Связанные понятия
Почтово-гербовая марка (англ. postal fiscal stamp) — фискальная марка, которая была разрешена к почтовому обращению.
Ча́стная надпеча́тка — надпечатка рисунка, текста или их сочетания, которая обычно наносится резиновым штампом, хотя иногда возможно применение другого способа, на почтовую марку (реже — на цельную вещь) физическим или юридическим лицом, не являющимся государственной или иной официальной организацией, отвечающей за выпуск почтовых марок. Следует отличать марки и цельные вещи с частными надпечатками от попыток подделки официальных надпечаток, а также частные надпечатки от частных гашений.
Ма́рка-предше́ственница — в филателии почтовая марка, находившаяся в обращении в каком-либо регионе или на какой-либо территории до выпуска ими собственных почтовых марок. Марки-предшественницы не следует путать с домарочными знаками почтовой оплаты и провизориями.
Гаше́ние пробо́ем (гаше́ние проко́лом) — вид вторичного (дополнительного) почтового гашения, при котором на знаках почтовой оплаты (марках) специальным инструментом (пробойником, конторским дыроколом и т. п.) пробиваются отверстия различной формы для предотвращения их продажи коллекционерам или повторного использования.
Гаше́ние перо́м , или рукопи́сное гаше́ние, — в филателии гашение (либо почтовой марки, либо доплатной марки), сделанное ручкой или фломастером, хотя, возможно ошибочно, сюда также относят гашения, сделанные цветным карандашом или грифелем (англ. crayon).
Гаше́ние — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, отдельных либо находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок, предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа.
Ште́мпель пауша́льной опла́ты — вид почтового штемпеля, который ставится вместо почтовых марок на корреспонденции, которая сдаётся в почтовое отделение в значительных объёмах и оплачивается по расчёту (авансом) в течение установленного периода времени. Штемпель паушальной оплаты обязательно содержит надпись об оплате почтового сбора.
Допла́тная доста́вочная ма́рка — особый вид доплатных марок, предназначенных для оплаты дополнительного почтового сбора за доставку отправления адресату в случае её неоплаты отправителем.
Предвари́тельное гаше́ние , иногда предгаше́ние (англ. precancel), — способ массового гашения знаков почтовой оплаты в листах перед их продажей, выполняемый одним или несколькими почтовыми отделениями или почтовой администрацией в целом по заказу какого-либо крупного оптового заказчика, имеющего большие объёмы почтовой корреспонденции (обычно рекламной).
Классификация почтовых марок — один из сложных вопросов в филателии. Существующие классификации почтовых марок значительно различаются, а порой и противоречат друг другу, поскольку осуществляются по различным признакам — по их назначению, по характеру их эмитента и т. д.
Образе́ц — в филателии почтовая марка, предназначенная для направления в качестве образца в соответствующие организации (к примеру, в органы Всемирного почтового союза, для нужд министерства, в средства массовой информации) в рамках сотрудничества с ними почтовой администрации.
Номинал — в филателии, указанная на знаке почтовой оплаты (ЗПО) номинальная стоимость. Номинал, как правило, указывается в денежных единицах страны или территории почтового обращения ЗПО.
Допла́тная марка (или по́рто-ма́рка) — почтовая марка, применяемая для взыскания почтового сбора с получателя: а) в случае отправки почтового отправления с недостаточной оплатой или с неоплатой почтовых сборов, б) за почтовые отправления, доставку которых должен оплачивать именно получатель (к примеру, доплатные марки денежных поручений). Доплатные марки отличает то, что они не продавались населению, а наклеивались почтовыми служащими на корреспонденцию, оплаченную отправителем ниже действующего...
Счётные ма́рки, или статисти́ческие марки (нем. Zahldienstmarken), — тип служебных почтовых марок, выпускавшихся в некоторых странах для определения суммы почтовых сборов с определённого круга отправителей или с определённой территории в течение какого-то времени.
Подробнее: Счётная марка
Фикти́вное гаше́ние , или гаше́ние по зака́зу (англ. cancelled-to-order, сокращённо CTO), — в общем случае под этим термином понимаются почтовые марки, легитимно погашенные штемпелем почтовой службы без их использования для прохождения почты. Обычно это происходит до или во время их поступления в продажу, в почтовом отделении или прямо в типографии.
Гербовые марки — вид фискальных марок для оплаты различных государственных сборов, налогов, пошлин. Наклеиваются на различные документы, выдаваемые административными и судебными органами. Выпускаются во многих странах. Иногда используются и как знаки почтовой оплаты.
Подробнее: Гербовая марка
Знак почто́вой опла́ты , или почто́вый знак, — материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам на внутренней и международной почтовой корреспонденции. Являются предметом особой области коллекционирования — филателии.
Надпечатка в филателии — собирательное название дополнительно напечатанного текста, иногда — графического изображения, на почтовой марке, блоке, иных знаках почтовой оплаты, готовых к выпуску или поступивших в обращение.
Перфи́н (англ. perfin), иногда также фигу́рная перфора́ция и в общем значении проко́л, — фигурный рисунок, составленный крошечными проколами на почтовой марке, который производится фирмами и учреждениями в различных целях.
Сме́шанная франкиро́вка , или сме́шанная франкату́ра, — франкирование одного почтового отправления несколькими почтовыми марками или другими знаками почтовой оплаты разных номиналов, выпусков, видов либо стран (в случае двойной франкатуры).
Почто́вый автома́т — автоматическое или полуавтоматическое устройство, которое облегчает работу почты по приёму и обработке почтовой корреспонденции, продаже знаков почтовой оплаты. В филателии представляют интерес различные отметки почтовых автоматов, проставляемые на корреспонденции, а также автоматные марки или марки печатающих автоматов.
Дели́мая ма́рка (нем. teilbare Briefmarke) — напечатанная как единое целое почтовая марка, но части которой по оформлению рисунка и характеру выпуска явно предназначены для разделения и использования в почтовом обращении как самостоятельный знак почтовой оплаты.
Франкирова́ние , или франкиро́вка (от итал. fran-care — освобождать и лат. francus — бесплатный), — форма предварительной оплаты почтового сбора, материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам. Видами такого франкирования могут быть такие знаки почтовой оплаты как почтовые марки, наклеенные на почтовые отправления, напечатанные или вытисненные на цельных вещах, кодировки, ярлыки, пометки от руки (в том числе подписи лиц...
Фиска́льные марки (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — казённый), или знаки обязательных сборов, — непочтовые марки, являющиеся квитанциями, удостоверяющими получение денежных средств от населения и юридических лиц в государственную или местную казну. Фискальные марки выпускаются почти во всех странах. Иногда используются в качестве почтовых (почтово-гербовых).
Подробнее: Фискальная марка
Бисе́кт (англ. bisect), или разрезанная марка, — разрезанная (обычно пополам, но возможно и на другие части) почтовая марка, использующаяся в почтовом обращении как самостоятельный знак почтовой оплаты для взимания пропорциональной части номинальной стоимости всей марки. К примеру, двухцентовая марка разрезается пополам и используется как одноцентовая.
Доставочная марка — почтовая марка, предназначенная для предварительной оплаты почтового сбора за доставку почтового отправления получателю. Обычно доставочные марки употреблялись в тех случаях, когда почтовое отправление нужно было доставить от отправителя до почтамта или от почтамта получателю, но в каждой стране могли быть свои особенности данной услуги и применявшихся при этом марок.
Контро́льная ма́рка — непочтовая марка, служащая для подтверждения мер контроля за определёнными почтовыми отправлениями или подтверждения определённых льгот.
Ма́рки печа́тающих автома́тов — гуммированные или самоклеящиеся почтовые марки общего рисунка, выдаваемые почтовым автоматом (подобным банкомату) и имеющие номинал, который печатается по выбору клиента во время продажи марки автоматом.
Подробнее: Марка печатающего автомата
Почтмейстерский выпуск — название почтовых марок, выпущенных местными почтовыми органами (почтмейстерами) или по их инициативе и преимущественно носящих временный характер. Это может быть надпечатка на почтовой марке, нанесение зубцовки на беззубцовую марку, и т. п.
Посы́лка (рус. Посылка ), или почто́вая посы́лка, — почтовое отправление, предназначенное для пересылки вещей, документов, литературы. Посылки также бывают с объявленной ценностью, наложенным платежом.
Безномина́льная ма́рка , ма́рка без номина́ла, или безвалю́тная ма́рка, — знак почтовой оплаты, предназначенный для оплаты определённого почтового тарифа, на котором номинал в денежных единицах по разным причинам не обозначен.
Служебная марка (англ. official stamps, нем. Dienstmarke) — почтовая марка для служебной почты, то есть для государственной или ведомственной переписки. Служебные марки не продаются в розничной сети и не предназначены для оплаты частной переписки.
Франкирова́льная маши́на , или маркирова́льная маши́на, — автоматическое или полуавтоматическое устройство, предназначенное для франкирования почтовой корреспонденции путём нанесения на неё франкотипа и сопутствующих штемпелей. Франкировальные аппараты применяются организациями и предприятиями, если их деятельность требует отправления большого количества корреспонденции, что помогает избавиться от трудоёмкого ручного труда при наклеивании почтовых марок на конверты и облегчает расчёты с почтовым ведомством...
Марка колониального типа — почтовая марка единообразного рисунка; подобные марки широко использовались колониальными территориями в XIX и XX веках.
Номерной почтовый штемпель — разновидность и собирательное название почтовых штемпелей, имеющих оттиск гашения с цифрой (цифрами), буквой (буквами) или их сочетанием, которые позволяют идентифицировать почтовое отделение, откуда было послано почтовое отправление.
Станда́ртная ма́рка (или дефинити́в) — почтовая марка обычного выпуска, являющаяся частью станда́ртного вы́пуска или станда́ртной се́рии, которые охватывают шкалу номиналов, достаточную для покрытия всех почтовых тарифов, и выпускаются массовым тиражом для длительного повседневного использования. Стандартные марки противопоставляются коммеморативным (памятным) маркам, выпускаемым по определённым поводам. Стандартным выпуском, как правило, называется набор марок, пускаемый в продажу одновременно...
Бандеро́ль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) — вид цельной вещи, бумажная лента для упаковки почтовых отправлений, а также само почтовое отправление в такой обёртке.
Катало́жная цена ́ в филателии — стоимость филателистических материалов (почтовых марок, иных знаков почтовой оплаты), указанная в каталоге марок (других знаков почтовой оплаты) в денежных единицах.
Купо́н (англ. label, coupon или tab) — часть марочного листа, отделённая от почтовых марок перфорацией или узким белым полем у беззубцовых марок. Купон не является знаком почтовой оплаты, не имеет номинала и слова «Почта». Он возникает либо вследствие специального расположения марок в листе, либо с целью сообщения дополнительной информации или декоративного оформления марки. Купоны бывают горизонтальные (сбоку), вертикальные (сверху или снизу) и промежуточные (в середине между марками).
«Двойна́я Жене́ва » (фр. Double de Genève) — филателистическое название первой стандартной почтовой марки швейцарского кантона Женева 1843 года. Является примером делимой марки.
Элементы почтовой марки — совокупность внешних признаков, отличающих почтовую марку как легитимный знак почтовой оплаты (ЗПО). Основные элементы прописаны в документах Всемирного почтового союза (ВПС) и приняты мировым сообществом как обязательные, этими документами руководствуются все страны — члены ВПС в рамках своей эмиссионной политики при выпуске марок. Таким образом, ЗПО официальных эмитентов принципиально отличаются от многих марок-предшественниц, непочтовых марок и прочих видов марок-синдерелл...
Самоклеящаяся почтовая марка (или марка-самоклейка) — почтовая марка с контактным клеем (pressure sensitive adhesive), которому не требуется увлажнение для прилипания к бумаге. Самоклеящиеся марки обычно выпускаются на снимающейся бумажной подложке.
Картма́ксимум , или карт-ма́ксимум (от фр. cartes-maximum), — художественная открытка с наклеенной на лицевой стороне почтовой маркой того же рисунка и с гашением, имеющим отношение к рисунку. Является объектом коллекционирования в особой области современной филателии — максимафилии.
Вы́пуск , или эми́ссия (от лат. emissio — выпуск), в филателии — ввод в обращение той или иной почтовой марки как знака почтовой оплаты, а также совокупность всех напечатанных для этого в рамках единого типографского заказа экземпляров тиража этой марки.
«Чёрная едини́ца » (нем. Schwarzer Einser) — филателистическое название первой стандартной почтовой марки королевства Бавария 1849 года. Первая марка на территории современной Германии.
Про́бная ма́рка , про́бный о́ттиск, или про́ба, — в филателии напечатанный прототип, эскиз, проект утверждённой и выпущенной в обращение почтовой марки.
Нумерация
почтовых марок каждой страны в последовательном порядке уже давно является традиционным методом однозначной идентификации филателистами почтовых марок. Например, почтовой маркой Норвегии № 1 является синяя марка номиналом в 4 скиллинга, выпущенная в 1855 году, и т. д.
Спешная марка (или экспрессная марка, марка экспресс-почты, марка спешной почты, марка срочной доставки) — особый вид почтовых марок специального назначения, служащих для оплаты почтовых отправлений, которые пересылаются спешной почтой (или экспресс-почтой).
Городская служебная почта (ГСП) — доставка почты крупным организациям, предприятиям и учреждениям города автомобилями, с вручением корреспонденции лицам, ответственным за её приём. Этот вид служебной почты предназначен для облегчения работы обычных почтальонов и ускоренного продвижения почты в адрес юридических лиц, деятельность которых связана с большим объёмом получаемых почтовых отправлений.