Связанные понятия
План Дауэса (англ. Dawes Plan) от 16 августа 1924 года установил новый порядок репарационных выплат Германией после Первой мировой войны так, чтобы их размер соответствовал экономическим возможностям Веймарской республики. Чтобы помочь немецкой экономике, по плану Дауэса Германии одновременно предоставлялся международный заём.
План Юнга (англ. Young Plan) — второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса.
Рейхсмарка (нем. Reichsmark) — денежная единица Веймарской республики, Третьего рейха и послевоенной Германии с 1924 по 1948 год.
Ру́рский конфликт — кульминационный период военно-политического конфликта между Веймарской республикой и франко-бельгийскими оккупационными войсками в Рурском бассейне в 1923 году.
Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
Упоминания в литературе
Экономический кризис снова поставил вопрос о репарационных платежах. На Гаагской конференции по
репарациям 1929–1930 гг., в которой участвовали Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия и Япония, был принят так называемый план Юнга[194], заменивший план Дауэса. Новый план предусматривал некоторое снижение Германией годовых репарационных платежей и ряд других мер, облегчавших положение ее экономики. Были ликвидированы австрийские, снижены венгерские и болгарские репарации. Чехословакия же, как страна-наследница Австро-Венгрии и одновременно страна-победительница в Первой мировой войне, должна была, как говорилось ранее, платить «налог за освобождение». Вместе с другими странами Малой Антанты ЧСР поставила свою подпись под решениями Гаагской конференции по репарациям, хотя они противоречили ее интересам. Дальнейшее снижение репарационных платежей Германии на основании плана Юнга, и, как его следствие, уход французской оккупационной армии из Рурской области Германии Бенеш никоим образом не приветствовал. Он развернул активные действия за снижение внешнего чехословацкого долга и с помощью Франции добился некоторых успехов: «налог за освобождение» был снижен, и Чехословакия получила символическую долю в болгарских и венгерских репарациях. Бенеш оценивал это как новую дипломатическую победу и публично заявил, что сберег для государства 25,6 млрд крон из первоначальных обязательств, составлявших 30 млрд крон[195]. Хотя Бенешу, бесспорно, удалось снизить долг до 4,4 млрд крон, однако в условиях нарастающего экономического кризиса он все еще был достаточно велик.
У многих тема
репараций ассоциируется с Первой и Второй мировыми войнами. Некоторые думают, что репарации – история минувших дней. Однако они используются и в настоящее время, по истечении нескольких десятилетий после завершения Второй мировой войны. После войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) Совет безопасности ООН постановил взыскать репарации с Ирака в пользу правительства, корпораций и частных лиц из Кувейта, пострадавшего от иракской агрессии. В общей сложности были поданы заявки на компенсацию в объеме более 352 млрд. дол., но специальный орган ООН одобрил выплаты лишь на 52,4 миллиарда. Из них по состоянию на 24 января 2013 года выплачено 39,99 млрд. долларов[7]. Для оплаты репараций в Ираке был создан специальный фонд, в который отчисляется 5 % выручки от экспорта нефти и газа из страны[8]. Самое интересное, что в 2010 году Ирак получил от США требование на компенсационные выплаты на сумму 400 млрд. долларов. Что это за требование? Оно основано на многочисленных исках американских граждан, которые требуют компенсации ущерба (преимущественно морального), который они понесли в результате военных событий в Кувейте и Ираке в 1990–1991 годах. И это на фоне того, что десятки тысяч иракцев пострадали (не морально, а физически) во время поддержанной Соединенными Штатами военной операции против режима Саддама Хусейна в 2003 году[9].
В результате послевоенных дебатов между финансистами и политиками были установлены германские
репарации в размере 132 млрд золотых марок в год. Это составляло около четверти от общего объема экспорта Германии за 1921 г. Когда Германии стали не по силам эти разорительные платежи, Франция и Бельгия оккупировали Рур, чтобы забрать силой то, что не могли получить добровольно. В 1924 г. союзники Антанты назначили комитет международных экспертов, состоящий из банкиров (во главе с американским банкиром Чарльзом Г. Дауэсом) для разработки программы репарационных выплат. Разработанный в результате План Дауэса был, по словам профессора международных отношений университета Джорджтаунского университета Кэрролла Куигли, «главным образом, произведением Дж. П. Моргана».[5] По плану Дауэса было организован ряд иностранных займов общей суммой 800 млн долларов. Эти займы важны для нашей истории, так как эти денежные суммы, поступавшие в основном из Соединенных Штатов от долларовых инвесторов, использовались в середине 1920-х годов для создания и слияния гигантских химических и металлургических объединений – «ИГ Фарбен» и «Ферайнигте Штальверке» (Vereinigte Stahlwerke) соответственно. Эти картели не только помогли Гитлеру продвинуться к власти в 1933 г.; они производили основную массу ключевой германской военной продукции, использовавшейся во Второй мировой войне.
На Парижской мирной конференции проблема
репараций заняла весьма большое место в дискуссии между союзниками и неоднократно грозила срывом переговоров. Французский тезис по репарационному вопросу заключался в следующем: Германия должна оплатить все убытки, нанесенные войной. Германия заранее должна принять на себя безусловное обязательство оплатить репарации в той сумме, которая будет установлена после Конференции специальной комиссией. Иначе говоря, Германии предлагалось подписать пустой счет, в котором сумма будет проставлена позднее, причем без участия Германии. Англия и США полагали, что не следует заставлять Германию подписывать пустой счет. Исчисление суммы убытков – дело трудное и спорное. Поэтому необходимо установить какую-то глобальную (общую) сумму репараций и вписать ее в договор. Основная борьба происходила между Клемансо и Ллойд Джорджем. Последнего поддерживал Вильсон. Позиция Ллойд Джорджа объяснялась не просто нежеланием слишком ослаблять Германию, а тем, что такое ослабление будет означать усиление Франции. Еще большие опасения вызывало то, что Германии в результате чрезмерных репарационных обязательств придется наращивать свой экспорт. «Чтобы она (Германия), – говорил Ллойд Джордж, – могла заплатить то, что мы хотим… необходимо, чтобы она заняла на рынке еще более значительное место, чем то, какое она занимала до войны. В наших ли это интересах?»[13]. Длительная борьба по репарационному вопросу закончилась победой французской точки зрения. Более того, председателем репарационной комиссии был назначен представитель Франции. Создание специальной репарационной комиссии во главе с французским представителем фактически давало возможность Парижу контролировать экономику Германии.
На первом этапе главными рычагами проникновения американского капитала в Европу стали военные долги и тесно связанная с ними проблема германских
репараций . Германии навязали огромную сумму и крайне тяжелые условия выплаты репараций. Вызванные этим отток немецких капиталов за границу и отказ от уплаты налогов привели к такому дефициту государственного бюджета, который мог быть покрыт только за счет массового выпуска ничем не обеспеченных марок. Результатом этого стал коллапс германской валюты 1923 года. Германские промышленники начали открыто саботировать все мероприятия по выплате репарационных обязательств, что спровоцировало в итоге известный «рурский кризис» – франко-бельгийскую оккупацию Рура в январе 1923 года.
Связанные понятия (продолжение)
Политика умиротворения — это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством разумных переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов.
Рейх (нем. Reich ) — немецкое слово для обозначения ряда земель, подчиненных одной власти. нем. Reich восходит к др.-в.-нем. форме rîhhi < прагерм. *rīkjan букв. «господское» от прагерм. rīkz «господин, правитель».
Неограни́ченная подво́дная война ́ (нем. Uneingeschränkter U-Boot-Krieg) — тип военных действий на морском театре военных действий, при котором подводные лодки топят гражданские торговые суда без соблюдения Правил ведения морской войны, установленных Гаагскими конвенциями и Женевской конвенцией (II).
Рейхсмарине (нем. Reichsmarine, флот Рейха, «государственный флот») — официальное название германских военно-морских сил с 1921 по 1935 годы, во времена Веймарской республики и первые годы Третьего рейха.
Марка Союзного военного командования (нем. Mark) — денежные знаки, выпускавшиеся оккупационными властями в период оккупации Германии и обращавшиеся параллельно с рейхсмаркой и рентной маркой в 1944—1948 годах.
Демилитаризация — отказ от подготовки к войне, превращение оружия и боевой техники в гражданское изделие путём внесения необратимых изменений, делающих боевое применение невозможным, ликвидация военных укреплений и сооружений на определённой территории, а также запрещение держать на этой территории вооруженные силы на основании договора между заинтересованными государствами; разоружение.
Немецкая марка (нем. Deutsche Mark, сокр. DM, в разговорной речи также D-Mark) — денежная единица Федеративной Республики Германия, выведенная из обращения после перехода на евро в 2002 году. Название происходит от одноимённой единицы измерения массы.
Военные репарации Финляндии Советскому Союзу (фин. Suomen sotakorvaukset) — репарации, выплаченные Финляндией в натуральной форме Советскому Союзу после Советско-финской войны 1941—1944 гг. Во время сентябрьских переговоров о перемирии, состоявшимися в 1944 году в Москве, была достигнута договорённость о том, что Финляндия обязуется в течение шести лет поставить СССР товаров на сумму 300 млн долларов (изначально советская сторона называла сумму 600 млн)). Это соглашение было подтверждено, детализовано...
Оттоманский долг — внешний долг Османской (Оттоманской) империи, на протяжении многих десятилетий являвшийся орудием дипломатического давления европейских держав на Турцию.
Иностранные концессии в СССР — коммерческие предприятия с иностранными инвестициями (полными или частичными), которые существовали на территории Советского Союза с 1920 года по середину 1930-х гг.
Контрибу́ция (лат. contributio — «всеобщий вклад, общественный сбор средств») — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.
План Рабли — Шахта — Вольтата — нереализованный проект межправительственного соглашения, касающийся еврейских беженцев из Германии и Австрии, обсуждавшийся в 1938—1939 годах. Планировалось в течение 3-5 лет обеспечить эмиграцию из Германии 150 тысяч трудоспособных евреев в США, Великобританию и другие страны за счет средств самих эмигрантов и международной помощи, а затем и всех остальных евреев. План провалился из-за нежелания других стран принимать беженцев и политики нацистов, игнорировавших предварительные...
Разоружение — сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение может быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию всего земного шара. Сформировалось как одно из направлений внешней политики в XIX веке, впоследствии роль данного направления усиливалась. В настоящее время разоружение в основном направлено на контроль, ограничение и сокращение стратегических ядерных вооружений...
Московское золото (исп. Oro de Moscú) или Золото Республики (исп. Oro de la República) — собирательное обозначение операции по переводу части золотого запаса Банка Испании из Мадрида в Советский Союз. В общей сложности из Испании в Советский Союз было перевезено 510 тонн золота, что соответствовало 73 процентам золотого запаса Банка Испании. Операция по переброске золота была проведена спустя несколько месяцев после начала Гражданской войны в Испании. Инициатором вопроса передачи золота Советскому...
Реститу́ция (от лат. restitutio «восстановление, отозвание; возвращение прежних прав и преимуществ»). Термин реституция (переводимый как воздаяние) встречается в философии Фомы Аквинского и определяется как "акт направленной справедливости" (actus iustitiae commutativae).
Программа «
Нефть в обмен на продовольствие», начатая Организацией Объединённых Наций в 1995 году (в рамках резолюции 986 Совета Безопасности ООН) и прекращённая в конце 2003 года, позволяла Ираку продавать нефть на мировом рынке в обмен на продовольствие, медикаменты и другие предметы, необходимые простым гражданам Ирака, но не позволяла ему восстановить свои вооружённые силы.
События в Европе, предшествовавшие началу Второй мировой войны, можно условно разделить на два периода.
Германо-китайское сотрудничество (нем. Chinesisch-Deutsche Kooperation; кит. упр. 中德合作, пиньинь: Zhōng-Dé hézuò, палл.: Чжун-Дэ хэцзо) — сотрудничество между Китайской Республикой и Германией в 1911—1941 годах. Оно сыграло важную роль в модернизации китайской промышленности и национально-революционной армии непосредственно перед началом Второй японо-китайской войны. Существование Китайской республики, после падения в 1912 году династии Цин, было сопряжено с мятежами генералов на окраинах и иностранными...
Политика исполнения — внешнеполитическая стратегия Веймарской республики с момента принятия Лондонского ультиматума 1921 года до начала Рурского конфликта 1923 года. В этот период Германия, считавшая завышенными назначенные западными державами репарации, пыталась выполнять их так, чтобы стала очевидной невыполнимость этих требований.
Российско-германские отношения имеют многовековую историю. Первые торговые и династические связи существовали ещё между Древнерусским государством и Священной Римской империей. Во времена Петра I немецких учёных, ремесленников и военных охотно приглашали в Россию и наделяли значительными привилегиями. Императорская семья Романовых заключала династические браки с небольшими немецкими княжествами, и с Петра III династия Романовых фактически должна была именоваться Романов-Гольштейн-Готторп. Немецкая...
Программа Рейнгардта (нем. Reinhardt-Programm) — комплекс мер, проводившихся в 1933-35 годах в экономике Германии средствами государственно-монополистического регулирования с целью преодоления безработицы при сохранении частной собственности на средства производства и с активным использованием рыночных механизмов (кредиты, ценные бумаги и т. п.) для предотвращения инфляции и других дисбалансов в системе финансовых показателей.
Еврозо́на — действующий в рамках Европейского союза валютный союз (ЭВС — экономический валютный союз от англ. Economic and Monetary Union (EMU)). В настоящее время объединяет 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.
Тройственная интервенция (фр. Triple intervention, нем. Intervention von Schimonoseki) — заявления Германии, России и Франции, сделанные Японии 11 (23) апреля 1895 год с требованием пересмотреть условия Симоносекского мирного договора с Китаем, заключенного по итогам японо-китайской войны. Привели к отказу Японии от аннексии Ляодунского полуострова, в обмен на дополнительную контрибуцию со стороны Китая в размере 30 миллионов таэлей.
Бреттон-Вудская конференция , или официально — Валютно-финансовая конференция Объединённых Наций (англ. The United Nations Monetary and Financial Conference) — международная конференция, состоявшаяся в июле 1944 года в США, штат Нью-Гэмпшир, Бреттон-Вудс, отель «Маунт Вашингтон».
История США 1918—1945 гг. покрывает периоды ревущих двадцатых, Великой депрессии и Второй мировой войны.
Рейнская демилитаризованная зона — территория Германии на левом берегу Рейна и полоса на его правом берегу шириной в 50 км, установленная Версальским мирным договором в 1919 году с целью затруднить нападение Германии на Францию. В этой зоне Германии запрещалось размещать войска, возводить военные укрепления, проводить маневры и т. д.
Двадцать одно требование — набор требований, выдвинутых премьер-министром Японской империи Окумой Сигэнобу 18 января 1915 года правительству Китайской республики, возглавлявшемуся Юань Шикаем. Принятие этих требований превратило бы Китай в зависимое от Японии государство.
С 3 по 12 апреля 1952 года в Москве состоялось международное экономическое совещание, где СССР и СЭВ предложили создать в противовес Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) и экспансии США общий рынок товаров, услуг и капиталовложений, не привязанный к доллару.
Подробнее: Международное экономическое совещание в Москве (апрель 1952 г.)
Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионам акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного...
Де́ло «Алаба́мы», Алаба́мский вопро́с или Алаба́мская ра́спря (англ. Alabama claims) — правовые претензии Соединённых Штатов Америки к Великобритании в связи с тем, что, несмотря на официальную позицию невмешательства Великобритании в Гражданскую войну в США, в 1862 году в Ливерпуле был построен и спущен на воду военный корабль «CSS Alabama», предназначенный для флота Конфедерации, и правительство Великобритании во главе с лордом Палмерстоном не воспрепятствовало этому вопреки прямым протестам посла...
Подробнее: Дело «Алабамы»
Российско-белорусские энергетические конфликты — ряд конфликтов между российскими и белорусскими государственными энергетическими компаниями вокруг поставок нефти и природного газа, происходивших на фоне общей тенденции постепенного отхода от льготных условий поставок.
Вели́кая депре́ссия (англ. Great Depression) — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года. (Наиболее остро с 1929 по 1933 год). 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.
«Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США с 1929 по 1933.
В этой статье описывается исто́рия Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик — государства, существовавшего с 1922 по 1991 годы на территории Восточной Европы, Северной Азии, части Центральной и Восточной Азии.
Подробнее: История СССР
Генуэзская конференция (англ. Genoa Conference, итал. Conferenza di Genova, фр. Accords de Gênes, нем. Konferenz von Genua) — международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе (Италия) 10 апреля — 20 мая 1922 года при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов.
Санкции США против Кубы — система дискриминационных экономических мер, введённых США против Кубы. Санкции были введены в 1960 году, когда Куба экспроприировала собственность американских граждан и корпораций; в 1962 году санкции были ужесточены до уровня почти полного эмбарго. В качестве условия снятия санкций США требуют демократизации и уважения прав человека на Кубе, а также прекращения военного сотрудничества Кубы с другими странами.
План Бальцеровича (польск. Plan Balcerowicza) — также получивший название «шоковая терапия» — план быстрого перехода экономики Польши от государственной (плановой) экономики, основанной на государственной собственности и централизованном планировании, к капиталистической рыночной. Был принят в 1989 году. Назван в честь автора — польского экономиста Лешека Бальцеровича, который занял пост вице-премьера и министра финансов в правительстве Тадеуша Мазовецкого, также возглавил Экономический комитет при...
В 1492 году о существовании Америки стало известно в средневековой Европе после того, как Христофор Колумб побывал на островах Вест-Индии и во время своего второго путешествия в 1493 году лично высаживался на острове Пуэрто-Рико, ныне государстве, ассоциированном с США . В 1498 году морское путешествие к берегам современной Новой Англии совершил на английской службе Джон Кабот, а в 1513 году испанский мореплаватель Хуан Понсе де Леон достиг берегов Флориды. С прибытием европейцев началась колониальная...
Подробнее: История США
На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Европейским союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Идея создания Соединённых Штатов Европы впервые возникла после войны за независимость США и приписывается Наполеону I Бонапарту.
Подробнее: История Европейского союза
Зундская пошлина (дат. sundtolden) — пошлина, взимавшаяся Данией в XV—XIX вв. за проход иностранных судов через пролив Эресунн (Зунд).
История США (1980—1991 гг.) — период истории этой страны, начинающийся с победы Рональда Рейгана на президентских выборах 1980 г. и продолжающийся до окончания холодной войны и распада СССР, главного геополитического противника США во второй половине XX в. В 1980 г. президент Картер потерпел сокрушительное поражение, и новый президент Рейган серьёзно изменил направление как внутренней, так и внешней политики США. Его программа экономических реформ включала стимулирование производства, сокращение...
Аргентинский экономический кризис — кризис, произошедший в экономике Аргентины в конце 1990-х — начале 2000-х годов. С точки зрения макроэкономики, кризисный период начался с уменьшения реального ВВП в 1999 году и закончился в 2002 году с возвратом роста ВВП, однако причины коллапса аргентинской экономики и их влияние на население видно и сейчас. Иногда кризис датируется только 2001—2002 годами.
Упоминания в литературе (продолжение)
Союзники попытались за счет Германии компенсировать свои потери в Первой мировой войне. В принципе целью войны для Англии было устранение Германии как основного экономического противника и желательно навсегда. Той же цели должны были служить и
репарации – быть постоянными гирями на ногах немецкой экономики. В результате выплат по репарациям Германия была разорена, и курс доллара против немецкой марки, который в конце войны был равен 14 маркам за доллар, к 20 ноября 1923 г. стал равен 14 трлн марок за доллар. Такая гиперинфляция привела к обнищанию населения, президент Рейхсбанка (Центрального банка Германской империи) умер от сердечного приступа, на пост заступил Ялмар Шахт, впоследствии главный финансист фашистской Германии. В ноябре же случился «пивной путч», и Гитлер стал фигурой национального масштаба, умело спекулируя на тяжелейшем положении страны, вызванном выполнением условий Версальского договора 1919 г., частью которого были и условия репараций.
На современном этапе Россию уже обязали выплатить по делу ЮКОСа 50 млрд. долл., украинская сторона считает ущерб от присоединения Крыма к России. А это уже будет намного больше 50 млрд. долл. Прибалтийские страны так же пытаются предъявить счета за якобы советскую оккупацию. Кроме того, если возникнет ситуация необходимости национализации некоторых стратегических компаний, то взаимный счет может быть погашен со стороны невыплаченных
репараций . Экономические санкции требуют от российского руководства более активной промышленной политики, а это невозможно без выхода из Всемирной Торговой Организации. Согласно правилам ВТО страна, которая решает выйти из этой организации, обязана компенсировать ущерб всем пострадавшим инвесторам. Опять же и здесь как палочка-выручалочка могут выступить эти невыплаченные репарации.
На международной арене отношения между Германией и ее европейскими соседями сделались менее напряженными, немцы перестали чувствовать себя изолированными, и в 1926 г. Германия присоединилась к Лиге Наций. В 1929 г. по рекомендации разработанного американцами плана Юнга
репарации были урезаны на 75 %. После начала Великой депрессии выплаты были приостановлены на год, в 1931 г. их снова уменьшили. В результате Германия платила лишь восьмую часть требуемой суммы.
Конечно же, видные экономисты и просто ученые своего времени продолжали ломать головы над решением проблемы и предлагать свои рецепты. На данном этапе большинство из них винило союзников с их нереалистичными требованиями
репараций (отчасти это, конечно, было верно, но лишь отчасти – репарации усугубили ситуацию, но не вызвали ее). Например, Джон Мейнард Кейнс опубликовал статью в «Манчестер Гардиан», в которой обосновывал, что максимально возможный платеж по репарациям для Германии не превышал 2 млрд золотых марок в год, и то, даже получение этой суммы невозможно было гарантировать, а все, что сверх нее (французы требовали более 3 млрд) вообще принадлежало к «царству фантазии». Думал над этой проблемой и Альберт Эйнштейн – он считал репарации основной причиной инфляции, и предлагал, чтобы англичане и французы вместо денежных выплат вошли бы в акционерный капитал германской промышленности, получив до 30 % акций крупнейших предприятий. А в ноябре был опубликован доклад группы экспертов, в котором содержались конкретные предложения по вполне разумной программе финансовой стабилизации (предусматривавшие, среди прочего, и временное замораживание репарационных платежей).
В рамках «плана Дауэса» Германия, в основном от США, за пять лет получила кредитов на сумму в 21 млрд. марок, что позволяло ей безболезненно производить выплаты по
репарациям и одновременно развивать свою экономику. По признанию германского банкира Я. Шахта, Германия «…получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за сорок лет, предшествовавших Первой мировой войне»[4].
2 апреля 1922 года глава советской дипломатической службы прибывает на вокзал в Геную. Ко всеобщему удивлению, Георгий Чичерин одет «по форме» – носит цилиндр. И на беглом французском (традиционном языке дипломатии) произносит речь, в которой он пытается убедить, что пролетарская революция не собирается ввергнуть мир в апокалипсис. Месяцем раньше военный суд союзников, собравшийся в Версале, определил размер германских
репараций в 226 миллиардов золотых марок, которые должны быть выплачены в течение сорока двух лет. Немецкое правительство ответило, что Германия, даже обладая мощным индустриальным потенциалом, была бы не в состоянии выплатить такую сумму. В это время французские войска оккупировали порты Рейна – Дюссельдорф и Дуйсбург – в Руре. Через неделю союзники составляют новую ноту: 1 миллиард марок золотом, выплаченных до 31 марта 1922 года, или Рур будет полностью оккупирован.
После завершения войны руководители делегаций стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне Уинстон Черчилль, Гарри Трумэн и Иосиф Сталин 2 августа 1945 г. на Потсдамской конференции подписали соглашение о
репарациях . Эти соглашения подтверждали право народов, пострадавших от германской агрессии, на справедливую компенсацию и определявшее источники получения репарационных платежей.
5 ноября в своей речи на конференции партии центра Брюнинг заявил: «Грядущей зимой нашей важнейшей задачей будет не допустить, чтобы вражда между партиями достигла взрывоопасного предела… Федеральное и земельные союзные правительства и муниципалитеты окажутся в следующем году перед почти непреодолимыми финансовыми проблемами. Налоговые поступления будут основываться на доходах 1931 года, сократившихся вследствие экономического кризиса, и, даже без бремени
репараций , мы будем вынуждены в 1932 году применить во всех отраслях деятельности еще более строгие меры». Брюнинг осознавал всю тяжесть положения, но тем более непонятно, почему он не прибегнул к единственно возможному решению – не предпринял шагов, направленных на привлечение в правительство оппозиции. Возможно, на этот вопрос дал ответ его министр труда Штегервальд, когда в тот же самый день заявил: «У нас нет возможности расширить опору коалиции ни влево, ни вправо. Левые не могут обеспечить нам большинства [Брюнинг уже не пользовался поддержкой социал-демократов], а сотрудничество с правыми вызовет трудности в области международных отношений и нанесет ущерб нашим позициям на переговорах по вопросу о репарациях».
В августе 1999 г. Африканская комиссия правды по вопросам мировых
репараций и репатриаций (The African World Reparations and Repatriation Truth Commission) выставила странам, участвовавшим в работорговле и колониальных захватах, счет в размере 777 трлн. долл, в качестве возмещения убытков, понесенных Африкой с учётом оценки человеческих жизней, а также стоимости алмазов, золота и других полезных ископаемых, отнятых колонизаторами. По самым скромным подсчётам британская доля составляет около 150 триллионов фунтов стерлингов[47]. Тем не менее, вряд ли африканское сообщество в данном вопросе может рассчитывать на тот же успех, который, к примеру, имело американское еврейское лобби жертв Холокоста. Дело в том, что Африка давно уже потеряла свою первоначальную привлекательность для британских капиталовложений. Если накануне Второй мировой войны доля Африки в общем объеме британских зарубежных активов составляла 13 %[48], то сегодня лишь 0,7 %. В настоящее время свыше половины (53 %) британских зарубежных активов сконцентрировано в Европе, а еще треть инвестирована в экономики двух американских континентов (с долей США в 29 % от мирового объема британских капиталовложений).
17 июня начала работу Потсдамская конференция с участием руководителей трех ведущих держав мира: И. В. Сталин, Г. Трумен и К. Этли, а также их министров иностранных дел, где были приняты решения о
репарациях с Германии, ее будущем, уточнении границ некоторых европейских государств и по другим важным вопросам миропорядка.
Вероятно, Иран – лишь первая «ласточка». На Иране дядя Сэм тренируется, чтобы потом использовать полученный опыт для проведения подобных конфискаций в отношении других государств. Правда, сам дядя Сэм предпочитает это называть не конфискациями, а
репарациями . Мол, речь идет о возмещении ущербов, понесенных Америкой и ее гражданами в ходе разного рода военных и террористических акций – как на территории США, так и за их пределами. Второй на очереди жертвой конфискаций-репараций выступает Саудовская Аравия.
Доминиканцы изрядно портили имидж американской внешней политики, лицемерно требовавшей в то время для всех наций (особенно для тех, кто ранее входил в состав Российской империи) права на самоопределение. Республиканская партия США в преддверии намеченных на ноябрь 1920 года президентских выборов резко критиковала демократическую администрацию Вильсона за ненужный интервенционизм во внешней политике и требовала окончания оккупации Доминиканской республики. В Европе против оккупации выступала Франция, возмущенная тем, что США выступали за сокращение суммы причитавшихся Парижу
репараций с побежденной Германии.
При этом гарантируется невмешательство во внутренние дела Германии. Не будет чрезмерных
репараций . Вклад Америки: обеспечение золотом европейских валют для восстановления европейской экономики.