Связанные понятия
Офсе́тная печа́ть (в полиграфии, от англ. off-set — без контакта с печатной формой) — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати. Первые станки для офсетной печати появились в США в 1905 году.
Высо́кая печа́ть (также типогра́фская печа́ть) в полиграфии — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются.
Глубо́кая печать , инта́льо — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным.
Треппинг — применяемый на допечатной стадии полиграфического процесса (при изготовлении макета) приём маскировки дефектов приводки. Заключается в утолщении контуров плашек на определенную величину для предотвращения образования зазоров на стыке двух областей разного цвета из-за несовмещения цветов при многокрасочной типографской печати.
Защищённая полиграфия — изготовление полиграфическим способом изделий, защищённых от подделки, таких как банкнот, ценных бумаг (см. Изготовление ценных бумаг), акцизные марки, документов строгой отчётности и т. п.. Защита от подделок обеспечивается за счёт использования особых материалов, технологий, оборудования при изготовлении, а также внедрению специальных защитных признаков.В Российской федерации защищённая полиграфическая продукция делится на классы «А», «Б», «В», «Г» в порядке убывания степени...
Водяно́й знак (также филигра́нь) — видимое изображение или рисунок на бумаге, который выглядит светлее при просмотре на просвет (или темнее при просмотре в отражённом свете на тёмном фоне). Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика или эгутёра (дендироли, ровнителя) в бумагу в процессе её изготовления или на специальных формовочных рельефных сетках, иногда с использованием филиграней. Рисунок водяного знака — линии разной формы, буквы или монограммы, фигурные изображения...
Рельефная печать — то же, что высокая печать: семейство методов печати, основанных на том, что печатный блок, пластина или матрица с нанесённой на её поверхность чернилами, соприкасается с печатным листом только окрашенными чернилами частями. Части печатной формы с чернилами оставляют оттиск на бумаге, в то время как углублённые области печатной формы не имеют контакта с печатным листом. Печатный станок в этом случае может не понадобиться, так как оборотную сторону печатного листа можно прижимать...
Флексографская печать (флексографическая печать, флексография, флексопечать) — это способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать быстровысыхающими жидкими красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с использованием эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности.
Ротогравюрные печатные машины (Rotogravure printing machine, Rotogravure press), используются для печати на гибких материалах таких как алюминиевая фольга, картон, бумага, включая также синтетические материалы как ПЭТ, ОПП, БОПП пленки, термоусадочный ПВХ и полиэтилен. Для печати на ротогравюрных машинах используются краски на основе растворителей с высокой летучестью, что делает возможным печать на высоких скоростях. Высокая стоимость печатных форм в совокупности с высокими скоростями печати определили...
Подробнее: Ротогравюрная печатная машина
Абкля́ч (от нем. Abklatsch — копия, подделка), или зеркальный отпечаток, — в филателии зеркальное изображение рисунка на обратной стороне марки, которое может получаться при печати типографских (марочных) листов.
Коллаграфия — это процесс печати эстампа, в котором печатная форма (матрица) создается путем создания коллажа из различных материалов на твердой подложке (например, на картоне или дереве). Термин коллаграфия происходит от греческого слова koll или kolla, которое означает клей, и graph, которое означает процесс рисования.
Типографское клише ́ (фр. cliché) — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
Полноцветная печать - это печать минимум в четыре цвета, в результате смешивания которых получатся полноцветное изображение с большим количеством оттенков.
Штамп — ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы: глина, металл, воск, сургуч, кожа, бумага, а также тесто.
Ди-лито — это способ прямой плоской печати, при котором изображение с печатной формы, изготовленной на алюминиевой основе, передаётся непосредственно на запечатываемый материал без промежуточного звена. Термин образован из двух английских слов - direct lithography (прямая литография).
Сведение цветов — процедура совмещения цветоделённых изображений в фотографии, полиграфии, телевизионной аппаратуре.
Дека́ль (англ. decal) — «переводная картинка», метод непрямой печати изображений переносом с бумажной основы, а также само такое изображение. То же, что и декалькомания. В полиграфической и керамической промышленности обычно используется слово деко́ль.
Разнови́дность (англ. variety, фр. variété, нем. Abart) — в филателии марка или цельная вещь, отличающаяся от остальных экземпляров бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или отсутствием, положением и проч.), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками и др.
Печа́тание — процесс получения одинаковых оттисков путём переноса краски с печатной формы на бумагу или другую поверхность.
Цифровой дупликатор — печатная машина, использующая метод трафаретной печати. Иногда именуется «ризограф», по названию компании Riso, специализирующейся на производстве данных аппаратов и ставшей одной из первых на российском рынке. Первый дупликатор также был создан компанией Riso в 1980 году в Японии.
И́рисовая печа́ть (от греч. ἶρις «радуга»), ра́дужная печа́ть — специальный вид печати, при котором наблюдаются плавные изменения цвета при переходе от одной краски к другой. Чаще всего используется в качестве средств защиты банкнот и ценных бумаг.
Трафаретная печать (шелкография) — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.
Фальшивомоне́тничество — изготовление, хранение, перевозка с целью сбыта или сбыт поддельных денежных знаков (монет, банкнот и т. д.) либо ценных бумаг.
Тисне́ние — полиграфический процесс, относящийся к послепечатной отделке продукции, производящийся на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основанный на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной или пигментной фольги или полимерной плёнки с напылением нужного вещества для улучшения привлекательности упаковки, этикетки или рекламно-акцидентной продукции.
Цифровая офсетная печать — вид печати, совмещающей принцип цифровой (в частности, электрофотографической) и офсетной печати.
Полиграфический дизайн , или дизайн полиграфической продукции, — разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель.
Гильоши́рование — нанесение на бумагу специальным типографским станком орнаментального узора в виде сетки или переплетающихся волнистых линий.
Защитная нить — один из элементов защиты бумажных банкнот и документов от подделывания. Представляет собой введённую в купюру тонкую полоску (из полимера, металла и т. д.) шириной от 1 мм и более. Впервые защитную нить применили в банкноте номиналом в один фунт стерлингов 1940 года. На 2018 год является неотъемлемой составляющей денежных знаков большинства стран мира. Фальшивомонетчики научились достаточно качественно имитировать скрытые в толще или выходящие наружу защитные нити. В связи с этим...
Фототипи́я (от др.-греч. φῶς, родительный падеж φωτός — свет и τύπος — отпечаток, форма), другое название светотипия — фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным, уступая только гелиогравюре.
Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον «дерево» + γράφω «пишу, рисую») — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Муа́ровый узор (муа́р, от фр. moire, название ткани) — узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.
Цинкография — фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутоновых изображений методом высокой печати. Название технология получила из-за того, что в качестве материала для клише чаще всего использовался цинк, обладающий хорошей тиражеустойчивостью. Из-за относительной простоты цинкография широко применялась в газетной полиграфии, допускающей невысокое качество изображения.
Прямая печать на ткани (англ. digital textile printing — прямая печать на одежде, прямая печать по текстилю, прямая цифровая печать по текстилю) — способ нанесения изображения на ткань, предполагающий прямую печать без промежуточных носителей изображения.
Платинг (англ. plating) — реконструкция полного листа почтовых марок, напечатанных с одной печатной формы, по его отдельным маркам и частично перекрывающимся полоскам и блокам марок. Является одним из направлений филателистических исследований, которые могут быть выполнены в рамках специализированных коллекций.
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают...
Денежная бумага — бумага, использующаяся в процессе производства денежных знаков.
Гелиография — ранний фотографический процесс, изобретённый Нисефором Ньепсом в 1822 году и послуживший теоретической основой для разработки дагеротипии. Изображения могут быть получены как контактным способом, так и с помощью камеры-обскуры.
Синька — копия, репродукция технического чертежа, полученная с помощью контактной печати на светочувствительной бумаге. При производстве таких копий использовались два метода, цианотипия и позже, в основном заменившая её, диазотипия. Развиваясь, оба метода существенно изменялись в части химического процесса, подготовки носителя и рабочих процессов.
Копирова́льная бумага , копи́рка — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой, печати на пишущей машинке или матричном принтере.
«Вид из окна в Ле Гра » (фр. Point de vue du Gras) — самая первая из дошедших до наших дней гелиогравюр, которая считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Создана французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 (по другим данным в 1827) году на пластинке, покрытой слоем битума. Технология гелиографии разработана Ньепсом уже в начале 1820-х годов, однако в начале использовалась только для тиражирования рисунков контактным способом, а более ранние изображения, снятые при помощи...
Гуммима́сляная печа́ть , или гумо́йл (англ. gumoil) — способ получения отпечатка фотографии с использованием камеди (гуммиарабика), солей хрома и масляных красок.
Удостоверяющая печать , Гербовая печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма. Также эта техника активно используется в ювелирном деле.
Фотогравю́ра , гелиогравюра (греч. ήλιος — солнце, фр. gravure — печатный оттиск) — фотомеханический процесс, позволяющий получать типографское клише для глубокой печати полутоновых изображений. До начала XXI века технология оставалась непревзойдённой по качеству воспроизведения фотографий и других изображений, успешно конкурируя с фототипией. Термин «гелиогравюра» употребляется применительно как к самому процессу, так и к оттискам, полученным с его помощью.
Растр — точечная структура полутонового изображения, предназначенного для полиграфического воспроизведения методом автотипии.
Широкоформатный принтер (или просто «широкий» принтер) — принтер с возможностью печатать на листах «широких» форматов, таких как А0, А1, А2 и А3, которые в два и более раз больше по ширине, чем наиболее используемый А4.
Дагер(р)оти́пия (англ. daguerreotypy) — ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами.
Подробнее: Дагеротипия
Фотохром (Photochrom, Fotocrom, Photochrome, Aäc process) — процесс создания цветных изображений на основе раскрашенных фотонегативов путём прямого переноса на литографические печатные формы. Фотохром является подвидом хромолитографии.
Амброти́пия (от др.-греч. ἄμβροτος — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток») — ранний фотографический процесс, описанный в начале 1850-х годов изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Другие названия — амфитипия и витротипия. Патент № 11267 на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом. Отличие от оригинального коллодионного процесса заключается в получении позитивного изображения непосредственно из стеклянного негатива, который рассматривается...