Связанные понятия
История евреев
Эстонии прослеживается начиная с XIV века. Сохранились рукописи, подтверждающие эту дату. Однако постоянные еврейские поселения появились в Эстонии значительно позже — в XIX веке. В 1865 году законом русского царя Александра II евреям было предоставлено официальное право на въезд в регион. Это позволило так называемым еврейским «николаевским солдатам» (часто бывшим кантонистам) и их потомкам, купцам первой гильдии, ремесленникам и евреям с высшим образованием селиться как в Эстонии...
Мошава ́ (ивр. מוֹשָׁבָה, букв. «колония, поселение») — разновидность еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Первые мошавот (в том числе Петах-Тиква) были основаны ещё до начала Первой алии, но в основном этот тип поселений сформировался в годы Первой алии и до начала Второй. В дальнейшем мошава как тип сельскохозяйственного поселения была вытеснена кибуцем и мошавом, ряд старых мошавот со временем превратились в города.
Кибу́ц (ивр. קִבּוּץ; первоначально קְבוּצָה, квуца — «группа», также киббуц) — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
Евреи присутствовали в стране в небольшом числе, а именно восемь семей, в 1885 году, когда лидер повстанцев Мухаммед Эль-Махди вырвал контроль над Суданом из рук османско-египетских правителей. Истоки этих семей и их поселения в Судане в значительной степени неизвестны. В 1885 году они были насильственно обращены в ислам. В сентябре 1898 года генерал Китченер и англо-египетские войска численностью 20000 человек, в том числе молодой Уинстон Черчилль, вошли в Омдурман и восстановили контроль над Суданом...
Подробнее: История евреев в Судане
Первая алия — первая большая волна современной репатриации еврейского народа в Страну Израиля, получившая название Первая алия, связана с сионизмом и с волной еврейских погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи.
Третья алия — период 1919—1923 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы.
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Шатокуа — американское общественное движение по распространению образования среди взрослых жителей отдалённых сельских районов, существовавшее преимущественно в конце XIX — начале XX веков. Название движения связано с озером Шатокуа, где были проведены первые подобные занятия.
Бней-Менаше (ивр. בני מנשה, «Дети Менаше») — группа евреев Индии, представители народностей мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам, которые заявили, что они являются потомками колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.
Братская помощь или Братняк (польск. Bratnia Pomoc, Bratniak) — наименование неформальных организаций студенческой взаимопомощи в нескольких польских высших учебных заведениях.
Молодёжная алия (ивр. עליית הנוער — Алия́т ха-но́ар) — сионистская организация, занимавшаяся спасением еврейских детей и молодёжи от нацистов во времена Третьего Рейха. Всего было спасено около 22 000 человек. В рамках молодёжной алии, еврейскую молодёжь вывозили в Палестину и поселяли в киббуцах и молодёжных деревнях.
Аджами (араб. حي العجمي, ивр. עג'מי) — район в Тель-Авиве-Яффо, Израиль, расположенный к югу от старой Яффы и севернее района Джабалия на берегу Средиземного моря.
Гдуд ха-авода (ивр. גדוד העבודה וההגנה על־שם יוסף טרומפלדור, Рабочий батальон имени Йосефа Вольфовича Трумпельдора) — первая в Эрец-Исраэль рабочая коммуна.
«Национал-социалистическая народная благотворительность » (нем. Nationalsozialistische Volkswohlfahrt, NSV) — в нацистской Германии зарегистрированная общественная организация, основанная НСДАП 3 мая 1933 г. через несколько месяцев после прихода партии к власти. Штаб-квартира организации находилась в Берлине.
«Таглит » (ивр. תגלית — «открытие», англ. Birthright Israel) — образовательный проект, представляющий собой десятидневный тур в Израиль для людей, имеющих еврейские корни в возрасте от 18 до 26 лет. Особенность тура заключается в том, что он является подарком "по праву рождения" для всех участников, то есть он бесплатен. Участники проекта знакомятся с местами, связанными с историей еврейского народа и достопримечательностями Израиля, встречаются со своими сверстниками — солдатами, студентами, а...
История евреев в Битолы — хронологическое развитие социально-экономического, культурно-религиозного и других аспектов жизни еврейской общины в северомакедонском городе Битола.
Школа механиков ВМС Аргентины (более известна под аббревиатурой ESMA от исп. Escuela Superior de Mecánica de la Armada) — бывшее высшее военно-морское учебное заведение в Буэнос-Айресе, столице Аргентины. Комплекс школы был одним из зданий, переданных в 1924 году городским советом Буэнос-Айреса военно-морскому министерству страны. Школа как учебное заведение функционировала до 1998 года; с 2004 года здесь действует музей, а сам комплекс школы получил название «Espacio Memoria y Derechos Humanos...
История евреев в
Швейцарии насчитывает по крайней мере тысячу лет. Евреи и иудаизм существовали на территории нынешней Швейцарии ещё до появления средневековой старой швейцарской Конфедерации в 15-м веке.
Детский лагерь — организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации.
Моша́в (ивр. מוֹשָׁב — букв. «поселение»; мн. ч. מוֹשָׁבִים — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. В царствование Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. grammar schools, в русском языке также называются...
Икастола — тип государственного либо частного учреждения начального или среднего общего образования в испанских Стране Басков, Наварра и эксклаве Тревиньо, а также во французской Стране Басков, где все или почти все предметы преподаются на баскском языке.
Густава-Адольфа общество (нем. Gustav-Adolf-Stiftung) — союз членов евангелическо-лютеранской Церкви для поддержки братьев по вере в Германии, Австрии и других странах. Основано в 1832 году в Лейпциге и названо по имени Густава II Адольфа, шведского короля, пришедшего на помощь лютеранских государствам Германии во время Тридцатилетней войны.
Це́рковь объедине́ния (кор. 통일교회, 統一敎會, Тхониль кёхве; англ. Unification Church; Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства — Церковь объединения) — новое религиозное движение (секта), основанное Мун Сон Мёном в 1954 году в Сеуле (Южная Корея). В течение следующих нескольких десятилетий Церковь объединения распространилась во многих странах мира и имеет от пяти до семи миллионов последователей.
Алия девяностых, Большая алия, Русская алия — массовая репатриация евреев в Израиль из СССР и стран СНГ, которая началась в 1989 г. с приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением США, когда были облегчены правила эмиграции из СССР. Волна пошла на спад в начале 2000-х.
История еврейской общины в Хорватии начинается, по крайней мере, в III веке н. э.; при этом, сведения об общине до X века фрагментарны. К началу Второй мировой войны в общине насчитывалось около 20 000 человек, большинство из которых были убиты во время Холокоста на территории Независимого государства Хорватия. После Второй мировой войны половина оставшихся в живых предпочла поселиться в Израиле, в то время как около 2500 человек продолжали жить в Хорватии. Согласно переписи 2011 года, в стране проживало...
Алия ́ (ивр. עלייה, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация (понимаемая в данном случае как возвращение на историческую родину) евреев в Государство Израиль, а до основания Государства Израиль — в Страну Израиля. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в израильском «Законе о возвращении». Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́ («спуск», «нисхождение»). Термин «алия» применительно к репатриации евреев в Страну...
Сельские институты (тур. Köy Enstitüleri) — сеть первых государственных средних школ совместного обучения (мальчиков и девочек) в деревнях Турции, действующих в 1940—1954 гг. Название «институты» не причисляет данные заведения к высшим учебным заведениям. Система образования в Турции состоит из 3 основных этапов обучения. Первый этап — обучение в начальной школе, начиная с 7-летнего возраста в течение пяти лет. С 13 лет начинается второй этап, а именно прохождение средней школы. Данный этап составляет...
Ке́стонский институ́т (англ. Keston Institute), Кестон-колледж (англ. Keston College) — общественная организация, основанная в 1969 году в Великобритании как Центр по изучению религии и коммунизма (англ. Centre for the Study of Religion and Communism) занимавшийся сбором и распространением данных о религиозной ситуации в СССР и странах социалистического лагеря. Ныне продолжает свою деятельность, в том числе, на территории России.
Русский язык в Финляндии (фин. Venäjän kieli Suomessa) — язык русскоязычного меньшинства на территории Финляндии. Русский язык в настоящее время не имеет в стране официального статуса, однако, в период между 1900—1917 годами он наряду с финским и шведским языками являлся одним из трёх официальных языков входившего тогда в состав Российской империи Великого княжества Финляндского.
Дискриминация буракуминов — одной из групп населения Японии — официально не признаётся в современной Японии, что, однако, не мешает существованию нескольких обществ по защите прав буракуминов и осуществлению государственных программ, нацеленных на улучшение социальных условий буракуминов. Дискриминация буракуминов также является предметом внимания ООН.
Е́ниши (нем. Jenische, также самоназвание), «кочующие», «белые цыгане» — этнографическая и социальная группа разнородного происхождения, проживающая в Центральной и Западной Европе, в основном в области вокруг Рейна (Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Бельгия, Люксембург). Исторически ениши возникли в начале XVIII века как потомки маргинализировавшихся групп населения (в основном немецкоязычного). К кочевому образу жизни перешла лишь небольшая часть енишей.
Женское образование — обширный термин, включающий в себя совокупность понятий и обсуждений, касающихся образования для женщин. Сюда можно отнести женские начальное, среднее и высшее образование, а также санитарное просвещение.
Исто́рия Австрали́йской столи́чной террито́рии (сокр. АСТ) как административной территории Австралии берёт своё начало после образования Федерации Австралии (en) в 1901 году, когда она была закреплена на законных основаниях как прилегающая область Канберры (столицы Австралии). Регион имеет долгую историю, которая началась с образования поселения австралийских аборигенов (примерно 21 000 лет назад). На территории проживает род Нгамбри и несколько других языковых групп.
Патриотическая школа (яп. 愛郷塾, あいきょうじゅく, "айкё-дзюку") — японская частная школа основанная 15 апреля 1931 г. Татибаной Косабуро в окрестностях города Мито (некогда бывший село Токива). Официальное название — Самоуправляющаяся сельско-рабочая патриотическая школа (自営的農村勤労学校愛郷塾).
Города развития (от ивр. עיירת פיתוח Аяра́т питу́ах) — термин, используемый для обозначения новых поселений, которые были построены в Израиле в 1950—1960-х годах с целью обеспечения жильем новых репатриантов, которые до этого размещались во временных лагерях. Другой целью появления таких городов стала необходимость развития периферийных районов страны.
Школа гра́моты , или грамма́тики, или граммати́ческая шко́ла (англ. grammar school) — в разных странах, ступень движения к грамотности и образованию, составная часть системы народного образования.
«Звеня́щие ке́дры Росси́и » (ЗКР, движение «Анастасия», культ Анастасии) — новое религиозное движение, возникшее в конце 1990-х под влиянием идей из серии книг «Звенящие кедры России» Владимира Мегре, и основанное на этих идеях. Автором идей Владимир Мегре представляет главную героиню книг — живущую в сибирской тайге девушку со сверхъестественными способностями Анастасию.
Штетл (идиш שטעטל — «городок» или еврейское местечко) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. Языком еврейских местечек...
Депортация поляков — массовое выселение поляков, оказавших на территории СССР, в районы Казахской ССР и Сибири в 1936—1941 годах. Было две волны депортации — в апреле 1936 года и 1940—1941 годах. Первая волна представляла собой выселение поляков и немцев из приграничных районов СССР. Вторая волна охватила поляков, живших во вновь присоединённых районах Западной Белоруссии и Западной Украины.
«Утечка мозгов » (от англ. brain drain) — процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-иммигрантов, приобретают огромный и дешёвый интеллектуальный капитал...
Семейная школа (или нешкола) - это организация или общественное объединение, созданное родителями для образования и воспитания своих детей. Ученики семейных школ или нешкол, как правило, находятся на заочном или семейном обучении в государственных или частных школах. Инициаторами, организаторами и активными участниками всех процессов в нешколе (семейной школе) являются родители и приглашенные ими педагоги.
Студенческая корпорация — это академическая организация, членство в которой длится, как правило, в течение всей жизни; она объединяет студентов и выпускников высших школ на основе соблюдения следующих принципов: братства, патриотизма, стремления к знаниям, уважения старшинства. Балтийские корпорации и корпусы (Corps) (корпорации из немецко-говорящего культурного пространства) отделяют себя от политики и религии, являются организациями, в которых преданность традициям и консерватизм сочетаются с демократией...