Связанные понятия
Латинский крест (лат. crux ordinaria), также называемый длинный крест, крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания (лат. crux immissa) — четырёхконечный крест, у которого вертикальная перекладина (лат. staticulum) длиннее горизонтальной (лат. patibulum), которая расположена выше середины вертикальной и делится ею пополам.
Крестоцве́т (нем. Kreuzblume), флеро́н — распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Реимиро — пектораль, полинезийский нагрудник, широко распространён на острове Пасхи. Имеет форму полумесяца, которая может быть интерпретирована как полинезийское каноэ. Реимиро могло быть частью защитной амуниции воина и вождя. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди и плечи. Изображение реимиро используется на флаге острова Пасхи.
Трикве́тр , также трикве́стр (лат. triquetrum от tri «три» + quetrus «имеющий углы») — символ, происхождение и современное применение которого разительно отличаются. Так, например, после X века на Руси символ использовался в основном как специфический «варяжский» орнаментальный мотив.
Прямой крест — используемый в геральдике термин, обозначающий изображение на гербе или флаге креста, перекладины которого расположены параллельно и перпендикулярно краям герба или флага. Также иногда называется греческим.
Ковры Губы названы в честь города, расположенного в Азербайджанской Республике недалеко от Каспийского моря; следовательно, Губа является одним из мест сосредоточения кавказских ковров. Губа одновременно является и городом и областью, которая в прошлые времена была ханством (эквивалентом государственного региона в традиционной системе государственного строя) Азербайджана. Стиль ковров Губы включает в себя множество видов, в том числе: Алпан-Губа, Карагашлы, Гонагкенд, Чичи, Перепедил, Сейчур и Зейва...
Куба (азерб. Quba) — азербайджанские ковры, относящиеся к кубинской группе Куба-Ширванской школы ковроткачества.
Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine, иногда «анжуйский крест», фр. Croix d'Anjou, Юникод U+2628 (☨)) — геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя поперечинами. Название происходит от Лотарингии — области на границе Франции и Германии, чьим символом является лотарингский крест.
Масонский табель (англ. Tracing board) — это эмблема спекулятивного масонства, произошедшая от чертёжных досок, используемых в разработке (проекта здания), и грифельных досок, используемых в каменоломне или на строительной площадке оперативными вольными каменщиками. Они представляют нарисованные или напечатанные иллюстрации, изображающие различные эмблемы и символы масонства. Могут быть использованы в качестве учебных пособий во время наставлений, которые следуют в каждой из трёх масонских степеней...
Карбункул , эскарбункул (фр. escarboucle, rais d’escarboucle; англ. carbuncle), «Клевское колесо» (нем. Clevenrad), «колесо из лилий» (нем. Lilienrad, Lilienhaspel, также Lilienzepterstern), карфункель (нем. Wappenkarfunkel, Karfunkelrad, Karfunkelstern) — негеральдическая гербовая фигура из восьми жезлов (или спиц), радиально расходящихся от центра, причём четыре из жезлов составляют прямой крест, а четыре других — косой. Жезлы увенчаны геральдическими лилиями или иными объектами, например «яблоками...
Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Рома́нский меч — тип европейского меча периода Высокого и, частично, позднего Средневековья (или, если точнее, примерно с 1000 по 1350 год), использовавшийся в Западной Европе практически исключительно сословием рыцарей, а на Руси — в княжеском войске. Другое их название — капетингские, вероятно, по аналогии с каролингскими. Вместе с мечами XIV—XV веков в наше время иногда объединяются термином «рыцарский меч», (knightly sword), или arming sword — букв. «меч для вооружения», то есть, ношения в качестве...
Чака́на — ступенчатый крест, с древнейших времен широко распространенный в Южной Америке.
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Аревахач (арм. արևախաչ, солнечный крест), также известный как Армянский знак вечности (символы «֍» и «֎») — древний армянский символ в виде круглого, вихревого, винтообразного круга, похожего на солнце. Один из древнейших символов в армянской культуре. Является главным изобразительным символом Армении и армян.
Шатровидный шлем — тип азиатского шлема, разновидность колпака, формой тульи напоминающего юрту.
Згарда (от румын. Zgarda — «ошейник, бусы») — архаичное гуцульское шейное украшение религиозного назначения, мужское украшение из Буковины и Верховинского р-на Ивано-Франковской области, в основе которой лежат 3-5 проволочных ниток с монетами (по 10-15 монет), прикрепленных к проволочной основе (часто с пуговицами, реже с кораллами, крестиками, маленькими колокольчиками). В центре згарды обычно содержится галбин — золотая монета или монета желтого цвета. Згарда без золотых монет были распространены...
Флексагон ы (от англ. to flex, лат. flectere — складываться, сгибаться, гнуться и греч. ωνος — угольник) — плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь.
Гонт (фр. billette, англ. billet, нем. schindel) в геральдике — второстепенная геральдическая фигура, представляющая собой свободно располагаемый в поле прямоугольник с преобладанием вертикального размера. Прямоугольник с преобладанием горизонтального размера называется в русской геральдике бруском (фр. billette couchée, англ. billet fesswise, нем. querschindel), а равносторонний — квадратом или квадратным бруском (фр. carreau, англ. square billet, нем. quadrat). В немецкой геральдике также существуют...
Санбёрст (англ. sunburst — солнечные лучи) — это фигура и образ, используемые в архитектуре или в дизайне. Суть образа состоит в рассеивающихся из центрального диска «лучах» по аналогии с солнечными. Иногда фигура может иметь полукруглую форму.
Гонфало́н или гонфано́н (итал. Gonfalone, фр. gonfalon, др.-франц. gonfanon. от др.-франк. gundfano, где gund — война, а fano — знамя) — геральдический флаг прямоугольной формы, всегда заканчивающиеся несколькими лентами, вымпелами или полосами.
Тарта́н — орнамент, образованный саржевым переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется клетчатый узор, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос, а также прямоугольных областей, заполненных диагональными полосками. Тартан используется для расцветки шотландки и может символизировать определённый клан, а также местность или организацию. Шотландские килты практически всегда имеют рисунок тартан.
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень».
Тарч , торч (нем. Tartsche,польск. tarcz, от старофр. targa — щит; др.-в.-нем. zarge) — название типа щитов, применявшихся западноевропейскими рыцарями с XIII по XVI век, по другим данным с XIV по XV. Возможно тарчи использовались и на Руси, во всяком случае в радзивилловской летописи они изображены не менее 15 раз, также есть описания относящиеся к XVI веку, которые можно трактовать как описания тарчей.
Дотаку (яп. 銅鐸 до:таку) — разновидность бронзовых колоколов в древней Японии периода Яёй. Встречаются в основном на археологических стоянках региона Кинки. Точное предназначение дотаку неизвестно, предполагается, что они использовались во время ритуальных обрядов, связанных с культом земледелия. Иногда дотаку относят к металлической скульптуре.
Криждирбисте — традиционное литовское искусство обработки и украшения крестов. Включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
Подробнее: Литовские традиционные кресты
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции. Геометрический...
Сва́стика (ярга, символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся») либо по часовой стрелке, либо против неё (в последнем случае некоторые авторы называют такой символ sauwastika и даже приписывают ему иной смысл).
Гу (кит. 觚) — чаша для вина, относящаяся к древнекитайской ритуальной утвари. Чаши гу использовались в качестве сосудов для питья, а также для подношений во время ритуалов и церемоний в период династий Шан (1600 г. до н. э. — 1027 г. до н. э.) и Чжоу (1046 год до н. э. — 256 год до н. э.).
Гирих (перс. گره, «узел»), а также گره سازی («завязывание узлов») — вид исламского декоративного искусства в архитектуре и художественных ремёслах (обложки книг, ковры, небольшие металлические объекты), состоящее из геометрических линий, образующих переплетённые декоративные орнаменты. В персидской архитектуре орнаменты с узлами можно видеть в кирпичной кладке банна’и, в изделиях из стукко и мозаичных фаянсовых работах. Гирих определяется как «геометрические (часто в виде звёзд и многоугольников...
Опознавательный знак Федеративной Республики Германия - представляет из себя железный крест чёрного цвета с белым контуром, который оканчивается мелким чёрным контуром, был утверждён в 1956 году и существует по сей день.Имеет большое сходство с образцом 1914 года.Впервые был использован в 1913 году, с появление у Германской империи ВВС,имел форму прямоугольника чёрного цвета, но вскоре его заменяют на железный крест.В 1918 году стал обозначатся прямым чёрным крестом с толстым белым контуром.В...
Тальвар (инд.) — индийская сабля. Отличительной особенностью тальвара является эфес с дискообразным навершием.
Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально...
Патриарший крест (☨ символ юникода U+2628) — геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя или тремя поперечинами. Нередко используется в качестве символа Православной церкви. Две поперечины располагаются в верхней части креста, причём верхняя короче нижней. Третья поперечина, если она есть, также короткая, расположена в нижней части креста, и нередко изображается наклонённой так, что левая от зрителя сторона приподнята.
Сакральная геометрия (от лат. sacralis — священный, обладающий святостью, признаваемый божественным) — совокупность религиозных и/или мифологических представлений о формах и пространстве мира, его гармонии, упорядоченности, пропорциональности, как геометрия форм, лежащих в основе жизни.
Простые (второстепенные) геральдические фигуры произошли из почётных путём их уменьшения, урезания, удвоения, утроения и так далее. Они могут располагаться по направлениям почётных фигур, то есть в столб, в пояс, в крест и так далее, и помещаться на почётных фигурах. По своей форме они делятся в основном на треугольные («остриё», «клин», «треугольник»), четырёхугольные («квадрат», «брусок», «гонт», «ромб»), круглые («безант», «шар», «дуга») и условные («титло» или «турнирный воротник»).
Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.
Беркемайер , беркемейер (нем. Berkemeyer) — бокал для вина с цилиндрическим основанием и конусообразной чашей, распространённый в Германии и Нидерландах XVI–XVII веков.
Тарджет (англ. target, targe) — тип западноевропейского щита эпохи средневековья и нового времени. Тарджет имел форму правильного круга среднего размера, что отличало его от другого круглого средневекового щита — баклера. Если баклер являлся небольшим кулачным щитом удерживаемым рукой за рукоятку с тыльной стороны, то тарджет крепился на руке с помощью ремней. Тарджет являлся преимущественно пехотным щитом, тогда как рыцари предпочитали сперва миндалевидные, а позднее или треугольные щиты (экю...
Домо́вая резьба ́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Броя́ница (серб. бројаница — предназначенное для счёта от број — число) — особый род чёток, распространённый в православных странах Балкан, прежде всего, Сербии и Черногории и представляющий собой полосу, связанную особым плетением из овечьей шерсти и соединённую в кольцо.
Со́лнечный крест , более известный, как Со́лнечное колесо́ — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга. Часто встречается на предметах доисторической Европы, особенно неолита и бронзового века.
Серия символов, интерпретированных как примитивные цифры, обнаружена на вотивных бронзовых «серпах» раннего периода центральноевропейской культуры полей погребальных урн, около 1200 года до н. э.
Подробнее: Символы культуры полей погребальных урн
Армянский ковёр — термин, определяющий ворсовые и безворсовые ковры, которые были сотканы армянами, проживающими как на территории Армянского нагорья, так и за его пределами начиная с дохристианского периода (до 301 года) до наших дней.
Цветок жизни — геометрическая фигура, образованная пересечением равномерно размещённых окружностей с одинаковым радиусом. Окружности расположены так, что образуют симметричный шестилучевой узор, элемент которого похож на цветок с шестью лепестками.
Как и в других искусствах, в архитектуре используют математику по нескольким причинам. Даже если отбросить необходимость математики для проектирования здания, архитекторы используют геометрию для определения пространственной формы здания. Начиная со времён пифагореизма (VI в. до н. э.) для создания пространственных форм предполагалась гармония, а потому предполагалось проектирование зданий и их окружения согласно математическим, эстетическим и, иногда, религиозным принципам. Математику используют...
Подробнее: Математика и архитектура
Рета́бло (retablo — от лат. retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum) — испанский вариант алтарного образа. Аналогичное понятие французского языка «retable» переводится на русский язык как «заалтарная картина» («запрестольный образ»).
Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.