Связанные понятия
Леви́ты (от ивр. לֵוִי, Леви) — часть евреев, представители колена Левия. В широком смысле слова называются все потомки Левия, в том числе коэны (священники). В узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона, то есть коэны в этом смысле к ним не относятся. Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме. Примеры обоих значений слова есть в Библии.
Коле́на Изра́илевы (ивр. שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל шивтей Исраэ́ль, арам. שִׁבְטָיָא דֵיִשְׂרָאֵל шивтая дэ-Исраэ́ль) — племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ.
Ко́эны или кохе́ны (ивр. כֹּהֵן, мн. ивр. כֹּהֲנִים, коани́м, в Септуагинте ἱερεύς (досл. «жрец», отсюда русское «иерей»)) — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений.
Синедрио́н (греч. συνέδριον — «собрание», букв. «совместное заседание»; ивр. סנהדרין, Санhедри́н) — в Древней Иудее — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе. Термин имеет греческое происхождение. В Иудее получил распространение в эпоху эллинизма. Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов, связанных с отправлением правосудия в иудаизме, дано в трактате Санхедрин в четвёртом разделе (Незики́н) Мишны, которая является составной частью...
Вавило́нский плен или Вавилонское пленение (ивр. גָּלוּת בָּבֶל, галут Бавел) — период в истории еврейского народа с 597 по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.
Упоминания в литературе
Высшей степенью в иерархии Ветхого Завета являлся
первосвященник (великий священник, помазанный священник). Обряд посвящения в первосвященника был такой же, как и в священника. Первосвященники также избирались из колена Левиина (из рода Ааронова) и должность их была пожизненная. Первосвященник жил при храме, мог быть женат, но только на девственнице, не мог держать траур. В обязанности первосвященника входили исключительные функции по управлению народом: приношение жертвы за весь народ (один раз в год); только первосвященник мог входить в Святая Святых храма (один раз в год); возвещение воли Божией, руководство богослужением. Также первосвященник мог исполнять обязанности обычного священника.
Апостолы избрали брата Господня Иакова “свидетелем Иисуса в Иерусалиме” – вождем последователей Христа, которых иудеи стали называть назареями. Число христиан, вероятно, очень быстро росло, судя по тому, что уже вскоре после смерти Иисуса “произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме”. Один из грекоязычных последователей Иисуса по имени Стефан стал обличать храмовых священников, проповедуя, что “Всевышний не в рукотворенных храмах живет”. Стефан был отдан на суд Синедриона и насмерть забит камнями за городскими стенами (лишнее подтверждение того, что
первосвященник на самом деле мог выносить смертные приговоры). Стефан стал первым христианским мучеником. И все же Иаков и его назареи оставались евреями, исполняющими иудейский Закон, но и хранящими верность Иисусу, и они проповедовали Христа и молились в Храме еще на протяжении 30 лет. Праведный Иаков широко почитался как иудейский святой. Иудаизм самого Иисуса был, очевидно, не более своеобразным, чем иудаизм всех других пророков, что являлись до и после него.
На следующий день собрался синедрион. Это, как видно, было формальное и полное собрание синедриона, т. к. дело апостолов было сочтено важным. Тут заняли свои места и отставной
первосвященник Анна, или Анан, и Каиафа, осудивший Господа Иисуса Христа, и еще неизвестные в истории Иоанн и Александр – члены рода первосвященнического, имевшие в то время, видно, силу в синедрионе, может быть, как родственники первосвященников.
Видишь ли, насколько более явственным предстаёт миро в благодати, когда обильно преподается нам дар Святого Духа? В законе помазуемы были священники и
первосвященники , пророки и цари. И они подлинно воспринимали начаток Духа, как Моисей и семьдесят мужей, которые приняли от Духа, бывшего на нем; как Аарон и Самуил, и Давид, принявший Духа через помазание после того, как Саул, приняв помазание, согрешил; и другие, следовавшие за ними. Имже, – говорит архиерей, – помазал Ты и самих апостолов Твоих.
Во-вторых, находишь догматы и постановления, которых и следа не было в древнем Символе и которые вновь определены, например: «Исповедую, что и одним из двух видом приемлется весь и целый Иисус Христос и истинное Таинство». «Утверждаю также, что власть индульгенций (послаблений) от Христа оставлена в Церкви и что употребление оных спасительно для народа христианского». «Римскому
первосвященникУ . – преемнику блаженного Петра, князя апостолов – и наместнику Иисуса Христа истинное послушание обещаю и клянусь в том».
Связанные понятия (продолжение)
О напитке см. Фарисей (напиток)Фарисе́и (ивр. פְּרוּשִׁים, перушим, прушим) — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени Ездры.
Подробнее: Фарисеи
Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.
Ковче́г Заве́та , или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) (ивр. אֲרוֹן הַבְּרִית, арон а-брит, также ивр. אֲרוֹן הַעֵדֻת, арон а-эдут) — согласно Библии — величайшая святыня еврейского народа: ковчег (переносной ящик (Исх. 25:10-14)), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона (Евр. 9:4). Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия...
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
Исхо́д (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם, Yetsi’at Mitzrayim, Y'ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в современном произношении) «выход из Египта») — библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай (Хорив), заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Изложено в Пятикнижии (главным образом в Книге Исход, главы 1—15).
Иуде́йское ца́рство (ивр. מַלְכוּת יְהוּדָה, Малхут Ехуда) или Иудея (ивр. יְהוּדָה) — одно из двух иудейских государств (Южное царство), со столицей в Иерусалиме. Возникло в X веке до н. э. после распада Израильского царства Давида и Соломона. Включало в себя земли колена Иуды, колена Симеона, и половину колена Вениамина.
Святая святых , также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета.
Золотой телец (ивр. עגל הזהב) — идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступивших от Бога Израиля. В соответствии с агадическим мидрашем, телец был оживлён благодаря силе Всевышнего, которая была даже в кусках таблички, с помощью которой Моисей со словами але шор (поднимись, бык) поднял ковчег Иосифа из вод Нила для перезахоронения на Земле Обетованной после покорения её двенадцатью коленами Израиля. Потому-то золото в плавильне преобразовалось в символ...
Назорей (ивр. נָזִיר «посвящённый Богу») — в иудаизме человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис. 6:1-21). Степень святости назорея приближается к святости коэна и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в Храме и начать свой обет сначала.
Саддуке́и (ивр. צְדוּקִים — ц(е)дуки́м, צָדוֹקִים — цадоким) — название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н. э.) и просуществовавших вплоть до разрушения иудейского государства римлянами (70 г. н. э.).
Дом Давида (ивр. מלכות בית דוד, Malkhut Beit David — «Царство дома Давида») — династия иудейских царей, восходящая к царю Давиду. Археологическим свидетельством в пользу существования дома Давида является стела Тель-Дана. Дом Давида происходил из колена Иуды. Из рода Давида должен был произойти Мессия. К Давиду возводили происхождение Иисуса Христа. Существует легенда, что потомками Иисуса Христа из дома Давида были Меровинги. К Давиду возводили своё происхождение и эфиопские цари Соломоновой...
Второзако́ние (ивр. דְּבָרִים, dᵊb̄ārīm, совр. произн. Двари́м — «Речь»; лат. Deuteronomium; др.-греч. Δευτερονόμιον; тж. «Пятая книга Моисея») — пятая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» (букв. «повторение Закона»), поскольку представляет собой повторное изложение всех предыдущих книг. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана...
Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом (Шаулем — в произношении на иврите). Основание царства датируется XI веком до н. э. Распалось на Иудейское и Северное Израильское царства.
Аммонитяне (ивр. עַמּוֹן, также аммониты) — семитский народ, живший в древности на восточном берегу Иордана до пределов Аравии (на территории современной Иордании). Их главным городом был Раббат-Аммон (ныне Амман), известный грекам и римлянам под именем Филадельфии. В Библии упоминается, что главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы.
Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. לוּחוֹת הַבְּרִית, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.
Мессия (др.-евр. משׁיח, המשיח, Ha-Mashiaḥ; Машиах, Га-Машиах, арамейский משיחא; Meshiḥa; Мешиха = «помазанник») в иудаизме — идеальный государь мессианских времён. Часто употребляется в вавилонском Талмуде и в мидрашим (талмудических комментариях) без артикля, как имя собственное.
Пятикни́жие (ивр. חֲמִשָּׁה חֻמְשֵׁי תּוֹרָה — хамиша хумшей Тора или ивр. חֻמָּשׁ — хумаш), так называемый Моисе́ев Зако́н (Торат Моше — תורת משה) — пять первых книг канонической еврейской и христианской Библий: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха — Тору. Слово «Пятикнижие» представляет буквальный перевод с греческого — πεντάτευχος от πεντε — «пять» (ивр. — «хамиша» חמשה) и τευχος — «том книги».
Жертвенник всесожжения (ивр. מזבח העולה, мизбах а-ола) или Жертвенник (ивр. הַמִּזְבֵּחַ, а-мизбеах) — в иудаизме один из центральных предметов службы в Скинии, а затем и в Храме.
Мидра́ш (ивр. מִדְרָשׁ, букв. изучение, толкование) — раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе. Различают агадический и галахический мидраши.
То́ра (ивр. תּוֹרָה букв. «учение, закон») в ашкеназском произношении: (юго-восточный диалект — Польша, Украина), (северо-восточный диалект — Белоруссия, Литва) — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.
«Иудейские древности » (др.-греч. Ἰουδαϊκὴ ἀρχαιολογία, лат. Antiquitates Iudaicæ) — второе крупное произведение Иосифа Флавия. Написано в I веке, на греческом языке (языке «международного общения» эллинистического мира средиземноморья). Состоит из 20-ти книг и является вольным, светским пересказом еврейской истории, изложенной в книгах Ветхого Завета, а также последующих событий, вплоть до начала иудейской войны 66—71 годов, в которой автор участвовал лично, и которой посвящено его одноимённое произведение...
Жертвоприношение Исаака (ивр. עֲקֵדָת יצחק букв. «связывание Ицхака») — попытка приношения Исаака в жертву Богу Авраамом.
Эпоха судей (1445 год до н. э. — 1045 год до н. э.) охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.
Ве́тхий Заве́т — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) частей христианской Библии, заимствованная в христианстве из Танаха (древнего еврейского Священного Писания) и в православии и католицизме из других древних еврейских религиозных книг. В Ветхий Завет во всех христианских конфессиях входит 39 книг Танаха, являющегося общим священным текстом иудаизма и христианства. Кроме того, в православии и католицизме в Ветхий Завет включаются дополнительные книги, в православии называемые неканоническими...
Завет ( ивр. - ברית / berith) — одно из центральных понятий еврейской библии (Танаха). С помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом или избранными людьми: Ноем, Авраамом, сынами Израиля при исходе из Египта. Впервые встречается в тексте Священного Писания в Книге Бытие \ Брейшит (9: 9 - 12): "Вот знамение завета, который я поставляю между Мною и между вами...что не будет истреблена всякая плоть водами потопа", - говорит Бог Ною и его сыновьям после Потопа.
Ка́на Галиле́йская — известное из Библии поселение в Галилее, где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино.
Наперсник (от арх. перси), хошен (ивр. חושן) — четырёхугольный нагрудник (пектораль) в облачении первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых. Наперсник прикреплялся к ефоду золотыми цепочками и шнуром голубого цвета (Исх. 28:13-29; 39:13-30).
Устный Закон (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה, Тора ше-бе-‘ал-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).
Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ, маши́ах; др.-греч. Χριστός, христо́с) — буквально «пома́занник». Помазание оливковым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан.
Пра́отцы (греч. προπατέρες, προπατως) — в христианстве, название для предков Иисуса Христа во плоти.
Ури́м и тумми́м (ивр. אוּרִים וְתֻמִּים) — упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис. 27:21). Находились внутри наперсника, который носил первосвященник.
Аароново благословение — троекратное священническое благословение из книги Чисел. При строительстве Скинии Аарону и его сыновьям (коэнам), предписывается благословлять народ Израиля...
Ессе́и или осси́ны (греч. Εσσηνοι, Εσσαίοι, Ὀσσαιοι, Ὀσσηνοί, или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
Зело́ты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец», ивр. קנאים, канаим) — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э.
Мадианитяне (ивр. מדין, Мидьян, гр.Μαδιάμ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (в сурах 7, 11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар. 1:32). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава на севере до Красного моря на юге. В Книге Судей (Суд. 8:24) мадианитяне отождествляются с измаильтянами.
Бытие́ (ивр. בְּרֵאשִׁית, bᵊrē'šīθ, совр. произн. Бе-реши́т — «В начале»; лат. Genesis; др.-греч. Γένεσις — «Происхождение»; тж. «Первая книга Моисея») — первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Содержание книги составляют предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Повествование начинается с cотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Состоит из 50 глав, 1533 стихов и 32267 слов.
Подробнее: Книга Бытия
Ме́дный змей (или змий; др.-евр. נחושתן или נחש הנחושת, Нехуштан; лат. Naasthan) — согласно библейской легенде — штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея, закреплённого на шесте, во время перехода евреев из Египта в Ханаан.
Арест Иису́са Христа ́ — описанное в Евангелиях взятие под стражу Иисуса Христа отрядом «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Центральным эпизодом сцены ареста выступает поцелуй Иуды, предавшего своего учителя. Арест Иисуса относится в христианстве к числу Страстей Христовых.
Амораи (ивр. אָמוֹרָאִים, амораим; ед. число — амора, букв. на арамейском — говорящий, произносящий) — законоучители и лидеры еврейского народа, жившие в период после завершения Мишны (начало III в.) и вплоть до завершения как Иерусалимского (IV в.), так и Вавилонского (V в.) Талмуда.Амораи выступают как толкователи учения таннаев, их высказывания и логические построения, посвящённые анализу Мишны, составили Гемару. Всего в талмуде упомянуто 1932 аморая.
«Иуде́йская война ́» («История Иудейской войны против римлян»; греч. Φλαυίου Ἰωσήπου ἱστορία Ἰουδαϊκοῦ πολέμου πρὸς Ῥωμαίους βιβλία) — состоящая из семи томов книга иудейского историка Иосифа Флавия, его первое сочинение, написанное на греческом языке. Книга была написана примерно в 75 году н. э., через четыре года после окончания войны. Книга существовала в двух версиях — арамейской и греческой.
Десять казнённых римлянами мудрецов — группа из десяти выдающихся еврейских мудрецов, которые были казнены с особой жестокостью римскими властями в период после разрушения Второго Храма за изучение Торы и соблюдение её заповедей.
Талмудический иудаизм , также раввинистский иудаизм или раввинизм, — основная форма иудаизма с VI века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.
Упоминания в литературе (продолжение)
Ковчег упоминается в Ветхом Завете 190 раз, в Новом – только 2 раза (Евр 9, 4; Откр 11, 19). В ковчеге находилось Свидетельство, то есть две скрижали Закона (Исх 31, 18; 24, 12), которые были основой Завета, отсюда и название «Ковчег Завета». По закону богослужения (Исх 25, 10–22; 26, 33), он был сделан Моисеем по повелению Бога и поставлен в Скинии. «Сделай также крышку из чистого золота…» (Исх 25, 17). Крышка (евр. kapporet, греч. hilasterion) – золотая плита, прикрывавшая ковчег, также называвшаяся «очистилище». На крышке находились статуи двух херувимов. У очистилища было огромное богослужебное и богословское значение. Это было место, откуда Бог говорил Моисею (Исх 25, 22; Лев 16, 2; Числ 7, 89); это было также как бы орудие прощения грехов. В Великий День Очищения
первосвященник окаждал и окроплял его кровью жертвы за грех (Лев 16, 13.15). Над ним являлся Бог и говорил к Моисею (Исх 25, 22; Лев 16, 2; Числ 7, 89). Ковчег Завета был для Израильтян знамением присутствия Бога (Лев 16, 2), местом присутствия Невидимого.
Моисеев закон воспрещал в субботу все дела и занятия житейские, кроме самых необходимых, для того, чтобы израильтяне тем беспрепятственнее могли посвящать седьмый день Господу (Исх. 20, 10; 31, 13–17; 34, 21; 35, 2; Чис. 15, 32–36; Втор. 5, 14). Впоследствии предания старцев и мелочные тоЛк.вания раввинов до того усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые (Мф. 12, 10; Мк. 3, 2; Лк. 6, 7; 13, 14; Ин. 9, 14, 16) были почитаемы нарушением святости субботы. С точки зрения фарисеев обвинение было тяжкое не только против учеников, но и против Самого Учителя, дозволявшего такие действия в субботу. Защищая Себя и учеников от нарекания, Иисус Христос указал Своим совопросникам на пример Давида, священный для каждого израильтянина, на закон о священнодействиях, обязательный и для субботнего дня, на предпочтительное значение дел милосердия перед обрядностью и, наконец, вообще на цель субботы. Песте ли ииколиже чли, что сотвори Давид, егда требование име, и взаЛк. сам, и иже с ним? Како вниде в дом Божий, при Авиафаре архиереи, – хлебы предложения взем, и яде, и даде и сущим с ним, ихже не достояше ясти, токмо единым иереем? В святилище скинии, на особом столе, священники по закону Моисееву (Лев. 24, 5–9) полагали двенадцать чистых пшеничных хлебов, которые назывались хлебами предложения пред Господом (Исх. 40, 23) и каждую субботу были заменяемы новыми. Давид, преследуемый Саулом и томимый голодом, пришел в Номву, где в то время стояла скиния, и с согласия
первосвященника Ахимелеха взял эти священные хлебы для утоления голода (1 Цар. 21, 1–6). Хотя Давид и не нарушил субботы, но, побуждаемый необходимостью, преступил закон и обычное право, и однакоже не подвергся осуждению за такой поступок.
По истечении четырнадцати лет пребывания Марии во храме
первосвященники объявили Ей, что, по обычаю, Ей надо оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева им ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство. Удивились Ее ответу, так как намерение это было необычайно и ново для израильской девушки. С одной стороны, они не смели дозволить Марии по достижении совершеннолетия оставаться при храме, с другой – не решались и силою принудить Ее к браку. А третьего решения вопроса не было. Мучимые неизвестностью, как быть, они, наконец, стали просить у Бога, чтобы Он непосредственно объявил им Свою волю. После общей молитвы священников первосвященник, облекшись в свои священные одежды, вошел за завесу и там увидел Ангела Господня. Ангел сказал первосвященнику: «Захария, собери неженатых мужей колена Пудова, из дома Давидова, пусть они принесут с собой свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем Ее девства».
Третье таинство над Ней открылось по достижении Ею совершеннолетия. Ветхий Завет, как известно, не знал состояния девства, посвященного Богу и освященного Законом, так, как знает и понимает его Церковь новозаветная, поэтому Пресвятая Дева Мария, достигнув определенного возраста, по примеру прочих дев, должна была избрать Себе супруга. Но Дева Мария объявила, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме единого Бога.
Первосвященники оказались в недоумении, как поступить; после совещаний и молитв они положили обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Жребий пал на праведного старца Иосифа, и так Пречистая стала Супругой, не преставая быть Девой, сочетая в Себе таким образом девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. Эта тайна обручения служила до времени покровом, необходимым для совершения великой тайны воплощения Сына Божия. А как совершилась самая тайна Боговоплощения, известно из Евангелия. Дева изрекла: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), и сила Вышнего осенила Ее, и Слово стало плотию. Это было таинство из всех таинств, но им не закончились таинства, долженствующие совершиться над Ней. Они только углубились, соделались невидимее, оставаясь весьма назидательными и утешительными для нас.
Важнейшим местом скинии и храма была Святая святых, где находился Ковчег Завета. Оно было доступно одному
Первосвященнику и только один раз в год, когда он в день очищения входил туда для кропления жертвенной кровью. Святая святых служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. Но насколько жертва, принесенная Богу Господом, была несравненно превосходнее ветхозаветных жертв и насколько Сам Господь выше первосвященников израильских, настолько и Пречистая Дева выше и превосходнее Святого святых. «Радуйся, Святая святых большая».
Мы не можем оставить без внимания уникальность положения Петра как апостола. Иисус проповедовал Свое учение, обладая исключительной властью Сына Божьего, но Он также наделил властью апостолов, отправив их учить от Своего имени. Он обещал послать Духа Своего, Который напомнит им Его слова и продолжит наставлять их после Его воскресения (Ин. 14:26; 15:26,27; 16:13,14). Церковь стоит на основании апостолов и пророков, потому что они получили откровение Христа (Еф. 2:20; 3:4,5; Евр. 1:1,2; 2:3,4). Служение апостолов не имело и не могло иметь преемственности, поскольку они были очевидцами воскресения Иисуса (Деян. 1:21,22). Апостол Петр и пророк Сила трудились вместе с другими апостолами и пророками, чтобы заложить основание Церкви. Вместе они учили тому, что передал им Иисус через Духа Святого. Церковь продолжает оставаться апостольской в том смысле, что она стоит на фундаменте учения апостолов. Ни один человек в наши дни не может взять на себя власть апостола ни благодаря занимаемой церковной должности, ни благодаря своим дарованиям, полученным от Бога. Служение и призвание апостолов свидетельствовать об окончательном откровении Бога во Христе завершены. Христос стал последним Пророком и последним
Первосвященником , и Петр данной ему властью свидетельствует об этом.
Известно, что около Иерусалима были воздвигнуты так называемые гробницы Давидовы, здесь также почитались места погребения
первосвященника Иоанна Гиркана, Александра Ианнея и многих других. Гробницы украшались цветами, в определенные дни возле них оставлялись даже деньги. И не было ничего предосудительного в том, что последующие поколения трепетно хранили память праведников минувшего времени. Однако памятники хороши лишь тогда, когда общество действительно к ним готово, когда чтит и возвеличивает от души, а не по предписанию. У иудеев же было именно так: сказали вожди почитать – значит, надо почитать, прикажут хаять – будут ругать и побивать камнями. Лицемерие настолько проникло в среду иудейскую, что, строя гробницы и памятники пророкам прошлого, они без зазрения совести принимали участие в гонениях и мучениях праведников настоящего, пророков Божиих, своих современников. Разве не так было и с Иоанном Крестителем, и с архидиаконом Стефаном, и со святыми апостолами, и со всеми другими мучениками, ради Христа смерть и гонения претерпевшими? Господь откровенно сказал о том, что книжники и фарисеи ничем не лучше своих отцов, что они также готовы гнать пророков и проливать кровь праведников. Они только делали вид, что открещиваются от пророкоубийц, сами же поступали еще хуже…
Иудейские
первосвященники отнеслись к этой задаче с чрезвычайной серьезностью. Несмотря на то, что к этому времени фактически весь еврейский народ сосредоточился в одном колене Иудином, духовные вожди евреев установили пост и усиленную молитву во всей Палестине. И, призвав все 12 колен Израилевых, избрали по шести ученых мужей от каждого колена для перевода Священного Писания на греческий – язык всех племен и народов того времени.
Первосвященник и весь синедрион должны были с великим вниманием и особой тщательностью исследовать все, что касалось Иисуса Христа – Мессии. И Тора предписывала вполне определенно: разыщи, исследуй и хорошо расспроси (Втор. 13, 14). Среди членов синедриона были книжники, законники и просто старейшины, знавшие каждую букву Писания. Наступила полнота времен, пришел срок исполнения пророчества Даниила о пришествии Мессии.
В Первой Книге Царств (или Первой Книге Самуила) герой предстает как последний и наиболее выдающийся судья, победоносный полководец племенного союза, выступающий также как
первосвященник и посланник Яхве – пророк. Будучи судьей, он борется против филистимлян, в роли первосвященника восстанавливает культ Яхве, в качестве пророка дает народу царя. Во времена Самуила израильтяне постепенно овладели землями, ранее завоеванными филистимлянами.
Когда Иисус Христос, задолго еще до Своей крестной смерти, стал открывать ученикам Своим, что Ему нужно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и
первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21), то апостол Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! (Мф. 15, 22). Говоря так, апостол Петр, очевидно, не понимал значения слов «и в третий день воскреснуть», а сосредоточил все свое внимание на словах «и быть убиту», и стал прекословить Ему, так как, по понятиям иудеев того времени, Мессия не мог быть убит, Он должен царствовать вечно.
Евангелие рассказывает о последних часах и минутах жизни Господа Иисуса Христа, о том, как Спаситель мира, воплотившийся Сын Божий по заговору
первосвященников и книжников, под напором неистовствовавшей толпы был распят на Кресте. И никто тогда не сознавал, что́ происходило в священном городе Иерусалиме: думали, что распинают человека, который объявил себя Сыном Божиим, нарушал субботу и не исполнял другие предписания закона. И распяли Его вместе с двумя разбойниками, чтобы казнь была показательной и назидательной для народа.
Евангелист Лука повествует, что родители святого Иоанна Предтечи жили в дни Ирода, царя иудейского. Этот Ирод был первый царь-иноплеменник[14], поставленный римлянами для управления Иудеей; он достиг царского венца хитростью и коварством, угодничеством и подкупами сильных в Риме[15]. Всю жизнь свою Ирод трепетал на своем троне, опасаясь, что у него похитят царство, и все усилия употреблял на то, чтобы непомерной царской пышностью заставить иудеев забыть о своем темном происхождении. Окружив себя довольно сильной партией единомышленников (иродиан), Ирод уничтожил все архивы, в которых хранились родословные прежних иудейских царей начиная с Давида, и постоянно старался ослабить силу и влияние
первосвященников на народ, возводя и низводя их только по своему личному произволу[16]. Нещадно предавал он смерти всех, кто или по своему высокому положению, или по влиянию на общество, или по богатству представлялся опасным для его честолюбия. Подозрительный и свирепый, он не пощадил даже троих своих сыновей и любимой жены Мариамны, осудив их на смертную казнь.
Евангелист Лука повествует, что родители святого Иоанна Предтечи жили в дни Ирода, царя иудейского. Этот Ирод был первый царь-иноплеменник[1], поставленный римлянами для управления Иудеей; он достиг царского венца хитростью и коварством, угодничеством и подкупами сильных в Риме[2]. Всю жизнь свою Ирод трепетал на своем троне, опасаясь, что у него похитят царство, и все усилия употреблял на то, чтобы непомерной царской пышностью заставить иудеев забыть о своем темном происхождении. Окружив себя довольно сильной партией единомышленников (иродиан), Ирод уничтожил все архивы, в которых хранились родословные прежних иудейских царей, начиная с Давида, и постоянно старался ослабить силу и влияние
первосвященников на народ, возводя и низводя их только по своему личному произволу[3]. Нещадно предавал он смерти всех, кто или по своему высокому положению, или по влиянию на общество, или по богатству представлялся опасным для его честолюбия. Подозрительный и свирепый, он не пощадил даже троих своих сыновей и любимой жены Мариамны, осудив их на смертную казнь.
Строгое обличение, которым Спаситель сопровождал очищение храма, относилось не к одним торжникам, превратившим дом Божий в место купли и продажи, но и к
первосвященникам , книжникам и старейшинам народа, допустившим беспорядок. Ослепленные неверием и враждою, они еще прежде положили убить Иисуса Христа (Ин. 11, 53), а теперь начали придумывать, каким именно способом привести в исполнение свое решение. При этом они чувствовали себя в крайнем затруднении и не находили, что бы сделать с своим Обличителем: они боялись Его, потому что народ, постоянно окружая Его, слушал проповедь и удивлялся учению Его. В случае какого-либо насилия – так предполагали враги Христовы – весь народ мог восстать на защиту Учителя, по одному слову Его, и не только отмстить им, но и навлечь гнев иноплеменных властителей на всю страну. Такое опасение было высказано уже раньше в собрании синедриона (Ин. 11, 48, 50).
Иосиф происходил из рода царя Давида. В молодости он был женат и имел сыновей и дочерей, а после смерти жены много лет провел в чистоте, посвящая все свои дни труду, богомыслию и молитве, и достиг великой меры святости. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран
первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил ангел святой. Иосиф присутствовал при поклонении пастухов новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. Спасая новорожденного Христа от злобы царя Ирода, по указанию ангела Иосиф со святым семейством некоторое время скрывался в Египте, а оттуда вернулся в Назарет, где и провел остаток жизни, добывая пропитание трудом своих рук. Иосиф был плотником, и Господь наш Иисус Христос в юности помогал ему в работе. Прожив более 100 лет, святой Иосиф мирно скончался, не дожив до Воскресения Христова.
Бедные и нищие ищут воды, и нет ее (Ис. 41, 17). Нищими пророк называет тех иудеев, которые в Вавилоне жаждут избавления. Открою на горах реки и среди долин источники (Ис. 41, 18), то есть утешу иудеев вестью о возвращении из Вавилона. Посажу в пустыне кедр (Ис. 41, 19). Вместо терния и волчцев, которые произращал Я за грехи их, насажу в степи кипарис. В этих образах показано, что земля иудеев будет всем изобиловать по возвращении их из Вавилона. Совершенно же исполнилось это пророчество в пришествие Мессии призванием и обращением язычников, которых изображают здесь иудеи убогие и неимущие, ищущие воды и не находящие ее. То же самое предсказал Иаков: Ему покорность народов (Быт. 49, 10). И Иезекиилю сказано: Не к народам… которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя (Иез. 3, 6). Я, – говорит, – услышу их (Ис. 41, 17), язык их сохнет от жажды. И в духовном смысле продолжает: Открою на горах реки, то есть потоки пророчеств, и среди долин источники (Ис. 41, 18), то есть водотечи апостольства. Посажу в пустыне кедр, ситтим (Ис. 41, 19), то есть
первосвященников , священников и служителей тайн, которые у язычников будут совершать Таинство и преломлять Тело и Кровь во очищение душ, поставлю их на место жрецов и прорицателей, которые идольскими жертвами своими оскверняли души людей простых.
Заметь же, не сказал, что не хочет всякой крови, но крови известных животных. Ибо не сказал, что не хочет Крови, излиянной в последние веки в отпущение грехов, которая «лучше глаголет, нежели Авелева» (Евр. 12, 24), но прелагает жертвы на духовное, потому что должно быть пременение и священству (Евр. 7, 11–28). А если отвергает телесные жертвы, то отвергает и подзаконного
первосвященника . Ибо как подзаконные первосвященники освятят руки, не принося во всесожжение овна, на которого они возлагали руки? Как окропятся, не окропляемые кровию? Таким образом, то и другое имеет место: и закон Моисеев, и введение лучшего закона. Посему извергаются первосвященники от семени Ааронова, чтобы на их место вступил «Первосвященник по чину Мелхиседекову» (Евр. 5, 10). Нет уже жертв «всегдашних» (Исх. 29, 42), нет жертв в день очищения, нет пепла юницы, очищающего «оскверненыя» (Евр. 9, 13). Ибо одна жертва – Христос и мертвость святых по Христе; одно кропление – «баня пакибытия» (Тит. 3, 5); одно умилостивление за грех – излиянная за спасение мира Кровь. Для того отменяет первое, чтобы постановить второе.
Именно тогда, когда папство создало железный кодекс, сковавший кольцом повиновения всю христианскую паству, когда «всемирный Отец» воздвигся как наместник Христа, не отвечающий ни перед кем за свои деяния, но сам дающий ответ за всех на Страшном Суде, – именно тогда восстал дух высшего бунтарства в народе, и он ломал все цепи влияния католического духовенства и искал собственных путей религиозной жизни. Приблизительное представление о папском железном кольце дают постановления, выработанные собором при Гильдебрандте[10], относительно роли Папы в мире. «Один только римский
первосвященник может быть назван вселенским; он один имеет право низлагать епископов; его легаты имеют право председательствовать над всеми епископами в соборе; он может низлагать отсутствующих прелатов; он один имеет право носить императорские регалии; государи обязаны целовать его ногу; он имеет право низлагать с престола императоров, и подданные могут быть освобождены от присяги в верности дурным государям; ни один синод и ни один собор, созванный без его полномочия, не может быть назван вселенским; ни одна книга не может быть названа канонической без его разрешения; его приговоры не могут быть никем отменены, он же может отменять постановления всех; римская церковь всегда была и будет непогрешимой; тот, кто не согласен с этим, перестает быть католическим христианином».
Захария, объятый духовным восторгом, ввел Ее во храм и не остановился там, где обыкновенно стоял народ, но повел Марию за первую и вторую завесу (Евр. 9, 3), в глубину внутреннего святилища, во Святое святых, куда лишь однажды в год, в день очищения, входил
первосвященник с жертвенною кровию (ст. 7). На месте ветхозаветного ковчега является, по выражению Святой Церкви, «одушевленный кивот Божий»[67], «во Святое святых Святая и Непорочная Святым Духом вводится, сущи святейший храм Святаго Бога нашего»[68]. Такое необычное введение Девы во внутреннейшее святилище, как бы вопреки древнему закону, поразило недоумением всех зрителей, удивило самих Ангелов, которые, по выражению церковной песни, «вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева со славою вниде во Святая святых»[69]. Они прозревали в настоящем событии дело Домостроительства Божия и, видя Святое святых лишенным ковчега завета, проразумевали, что настало время, когда закон сени должен уступить место самой истине (см.: Евр. 9, 1112; 10, 1), посему-то с благоговейным трепетом распростирали крыла свои уже не над ковчегом Ветхого Завета, не существовавшим во втором храме, а над новым одушевленным кивотом воплощающегося Сына Божия. «Писание мимотече, и оскуде закон, якоже сень, и благодати лучи возсияша, в храм Божий вшедшей Тебе, Дево, Мати чистая!»[70] – так изъясняет Святая Церковь смысл священного события[71].
В Москву принесены дары волхвов. Это древняя святыня, отсылающая нас к событиям Рождества Спасителя. Перепись по всей империи, велением кесаря. Жалкий хлев в Вифлееме. Пастухи, первыми пришедшие на свет Звезды. И три царя с Востока, принесших Богомладенцу золото – как царю всего сотворенного мира, ладан – как его
Первосвященнику , и смирну – как тому, кто как агнец пойдет на заклание, взяв на себя грехи мира, кто принесет за нас жертву, не убоявшись даже смерти.
Та м встретил Отроковицу
первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Между тем еще прежде меча римского уже губили внутренние раздоры Иерусалим. Опытнейшие в нем хотели мира, более пылкие – войны.
Первосвященник Анания с другими старейшинами, которые одни только могли управлять народом, умерщвлены были зилотами. Вожди так называемых ревнителей, Иоанн Гискала и Елеазар, владели храмом и призывали хищные колена идумейцев для грабежа и убийств, по улицам бедствующего города; разделились между собою и самые зилоты. Некто Симон вар Сиора собрал за Иорданом шайку разбойников, как бы в отмщение за смерть первосвященника Анании, и овладел Сионом и нижнею частью города. С своей стороны Гискала укрепился во внешних галереях храма, сражаясь то с ним, то с Елеазаром, который затворился во внутреннем дворе святилища, доколе наконец, пользуясь праздником Пасхи, Иоанн ворвался во внутрь его и перебил всех зилотов; Симон же с Идумеями остался владыкою города.
Надо сказать, что христианская религия возникла на почве жизненного отчаяния низших слоёв общества, рабов. Упование на приход мессии, ниспосланного богом спасителя, пронизывало их чувства и надежды на лучшее. И они их воплотили в образе Иисуса Христа, сверхчеловека-чудотворца, то ли царя, то ли сына божьего – избавителя от бед и страданий, бесправия и несправедливости, от классового гнёта. Исходя из этого, сочувствия заслуживают великомученики, которые тогда и впоследствии страдали за христианскую веру. А кто же стал палачом этой мессии? Задумайтесь! Смертный приговор И. Христу вынес Синедрион Иерусалима – высшее религиозное учреждение в Древней Иудее, на собрании органов религиозной и политической власти, где решающую роль играли
первосвященники ?!
Христиане рассказывали римлянам, что прибывший из Вифлеема в Иерусалим человек был необычным. Он проповедовал очищение людей от грехов, говорил о любви к ближнему. Он творил всякие чудеса: исцелял больных, воскрешал умерших. Он был духовным пастырем и называл себя царем Иудейским. Он не брался за оружие, никого не убил, жертвовал собой, показывая людям путь к добру. Но за все эти благие деяния, за чистые речи его передали в руки иудейским
первосвященникам , которые боялись его. Они-то и повелели распять его на кресте.
Эти слова были сказаны некогда апостолом Павлом о Самом Христе,
Первосвященнике Великом, прошедшем небеса (Евр. 4, 14), ныне же употребляются в Церкви Христовой в дни памяти Его архиереев. Ибо архиереи – это образ Христа на земле, уподобляющиеся Ему не только саном и властью, но и жизнью угождающие Ему, насколько кто может (2).
Это было, по всему видно, злотолкование слов, произнесенных Никоном о древнем праве суда римских
первосвященников .
В это время
первосвященником иудейским был Анания, ненавидевший Христа и хуливший его имя, гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобой иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к первосвященнику.
Праздник установлен в память того дня, когда родители привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм. Ее поставили на первую ступеньку лестницы, и отец хотел взять Дочь на руки. Но она сама легко преодолела все 15 больших ступеней, окруженная незримым ангельским воинством, и была встречена с почетом священниками. Архиерей Захария посадил Ее на третьей ступени жертвенника, и здесь Ее осенила благодать, а потом он ввел Ее в Святая Святых храма, куда мог входить только
первосвященник , и разрешил Ей в любое время молиться там.
Служить при скинии должны были
первосвященник , священники и левиты (низшие служители).
Тем не менее до XIII века борьба с ересями имела характер временный, периодический. Она возгоралась, когда духовенство приобретало влияние в правящих сферах, и потом затихала с потерею этого влияния. Часто противоречившие друг другу интересы светской и духовной власти лишали эту борьбу необходимых средств для наказания ослушников церкви: еретик в одном государстве бывал обласкан в другом, и наоборот. Возвышение папства постепенно устранило возможность подобного убежища. Когда римские
первосвященники стали отнимать и раздавать короны, для них ничего не стоило уже “понудить” правительства преследовать их подданных – еретиков. Таково было папство после Григория VII. Но и тогда все зависело еще от характера римского первосвященника. Делу будущего предстояло создать нечто независимое от личности. Этим нечто была инквизиция... Приближалось время ее нарождения. Крестовые походы против неверных Востока, на защиту Гроба Господня, мало-помалу укоренили в умах понятие о богоугодности преследований врагов религии. Массы были наэлектризованы. Повсюду быстро возникали монастыри с суровыми уставами, носились слухи о скором наступлении Страшного суда. Мысль о спасении витала в восторженных умах, мысль о подвиге во славу религии, во исцеление души и тела. Оставалось только указать арену для этих подвигов, и за этим дело не стало. С высоты папского престола уже наметили для них новую область, и скоро полилась кровь верных и неверных, на этот раз уже на Западе.
Мелхиседек был подобием Сына Божия, в своем лице и служении предызображая Его как предвечно рожденного от Отца и вечного
первосвященника , своей жертвой упразднившего жертвы ветхозаветные и священство левитское. В этом отношении Мелхиседек недоступен нашему подражанию; но, не выходя из своей меры, и мы можем уподобляться Христу Сыну Божию, подражая Его совершенствам, Его святости, Его смирению, Его любви к людям и самоотвержению для спасения их и т.п. К этому подражанию Он Сам призывает Своих последователей, говоря: Аще кто Мне служит, Мне да последствует (Ин. 12, 26).
Являясь в Церкви Райской
первосвященником и пророком, Адам пребывал в священном богослужении. Оно состояло в свободном прославлении Бога, Его Премудрости. Вся жизнь нашего праотца была непрестанным священнодействием. Первозданные жили в раю подобно Ангелам. Звери чувствовали господство Адама. Первые люди пребывали в святости и чистоте. Но блаженному состоянию первых людей помешал падший денница. Ему не в чем было обвинить человека, но погубил он его по одной только зависти. По его наущению произошло преслушание Заповеди Божией, нарушение союза твари с Творцом: пала природа со своей высоты в глубину уничижения.
Святитель Епифаний Кипрский пишет: «Он принес в жертву Самого Себя, чтобы через принесение совершеннейшей и живой жертвы за весь мир упразднить ветхозаветное жертвоприношение. Сам жертва, Сам жертвоприношение, Сам жертвенник, Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам
первосвященник , Сам овца, Сам агнец, сделавшийся всем ради нас».
Петр первым из учеников высказал и торжественное исповедание Христа. Когда Христос, пришедши в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников Своих, сначала – за кого люди Его почитают, потом – за кого они сами Его почитают, Петр за всех горячо отвечал: Ты Христос, Сын Бога живаго. Тогда Христос сказал ему на это: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Идам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 13, 19). В этих словах содержится высокая похвала вере Петровой. Но горячность чувства иногда увлекала Петра за пределы должного, и ему немало пришлось слышать от Господа упреков за эту излишнюю горячность. Вот один подобный пример. Господь открывал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин,
первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Любящий Христа, Петр и мысли не мог допустить, что Христос сколько-нибудь пострадает. От преизбытка любви к Господу он не хотел, чтобы что-нибудь подобное случилось. Отозвав Христа, он начал прекословить Ему, говоря: «Сохрани Бог! Этого не будет с Тобою, Господи!» Со строгим упреком отвечал ему Христос: Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21–23).
В согласии со словами Самого Бога, Который устами Своего человека дал
первосвященнику Илию и одновременно всем верующим в Божий закон следующее обетование: Прославля́ющий Мя просла́влю,[1] наша Матерь Святая Христова Великая Церковь с самого начала своего спасительного пути в мире не переставала признавать достойными прославления сии божественные и святые сосуды Духа – скорее ангелов, чем людей, – которые подвигами, словами и многочисленными делами прославили Небесного Отца. Итак, Церковь прославила их и будет прославлять их до скончания века, как и подобает святым.
Уже Запад был тогда отделен совершенно – и событиями, и жизнью, и верою. Латинский
первосвященник обладал Римом[29] и западною церковью; потомок дикого германца назывался римским императором[30], обитая в болотах Лютеции[31]. Славянин и монгол, германец и турок владели обширными областями греческими, как Лаокоона змеи[32], обвивая своею силою царство Константина[33], – и не было ему спасения, не было благовестника, который возвестил бы ему спасение! Победные хоругви сынов Аравии и потомков турка веяли над гробом богочеловека[34] и в диком величии не раз приближались к самому Царьграду. И одни ли сии мощные орды? Гордый булгар также заставлял Царьград выкупать спасение золотом[35]; искатель опасностей варяг, в утлых ладьях, угрожал Царьграду и брал с него постыдную дань.
Различные немецкие и другие исследователи Библии подчеркивали, что рассказ о суде над Иисусом не мог быть основан на фактах, потому что никто не был его свидетелем, чтобы рассказать о том, что там в действительности происходило. «События, – утверждает доктор Паркс (и с ним соглашаются такие немецкие ученые, как Вальтер Бауэр, Мартин Дибелиус, Вильгельм Брандт, Вильгельм Гейтмюллер и Пауль Вернле), – происшедшие между тем моментом, когда конвой увел Иисуса во дворец
первосвященника , и тем моментом, когда он появился из дверей дворца римского прокуратора, можно восстановить в их последовательности только на основании слухов, так как никто из последователей Иисуса там не присутствовал». Паркс упрекает христианских ученых, не желающих слушать возражения еврейских исследователей по поводу этих повествований. Шалом бен Хорин называет Евангелия «предвзятыми миссионерскими текстами, а не историческими книгами».