированная стоимость денежного потока от финансового инструмента (актива, обязательства, инвестиционного проекта и т.д.) равна некоторой оценке текущей стоимости этого инструмента (вложений). Эффективная процентная ставка может определяться за любой временной интервал, но обычно подразумевается годовая эффективная процентная ставка.
Индекс потребительских цен (ИПЦ, индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в производстве продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и сбыт.
Теория поиска (англ. Search theory) — теория, определяющая оптимальный поиск наименьшей цены в условиях ценовой дисперсии, изучающая покупателей и продавцов до совершения сделки в микроэкономике, а также анализирующая фрикционную безработицу в экономике труда, применяющаяся для анализа решений покупок в теории потребления. Теория поиска впервые предложена в 1961 году Джорджем Стиглером.
В экономической теории, и в частности в теории потребительского выбора, «эффект замещения» является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя. Второе из таких явлений называется эффектом дохода.
Подробнее: Эффект замещения
Модель линейного города (модель Хотеллинга) — модель пространственной дифференциации рынка с монополистической конкуренцией, которая демонстрирует потребительские предпочтения в отношении конкретных марок товаров и их расположение, предложенная впервые Г. Хотеллингом в 1929 году.
Модель Шапиро — Стиглица (англ. Shapiro-Stiglitz model) — экономическая модель, относящаяся к рынку труда, объясняющая завышение заработной платы. Отличительная особенность модели — включение дополнительной переменной — интенсивности труда — для определения ставки заработной платы и объёма труда, позволяющей объяснить расхождение теоретических классических и реальных показателей. Модель особо важна для нового кейнсианства, так как помогает объяснить отказы рыночных механизмов формирования показателей...
Цена ́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Сто́имость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений.
Часовые эксплуатационные затраты — показатель характеризующий степень технико-экономической эффективности техники и оборудования, учитывающий прямые расходы в единицу времени на амортизацию, оплату труда, ГСМ, ТО и ремонт, хранение, проценты за кредит, налоги, страховые платежи, накладные расходы и прочие связанные с её эксплуатацией.
Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.
Экономичный размер заказа (формула Уилсона, EOQ-модель) — модель, определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, объединяющий в себе закон спроса и закон предложения. Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. При прочих равных условиях, снижение цены на товар увеличивает спрос (готовность покупать) и уменьшает предложение (готовность продавать).
Теория размещения производства (теория локации) — учение размещения производственных сил на территории, является частью региональной экономики. Теория рассматривает вопросы, какая хозяйственная деятельность находится там, где и почему, и базируется на принципе, что фирмы выбирают месторасположения, которые будут максимизировать их прибыль, а частные лица выбирают те места, которые максимизируют их полезность.
Эластичность предложения по цене (англ. Price elasticity of supply) — показатель процентного изменения предложения какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.
Алгоритмическая торговля , или Алгоритмический трейдинг (англ. Algorithmic trading) — это метод исполнения большой заявки (слишком большой, чтобы быть исполненной за раз), когда с помощью особых алгоритмических инструкций большая заявка (parent order) делится на несколько под-заявок (child orders) со своими характеристиками цены и объёма и каждая из под-заявок отправляется в определённое время на рынок для исполнения. Такие алгоритмы были придуманы для того, чтобы трейдерам не приходилось постоянно...
Ценообразование с учётом психологических факторов — маркетинговый метод, основанный на теории о том, что у определённых цен есть психологическое воздействие. Розничные цены часто бывают «нечётными»: немного меньше, чем круглое число, например, 19,99$ или 6,95£ (но не обязательно математически нечётными, может быть и 2,98). Теория заключается в том, что эти особенности побуждают к совершению покупок более, чем если бы потребители были совершенно рациональны. Психологическое ценообразование — это одна...
Предложение (англ. supply) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Индекс товарного канала (англ. commodity channel index, англ. CCI) — технический индикатор, основанный на анализе текущего изменения отклонения цены от её среднего значения за определённый период и среднестатистического абсолютного значения этого параметра.
Система чистого измерения (англ. Net energy metering, net metering) — политика в области электроснабжения, применяемая к владельцам небольших возобновляемых источников энергии (ветровая, солнечная, топливные ячейки) или электромобилей, использующих концепцию V2G (Vehicle-to-grid).
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.
Тренд цены и объёма (также тенденция цены и объёма; PVT от англ. price–volume trend, или VPT от англ. volume–price trend) — технический индикатор, построенный на анализе объёмов торгов и изменениях цены инструмента.
Ломаная кривая спроса — кривая спроса, построенная на основе допущения, что фирмы в условиях олигополии присоединятся к решению одного из олигополистов о снижении цены, чтобы не потерять своей доли рынка, но не последуют его решению о повышении цены; таким образом, кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста имеет излом в точке рыночной цены, так что кривая спроса на участке выше этой точки является более пологой (более эластичный спрос), чем на участке ниже этого спроса (менее эластичный...
Функция совокупного предложения Лукаса описывает совокупное предложение в соответствии с моделью несовершенной информации Лукаса и основана на исследованиях неоклассического экономиста Роберта Лукаса. Согласно модели, выпуск в экономике является функцией от "денежного удивления" или "удивительных цен" (англ. "money" or "price surprise"), то есть не согласующихся с рациональными ожиданиями. В этом случае фактическая цена оказывается выше ожидаемой, что приводит к краткосрочному превышению фактического...
Новое кейнсианство — школа мысли в современной макроэкономике, представляющая собой развитие идей Джона Мейнарда Кейнса. «Новое кейнсианство» пересмотрело роль монетарной политики и механическое разделение микроэкономики и макроэкономики в неокейнсианстве.
«Кейнсианский крест » — макроэкономическая модель, графическое изображение положительной зависимости между совокупными затратами экономических агентов и общим уровнем цен в экономике.
«Роза Петерса » — понятие, обозначающее предложенную Арно Петерсом графическую матрицу для вычисления точной стоимости какого-либо продукта или услуги. Вычисление базируется на общесоциальном трудовом времени, вкладываемом во все необходимые затраты, которые возникают в процессе производства продукта или услуги.
Теория контрактов (англ. Contract theory) — раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами в условиях (как правило) асимметричной информации.
Коэффициент Лернера или индекс Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году.
Крива́я произво́дственных возмо́жностей (англ. production possibilities curve) — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Экономическое равновесие (англ. economic equilibrium) — состояние экономики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен в условиях, когда имеющиеся трудовые ресурсы и производственные мощности используются в полном объёме, а нарушаемые пропорции быстро восстанавливаются.
Переме́нные затраты (англ. variable cost, VC) — затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.
Компромиссная модель Уильямсона (англ. Williamson trade-off model) — компромисс, предложенный Оливером Уильямсоном в 1968 году, оценивающий эффект от слияния предприятий, и дающий рекомендацию к слиянию в случае выгоды от последующего снижения средних издержек и незначительного роста цен. Модель используется для оценки возможности слияний предприятий антимонопольными органами.
Индекс цен производителей PPI (Producer Price Index) — показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.