Связанные понятия
Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале XX века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца XX века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.
Курсы ритмической гимнастики — первые в России курсы по методу Эмиля Жак-Далькроза открылись осенью 1912 года в Петербурге. Курсы были задуманы как филиал Хеллерауского Института музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза, директором стал кн. С. М. Волконский, занимающийся в том время активными поисками новых выразительных средств в театрально-исполнительском искусстве.
Музыкальное движение — это метод музыкального воспитания, личностного развития и обучения свободному танцу. Он одинаково пригоден как для детей, так и для взрослых (метод адаптирован для разных возрастных групп) и рассчитан, главным образом, на здоровых людей, хотя есть успешные попытки применить его элементы в работе с проблемными детьми, например, страдающими аутизмом. Занятия проходят в группах, всегда под живую музыку (инструментальную или вокальную). В качестве музыкального материала используются...
Экзерси́с (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся либо артистов балета.
Класси́ческий та́нец — основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету.
Упоминания в литературе
Прародителем и основоположником ритмики традиционно считают Эмиля Жака-Далькроза – швейцарского композитора и педагога[4]. Наряду с серьезной музыкой он писал забавные и остроумные стишки, сочинял на них песенки и сам распевал их. Музыка Далькроза была столь характерна и своеобразна, что достаточно было прослушать несколько тактов, чтобы назвать автора. В Женевской консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижёрским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки. Позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков (обратите внимание на то, что, соединив руки, ноги, голову и слово, можно добиться многого). Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкального звучания в движение. Это и было началом системы, названной впоследствии системой
ритмической гимнастики , а позднее – ритмикой, а пока соединение музыки с движением называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (шаги Жака)!
Многие современники ошибочно считают основоположницей
ритмической гимнастики известную американскую киноактрису Джейн Фонду. Безусловно, её роль в популяризации и развитии аэробики для широких слоёв населения во всем мире несомненна. Но выполнение физических упражнений под музыку применялись еще в Древних Индии, Китае, Греции.
Связанные понятия (продолжение)
Сольфе́джио (итал. solfeggio от названия нот «соль» и «фа») — многозначный музыкальный термин, означающий...
Ритмический институт — был основан в июле 1919 года, в Москве. Уникальное учебное, а потом и научное заведение, существовавшее в последние относительно свободные годы жизни России, вдохновителем и одним из основателей института был князь Сергей Волконский. Институт размещался в «Малом Власьевском переулке близ Арбата, в бывшем особняке известного домовладельца купца Ивана Михайловича Коровина. Большой зал с серыми мраморными колоннами, огромные венецианские окна уютных гостиных, с широкими угловыми...
Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.
Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.
Музыкальная литература (лат. musica litteris) — предмет, изучающийся в средних и высших музыкальных учреждениях. Основа предмета — изучение творческой деятельности, а также биографии композиторов, являющихся классиками в мировой музыке.
Па (фр. pas — шаг) — термин, используемый в балете и бальном танце, обозначающий танцевальный шаг — отдельное танцевальное ритмическое движение с определённой постановкой ног. В бытовом понимании это любое танцевальное движение. Большая часть классических па происходят из народных танцев. В русском танце понятию «па» соответствуют понятия «выступка», «проходка».
Хореогра́фия , хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — хороводная пляска, хоровод + γράφω — записывать, писать) — искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером.
Парный танец — танец, исполняемый двумя партнерами, как правило, мужчиной и женщиной, в противоположность одиночному и групповому танцу. Как правило, партнёры остаются вместе на время танца и, если в танце одновременно участвуют несколько пар, каждая пара танцует независимо от других.
Тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически...
Пируэ́т (фр. pirouette, итал. piroetta от гл. prillare — крутиться вокруг собственной оси) или же тур (фр. tour, англ. turn) — термин классического танца, обозначающий поворот, оборот вокруг себя. Различаются однократный, двукратный (double pirouette, double tour) а также многократные повороты, осуществляемые с помощью различных приёмов, придающих телу вращательное движение как на земле (à terre), так и в воздухе, на прыжке (en l'air).
Паспьé (от фр. passe-pied, «вышагивающая ножка» или «маленький шажок») — старинный французский танец, близкий к менуэту, но исполнявшийся в несколько более живом темпе. Танец деревенский, возникший, по всей вероятности, в Нормандии или Северной Бретани. В народном обиходе музыка танца чаще всего исполнялась на волынке или же пелась деревенскими музыкантами, отсюда простота её мелодического рисунка и несложность интервального ряда.
Подробнее: Паспье
Исполнительские искусства — один из видов художественно-творческой деятельности, в котором произведения так называемого «первичного» творчества материализуются в виде определенной системы знаков и часто предназначены для перевода в тот или иной конкретный материал. К исполнительным искусствам относят творческую деятельность: актеров и режиссеров, воплощающих на сцене, эстраде, цирковом манеже, радио, кино, телевидении произведения писателей и драматургов; чтецов, переводящую в живую речь литературные...
Сцени́ческий та́нец , также танцева́льный спекта́кль — танец, исполняемый для зрителей; один из основных видов танца. Часто сценический танец исполняется с использованием театральных декораций, однако это не является обязательным требованием; как правило, сценический танец — это исполнение элементов хореографии под определенную музыку.
Инструментове́дение — отрасль музыковедения, которая занимается изучением музыкальных инструментов, их конструкции, тембровых и акустических свойств, а также классификацией их типов и видов. По модели западноевропейских исследований, эта отрасль знания иногда именуется также «органологией».
Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.
Корифе́й (др.-греч. κορῠφαῖος «предводитель, вождь, глава»; театральный «начальник, руководитель») — в античной драме руководитель хора.
Фразиро́вка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.
Пантоми́ма (от др.-греч. παντό-μῑμος — пантомим (актёр, играющий с помощью одних телодвижений) ← др.-греч. παντ(ο), πᾶς — весь, целый + др.-греч. μῖμος — мим, актёр; подражание, воспроизведение) — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Аркёйская школа (фр. École d'Arcueil) — творческое объединение (группа) французских композиторов и музыкальных деятелей, возникшее и существовавшее в 20-х годах XX века под влиянием поздних эстетических взглядов Эрика Сати, после его разрыва с «Шестёркой». Объединение не представляло собой единой школы, просуществовало недолго и распалось вскоре после смерти Сати (1925).
Биомеханика — театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.
Эквилибри́стика (лат. aequilibris − находящийся в равновесии) — жанр циркового искусства.
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Таранте́лла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука тарантул, также как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). «Таково очевидно происхождение...
Мелодеклама́ция (от др.-греч. μέλος «песнь, мелодия» + лат. declamatio «упражнения в красноречии») — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр — тексты балладного плана (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист). В России мелодекламация встречалась у Е. Фомина, а получила распространение в конце XIX века (Г. Лишин, А. Аренский).
Симфони́зм (производное от симфония, от греч. συμφωνία — «созвучие») — творчество в области симфонической музыки.
Еврейская музыка — бытовая, светская и культовая музыка еврейской диаспоры, a также творчество композиторов-евреев, пишущих на основе еврейского музыкального фольклора.
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно...
Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Вундеркинды , как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
Контемпорари (англ. contemporary dance) — современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники.
Пражская школа органистов (органная школа или институт музыки, чеш. Pražská varhanická škola) — музыкальное учебное заведение, действовавшее в Праге в 1830—1890 годах. Было учреждено возникшим четырьмя годами ранее Обществом развития церковной музыки в Чехии (чеш. Jednota ku zvelebení kostelní hudby v Čechách).
Спектра́льная му́зыка , спектрализм (фр. Musique spectrale) — вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ на компьютере, композитор может использовать программное обеспечение, использующее дискретное преобразование Фурье, быстрое преобразование Фурье и спектрограммы. Спектральная композиция рождается из манипуляций с различными параметрами, полученными...
«Пианист-виртуоз . 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья» (фр. Le pianiste virtuose en 60 exercices, calculés pour acquérir l'agilité, l'indépendance, la force et la plus parfaite égalité des doigts ainsi que la souplesse des poignets) — известный сборник упражнений французского музыкального педагога Шарля Луи Анона (ранее фамилия произносилась как Ганон), используемый при обучении игре на фортепиано. Впервые опубликован...
Сцени́ческое фехтова́ние (англ. stage fencing) — специальная учебная дисциплина в программе пластической подготовки актёров в театральных вузах. Широко применяется в театре и кино.
Танец модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — нач. XX веков в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления. Общим для представителей...
Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра.
Бурре (от фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара) и вскоре бытовал практически как общефранцузский, то есть уже не имел чёткого районного распространения. В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда...
Танцева́льно-дви́гательная терапи́я (ТДТ) — направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.
Репетиция (от лат. repetitio — повторение) — тренировка театрального или иного (например, музыкального, циркового) представления, как правило, без зрителей. Осуществляется для того, чтобы отточить профессиональные навыки или лучше подготовиться непосредственно к публичному выступлению.
Физический театр — это жанр театрального представления, который включает в себя сюжетное повествование спектакля в первую очередь через физические движения. Характерная черта этого жанра — абсолютное доминирование движения над текстом (не исключая его полного отсутствия); независимое от текста драматурга представление действий с помощью языка тела и движений мимики, что сближает физический театр с пантомимой. Исполнители общаются между собой при помощи различных жестов тела, выражая при этом свои...
Эвритмия (др.-греч. εὐρυθμία — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале XX века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.
Полистили́стика (от поли + стиль) — эстетический принцип и техника музыкальной композиции, намеренное объединение в рамках одного музыкального произведения разнородных стилевых элементов.
Буто (яп. 舞踏, буто:) — авангардный стиль современного танца, возникший в Японии после второй мировой войны, в котором акцент делается не на форме, а на способах движения, с попыткой танцора отстраниться от социальной стороны своей личности, корнями уходящий в немецкий экспрессионистский танец.
Метод Кодая (также известен как концепция Кодая) — подход к музыкальному образованию, разработанный в Венгрии в середине XX века Золтаном Кодаем. Идеи Кодая в области музыкального обучения послужили источником для метода, который позже был разработан его коллегами и последователями. В 2016 году данный метод был включен в список ЮНЕСКО как часть нематериального культурного наследия человечества.
Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бель канто голос — инструмент певца.