Связанные понятия
Фотографика — вид изобразительного искусства, основанный на трансформации фотографического изображения в графический художественный образ. В художественной фотографии так называется совокупность приёмов трансформации снимка в процессе фотопечати. Обычно к фотографике относят такие техники, как изогелия, псевдосоляризация, изополихромия, фотобарельф, фотограмма и другие.
Игольчатый экран — техника анимации, изобретённая в 1931 году Александром Алексеевым (патент № 387554 от 11 июля 1935 года).
Ко́нтровый свет , Контражур — освещение в фотографии и живописи, при котором источник света располагается позади объекта и очень силен либо близко расположен. Такое освещение создает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется художниками и фотографами в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур объекта, а не его форму, например при фотосъёмке силуэтов. Контровый источник света можно...
Дихро́идная призма — устройство, разделяющее падающий на него световой поток на несколько с различными диапазонами длин волн (цветами). Используются в трёхматричных видеокамерах и фотокамерах, а также в проекторах для разделения изображения на RGB составляющие.
Световое поле или поле светового вектора — область пространства, заполненная светом. В теории светового поля используется понятие о световых линиях, аналогичное понятию силовых линий в классической теории физических полей. В фотометрии — функция, которая описывает количество света, распространяющегося в любом направлении через любую точку пространства. В 1846 году Майкл Фарадей в своей лекции «Размышления о колебании лучей» впервые предположил, что свет должен быть интерпретирован как поле, примерно...
Простра́нство предме́тов (нем. Objektraum, англ. Object space, фр. Espace objet) — совокупность возможных положений точек предметов — вершин световых пучков, входящих в оптическую систему. Термин определяется по ГОСТ как «совокупность точек пространства».
Стереоскоп — оптический бинокулярный прибор для просмотра «объёмных» фотографий. Принцип работы прибора основан на том, что если сфотографировать какую-либо сцену с двух точек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга (примерное расстояние между глазами человека), а затем расположить получившуюся пару снимков (так называемая стереопара) так, чтобы один глаз видел только один снимок, а другой глаз—второй, то человек увидит «объёмное» изображение.
Зупра́ксископ (англ. zoopraxіscope от др.-греч. ζῷον — животное, живое + πράξις — деятельность, движение + σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — прибор для «воспроизведения движущихся картинок» — ранний аппарат для наблюдения движущегося изображения, изобретённый Эдвардом Мейбриджем в 1879 году.
Степпер (англ. stepper) — установка, использующаяся при изготовлении полупроводниковых интегральных схем. На них проводится важнейший этап проекционной фотолитографии — засветка фоторезиста через маску. Принцип работы схож с диапроекторами и фотоувеличителями, однако степперы уменьшают изображение с маски (фотошаблона), обычно в 4-6 раз. В процессе работы степпера рисунок с маски многократно переводится в рисунок на различных частях полупроводниковой пластины.
Фо́ллоу-фо́кус (англ. Follow Focus) — устройство управления фокусировкой объектива, используемое в киносъёмочных аппаратах, видеокамерах и цифровых кинокамерах. Фоллоу-фокус выполняет эргономическую функцию, повышая удобство работы кинооператора или фокус-пуллера (1-го ассистента оператора, англ. Focus Puller), а также позволяет осуществлять фокусировку при помощи дистанционного управления. Главная функция фоллоу-фокуса — предотвращение тряски при фокусировке и перевод вращения рукоятки в плоскость...
Камера-люцида , Камера-люсида, Камера-лючида (от лат. camera lūcida «светлая комната») — оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Камеру-люциду использовали в качестве альтернативы камеры-обскуры, дающей очень тёмное и перевёрнутое изображение предметов.
Дипо-фильм , двухсторонняя киноплёнка — разновидность позитивной киноплёнки с двумя эмульсионными слоями, расположенными с обеих сторон подложки. Использовалась в ранних двухцветных системах цветного или стереоскопического кинематографа для изготовления фильмокопий.
Зоотро́п (от др.-греч. ζωή «жизнь» + τροπή «вращение») — устройство для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции, то есть инерции человеческого зрения. Изобретателем зоотропа считается Уильям Джордж Горнер, но упоминания о подобном приборе встречаются в китайских летописях от 180 года н. э. Зоотроп является трансформацией фенакистископа Жозефа Плато.
Форма́т фи́льма , формат фильмокопии — совокупность технических характеристик, определяемых кинематографическим форматом, использованным для изготовления прокатной фильмокопии или цифровой копии фильма.
Склеечный пресс — приспособление для склейки киноплёнки в процессе монтажа фильма или ремонта фильмокопий. Конструктивно выполняется как отдельное устройство или как часть монтажного стола. Склеечные прессы, оснащённые приспособлениями для точной обрезки и зачистки склеиваемых отрезков киноплёнки, называются склеечными полуавтоматами. На киностудиях используются стационарные полуавтоматы, оснащённые наматывателями и подогревом склеиваемого участка.
Ми́ра (фр. mire, от фр. mirer — рассматривать на свет, прицеливаться, метить) — испытательная пластинка с нанесённым на неё стандартным рисунком в виде полос или секторов.
Цветопереда́ча — общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравнивается с восприятием тех же объектов, освещённых стандартным источником света.
Зерни́стость (в фотографии) — неоднородность почернения фотографического материала. Зернистость обусловлена различием размеров частиц серебра («зёрен») в проявленном фотографическом слое.
Видеофоногрáмма («Форма́т Ц», англ. Type C videotape, «дюймовый формат») — несегментированный формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный SMPTE для записи композитного телевизионного видеосигнала вещательного качества и использующий магнитную ленту шириной в один дюйм. «Видеофонограмма» — официальное название по советскому ГОСТу. Формат «Ц» («C» латиницей) был первым форматом видеозаписи, пригодным для электронного видеомонтажа, и первым, в котором применялась компенсация выпадений сигнала...
Подробнее: Формат Ц
Фундус — нормализованные строительные и архитектурные детали, использующиеся для создания сборно-разборных декораций в кинематографе. Фундусные декорации создаются из фундуса, представляющего собой набор стандартных деталей, соединяемых при помощи струбцин, шарниров или клиновых соединений. В СССР первая фундусная система была внедрена в 1925 году и позволяла создавать любые декорации в павильонах киностудий и на натуре. Детали фундуса рассчитаны на многократное использование в разных декорациях...
Фенакистиско́п (от греч. φεναξ — «обманщик» и σκοπέω — «смотрю») — лабораторный прибор для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции — инерции человеческого зрения. Изобретателем фенакистископа считается Жозеф Плато. Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его стробоскопом.
Кварц (лат. Quarz) — название семейства узкоплёночных (8-мм) любительских киносъёмочных аппаратов (кинокамер), выпускавшихся в 1960-е — 1980-е годы на Красногорском механическом заводе.
Дорожная камера — разновидность штативных фотоаппаратов прямого визирования, предназначенных для съёмки в полевых условиях. Считается европейской разновидностью крупноформатной аппаратуры для выездной съёмки (англ. Field Camera). От павильонных фотоаппаратов отличается складной конструкцией и более компактными размерами за счёт уменьшенного формата кадра. Кроме того, дорожные камеры устанавливались на лёгкий складной штатив, более пригодный для транспортировки, чем станина павильонных камер.
Многократная экспозиция или мультиэкспозиция — специальный приём в фотографии и кинематографе, который заключается в том, что один и тот же кадр фотоматериала экспонируется несколько раз. Приём используется как один из методов хронофотографии или в качестве творческого приёма в фото- и киноискусстве. В последнем случае многократная экспозиция позволяет совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности расположенных в разных местах и происходящих в разное время. Такие приёмы комбинированной...
Стено́п (от фр. Sténopé) — фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие. В современной фотографии также распространено название «пинхол» (англ. pinhole от pin «булавка» + hole «отверстие»). Также встречается термин «лох-камера» или «лохкамера» (нем. Lochkamera от Loch «отверстие» + Kamera «камера»).
Мутоскоп (англ. Mutoscope) — ранняя технология кинематографа, получившая успех в виде торговых автоматов для просмотра коротких движущихся кинороликов. Устройство изобретено бывшим помощником Эдисона и создателем «Кинетофона» Уильямом Диксоном, но патент получен 21 ноября 1894 года на имя соавтора Германа Каслера из-за сложных отношений Диксона с бывшими работодателями. Как и «Кинетоскоп», мутоскоп не предполагал проекции изображения на экран, позволяя просматривать картинки через окуляр единственному...
Хронофотография — разновидность фотографии, позволяющая записывать движение какого-либо объекта при помощи фотосъёмки его отдельных фаз через короткие равные интервалы времени. Полученная серия снимков может быть использована для изучения движения или создания движущегося изображения с помощью других технологий, таких как зупраксископ или праксиноскоп. Хронофотография стала промежуточным этапом в процессе изобретения современного кинематографа и позволила понять основные принципы записи движущегося...
Фотонаборный автомат — устройство для фотонабора. Предназначен для экспонирования цветоделённых диапозитива или негатива (на прозрачной основе) для последующего производства форм как для офсетного производства, так и для флексомашин.
Стереофотогра́фия (от др.-греч. στερεός «стереос» — «пространственный»), 3D-фотогра́фия — разновидность фотографии, позволяющая видеть заснятую сцену объёмной за счёт бинокулярного зрения. Стереофотосъёмка производится одновременно с двух и более ракурсов (точек съёмки), в результате чего получается стереопара, части которой раздельно рассматриваются глазами зрителя. Объём также может регистрироваться методами голографии, но она основана на совершенно других принципах и не считается разновидностью...
Диаско́п — оптический прибор для просмотра диапозитивов через окуляр при помощи внешнего источника света или же при помощи встроенной в диаскоп лампы накаливания.
Петля Латама — название свободной петли, которую киноплёнка делает в лентопротяжном механизме большинства типов киноаппаратуры перед входом в скачковый механизм. Петля изолирует ветви лентопротяжного тракта, в которых плёнка движется непрерывно, от участка прерывистого перемещения, предотвращая обрыв и повреждения перфорации. Для поддержания постоянного размера петли перед ней устанавливается тянущий зубчатый барабан, равномерно сматывающий киноплёнку с подающего рулона.
Кинето́граф (от греческого «кинетос» — движущийся и «графо» — писать) — аппарат для записи движущегося изображения на киноплёнку. Создан в 1889—1891 годах конструкторской группой под руководством Уильяма Диксона в лаборатории Эдисона.
Те́ни — элемент светоте́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими.
Спирограф — детская игрушка, состоит из пластмассовой пластины с вырезанными кругами разных диаметров и набора колёс меньшего диаметра с отверстиями внутри. Края кругов и колёс зубчатые, чтобы предотвратить проскальзывание. Метод использования: пластина прикладывается к листу бумаги, внутрь выбранного кругового отверстия помещается одно из зубчатых колёс, в одно из отверстий которого вставляется шариковая ручка или карандаш. Затем зубчатое колесо приводится в движение лёгким нажимом на пишущий элемент...
Кадрирование (от фр. cadre — кадр) при фото-, кино- и видеосъёмке — выбор точки съёмки, ракурса и направления съёмки, а также угла зрения и типа объектива для получения необходимого размещения объектов в поле зрения видоискателя аппаратуры и на итоговом изображении.
Конде́нсор (лат. condenso — уплотняю) — линзовая, зеркальная или зеркально-линзовая оптическая система, собирающая лучи от источника света и направляющая их на рассматриваемый или проецируемый предмет.
Монтажная фильмокопия , Контрольный позитив — первая позитивная фильмокопия, отпечатанная со смонтированного негатива изображения и негатива перезаписи фонограммы после окончательной цветоустановки и изготовления спецэффектов кинофильма. Изготавливается при работе по классической «оптической» технологии кинопроизводства. В отличие от рабочего позитива, отпечатанного без точного выравнивания по оптической плотности и цветопередаче, монтажная фильмокопия создаётся после тщательной настройки этих параметров...
Прямая фотография или непосредственная фотография — направление в фотоискусстве, основанное на отображении окружающей действительности в реалистической документальной манере, и настолько объективно, насколько позволяют технические средства. При этом отвергаются какие-либо трансформации изображения как при съёмке, так и при постобработке.
Бле́нда (нем. Blende от нем. blenden — заслонять) — трубчатое приспособление или козырёк, устанавливающееся перед входным окном оптических приборов для защиты от попадания постороннего света. Разновидность полевой диафрагмы, предназначенной для ограничения поля зрения в пространстве предметов. Чаще всего бленда устанавливается перед киносъёмочными или фотообъективами, предотвращая засветку их передних линз нежелательным светом.
Бо́кс-ка́мера , ручно́й я́щичный фотоаппара́т — разновидность простейших фотоаппаратов, изготовленных в корпусе ящичного типа из прессованного картона, обтянутого дерматином, или из пластмассы. Конструкция получила распространение, начиная с 1890-х годов, и оставалась популярной среди фотолюбителей вплоть до середины XX века. Первые бокс-камеры были рассчитаны на применение фотопластинок, расположенных в специальном магазине с механизмом их быстрой замены. Позднее фотопластинки уступили место среднеформатному...
Фокусировочный мех (в обиходе — «гармошка») — светонепроницаемое подвижное соединение объектива и кассетной части фотоаппарата, позволяющее плавно менять расстояние между ними в процессе фокусировки. Устройство фокусировочного меха аналогично пневматической камере гармони и позволяет сочетать подвижность с герметичностью. Использование меха характерно для складных фотоаппаратов большого или среднего формата, однако встречается и в других оптических приборах, например, в фотоувеличителях и устройствах...
Управление движением камеры , автоматический повтор перемещения камеры, Моушен контрол (англ. Motion Control) — технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией, основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированных панорамных головок, операторских кранов и кран-тележек.
Лаборато́рный фона́рь — осветительный прибор, предназначенный для освещения в фотолаборатории при работе со светочувствительными фотоматериалами (фотоплёнка, фотобумага, фотопластинки).
Опти́ческое изображе́ние — картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему световых лучей, отражённых от объекта, или излучённых им. Оптическое изображение воспроизводит контуры и детали этого объекта в виде распределения освещённости.
Фоторужьё — специальный фотоаппарат, предназначенный для съёмки удалённых объектов с рук длиннофокусным объективом (фотоохота, фоторазведка и прочее). Представляет собой фотокамеру (чаще всего, зеркальную), снабжённую ложей наподобие ружейной или несущей конструкцией с пистолетной рукояткой и плечевым упором, которые удерживаются как ружьё при стрельбе. Спуск затвора производится не кнопкой, а специальным спусковым крючком типа оружейного.
Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата.
Механический карандаш — инструмент в виде стержня, применяемый для письма, рисования, черчения, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Кругора́мное кино ́, Кругора́ма, Циркора́мное кино́ — разновидность кинематографических систем, позволяющая получать изображение с горизонтальным углом обзора 360°.
Восприятие глубины , дифференциальное восприятие расстояния (от лат. differentia – разность, различие) — зрительная способность воспринимать действительность в её трёх измерениях, воспринимать расстояние до объекта.
Минита́р — название семейства советских несъёмных малоформатных фотографических объективов, разработанных специально для компактных фотоаппаратов: шкальных фотоаппаратов, автофокусных-незеркальных.