Петербургские повести

«Петербу́ргские по́вести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного, объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».

В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.

Произведения были написаны в разное время, повесть «Невский проспект» создана в 1833—1834 годах, «Портрет» — в 1833—1834 годах, обе впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески», «Записки сумасшедшего» написана в 1834 году, также впервые опубликована в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос» написана в 1832—1833 годах, впервые опубликована в журнале «Современник A.C.Пушкина в 1836 году после того, как журнал «Московский наблюдатель» отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Вторая редакция, существенно переработанная в 1841—1842 годах, впервые была опубликована в журнале «Современник в 1842 году. Повесть «Шинель» написана в 1836—1842 годах (первоначальное название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 году Н. В. Гоголь впервые ее опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений, названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «не петербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» («Рим» представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата», начатого в 1838—1839 годах. Отрывок «Рим» был опубликован в журнале «Москвитянин» за 1842 год. «Коляска» написана в 1835 году, впервые опубликована в журнале «Современник в 1836 году.)

Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей — «петербургскими». Известный биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих «Материалов для биографии Гоголя» (1832—1839) так и озаглавил: «Петербургские повести Гоголя». В советское время впервые в 1924 году были изданы «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой под этим названием. Хотя встречаются издания, где «петербургские» повести печатаются, согласно с авторским замыслом, вместе с «Коляской» и «Римом», и иногда носят ставшее общепринятым название «Петербургские повести», или же, как правило, просто «Повести». В подобных разнообразных вариантах повести и по сегодняшние дни переиздаются неоднократно в России и за рубежом.

«Петербургские повести» Гоголя — новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, «маленькие люди», выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я