Связанные понятия
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) (англ. Remotely operated underwater vehicle (ROV)) — это подводный аппарат, часто называемый роботом, который управляется оператором или группой операторов (пилот, навигатор и др.) с борта судна. Аппарат связан с судном сложным грузонесущим кабелем, через который на аппарат поступают сигналы дистанционного управления и электропитание, а обратно передаются показания датчиков и видеосигналы. Пилот находится на борту судна, поэтому аппарат необитаемый...
Батиска́ф (Bathyscaphe) (от греч. βαθύς — глубокий и σκάφος — судно) — автономный (самоходный) подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Основное отличие батискафа от «классических» подводных лодок состоит в том, что батискаф имеет лёгкий корпус, представляющий собой поплавок, заполненный для создания положительной плавучести бензином или иным малосжимаемым веществом легче воды, несущий под собой прочный корпус, как правило изготовленный в виде полой сферы...
Водолазный колокол — в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру.
ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.
Гидролока́тор — средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.
Упоминания в литературе
Ключевым моментом, ускорившим разработку новой подводной техники, явилась гибель американской атомной подводной лодки «Трешер» в апреле 1963 года. Она затонула на глубине около 2500 метров. В создавшейся ситуации выяснилось, что в качестве единственного технического средства, способного осуществить поиск и обследование затонувшей лодки, пригоден лишь батискаф «Триест». Однако его подготовка и доставка к месту аварии заняла около двух месяцев. После нескольких безрезультатных поисковых погружений батискафу потребовался ремонт, и он был отбуксирован на американскую береговую базу. В дальнейшем появились проблемы с навигационной привязкой «Триеста» в режиме поиска: используемой сейчас навигационной привязки по донным гидроакустическим маякам в то время не существовало. Была применена система маркировки пройденных маршрутов с помощью разноцветных флажков, которые пилоты ставили на дно, используя манипулятор. Возникшие трудности подтолкнули ведущие фирмы США, связанные с подводной техникой, к разработке принципиально новых – малогабаритных и легких –
подводных аппаратов , которые можно было бы транспортировать к месту работ на борту судна или самолетом. Главную роль в создании аппаратов нового поколения сыграло изобретение синтактика – твердого, плавучего, выдерживающего давление больших глубин материала, который представляет собой композит из стеклянных микросфер, соединенных пластичной эпоксидной смолой. Внедрение этого материала позволило строить подводные аппараты без громоздкого бензинового поплавка, в несколько раз снизить их вес и в два-три раза уменьшить габариты.
Одной из совершенно новых методик и технологий, внедряемых в арктические морские исследования, являются телеметрические системы на базе необитаемых
подводных аппаратов . Наиболее простые их модификации именуются телевизионными подводными аппаратами (ТПА). Их использование позволяет получать визуальную информацию о состоянии подводной части ледяного покрова для изучения особенностей рельефа нижней поверхности льда и подводной части торосов. Еще одним направлением работ является проведение подводных осмотровых работ с целью выявления деформаций дна ледяными образованиями. Так, использовавшийся в экспедиции «Байдара-2010» ТПА «ГНОМ-стандарт» (рис. 10), является аппаратом среднего уровня по габаритам и оснащению. Его размеры позволяют погружаться в лунку диаметром 250 мм, работать под килями ледяных образований при зазоре между ними и дном не более 50 см.
В марте 1923 года, вскоре после визита Языкова, было принято официальное решение об организации специальной подводной экспедиции по поиску золота «Принца». Ее и назвали ЭПРОН. А первым руководителем Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) ОГПУ стал Лев Николаевич Захаров-Мейер (1899–1937). Для поисковых работ был изготовлен
подводный аппарат – гидростат, что значит «стоящий в воде». В районе поиска тральщики промерили глубины и разбили акваторию на квадраты. Каждый день небольшой катер доставлял гидростат к очередной точке погружения. Время шло, затраты росли, но среди многочисленных обломков разных кораблей следы «Черного принца» никак не выявлялись. Наконец эпроновцы обнаружили разбитый корабль, который, по некоторым находкам, идентифицировали как «Принц», но никакого золота на нем не обнаружили.
БАТИСК?Ф, самоходный глубоководный аппарат для океанографических исследований с экипажем. Состоит из корпуса-поплавка, заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (обычно бензином), и стального шара-гондолы, в котором размещается экипаж, аппаратура управления, измерительные и прочие приборы. Плавучесть батискафа регулируется сбрасыванием балласта и выпуском бензина. Движется батискаф с помощью гребных винтов с приводом от электродвигателя. Объём шара-гондолы 5–8 мі. Максимальная глубина погружения св. 10 км. Первый батискаф был построен и испытан швейцарским учёным О. Пиккаром в 1948 г. В январе 1960 г. Ж. Пиккар (сын О. Пиккара) и Д. Уолш на батискафе «Триест» достигли дна Марианского жёлоба в Тихом океане (ок. 11 000 м). См.
Подводный аппарат .
Но обратимся к истории подводных лодок. Первая субмарина была построена датчанином Корнелием Дреббелом. Она была продемонстрирована в действии на Темзе в 1620 году. Тогда изобретатель и его бесстрашный экипаж опустились под воду, оставив многотысячную публику, среди которой находился король, в величайшем напряжении.
Подводный аппарат Дреббела был чуть больше обычной гребной шлюпки и работал, основываясь на тех же принципах, что и современный водолазный колокол. Он не претендовал на роль военного корабля. Представляется сомнительным, что в нем можно было продержаться под водой больше нескольких минут даже при полном штиле.
Связанные понятия (продолжение)
Кора́бль-ма́тка (судно-носитель, корабль-носитель, англ. mothership) — собирательное название нескольких классов боевых кораблей. Данный термин подразумевает крупный мореходный корабль, который является носителем аппаратов меньших размеров — катеров, самолётов и т. п.
«Консул » — российский подводный глубоководный обитаемый аппарат проекта 16811 (его название расшифровывается как «конкреции сульфида») для подводно-технических и аварийно-спасательных работ, а также установки на подводные объекты маяков-ответчиков и доставки на грунт и подъёма на поверхность оборудования массой до 200 кг. Второй аппарат, спроектирован по модернизированному проекту 16810 «Русь». Построен на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге по заказу Министерства обороны Российской Федерации...
Алвин (англ. DSV-2 Alvin) — один из известнейших действующих пилотируемых подводных аппаратов (ППА). Батискаф рассчитан на трёх человек (двоих учёных и пилота) и позволяет за 10 часов совершать погружение на глубину до 4500 метров. Размеры используемого оборудования ограничены размерами люка аппарата, который имеет диаметр 48,2 см (19 дюймов).
Гидрофон (от др.-греч. ὕδωρ «вода» + φωνή «голос», «звук») — прибор для приёма звука и ультразвука под водой, специализированный микрофон. Применяется в гидроакустике как для прослушивания подводных звуков, так и для измерительных целей. Некоторые гидрофоны способны не только принимать, но и передавать звук.
О́пытовое судно — специально оборудованное судно, предназначенное для проведения экспериментов, испытаний и опытов, связанных собственно с самим судном, будь то испытания новых типов вооружения, эксперименты с энергетической установкой, исследование новых типов движителя, форм корпуса, отдельных конструктивных узлов судна.
Научно-исследовательское судно (НИС) или экспедиционное судно — морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования земли, водных масс, биомасс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. НИС строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.
Состояние моря (англ. Sea state) используется в океанографии при определении состояния свободной поверхности больших массивов воды: крупных озёр, морей и океанов. Состояние моря характеризуется высотой волн, их периодом и силой. Состояние моря изменяется во времени и может быть оценено как опытным наблюдателем, так и с помощью технических средств: погодных буёв, радиолокационных измерений и дистанционного зондирования со спутников. В случае измерения с помощью буёв статистика определяется для временного...
Водола́зные рабо́ты , профессиональный дайвинг — это подводные погружения, выполняемые профессионалами за вознаграждение. В узком смысле — работы, выполняемые водолазом под водой в водолазном снаряжении.
Атомохо́д (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей ход судна.
Водолазный скафандр — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции водолаза от внешней среды.
Корабль-цель , или корабль-мишень — специально построенный или оборудованный корабль обеспечения боевой подготовки ВМФ (ВМС), по которому проводятся практические пуски крылатых (противокорабельных или противолодочных) ракет, артиллерийские и торпедные стрельбы, а также бомбометания.
В японском флоте Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких лёгких гидросамолётов (подобные подводные лодки также строились во Франции).
Подробнее: Подводный авианосец
Противолодочный самолёт (ПЛС) — самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.
«Риф » (обозначение НАТО — англ. Ball End) — радиолокационная станция (РЛС) корабельного базирования с антенным постом. Предназначалась для обнаружения надводных целей и выдачи целеуказания корабельному оружию при стрельбе по надводным целям. Другим назначением РЛС было решение навигационных задач. На надводных кораблях станция являлась основным средством разведки, обнаружения и целеуказания.
Кайко (Kaikō) — дистанционно управляемый подводный аппарат, построенный JAMSTEC для изучения морских глубин. Кайко был вторым из четырёх аппаратов, которые когда-либо достигали дна Бездны Челленджера (по состоянию на 2010 год). В период с 1995 по 2003 годы аппарат совершил более 250 погружений, собрал 350 видов организмов (включая 180 видов бактерий). 29 мая 2003 года Кайко был потерян у побережья острова Сикоку во время тайфуна Чан-Хом из-за обрыва троса, соединяющего его с судном-носителем Kairei...
Назначение системы
погружения и всплытия подводной лодки (ПЛ) полностью отражено в названии.
Автоно́мность корабля ́ (сокр. автономность) — элемент тактико-технических данных, характеризующий время (в сутках), в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава.
Плавсре́дство (сокр. от «плавучее средство») — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и используемое для перевозки грузов, багажа и почты, пассажиров, рыбного или иного морского или речного промысла, спасания людей, буксировки иных плавучих объектов, военных, гидротехнических, научных, учебных, спортивных, развлекательных целей и эксплуатирующееся в условиях водной среды.
Воздухонезависимый двигатель — понятие, включающее в себя технологии, которые позволяют подводной лодке плавать без необходимости подниматься на поверхность. Понятие обычно исключает использование ядерной энергии (НАПЛ).
«Трие́ст » (итал. Trieste) — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.
Аэрофинишёр — устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на размещённые под палубой тормозные барабаны, снабжённые мощными гидравлическими тормозами, рассеивающими кинетическую энергию садящегося самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся уменьшить до размеров посадочной палубы.
Водола́з — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и допущенный к производству водолазных спусков в установленном порядке. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. В различных странах существуют свои морские классификационные общества с различными системами ледовых классов, но везде они показывают соответствие судна определённым конструктивным параметрам, принятым в данном классификационном обществе своей страны.
Десантная подводная лодка — транспортная подводная лодка, сконструированная для использования в качестве десантого корабля. Основным предназначением десантных подводных лодок является скрытная транспортировка и высадка морского десанта. Проекты таких кораблей были предложены в США и СССР, но никогда не были полностью построены. Стандартные подводные лодки часто используются для перевозки небольших групп солдат или поставок грузов.
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Воздушная подушка — аналог камеры от автомобиля с подаваемым в середину сжатым воздухом. Камера располагается под грузом, где создаётся высокое давление, и после наполнения воздухом пространства между подушкой и землёй груз начинает скользить на тонкой воздушной прослойке. Существуют системы, перемещающие грузы до 1000 тонн. Теоретически грузоподъемность платформ неограничена.
Морской
аварийный радиобуй и авиационный аварийный радиомаяк (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) — передатчики для подачи сигнала бедствия и пеленгации поисково-спасательными силами терпящих бедствие плавсредств, летательных аппаратов (англ. ELТ, emergency locator transmitter) и людей (PLT, Personal locator transmitter) на суше и на море. Аварийные радиобуи являются обязательным компонентом ГМССБ.
Противолодочный ракетный комплекс — система морского оружия, предназначенная для поражения подводных лодок. Включает пусковую установку, противолодочные ракеты, комплекс обнаружения подводных лодок и комплекс управления стрельбой. Комплекс аппаратуры обнаружения ПЛ может быть размещен на отдельном носителе. Это может быть вертолёт, самолёт или самоходный (в том числе специализированная подводная лодка) или буксируемый подводный аппарат.Современная противолодочная ракета состоит из ракетной части...
Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок.
Сверхмалая подводная лодка или мини-субмарина — подводная лодка с водоизмещением менее 150 тонн. Обычно управляется экипажем из 1-2 моряков, автономность плавания сильно ограничена. Сверхмалые подводные лодки могут действовать самостоятельно или запускаются с корабля или лодки-носителя. Существуют подлодки как военного так и гражданского назначения. Первые подводные лодки большинства стран мира ( USS Holland (SS-1), HMS Holland 1, HMS Hajen, Дельфин) по современной классификации попали бы в категорию...
Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Впервые суда этого типа появились в 1969 году.
Надувной спасательный плот — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду. Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метра. Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене на 20 градусов на...
Надводный корабль — обобщающее название для многих типов военных кораблей, имеющих собственное оружие и ведущих боевые действия на поверхности воды. Данный термин используется для обозначения любого современного типа судов, которые не являются подводными лодками. Сам термин появился в начале 20 века в связи с созданием подводных лодок. К надводным кораблям таким образом относится множество типов от катеров до авианосцев. К надводным кораблям относят крейсеры, эсминцы, фрегаты, корветы, а также устаревшие...
Прочный корпус (ПК) — корпус подводной лодки (ПЛ), предназначенный выдерживать забортное давление в подводном положении.
Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.
Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.
Бортовая качка — переменное наклонение плавающего судна на правый и на левый борт под действием волнения или других внешних сил.
Гидронавт , океанавт, акванавт (лат. aqua «вода», восходит к праиндоевр. akwa- и nau- «лодка»+ др.-греч. ναύτης «мореплаватель», от ναῦς «корабль, судно») — специалист по глубоководным погружениям. В отличие от обычных водолазов, для акванавтов характерно длительное пребывание и работа в подводных домах, лабораториях или подводном аппарате.
Противолодочный корабль — военный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, как правило, одновременно способен бороться и с воздушными целями.
Иллюмина́тор (лат. illuminator — осветитель) — круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов. Исторически наиболее распространённая круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также большей технологической...
Водолазное снаряжение — комплект технических средств, используемых водолазом для обеспечения его жизнедеятельности и работы под водой. Часто водолазное снаряжение делят на два типа: тяжелое (для погружения на большую глубину) и лёгкое (для погружения на малую глубину, а также используемое в спортивных целях). Также водолазное снаряжения различают по способу подачи воздуха: шланговое и автономное. Тем не менее справочная классификация водолазного снаряжения предполагает деление как по конструктивным...
Радиоуправле́ние — метод дистанционного управления техническими объектами, при котором управляющие воздействия и обратная связь осуществляются через радиоканал с помощью радиоволн.
Противолодочная авиация — один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств — является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.
«Мир » — два советских и российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Аппараты имеют глубину погружения до 6 километров.
Морехо́дные ка́чества су́дна (корабля́) — качества судна (корабля), которые определяют его способность безопасно совершать плавание при любом состоянии моря и любой погоде, а также сохраняя живучесть в случае повреждения. Мореходные качества являются предметом изучения науки под названием «теория корабля».
Упоминания в литературе (продолжение)
Известно, что причиной аварий
подводных аппаратов нередко становятся старые сети, канаты, тросы, якоря и цепи. В них могут запутаться винты и другие выступающие части оборудования. Подобное произошло с батискафом ВМФ России в Японском море в 2006 году. Для освобождения «Миров» в таком случае предусмотрен аварийный сброс всех движителей, клешней манипуляторов, обтекателя и кормового крыла. На случай потери герметичности всех трех балластных цистерн – случай очень маловероятный, хотя и возможный, и потери плавучести, предусмотрен сброс половины аккумуляторов весом 1300 кг.
Диверсионно-штурмовые средства – это малые надводные или
подводные аппараты , цель которых – скрытно подобраться к кораблям или важным объектам противника и уничтожить их с помощью мощных зарядов типа торпед и мин, обычных или специальных диверсионных. Так как радиус действия малых боевых средств ограничен, они обычно доставляются в район цели по суше или на более крупных судах. Их лучше применять против неподвижных целей, например портовых сооружений или кораблей, стоящих на якоре. Диверсионно-штурмовые средства включают взрывающиеся катера-торпеды с зарядом в носовой части; «боевые колесницы» – управляемые торпеды с экипажем в один-два человека, вооруженные подвешиваемой снизу боевой торпедой или каким-либо другим отделяющимся боезарядом; а также сверхмалые подводные лодки с одной или двумя торпедами, крепящимися к корпусу.
Испытательное погружение сверхглубинного
подводного аппарата происходит вовсе не так помпезно, как некоторые представляют. Это не отход подводного атомохода в длительную «автономку» – с цветами, оркестром и торжественными речами. Никто не машет платочками с пирса, никто не вытирает слезы с глаз, никто не поднимает над головами детей… Все буднично: загрузили аппарат на специальное транспортное судно, вышли в заданный квадрат с заданной глубиной, подцепили СПА на подъемник – и на водную поверхность.
Меньше чем за год лодки были построены и приняты Инженерным ведомством. Половину требуемого количества изготовили в Петербурге, а другую – во Франции, на машиностроительном заводе Платто. И тут, похоже, имел случай промышленного шпионажа. Брат известного французского инженера Губэ работал чертежником у Платто. И через некоторое время Губэ подал заявку на патент, в которой описывался аналогичный
подводный аппарат .
Вечером, незадолго перед заходом солнца,
подводный аппарат был отбуксирован в сторону от «Скальдиса». Сквозь толстый плексиглас иллюминатора Пикар и его спутник видели аквалангиста, подающего им знаки. Матрос, встав на батискаф, подвесил к нему еще несколько балансирных грузов. Вдруг он внезапно погрузился по пояс в воду и, чтобы не быть затянутым в воронку, тотчас же перескочил обратно в шлюпку. По всему было видно, что покорители глубин решили на этот раз взяться за дело всерьез.