Связанные понятия
Стена и башня (ивр. חומה ומגדל — Хома́ у-мигда́ль) — тактика строительства поселений в подмандатной Палестине, применявшаяся еврейским населением страны в период арабского восстания 1936—1939 годов.
Местный совет (ивр. מועצה מקומית, произн. моаца мекомит) — административная единица в Израиле, схожая с городом по устройству и укладу жизни, и которая пока не достигла минимального числа жителей и других требований для получения статуса города.
Общинное поселение (ивр. יישוב קהילתי — йишув кехилати) — один из видов населённых пунктов в Израиле. В то время как в обычном городе каждый желающий может купить недвижимое имущество, в общинном поселении жители населённого пункта, которые организованы в подобие кооператива, могут наложить вето на продажу дома или бизнеса нежелательным покупателям.
Мошава ́ (ивр. מוֹשָׁבָה, букв. «колония, поселение») — разновидность еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Первые мошавот (в том числе Петах-Тиква) были основаны ещё до начала Первой алии, но в основном этот тип поселений сформировался в годы Первой алии и до начала Второй. В дальнейшем мошава как тип сельскохозяйственного поселения была вытеснена кибуцем и мошавом, ряд старых мошавот со временем превратились в города.
Дунам (от тур. dönüm) — единица измерения площади, служащая в быту для обозначения площади земельных участков в некоторых странах и на территориях, находившихся в прошлом под властью Османской империи: Израиль, Иордания, Ирак, ТРСК, Ливан, Ливия, Сирия, Турция, а также в странах бывшей Югославии.
Упоминания в литературе
Во-первых, урбанизация как важнейшее направление развития страны. В планах партии и правительства отмечалось, что «при социализме государственное планирование народного хозяйства создает все условия для планомерного, научно обоснованного
развития городов , наиболее удобных для труда, быта и отдыха всего населения»26. За 50 лет существования Советского государства было создано заново и образовано около 900 городов. Индустриализация страны вызвала необходимость строительства новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и многие др.). Десятки новых городов были построены в послевоенные годы (Ангарск, Братск, Дивногорск, Норильск, Волжский, Дубна, новосибирский Академгородок, Зеленоград, Мончегорск, Навои, Рустави, Сумгаит, Темиртау, Шевченко и др.).
По меньшей мере полтора века развертывается процесс сложной реорганизации старых европейских городов. К концу XVIII в. здесь в целом был завершен многовековой процесс саморегулируемого
развития городов , бывших в первую очередь корпорациями гильдий и цехов. Они формировали городское управление, они издавали законы, регулировавшие правила застройки и правила поведения вплоть до ограничений на ношение той или иной одежды и украшений разными сословиями горожан. Они же возводили, ремонтировали и охраняли городские укрепления – рвы и стены, а затем, когда артиллерия изменила ход ведения боевых действий, рвы и земляные валы. Укрепление централизованных государств и бурное разрастание крупнейших городов, прежде всего столиц, породили проблемы, масштаб которых превосходил собственные ресурсы городов, что привело к активному вмешательству государственной машины в городскую жизнь. Нельзя сказать чтобы урбанистика той эпохи была в состоянии видеть и понимать существо метаморфоз городской жизни в полном объеме. Адепты градоведения были поглощены сравнительным описанием множества городов, тем более что гравюра – единственное тогдашнее средство тиражирования изображений – была делом долгим и дорогим. Однако множество мыслителей начиная с Вольтера и Гете, немалое число экспертов, среди которых ведущую роль играли высшие полицейские чины и врачи, шаг за шагом публиковали тексты, посвященные всем основным проблемам, связанным со скоплением сотен тысяч людей на ограниченной территории. Проблемы транспортных заторов и проблемы эпидемий, природу которых наконец поняли, связав ее не с «дурным воздухом», как считалось ранее, а с качеством питьевой воды, проблемы пожарной службы в затесненных кварталах и разгула преступности в них – все это столь явно было сопряжено с характером застройки городов, что раньше или позже требовалось перейти от слов к действиям.
Собственно, города, которые стремились развивать потребительскую экономику, видели в ней, как правило, двигатель перемен, а не конечную цель. Тут самое время вспомнить о второй значимой предпосылке золотого века мегасобытий – деиндустриализации развитых экономик, из-за которой многие города западного мира лишились своего экономического двигателя. Именно они – а к ним можно отнести Манчестер, Шеффилд, Бирмингем, Севилью, Бильбао, Цинциннати, Турин и т. д., – сделали ставку на потребительский сектор. К концу 1980 – середине 1990-х эти города поняли, что необходимо формировать новую экономику, чтобы заменить переехавшие в Восточную Азию производства. То есть они взялись за реструктуризацию городской экономики и начали развивать новые виды деятельности. Пусть в краткосрочном периоде это рестораны и торгово-развлекательные центры. В долгосрочной перспективе, по утверждению Ричарда Флориды (автора нашумевшего «Креативного класса») и Эдварда Глейзера, благодаря улучшению потребительской среды и качества жизни в целом город начинает привлекать образованных и талантливых людей, а значит, повышается потенциал развития инновационной экономики. Таким образом, для переживавших кризис промышленных
городов развитие экономики потребления оказалось панацеей.
Процесс постепенного вытеснения из города менее технологичных секторов экономики более технологичными секторами сопровождается освобождением территории, улучшением экологии и потребностью в более квалифицированной рабочей силе. Если это не делать на плановой основе, то сложится ситуация, при которой новые высокотехнологичные рабочие места придется заполнять за счет притока мигрантов или создавать такие рабочие места, на которых выгоднее использовать дешевую рабочую силу опять же иммигрантов. Это не может не отразиться на уровне и качестве жизни жителей города. Выбор придется делать администрации города: развивать город за счет нового населения или сдерживать
развитие города , учитывая возможности и создавая условия для развития городских трудовых ресурсов.
Новая концепция социально-экономического
развития города , разработка которой была начата в те годы авторами «Стратегического плана для Петербурга», в самом общем виде предлагала эволюцию гигантской кузницы оружия в международный центр импортно-экспортных операций, туризма, науки и культуры. Смена приоритетных направлений развития Северной Венеции только начиналась, и обретение новых идентификаций приходило с большим трудом. Принципиально важно было осознать, что культурные достижения Петербурга не являются реликтами ушедших эпох, что они составляют тот решающий капитал, который может в значительной мере обеспечить возрождение и процветание города в XXI веке. В предисловии к книге Н. П. Анциферова «Душа Петер бурга» профессор И. М. Гревс писал: «Петербург уже пережил апогей своей славы, померк ныне его блеск. Но умирает ли он или только тяжко болен? Будем верить, что он возродится не в прежней царственной мантии, но в новом расцвете научно-художественного зиждительства, идейной работы и культурной энергии…».[21]
Связанные понятия (продолжение)
Алия девяностых, Большая алия, Русская алия — массовая репатриация евреев в Израиль из СССР и стран СНГ, которая началась в 1989 г. с приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением США, когда были облегчены правила эмиграции из СССР. Волна пошла на спад в начале 2000-х.
Моша́в (ивр. מוֹשָׁב — букв. «поселение»; мн. ч. מוֹשָׁבִים — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
Израильская прибрежная равнина (ивр. מישור החוף, Mishor HaHof) — узкая прибрежная равнина, расположенная на израильском побережье Средиземного моря, протянулась на 187 км от границы с Ливаном до Сектора Газа. На этой равнине проживает около 70 % населения Израиля, а сама равнина делится на много культурно-географических районов. На всей протяженности равнина представляет собой песчаные пляжи с средиземноморским климатом.
Третья алия — период 1919—1923 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы.
Алия ́ (ивр. עלייה, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация (понимаемая в данном случае как возвращение на историческую родину) евреев в Государство Израиль, а до основания Государства Израиль — в Страну Израиля. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в израильском «Законе о возвращении». Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́ («спуск», «нисхождение»). Термин «алия» применительно к репатриации евреев в Страну...
Кибу́ц (ивр. קִבּוּץ; первоначально קְבוּצָה, квуца — «группа», также киббуц) — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
Гило ́ (ивр. גִּלֹה) — район в юго-западной части Восточного Иерусалима, основанный в 1971 году. Это самый высокий район Иерусалима — 857 метров на уровне моря. Население — 40 000 человек, в основном еврейских жителей.
Палестинские беженцы — арабские беженцы, покинувшие части Палестины, перешедшие под контроль Израиля в ходе арабо-израильской войны 1947—49 гг. и позже в ходе Шестидневной Войны 1967 года. По определению ООН, палестинскими беженцами являются...
Израильские арабы , также арабские граждане Государства Израиль — крупнейшее этноязыковое, а также религиозное меньшинство среди населения этого государства. Большинство из них являются гражданами Израиля с 14 июля 1952 года, так как они не являлись таковыми с момента опубликования декларации независимости государства Израиль 14 мая 1948 года. Израильских арабов не следует путать с родственными им по происхождению жителями палестинских территорий и других стран, не обладающими израильским гражданством...
Новые историки — группа израильских историков, занимающаяся пересмотром и подвергающая критике традиционные положения израильской историографии относительно новейшей истории Израиля. Так например, новые историки оспаривают традиционную версию о добровольном исходе палестинских беженцев в 1948 году или положение о том, что мир на Ближнем Востоке не был до сих пор достигнут в основном из-за непримиримости арабских стран, а не из-за противодействий Израиля.
Арабская освободительная армия (араб. جيش الإنقاذ) — военизированная организация добровольцев в основном из арабских стран во главе с Фавзи аль-Кавукджи.
В израильском законодательстве форпосты (ивр. מאחז, маахаз, мн. ч. маахазим букв. «застава») — несанкционированные или незаконные израильские поселения на Западном берегу, построенное без соответствующего разрешения от израильского правительства в нарушение израильских законов, регулирующих проектирование и строительство.
Подробнее: Израильский форпост
Вторая алия — период 1904—1914 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. Среди прочего, эмиграция была связана с волной погромов в Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.
Аджами (араб. حي العجمي, ивр. עג'מי) — район в Тель-Авиве-Яффо, Израиль, расположенный к югу от старой Яффы и севернее района Джабалия на берегу Средиземного моря.
Шестидневная война (ивр. מלחמת ששת הימים, Мильхемет Шешет ха-Йамим; араб. حرب الأيام الستة, Ḥarb al‑Ayyam as‑Sitta или араб. حرب 1967, Ḥarb 1967, англ. Six-Day War) — война на Ближнем Востоке между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжавшаяся с 5 по 10 июня 1967 года.
Первая алия — первая большая волна современной репатриации еврейского народа в Страну Израиля, получившая название Первая алия, связана с сионизмом и с волной еврейских погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи.
Се́ктор Га́за (араб. قطاع غزّة , ивр. רצועת עזה) — территория на берегу Средиземного моря, которая де-юре является одной из двух частей частично признанного арабского государства Палестина (наряду с территорией Западного берега реки Иордан). На востоке и севере сектор граничит с Израилем, от которого он отделён разделительным забором с контрольно-пропускными пунктами, а на юго-западе по суше граничит с Египтом, от которого отделён бетонной стеной. Длина сектора Газа составляет примерно 40 км...
Список терактов против израильтян и евреев включает террористические акты, направленные против граждан Израиля, а также против евреев, связанные с отрицательным отношением к Израилю и сионизму, либо убеждённостью террористов, что объекты теракта связаны с Израилем и сионизмом. В список включаются также ракетные обстрелы Израиля террористическими группировками, в результате которых были убитые, раненые или существенные разрушения (разрушены здания, уничтожены объекты инфраструктуры, более чем на сутки...
Гуш-Кати́ф (ивр. גוש קטיף, «урожайный блок») — блок еврейских поселений на юге сектора Газа, который был ликвидирован в августе 2005 года.
Еврейская диаспора (ивр. תְּפוּצָה (англ. Tfutza) — принудительное изгнание, рассеяние; галут (גָּלוּת) является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира. Рассеяние евреев началось после падения Израильского царства, в конце VIII века до н. э., затем продолжилось во временa Вавилонского плена VI века до н. э., увеличилось в эллинистическую эпоху и, наконец, стало массовым в римскую. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное...
Два государства для двух народов — общее название спектра позиций в израильско-палестинском конфликте, которые предусматривают окончание конфликта путём создания Государство Палестина наряду с еврейским государством Израилем (включая израильских арабов) между Иорданом и Средиземным морем.
Израильский разделительный барьер (ивр. גדר ההפרדה, разделительный забор) — пограничное сооружение Израиля, отделяющее Израиль от Западного берега реки Иордан (исторические Иудея и Самария).
Ульпан (ивр. אולפן — студия, обучение, инструкция) — учебное учреждение или школа для изучения иврита. Под этим термином понимают как профессиональные, так и любительские курсы или кружок по изучению языка иврит.
Молодёжная алия (ивр. עליית הנוער — Алия́т ха-но́ар) — сионистская организация, занимавшаяся спасением еврейских детей и молодёжи от нацистов во времена Третьего Рейха. Всего было спасено около 22 000 человек. В рамках молодёжной алии, еврейскую молодёжь вывозили в Палестину и поселяли в киббуцах и молодёжных деревнях.
Пятая алия — период 1929—1939 гг, за который в Палестину переселились около 250 тысяч евреев из всех уголков Европы.
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и в некоторой степени самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется...
Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל ), также Земля́ обетова́нная, Свята́я земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической...
Израильская культура — совокупность творческих достижений населения Израиля. Израильская культура имеет древнюю историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в Израиле. Одной из исторических особенностей израильской культуры является использование еврейского календаря.
Исход евреев из мусульманских (в основном арабских) стран — массовая эмиграция евреев из арабских и других мусульманских стран в ходе XX века. Репатриация евреев Ближнего Востока и Северной Африки в Страну Израиля началась ещё в конце XIX века и стала массовой после образования Государства Израиль и Войны Израиля за независимость (1948). Катализаторами миграции стали также массовые еврейские погромы 1940-х годов в крупных арабских городах (в Багдаде, Каире, Адене, Триполи, Манаме, Алеппо и ряде других...
Иракские евреи (ивр. יֵהוּדִי בָּבל) — потомки первой еврейской диаспоры, образовавшейся после покорения Иудеи Навуходоносором II, который уничтожил Храм и увёл тысячи евреев в Вавилонию. Со временем изгнанники обосновались в вавилонском государстве и развили бурную экономическую и религиозную деятельность.
Интифа́да (от араб. انتفاضة — «восстание») — арабское освободительное движение, направленное на освобождение территории Палестины. Движение, стремящееся освободить земли окупированные Израилем для восстановления на его современной территории арабского государства Палестина (в другой интерпретации — движение, направленное на отделение Палестинской автономии от Израиля). Исключение составляют Голанские высоты, признаваемые участниками движения территорией Сирии.
Алия Бет (ивр. עלייה ב; полное название: עלייה בלתי-לגאלית) — нелегальная, в обход запретов британских мандатных властей, репатриация евреев в Страну Израиля с 1933 по 1948 год.
Интифада Аль-Аксы (араб. انتفاضة الأقصى; ивр. אינתיפאדת אל-אקצה) — вооружённое восстание палестинских арабов против израильской власти на территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. Также известна как «Вторая палестинская интифада», в продолжение 1-й интифады, начавшейся в 1987 году и завершившейся с подписанием Соглашений в Осло (август 1993) и созданием в 1994 году Палестинской автономии.
Гдуд ха-авода (ивр. גדוד העבודה וההגנה על־שם יוסף טרומפלדור, Рабочий батальон имени Йосефа Вольфовича Трумпельдора) — первая в Эрец-Исраэль рабочая коммуна.
Негалахические евреи — граждане Израиля еврейского происхождения, не признаваемые государством как евреи на основе религиозного закона Галаха.
Арабская мирная инициатива — официальная инициатива арабских стран, принятая Лигой арабских государств (ЛАГ) в Бейруте 28 марта 2002 года и направленная, согласно её тексту, на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при главном условии отступления Израиля с оккупированных им в 1967 году территорий (включая Голанские высоты и фермы Шебаа) и признания им Государства Палестина на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме...
Религиозный сионизм (ивр. ציונות דתית) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.
Евреи в Марокко имеют историю, тянущуюся с древнейших времён. По данным на 2003 год в стране проживало 5500 евреев, а в 1948 году еврейское население Марокко составляло 265 000 человек.
Доли́на Ху́ла (ивр. עמק החולה — э́мек ха-Ху́ла) — долина и сельскохозяйственный район на севере Израиля, богатый пресной водой. Эта долина является узким местом миграции птиц вдоль Восточно-Африканской рифтовой долины между Африкой, Европой и Азией.
Арабские (арабоязычные) евреи (аль-йахуд аль-’араб; араб. اليهود العرب; ивр. יהודים ערבים, מזרחים, עדות המזרח мизрахи, восточные евреи, восточные общины) — совокупность евреев арабских стран и выходцев из арабских стран, которые говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка. В течение 1940—1970 гг. большинство арабских евреев покинули страны своего проживания, переселившись в Израиль и ряд других стран, в результате чего еврейские общины в арабских странах сократились до минимума или...
Еврейская бригада (ивр. הַבְּרִיגָדָה הַיְּהוּדִית, англ. Jewish Infantry Brigade Group) — единственное еврейское национальное воинское соединение в составе союзных войск в годы Второй мировой войны. Входила в состав британской армии. Созданная в сентябре 1944 года, она состояла из евреев-добровольцев, имела свои войсковую эмблему и знамя — белое полотнище с двумя голубыми полосами, золотым Маген Давидом и надписью «Еврейская бригада».
Кне́ссет (ивр. הכנסת, араб. الكنيست, англ. The Knesset; в буквальном переводе с иврита — «Собрание») — однопалатный представительный и законодательный орган Государства Израиль, являющийся его парламентом. Кнессет состоит из 120 депутатов, которые избираются по партийным спискам.
Комите́ты наро́дного сопротивле́ния (сокращённо КНС, араб. لجان المقاومة الشعبية, Лиджа́н аль-мука́вама аш-ша'аби́я) — коалиция различных палестинских военизированных организаций, выступающих против линии мирного урегулирования, проводимой Палестинской национальной администрацией и организацией «ФАТХ» в отношении Израиля. Проявляют активность в секторе Газа, имеют собственное военное крыло под названием «Бригады Аль-Насер Салах аль-Дин». Признаны террористической организацией в Израиле и США.
Упоминания в литературе (продолжение)
Разрастание пригородов обходится весьма дорого. В 2015 году Тодд Литман и канадский Институт транспортной политики в Виктории совместно с Лондонской школой экономики провели исследование, которое подтвердило давно известный факт: пригороды, жизнь в которых привязана к автомобилям, требуют значительных инвестиций в инфраструктуру, а также затрат на личный транспорт и топ ливо. Такие районы наносят вред окружающей среде, а их жители из-за отсутствия физической активности страдают от различных проблем со здоровьем. Из-за больших расстояний люди много времени проводят в пути; по этой же причине возрастают расходы и время на доставку товаров. Речь идет не просто о неудобствах – исследование показало, что популярность таких населенных пунктов замедляет экономическое
развитие городов Америки, а экономика Соединенных Штатов в целом из-за этого теряет один триллион долларов США в год, или 13 % национального валового продукта.
В 2010 году в городе принята Стратегия
развития города до 2020 года «Вологда – комфортный город», в основу которой заложен проектный подход. В Стратегии около 200 проектов, большинство из которых имеют социальную направленность. Особенностью процесса разработки Стратегии стало то, что в ее обсуждении и корректировке принимали участие практически все жители города. У каждого была возможность высказать свое мнение и дать предложения, которые реально были учтены. В этом году она признана лучшей из стратегий городов России.
В начале 2000-х представители общественности и властей поставили сложную задачу изменить имидж города. Развитие брендовой стратегии города опирается на следующее ключевые моменты: креативность, инновация, коммерческая предприимчивость. В 2004 г. Амстердам приобретает свой собственный бренд (I’mAmsterdam), специфическую форму партнерства общественных и частных лиц, отвечающих за продвижение города (Amsterdam Partners), и целую сеть агентств, поддерживающих продвижение нового городского бренда. Основные направления
развития города заключаются в том, чтобы не только принимать гостей, но и сделать его удобным для проживания и выгодным для вложения капитала. В этих рамках культура и культурное наследие играют ключевую роль, поскольку они во многом способствуют улучшению имиджа города.
К началу Второй мировой войны город Майами был передан в распоряжение военных, для нужд армии США. Воины, которые вернулись с войны, внесли дополнительный вклад в
развитие города – в Майами опять началось интенсивное строительство.
В статьях и книгах Робинсон впервые в Америке (и, несомненно, впервые для широкой аудитории) обосновывалась необходимость планового
развития городов . Он подчеркивал: «Мы не сделаем наши города по-настоящему красивыми, пока не научимся творчески планировать их застройку»{16}. В этой фразе содержится косвенная критика «принципа невмешательства» (laissez-faire), взятого в XIX веке на вооружение американскими градостроителями, забывшими или не удостоившими внимания достижения предыдущих поколений. Даже великий Олмстед – автор идеи гигантских городских парковых зон – считал, что они будут окружены явно непривлекательной городской средой. Робинсона это не устраивало.
Смутное время отражается и в хозяйственном, и в экономическом укладах. Так, разрыв торговых маршрутов приводит к деградации целых городов и регионов. Например,
развитие городов Прибалтики, северо-западной России, Беларуси, Украины, Приднестровья, Грузии и Молдавии прямо зависит от балто-черноморского транспортно-товарного коридора. Того, что наши предки называли путем «из варяг в греки», который начинается на Балтике и заканчивается в портах Черного моря. Именно ради контроля над этим транспортно-товарным коридором были основаны Петром Первым Балтийский и Черноморский флоты. Собственно, благодаря тому, что связали Черное море и Балтику, Россия стала морской и океанской державой.
«Построить все в границах города» означало ревизию использования застроенных территорий с целью повышения «городского статуса», т. е. архитектурных качеств застройки. Предстояло трансформировать старые промышленные ареалы в новые многофункциональные планировочные единицы, включающие жилье, обслуживание, средний и малый бизнес. Задачи устойчивого развития для Стокгольма получили следующую редакцию: идентифицировать наиболее важные экономические, социальные и экологические аспекты; рассмотреть стратегию
развития города с позиций устойчивых элементов (планировочных, культурологических, социальных), распознать конфликтующие цели, определить отправные точки для продолжительного генерального планирования.