Связанные понятия
Ли́сель-спи́рт ы — элементы рангоута парусного судна, представляющие собой тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки дополнительных парусов — лиселей.
Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.
Ма́чта (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая оттяжками, т. н. вáнтами, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
Рей (ре́я) (нидерл. ra) — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи боргов и бейфута к мачте или стеньге. Предназначена для постановки прямых парусов или крепления сигнальных фалов и фигур (конусов, шаров и т. д.). Рей, предназначенный для подъёма сигнальных флагов и фигур носит наименование сигнального.
Парус любого парусного судна — это сложное техническое сооружение. Все части и элементы паруса носят свои названия.
Подробнее: Устройство паруса
Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте...
Па́русное вооруже́ние (нем. Takelage) — системы оснастки парусного судна (рангоут, такелаж и паруса), служащие для восприятия и передачи корпусу судна энергии ветра, приводящей судно в движение , а также для управления курсовым движением и изменения скорости хода судна. Немецкий термин «Takelage» имеет более широкое смысловое значение в сравнении с русским термином «Такелаж», являясь синонимом русскому термину «парусное вооружение» — объединяет собой все системы оснастки парусного судна: рангоут...
Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Брифок — нижний прямой (летучий) парус на передней мачте, служащий для попутных ветров.
Брас (нидерл. bras) — снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея (или спинакер-гика на яхте) и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении. Спинакер-гик снабжается контр-брасом, проводимым от его нока в нос.
Салинг (нидерл. zaling) — часть рангоута, деревянная или металлическая рамная конструкция, состоящая из продольных (лонга-салингов) и поперечных (краспиц) брусьев, служащая для соединения частей вертикального рангоута (мачты и её продолжения в высоту — стеньги или стеньги и брам-стеньги, и так далее), предназначена также для отвода бакштагов (брам-бакштагов, бом-брам-бакштагов) и для разноса в стороны вант (стень-вант, брам-вант и бом-брам-вант). Иногда салинги служат опорой для наблюдательных и...
Брам-шкотовый узел — верёвочный узел, название которого, также как и шкотового узла, произошло от брам-шкот (наименования снасти). Брам-шкотом растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса, когда ставят брамсели. Шкотовые узлы используют для ввязывания одинарных шкот нижних парусов, а брам-шкотовые узлы применяют для ввязывания брам-шкотов и бом-брам-шкотов, брам-фалов и бом-брам-фалов, а также брам-гитовых.
Па́русная доска ́ (англ. Sailboard) — официальное название спортивного снаряда для участия в соревнованиях по виндсёрфингу. Часто употребляемое бытовое название — виндсёрф, виндсёрфер, другое название — аква́та.
Па́рус — ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения.
Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.
Подробнее: Косой парус
Гик (от нидерл. giek букв. — палка) — горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна. По гику растягивается нижняя шкаторина косого паруса (грота, фока или бизани) с помощью шкота (например, грота-шкота). Также эту снасть называют оттяжкой шкотового угла. Соответственно гик получает дополнительное название: грота-гик, фока-гик и т. п.
Галс-оттяжка (ист. Галс от нидерл. Hals — шея) — снасть, удерживающая нижний (галсовый) угол передней шкаторины косого паруса.
Мартин-гик (англ. Martingale boom от фр. Martingale букв. — ремень от узды к подпруге) — рангоутное дерево, подвешенное вертикально под внешним ноком бушприта. Нок мартин-гика обращён вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа — утлегарь-штагов, бом-утлегарь-штагов и мартин-бакштагов. Устаревшее название мартин-гика — «выстрел бушприта».
Дрифтер (от англ. drift — дрейф) — разновидность паруса, стаксель большого размера для использования при слабом (до 2 баллов) ветре. Изготавливается из нейлона с большим «пузом», расположенным ближе к середине паруса. Как правило в переднюю шкаторину вшивается стальной трос, галсовый угол снабжается «оттяжкой Каннингхэма» для регулирования величины «пуза» в зависимости от силы ветра.
Фордуны (нидерл. pardoen) — снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости.
Шверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом.
Гитов (нидерл. geitouw) — снасть бегучего такелажа, с помощью которой подтягивают шкотовые углы прямых парусов под середину реев. В каждом шкотовом углу прямого паруса предусмотрен свой гитов. Его коренной конец крепят на рее недалеко от мачты, ведут к блоку в шкотовом углу паруса, затем снова к рею. После этого гитов проводят через гитов-блок, находящийся вблизи места крепления коренных концов, и через блок, закрепленный на вантах, вниз, где крепят на утке или нагельной планке у пяртнерса мачты...
А́псель (нидерл. aap-zeil (обезьяний парус)) — косой треугольный парус, самый нижний из стакселей. Апсель ставится на штагах бизань-мачты на парусных судах с прямым вооружением. Также апсель ставится на двухмачтовых яхтах в слабый ветер, когда судно длительное время вынуждено идти одним галсом. Для эффективного использования апселя и на курсах галфвинд, некоторые яхты оснащаются как большим апселем, прикрепленным галсом вблизи мачты, так и малым, находящимся примерно на середине расстояния между...
Дрек — небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом».
Я́корь (из германских языков, др.-шв. ankari «якорь», др.-исл. akkeri из лат. ancora от греческого agkyra) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт сцепления с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Эффективность якоря оценивается...
Эзельгофт (нидерл. ezel hoofd — «ослиная голова») — деталь крепления добавочных рангоутных деревьев к основным (утлегаря к бушприту, стеньги к мачте, брам-стеньги к стеньге).
Ли́сель (нидерл. lijzeil) — дополнительный парус, ставящийся в помощь прямым парусам для увеличения их площади при попутных ветрах. Лисели бывают только на фок-мачтах и грот-мачтах. На бизань-мачтах лисели не ставятся, чтобы не создавать ветровой тени гротовым парусам, имеющим важное значение для скорости хода судна.
Весло ́ — специальное приспособление (движитель) в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли (действует по принципу рычага).
Флот
викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и торговых судов, кнорров. Корабли могли служить временным жилищем — поскольку они имели мощный киль, их можно было волоком вытащить на берег и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.
Шакл (от англ. shackle - «хомут», «скоба», «серьга») — неофициальное название разновидности такелажной скобы, применяемой при монтажных и при погрузочно-разгрузочных работах, в морском деле, а также при буксировке. Шакл состоит из собственно скобы с отверстиями на концах, в которые вставляется штырь - палец или болт. Скоба может быть U-образной или омега-образной. Кроме того, скоба может быть повёрнута на 90° относительно штыря. Штырь может дополнительно фиксироваться от выпадания шплинтом.
Подробнее: Мочка
Толлбой (англ. Tall Boy), он же подспинакерный стаксель (подспинакерник) — узкий дополнительный крыловидный парус, снабжённый латами и стальным ликтросом по передней шкаторине.
Адмиралтейский якорь (англ. common anchor, anchor of the Admiralty, admiralty pattern anchor) — классический тип якоря.
Простой штык — верёвочный узел, позволяющий завязать незатягивающуюся петлю. Два одинаковых простых полуштыка составляют узел, который моряки называют «простым штыком». Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к сделанному узлу ещё один обнос и перекрещивание ходовых концов вокруг коренного конца троса (то есть добавить ещё один простой полуштык). Максимальное число простых полуштыков в узле простой штык не должно превышать трёх, так как прочность узла в целом при большем числе полуштыков...
Гордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке.
Билландер , биландер или биландр (нидерл. billander (от bij — рядом и land — суша, земля)) — тип двухмачтового торгового парусного судна. К концу XVIII века этот тип судна применялся только в Нидерландах .
Отпо́рный крюк , сокр. отпорник или крюк — древко с насаженным металлическим наконечником, имеющим два загнутых рожка, а иногда между ними прямой стержень с утолщением на конце. Служит для отталкивания носа шлюпки (катера) при отходе и подтягивания при подходе к кораблю (судну, другой шлюпке, катеру, трапу, пристани). Иногда называется шлюпочным крюком, на катерах (судах) — отпорным крюком.
Спи́накер (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Тайме́нь — тип туристской каркасной байдарки второго поколения, освоенной производством в СССР. Выпускается заводом «Салют» с конца 1970-х годов. Двухместная или трёхместная.
Луч — гоночный одноместный швертбот национального класса с парусным вооружением типа кэт.
Треба́ка , трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно, распространённое на Средиземноморье в начале XVII века.
Кижа́нка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века.
Финикийское торговое судно — тип кораблей, использовавшегося финикийцами примерно от 2000 года до н.э. (изображения в Тире, Сидоне) до 200 г. до н.э. (падение Карфагена).
Гуари (wherry) — разновидность французских малотоннажных парусных судов, которые использовались для плавания по рекам и заливам прибрежной зоны средиземноморского бассейна.
Багала (араб. بغلة, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.
Раньшина , a также ранщина, рончина, роншина, роньшина — историческая разновидность парусно-гребных двух- или трёхмачтовых судов, которые широко применялись северными славянами (поморами) в XI—XIX веках для рыболовного и зверобойного промысла в тяжёлых ледовых условиях. Этимология названия связана с тем, что эти суда могли быть использованы начиная с ранней весны, задолго до того, как в море можно было выйти на кораблях других типов.
Мулета — небольшое рыболовное судно, применявшееся для промысла у берегов Испании и Португалии.
«Ерети́к » (судно) (греч. αἱρετικός — приверженец еретической идеологии) — надувная резиновая лодка, изготовленная компанией Zodiac, для французского доктора Алена Бомбара, на которой он в одиночку пересек Атлантический океан за 65 дней, с 19 октября по 22 декабря 1952 года. Названа так, потому, что в то время сама мысль о возможности длительного плавания на маленькой лодке, без запасов питьевой воды и пищи считалась ересью...
Кра́спица (англ. Cross-piece) — на больших парусных судах поперечный брус, укладываемый на лонга-салингах и являющийся составной частью марсов и салингов.