Морская дудка

Морская дудка — ручной особый свисток для звуковых сигналов, которыми на корабле предварялись устные распоряжения вахтовых и дежурных служб.

Предшественниками морских дудок были свистки античных (древнеримских и древнегреческих) гребных судов, с помощью которых задавался единый ритм для работы гребцов. В средневековье с помощью свистка бойцы вызывались на палубы перед сражением. Одно из самых первых упоминаний о морских дудках на флотах Средиземноморья задокументировано XIII веком.

Внедрение её на британском флоте произошло благодаря командующему военным флотом лорду-адмиралу Э. Говарду, который, по одной из легенд, однажды обнаружил экземпляр морской дудки среди имущества погибшего в бою пирата Э. Бэртона. После этого морская дудка была оценена и вошла в употребление на английском флоте. Чуть позже, английский монарх Генрих VIII ввёл регламент, стандартизирующий устройство морских дудок, их формы и правила их использования. Например, изготовленная из золота морская дудка весом 340 грамм (12 унций) стала атрибутом власти королевского лорда-адмирала. Серебряные морские дудки стали называться командными, так как они использовались для подачи командных указаний.

В XVI—XVII веках морские дудки появились практически во всех европейских флотах. Первоначально они выделяли капитана, однако постоянное увеличение судовых размеров сделало невозможным эффективное управление судном с капитанского мостика на корме. Вследствие этого, морские дудки стали использоваться боцманами и квартирмейстерами, а материалом, из которых они делались, стала латунь и бронза. С их помощью отдавались специальные сигналы «Побудочный», «Обеденный», «Подъём флага», «Всем наверх» и другие.

На военных судах Русского императорского флота наиболее употребительные приказания команде передавались свистками дудки (в несколько тонов), имевшейся у нижних чинов унтер-офицерских званий (например, боцмана). Дудки изготавливались из мельхиора в соответствии с особыми требованиями, утвержденными в официальном порядке.

С широким внедрением судовых радиотрансляционных систем внутреннего оповещения морские дудки практически перестали использоваться в корабельном обиходе. Однако, во флотах ряда стран продолжает существовать традиция так называемого трапового свиста, согласно которой появление на корабле любого важного гостя должно сопровождаться ритуальными звуковыми сигналами морских дудок начиная с момента вступления высокопоставленной персоны на спущенный трап, заканчивая моментом, когда он выходит на судовую палубу. В связи с этим, боцманские и офицерские дудки продолжают своё существование.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я