Связанные понятия
Еврейский погром — массовая насильственная акция, совершавшаяся частью общества по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма — идеологии враждебного отношения к евреям.Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. В частности, в Средние века крупные погромы происходили в Англии, Германии, Франции, Чехии, Швейцарии и ряде других стран. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия...
Крова́вый наве́т на евре́ев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях. В основе кровавого навета лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах.
Ассимиляция евреев — социально-культурный процесс, в ходе которого евреи перестают идентифицировать себя как часть еврейской этнической, культурной или религиозной общности. Ассимиляция протекает посредством идентификации с культурой, религией, национальными или политическими идеалами ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.
Упоминания в литературе
Контрреволюция вывела на поверхность глубокие противоречия в османском обществе, самым опасным из которых был турецко-армянский антагонизм. Сразу же после того, как «Армия действия» восстановила власть младотурок в Стамбуле, толпы мусульман устроили
погромы и массовую резню армян в городе Адане на юго-востоке страны. Первые погромы армян начались еще в 1870-е годы, и на протяжении последующих нескольких десятилетий враждебность только набирала силу, вылившись во время Первой мировой войны в первый геноцид ХХ века.
Но с ходом времени ситуация изменилась, и к 1930-ым гг. еврейская проблематика заняла значительное место в идеологии ОУН. Толчком к ухудшению украинско-еврейских отношений послужило убийство в мае 1926 г. главы Директории Украинской Народной Республики (УНР) Симона Петлюры евреем С. Шварцбадом, которое он совершил в качестве мести за еврейские
погромы , совершенные «петлюровцами». Убийство Петлюры и, что не менее важно, оправдательный вердикт, вынесенный его убийце парижским судом, осложнили и без того непростые украинско-еврейские отношения. Масло в огонь подлил тот факт, что во время процесса еврейская пресса выступила в защиту убийцы, поэтому вскоре на евреев стали возлагать коллективную ответственность за убийство Петлюры[353]. Как мы увидим позже, этот стереотип во время еврейских погромов 1941 г. стоил некоторым евреям жизни.
В 1961 г. в Кировабаде, втором по величине городе Азербайджанской ССР, женщины, несколько ночей тщетно простоявшие в очередях за хлебом, начали громить магазины и забросали милицию камнями и мусором. Причиной нехватки хлеба стало излишнее рвение руководства республики, поспешившего отрапортовать Кремлю о якобы достигнутом уровне самообеспечения пшеницей. Вполне предсказуемым результатом стало сокращение московским центром поставок хлеба АзССР. Позднее, в 1966 г., группы рабочих в другом азербайджанском городе, Сумгаите, вышли на официальную первомайскую демонстрацию с портретами Сталина и требованиями снятия местных коррумпированных властей. Милиция натравила на протестующих служебных собак, что соответствовало подлинной истории Сумгаита – как и Темиртау, этот центр экологически грязной нефтехимии строился после войны трудом заключенных, которые после освобождения из ГУЛАГа не допускались обратно в Баку и другие крупные города, а поселялась в Сумгаите по административному принуждению. По тем же причинам в Сумгаите нередко пустовали новые квартиры – невероятное для СССР явление. Выпускники бакинских вузов, среди которых было много армян, всячески избегали распределения в такой город. В закрытой советской статистике уголовной преступности Сумгаит регулярно занимал первые места. Применение тюремных овчарок во время демонстрации на главной площади Сумгаита произвело взрыв негодующего насилия, охватившего весь город.
Погромы и настоящие баррикадные бои продолжались несколько дней[68]. Такого рода предыстория, вероятно, дает кое-что существенное для понимания причин армянского погрома, случившего в Сумгаите в начале 1988 г. и оказавшегося точкой невозврата для горбачевской перестройки.
Это общие элементы «цветных» революций, а детали могут различаться. Например, в Аджарии обошлось без выборов, а политический кризис был вызван действиями официального Тбилиси. По-разному происходят уличные беспорядки: в Югославии и Киргизии – штурмовой захват зданий с
погромами и поджогами, в Грузии – более мирный захват парламента, на Украине – блокирование дверей и перекрытие дорог. В Ливане – многотысячные акции протеста, парализовавшие политическую и экономическую жизнь страны. В революционных событиях часто замешены одни и те же люди. Так, посол США в Грузии Р. Мейлз (посол переворотов), принимавший активное участие в «революции роз», раннее активно содействовал перевороту в Белграде. Активисты сербского «Отпора» – одной из активных штурмовых сил югославской революции – плодотворно сотрудничали с грузинской организацией «Кмара» и украинской «Пора».
При вступлении германских войск в Латвию на ее территории находилось 70 000 евреев. Остальные ушли вместе с большевиками. Оставшиеся евреи проявили себя как саботажники и поджигатели. Так, в Дюнабурге из-за устроенных евреями пожаров была уничтожена большая часть города. Во время еврейско-большевистского террора было увезено, схвачено или убито 33 038 латвийцев. Поэтому можно было ожидать масштабных
погромов . В действительности же только несколько тысяч евреев были уничтожены местным населением по собственному почину. Необходимо было провести в Латвии всеобъемлющие чистки силами зондеркоманд, при помощи латвийской вспомогательной полиции (в основной массе из семей пропавших или убитых латвийцев). До октября 1941 г. этими зондеркомандами было расстреляно около 30 000 евреев. Оставшиеся, в основном необходимые в экономике евреи, были собраны в гетто, созданные в Риге, Дюнабурге и Либау. В результате проведения штрафных мероприятий из-за отказа от ношения еврейской звезды, спекуляции, воровства, опасности эпидемий […] в последующее время продолжались расстрелы в гетто. Так, 9.11.1941 в Дюнабурге было расстреляно 11 034 еврея, в начале декабря […] в Риге 27 800, а в середине декабря в Либау 2350 евреев. В настоящее время в гетто находится латвийских евреев: в Риге – 2500, в Дюнабурге – 950, в Либау – 300 […]
Связанные понятия (продолжение)
Антисемити́зм (нем. Antisemitismus) — одна из форм национальной нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении к евреям как к этнической или религиозной группе. Является одной из разновидностей ксенофобии. Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы.
Терро́р (лат. terror «страх, ужас») — устрашение политических противников путём физического насилия. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства.
Крова́вый наве́т — необоснованные утверждения о том, что какая-либо группа людей совершает человеческие жертвоприношения, ест людей, использует их кровь в ритуальных целях и т. п. Предполагаемыми жертвами зачастую являются дети.
Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления. Изначально термин употреблялся только для районов проживания людей дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (напр. евреи).
Тео́рия коммунисти́ческого за́говора евре́ев , или Жидобольшеви́зм (англ. Jewish Bolshevism, нем. Jüdischer Bolschewismus) — теория заговора, подчёркивающая еврейскую составляющую коммунистического движения; состоит из ряда идей схожей направленности, используемых как для возбуждения межнациональной вражды и нетерпимости, так и для борьбы с коммунистическими, социалистическими и социал-демократическими движениями. В ряде подобных концепций утверждается, что идеи коммунизма и социализма являются прикрытием...
История киевских евреев имела начало в X веке нашей эры и до XXI века. Она стала частью еврейской истории.
Первая алия — первая большая волна современной репатриации еврейского народа в Страну Израиля, получившая название Первая алия, связана с сионизмом и с волной еврейских погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи.
Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת, цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.
Лига защиты евреев (англ. Jewish Defense League, JDL) — радикальная еврейская организация, пик активности которой пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов.
Мародёрство (от фр. maraudeur «грабитель», от marauder «грабить») — военное преступление, суть которого, согласно уголовному законодательству Союза ССР, заключалась в тайном или открытом хищении на поле сражения (в том числе — в районах, подвергнутых бомбардировкам и обстрелам) вещей, находящихся при убитых и раненых военнослужащих или гражданских лицах.
Этни́ческая чи́стка (этнические чистки) — политика, направленная на насильственное изгнание с определённой территории лиц иной этнической принадлежности, при этом «этнические чистки» могут принимать самые различные формы, от массового переселения этнических групп и принуждения к эмиграции до депортации и геноцида.
Евре́йские бе́женцы — евреи, которые были вынуждены покинуть место своего жительства из-за преследований в связи со своей национальной или религиозной принадлежностью. Такие преследования чаще всего порождаются антисемитизмом — разновидностью ксенофобии, идеологией враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе.
Черта́ осе́длости (полное название: Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, горские и бухарские евреи. Площадь территории...
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Еврейская диаспора (ивр. תְּפוּצָה (англ. Tfutza) — принудительное изгнание, рассеяние; галут (גָּלוּת) является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира. Рассеяние евреев началось после падения Израильского царства, в конце VIII века до н. э., затем продолжилось во временa Вавилонского плена VI века до н. э., увеличилось в эллинистическую эпоху и, наконец, стало массовым в римскую. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное...
Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Эмигра́ция (от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.
Антисемитизм в Европе — враждебное отношение к евреям как этнической или религиозной группе на территории Европы.
Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём...
Пятая алия — период 1929—1939 гг, за который в Палестину переселились около 250 тысяч евреев из всех уголков Европы.
Еврейские погромы во время чумы . Еврейские погромы, происходившие в Средневековой Европе в период между 1348 и 1351 годами, во время катастрофической пандемии чумы, получившей название Чёрная смерть. В отличие от других погромов, поводом для них служило обвинение евреев в распространении чумы.
Массовое убийство — убийство большого количества людей (в большинстве своём невооружённых), осуществлённое за короткий промежуток времени. Может являться инструментом политики террора и даже геноцида (см. карательная акция, кровавая баня), а может совершаться отдельными лицами с психическими отклонениями или в состоянии аффекта.
Антисиони́зм — идеологическое и практическое противодействие со стороны представителей различных (в том числе еврейских) идейных и религиозных течений, политических организаций, общественных институтов, отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Штетл (идиш שטעטל — «городок» или еврейское местечко) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. Языком еврейских местечек...
Антисемити́зм без евре́ев — явление враждебности по отношению к евреям даже там, где нет или почти нет еврейского населения. Иногда такая враждебность бывает даже более выраженной, чем в местах с постоянным еврейским присутствием.
Диа́спора (греч. διασπορά, «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.
Эмансипа́ция евре́ев — процесс освобождения от ограничений в правах представителей еврейского этноса и иудейского вероисповедания, происходивший в государствах Европы и Америки, а также Османской империи в основном с XVIII века.
Евре́йский вопро́с — в общем значении обычно относится к образу жизни евреев, к основам сосуществования их с неевреями. Термин «еврейский вопрос» вначале появился в ходе дебатов по Еврейскому биллю в 1753 году, давшему евреям гражданские права в Англии.
Вторая алия — период 1904—1914 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. Среди прочего, эмиграция была связана с волной погромов в Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.
Хе́рем (ивр. חרם) — высшая мера осуждения в еврейской общине. Как правило, заключается в полном исключении порицаемого еврея из общины. В более старом понимании слово значит «запрет» на что-либо по причине драгоценности, священности, или причине порочности, зла.
Евреи в Марокко имеют историю, тянущуюся с древнейших времён. По данным на 2003 год в стране проживало 5500 евреев, а в 1948 году еврейское население Марокко составляло 265 000 человек.
Депорта́ция (лат. deportatio «изгнание, высылка») или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.
Христианский погром 9—18 июля 1860 года, вспыхнувший как протест мусульман Сирии в составе Османской империи против изменений в сложившейся структуре сирийского общества. По сути, продолжение друзско-маронитского конфликта, произошедшего в мае — июне 1860 года.
Подробнее: Резня христиан в Сирии (1860)
Сабота́ж (фр. sabotage от saboter — стучать башмаком) — умышленное неисполнение или небрежное исполнение определённых обязанностей, скрытое противодействие осуществлению чего-либо. Самая распространенная этимология слова идёт от фр. sabot — деревянный башмак, которым можно было заблокировать работу ткацких станков.
История еврейского народа — история становления и развития народа евреев. Она охватывает почти четыре тысячи лет и сотни других различных народов, их религию и культуру, с которыми на протяжении всей своей истории взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с территорией, которая в настоящее время называется государством Израиль.
Евсекция (аббревиатура от Еврейская секция) — название еврейских коммунистических секций ВКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями при ВКП(б), а также при компартиях Украины (КП(б)У) и Белоруссии (КП(б)Б). Главной задачей этих национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в строительство социалистического общества. Для рядовых членов социал-демократических и других непролетарских...
Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב, рав; идиш רבֿ, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском...
Фашистский государственный террор — политика уничтожения фашистскими и милитаристскими режимами в Германии, Японии и Италии (т.н. «страны Оси») и их союзниками как собственного, так и иностранного гражданского населения во Второй мировой войне, а также в некоторых предшествовавших ей конфликтах. Наибольший вклад в число жертв фашистского террора внесла нацистская Германия (3—19,5 млн жертв геноцида на оккупированной территории СССР; 6 млн жертв Холокоста; 2,4 млн поляков) и милитаристская Япония...
Фракийский погром 1934 года (тур. 1934 Trakya Olayları) — серия жестоких нападений турецких националистов на граждан Турции еврейской национальности с 21 июня по 4 июля 1934 года в Восточной Фракии.
История антисемитизма — историческая последовательность событий, связанных с антисемитизмом — враждебным отношением к евреям как этнической или религиозной группе. Антисемитизм зародился ещё в античный период и был основан на целом ряде предрассудков. В последующем религиозная мотивация была основой антисемитизма в христианском мире. В XX веке, с учётом эмансипации евреев, появился расовый антисемитизм, ставший основанием для массового уничтожения евреев в годы Холокоста. В конце XX — начале XXI...
Антисемитизм в арабском мире значительно возрос в новое время по многим причинам: распад Османской империи и традиционного исламского общества; Европейское влияние, вызванное западным империализмом и арабами христианами ; нацистская пропаганда; негодование над еврейским национализмом (см. Сионизм); И рост арабского национализма.
Холокост на территории СССР — систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами, их союзниками и коллаборационистами на оккупированной территории СССР во время Великой Отечественной войны.
Армянофобия (Арменофобия) — одно из проявлений этнической ксенофобии, враждебное отношение, нетерпимость к армянам как этнической группе; негативная установка (неприязнь, иррациональный страх или ненависть) по отношению к армянам или Армении, идеология негативного отношения к армянам.
Упоминания в литературе (продолжение)
Как мы убедились, усиление террора и ухудшение условий лагерной жизни начались за несколько месяцев до
погрома – летом 1938 года. После рейдов против «лентяев» смертность заключенных концлагерей подскочила приблизительно с 18 смертельных случаев в среднем в месяц в период с января по май 1938 года приблизительно до 118 смертельных случаев в период с июня по август 1938 года[1089]. В основном среди жертв преобладали «асоциалы», включая и евреев. Именно эта категория была наиболее уязвимой, даже если сравнивать ее с так называемыми ноябрьскими евреями, рассортированными по лагерям несколько месяцев спустя[1090]. Дело в том, что, если дело касалось заключенных-евреев, эсэсовский террор в лагерях не усилился сразу же после погрома, он постепенно нарастал еще задолго до «хрустальной ночи» и продолжился в течение нескольких месяцев после погрома. С конца 1938 года узники подвергались большему риску погибнуть, чем прежде; в среднем в период с ноября 1938 по январь 1939 года ежемесячно гибло 323 заключенных[1091]. Почти половина из них были евреи, арестованные после погрома. Остающиеся жертвы принадлежали к другим группам заключенных, также затронутым усилением эсэсовского террора[1092]. И вновь следует подчеркнуть, что это особенно верно в отношении так называемых асоциальных элементов[1093]. Более того, массовая смертность в концентрационных лагерях сохранялась до самой весны 1939 года, когда почти все так называемые ноябрьские евреи были уже на свободе[1094]. Несмотря на снижение, уровень смертности первоначально оставался чрезвычайно высоким; в среднем 189 заключенных погибали каждый месяц в период с февраля по апрель 1939 года. Почти две трети погибших были заключенными из числа асоциальных элементов, смертность которых в результате насилия эсэсовцев оставалась практически неизменной до 1939 года[1095].
Поток тунисских беженцев в Европу через оcтров Лампедуза после победы в этой стране демократии составил десятки тысяч человек, усиливая напряженность на юге Италии и ставя под вопрос ее членство в Шенгенской зоне – соседние с Италией страны ЕС и Швейцария перекрыли свои границы для беженцев из Северной Африки. Наличие в стране сотен тысяч образованных молодых безработных, ставших питательной средой для организации волнений, результатом которых стало свержение режима Бен Али, создает резервы эмиграции, которые могут превратить ее в постоянный фактор в отношениях Туниса с Европой. Новые беженцы, общим числом до нескольких сотен тысяч человек, прибывшие на территорию Туниса из охваченной гражданской войной Ливии, значительно осложнили обстановку в стране. Внутренние районы Туниса не контролируются властями и свободны для деятельности боевиков АКМ. Борьба за власть на парламентских выборах окончилась убедительной победой умеренно-исламистской «Ан-Нахды» Рашида Ганнуши, набравшей около 42 % голосов. При всей прочности светских устоев Туниса, заложенных его основателем Хабибом Бургибой, они неизбежно будут размываться политическим исламом. Попытки организации христианских и еврейских
погромов на острове Джерба после свержения Бен Али – свидетельство этого, а ликвидация Каддафи в соседней Ливии только ускорила этот процесс.
В главе «Евреи и большевизм» Спарго повторяет, что евреи настрадались от большевиков так же, как все население России, а так как евреи составляли весомую часть торгово-ремесленного сословия страны, а именно это сословие раньше всех узнало конфискацию, экспроприацию и обложение немыслимыми налогами, то, называя вещи своими именами, следует сказать: большевики грабили евреев, а ЧК уничтожало их наравне с неевреями. Спарго приводит сообщения комитета помощи жертвам
погромов при русском отделении Красного Креста о многочисленных погромах, организованных большевиками (при том что советское правительство искренне было против них, но против был и генерал Деникин, а его Добровольческая армия с этим не считалась). Он ссылается на рассказы свидетелей о погромах в Киеве во время оккупации города большевиками, о погромах в Полесье, где в Новгород-Северском, Середина-Буде, Глухове погибло четыреста пятьдесят евреев; о неделю длившемся погроме в Новополтавке. Наконец, он цитирует заявления еврейских общин Архангельска и Владивостока, где, в частности, говорится, что за два года красного террора большевики разорили сотни тысяч трудящихся евреев, депортировали из советской России за Урал и в Сибирь тысячи еврейских семей, расстреляли и продолжают расстреливать евреев, не признающих власти Советов. И после всех этих фактов, – спрашивает Спарго, – какой здравомыслящий осмелится повторять, что большевизм является тайным сговором евреев. С его точки зрения, евреи не несут ответственности за преступления большевиков с еврейскими фамилиями, так же как латыши, поляки, грузины, армяне и другие народы не несут вины за деяния Дзержинского, Лациса и иже с ними.
Популярными в Иране стали антисемитские лозунги германских фашистов. Как и в Третьем рейхе, в Иране стали открыто обсуждать положение евреев. Относительно их будущего было выдвинуто несколько проектов. Предлагалось разрешить им проживать только в трех иранских городах, лишить права обладания недвижимым имуществом и т. д.[130] С целью усиления антиеврейских настроений немцы распространяли по Тегерану слухи о похищении детей местными евреями. Одно время эти слухи приобрели настолько возбуждающий характер, что в городе стали опасаться еврейских
погромов . Главное полицейское управление Тегерана даже было вынуждено выступить с официальным опровержением подобной информации.
В мае 1989 года на Съезде народных депутатов СССР пришлось услышать о страшных
погромах , убийствах, поджогах домов, жестокой расправе над турками-месхетинцами в Средней Азии, куда они раньше были выселены и до этого вполне мирно жили с местным населением. В Узбекистан выезжала ответственная правительственная комиссия: глава правительства Николай Иванович Рыжков и секретарь ЦК КПСС Виктор Михайлович Чебриков. Руководство Узбекистана пыталось представить межнациональный конфликт в Ферганской долине как базарную бытовую ссору из-за клубнички. Конечно же, события в Ферганской долине не были спонтанными и стихийными столкновениями между представителями узбекского и турко-месхетинского населения. Главными причинами происходящего являлись нерешенность союзными властями национального вопроса, замалчивание спорных межнациональных противоречий, чем на полную катушку воспользовались уголовные и националистические элементы и привели к такому жестокому межнациональному конфликту. Рыжков с горечью отмечал: «…то, что я увидел здесь, никому в жизни не хотел бы пожелать видеть». Это искренние слова государственного деятеля, который сам прошел через боль нескольких трагедий, случившихся в стране, в том числе вызванных землетрясением в Армении и ядерным взрывом в Чернобыле.
Вплоть до второй половины XIX века демографическая статистика носила в Российской империи фискальный характер, и евреи оказывали упорное сопротивление любой попытке властей «считать головы», опасаясь, что это приведет к увеличению налогов или норм призыва в армию. Поэтому официальные данные о численности евреев в России вплоть до 1880-х годов сильно занижены. Тем не менее можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в XIX веке еврейское население до определенного момента росло значительно быстрее населения Российской империи в целом. Серьезно этот рост замедлился только в начале ХХ века, прежде всего из-за массовой эмиграции, когда часть жителей Черты решила перебраться в Германию и Северную Америку. Хотя и ранее, в конце 1860-х, из-за голода и эпидемий в Соединенные Штаты, воспользовавшись установлением надежного трансатлантического пароходного сообщения, эмигрировали евреи северо-западных губерний Царства Польского. Тогда же началась и эмиграция евреев из Подолии, заметно усилившаяся после
погрома 1871 года в Одессе. В целом же в 1870-е годы из России эмигрировали 15–20 тысяч евреев.
Впрочем, уже 15 июня 1938 года около полутора тысяч евреев Германии были заключены в концентрационные лагеря. Пик их преследований пришелся на исторический
погром , получивший название «Хрустальная ночь», а также присоединение Австрии и раздел Чехословакии. Аншлюс вообще способствовал выбросу адреналина в широких массах. Подъём агрессивного национализма приводил к их патриотическим действиям вне рамок, обычных в дисциплинированном немецком обществе. Благо цель была обозначена руководством с самого начала и антиеврейская пропаганда работала вовсю.
Польша, ещё до прихода Гитлера к власти заявившая на заседании Лиги Наций в Женеве о желании избавиться как минимум от 2,5 миллионов евреев из общего числа в 3,25 миллионов[34] и «прославившаяся» крупнейшими лагерями смерти, Майданеком и Освенцимом[35], встретила вернувшихся из эмиграции евреев
погромами . Самые крупные погромы, унесшие более 400 жизней, произошли в августе 1945 года в Кракове и в июле 1946 года в Кельце[36].
Беспощадному уничтожению подвергалось население еврейской национальности. К началу войны несколько миллионов евреев – значительная часть всего еврейского населения СССР – проживало на территориях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики. Многие из них не успели эвакуироваться с отступавшими советскими войсками. Именно здесь, при активной помощи местных профашистских элементов и антисемитски настроенных жителей, развернулись
погромы и массовое истребление евреев, ставшие самой страшной страницей геноцида еврейского населения во время Второй мировой войны, названного впоследствии Холокостом.
Зато среди физических виновников еврейских
погромов , запятнавших себя позорнейшими убийствами и истязаниями, мучениями и изнасилованиями, в Кишиневе, Гомеле, Смеле, а также в бесчисленных городах и местечках юга России, по которым прошел погромный ураган октября 1905 года, были исключительно отбросы и преступные элементы городской накипи. Крестьяне же из соседних сел и деревень являлись лишь для того, чтобы поживиться разграбленным товаром. Во время киевского погрома разгромили дотла и мою квартиру, хотя она и находилась в стороне от районов, подвергшихся систематическому разгрому. Как было установлено впоследствии, я попал в специальный «проскрипционный» список лиц, подлежащих убиению и разграблению. Это была месть местных черносотенцев за мою деятельность в союзе полноправия евреев и в союзе союзов. Я наблюдал из безопасного пункта, как громилы, во главе с городовым, ворвались в мою квартиру. Ввиду отсутствия моего и моей семьи, своевременно скрывшейся у знакомых, дело ограничилось уничтожением и расхищением имущества. Сравнительно благополучно закончилось также преследование меня за участие в союзе адвокатов. Я был привлечен по 126-й статье Уголовного уложения, но засим дело было прекращено.
Польша, ещё до прихода Гитлера к власти заявившая в Женеве на заседании Лиги Наций о желании избавиться как минимум от 2,5 миллионов евреев из общего числа в 3,25 миллионов[25] и «прославившаяся» крупнейшими лагерями смерти, Майданеком и Освенцимом, – гитлеровцы знали о благосклонном отношении к этому местного населения – встретила вернувшихся из эмиграции евреев
погромами . Самые крупные, унесшие более 400 жизней, произошли в августе 1945 в Кракове и в июле 1946 в Кельце[26].
В то же время на интересующих нас территориях имели место и другие политические течения, пребывавшие в меньшинстве, но весьма крикливые и пользовавшиеся поддержкой австро-венгерских властей, особенно после Сараевского покушения. Речь идет о Чистой партии права, которая во многих городах Хорватии и Боснии стала зачинщиком антисербских
погромов и демонстраций. Партийная печать разжигала ненависть, а выступления депутатов Сабора представляют собой образцы пропаганды, которая еще многие десятилетия будет оказывать влияние на историков. Приведем выступление председателя партии др. Александра Хорвата, представившего франковское видение Сараевского покушения:
Ни одно национальное или религиозное меньшинство в России не страдало от жестокой политики правительства больше, чем евреи. В начале XX века в империи обитало пять миллионов евреев, главным образом в черте оседлости, которая тянулась вдоль западных границ от Балтийского до Черного моря. Их судьба стала сравнительно легче во время умеренного правления Александра II. Осуществляя свою программу реформ, царь разрешил преуспевающим купцам, умелым ремесленникам, бывшим солдатам и обладателям университетских дипломов жить и работать вне черты оседлости. Но насильственная смерть Александра II в марте 1881 года резко положила конец этому периоду спокойствия и относительного благополучия евреев. Пасха была отмечена волной жестоких
погромов , волна которых прокатилась по более чем сотне городов и местечек юго-западных губерний.
Известны также мощные народные выступления в Англии и в XX веке. Среди них была всеобщая стачка 1926 г., охватившая более 4 млн. рабочих, восстание английских военных моряков в 1931 г., стихийные выступления протеста в крупнейших городах Великобритании – Лондоне, Бирмингеме, Бристоле, Ливерпуле летом 1981 г., переросшие в ожесточенные схватки с полицией и отмеченные
погромами . Постоянная напряженность связана с положением в Северной Ирландии. Таким образом, за более чем три с половиной столетия реального английского капитализма, страна не была избавлена ни от агрессивного внешнеполитического курса, ни от внутренних социальных противоречий, при всем том, что влияние Великобритании в общемировом масштабе заметно ослабело[12] и роль авангарда капитализма стала играть другая страна англо-саксонского мира – Соединенные Штаты Америки.
Своего апогея антиеврейская кампания достигла в ноябре 1938 г., когда в ответ на убийство в Париже польским евреем Гершелем Грюншпаном германского посла Эрнста фон Рата по всей Германии прокатилась волна организованных еврейских
погромов («Хрустальная ночь»). Было убито 36 человек, около 20 тысяч евреев арестованы, разрушены и сожжены 267 синагог и сотни магазинов. Герман Геринг заявил об «окончательном расчете с евреями».
Группа боевиков УНСО учинила
погром в Русском культурном центре Львова. Несколько человек получили серьезные травмы. Помещениям центра нанесен значительный материальный ущерб. Благодаря протесту российского Министерства иностранных дел происшествие получило огласку, местные власти вынуждены были открыть уголовное дело, которое, впрочем, вскоре было закрыто «за недостаточностью улик».
10 мая 2013 –
погромы перерастают в настоящий геноцид русского населения. Силы ООН бездействуют. Для предотвращения инцидентов президенты Прибалтийских стран нанимают «Фортуну» – по официальной версии, для помощи полиции в устранении беспорядков.
Более однозначным выражением «старомосковского антисемитизма» считается история уничтожения еврейской общины Полоцка во время Ливонской войны. По свидетельству летописей, в 1563 г. Иван Грозный велел всех евреев вместе с семьями «в воду речную вметати, и всех утопили их». Принявшие православие были пощажены. Вместе с евреями были утоплены и монахи-бернардинцы[97]. И. Берлин обещал в 1915 г. вернуться к теме полоцкого
погрома на основе единственного еврейского документального свидетельства (некоего раввинского известия) об этом событии, сохранившегося в еврейских источниках[98]. Полоцк был отвоеван Стефаном Баторием в 1579 г., и уже в 1580 г. в городе сложилась весьма многочисленная еврейская община[99].
Западную демократию взрастили права цехов и городов, непрерывно действующие на протяжении многих веков парламенты, профсоюзы и религиозные автономии, протестантская этика и секуляризм, феминизм и права сексуальных меньшинств и много что ещё. Равно как религиозные войны, преследования инакомыслящих,
погромы меньшинств, две мировые войны, национализм, фашизм и этнические чистки, включая еврейский холокост и геноцид цыган. И – время. Сотни и тысячи лет развития базовых институтов государства.
Партия русских анархистов вначале не решилась отождествлять себя с махновщиной, заявив, что махновщина «не была определенной анархической организацией, будучи шире ее и являясь массовым социальным движением украинских тружеников». Тем не менее анархисты приложили к движению свой штамп и ныне облекают его легендой. Весною 1919 года в гуляй-польский район прибыли представители анархических организаций, и в том числе «конфедерации „Набат“». Анархисты взяли в свои руки «культурно-просветительный отдел армии», стали издавать газеты «Набат», «Путь к свободе» и подводить «платформу» и идеологию под махновское движение: «Отрицание принципа государственности и всякой власти, объединение трудящихся всего мира и всех национальностей, полное самоуправление трудящихся у себя на местах, введение вольных трудовых советов крестьянских и рабочих организаций…» «Просветительная» деятельность апостолов анархизма и практика повстанцев шли, однако, расходящимися путями. «Безвластные формы управления» не получили никакого развития «по обстоятельствам военного времени». Напротив, жизнь ответила
погромами , «добровольной» мобилизацией и самообложением – по типу, принятому в современной Венгрии (в Венгрии «нежелающих» поступить на военную службу среди лиц определенного возрастного ценза не может быть, так как с ними расправились бы жестоко), и «добровольной» дисциплиной – со смертной казнью за неповиновение… Один из участников борьбы с махновцами, шедший долгое время по их следам, свидетельствует, что положение там мобилизованных, составлявших половину сил Махно, было весьма тяжелым: «Им не верили, их пороли плетьми и за малейшее желание уклониться от службы расстреливали; в случае же неудачного боя бросали на произвол судьбы».
Стремительно теряющий рычаги управления и терпящий поражение в холодной войне последний Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев без компаса и реально выверенного плана действий старался удерживать страну на плаву, когда в феврале 1988 года в Сумгаите, пригороде столицы Азербайджана Баку, исламский уличный сброд начал
погромы христиан и, в первую очередь, армян. Слабый, недостаточно образованный, верящий в непобедимость коммунистических идей Горбачев не понял, что для него и для всей страны наступил час икс, что происходит нечто большее, чем резня христианских женщин и детей, а именно – что началось широкомасштабное наступление на христианскую цивилизацию агрессивного ислама, поднявшего голову после ослабления советской власти.
Отряды милиции особого назначения появились в СССР поздно: приказ об их создании датируется 3 октября 1989 года. Идея сформировать подразделения для охраны общественного порядка в нестабильные 80-е была безусловно здравой, и можно только сетовать, что зачастую на предотвращение
погромов и пресечение массовых беспорядков бросали никак не подготовленные к этому армейские части. В Риге отряд сформировали в рамках общей программы. Поначалу рижское подразделение оставалось вне политики, однако вскоре омоновцам пришлось включиться в охватившую СССР смуту.
Партия русских анархистов вначале не решилась отождествлять себя с махновщиной, заявив, что махновщина «не была определенной анархической организацией, будучи шире ее и являясь массовым социальным движением украинских тружеников». Тем не менее анархисты приложили к движению свой штамп и ныне облекают его легендой. Весною 1919 года в гуляй-польский район прибыли представители анархических организаций, и в том числе «конфедерации „Набат“. Анархисты взяли в свои руки „культурно-просветительный отдел армии“, стали издавать газеты „Набат“, „Путь к свободе“ и подводить „платформу“ и идеологию под махновское движение: „Отрицание принципа государственности и всякой власти, объединение трудящихся всего мира и всех национальностей, полное самоуправление трудящихся у себя на местах, введение вольных трудовых советов крестьянских и рабочих организаций…“ „Просветительная“ деятельность апостолов анархизма и практика повстанцев шли, однако, расходящимися путями. „Безвластные формы управления“ не получили никакого развития „по обстоятельствам военного времени“. Напротив, жизнь ответила
погромами , „добровольной“ мобилизацией и самообложением – по типу, принятому в современной Венгрии[78], и «добровольной» дисциплиной – со смертной казнью за неповиновение… Один из участников борьбы с махновцами, шедший долгое время по их следам, свидетельствует, что положение там мобилизованных, составлявших половину сил Махно, было весьма тяжелым: «Им не верили, их пороли плетьми и за малейшее желание уклониться от службы расстреливали; в случае же неудачного боя бросали на произвол судьбы».
При этом в Прибалтике активно и охотно шли на сотрудничество с нацистами. В первые же дни нацистской оккупации началось массовое истребление евреев и коммунистов. Каунасский
погром , в котором были убиты несколько тысяч евреев, коллаборационистское Временное правительство Литвы инициировало ещё до прихода немецких войск.
«Постановления II Великого съезда ОУН (Б) зафиксировали предельно негативное отношение организации к евреям, – продолжает А. Дюков. – Жиды в СССР являются самой преданной опорой большевистского режима и авангардом московского империализма на Украине, – говорилось в постановлениях. – Антижидовский настрой украинских масс использует московско-большевистское правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительного виновника бед и чтобы в час восстания направить их на
погромы жидов. Организация украинских националистов борется с жидами как с опорой московско-большевистского режима, объясняя одновременно народным массам, что Москва – это главный враг».
До объявления официального «красного террора» происходит и малоизвестная бойня в Армавире. Здесь тоже произошло антибольшевистское восстание, и горожане приветствовали ненадолго отбившие город части еще малочисленных «добровольцев», а после отступления белогвардейской дивизии генерала Боровского из города в него с советской властью вернулась ЧК и устроила показательную зачистку по примеру Ярославля, Рыбинска или Ижевска. Буквально за несколько дней июля 1918 года в Армавире чекистами уничтожены сотни жителей, особенно жестокие репрессии последовали против встретивших тепло белых представителей крупной здесь армянской диаспоры: только армавирских армян расстреляно более 500 человек. Часть армян и русских жителей Армавира попытались укрыться в здании консульства Персии в этом южном городе, но все они изрублены и расстреляны ворвавшимися вслед за ними в миссию чекистами и красноармейцами. Большевики сразу наплевали на «буржуазные» в их глазах условности дипломатического права. Пытавшийся спасти укрывшихся в его миссии горожан персидский дипломат Ибадал-Бек был убит, перебиты и укрывшиеся в миссии более сотни подданных Персии. В свое время советская история подчеркивала ужасы персидского
погрома в XIX веке в Тегеране, когда толпой исламских фанатиков было разгромлено российское посольство и убит наш знаменитый поэт и дипломат Грибоедов. Вот только в этой трагедии громили российскую миссию толпы взбудораженных персов, а не официальная спецслужба государства и не регулярная армия, как это произошло летом 1918 года в провинциальном городке Армавире, где русских, персов и армян методично несколько дней истребляла ЧК и подчинявшаяся Москве Красная армия.