Связанные понятия
Термины «
Сторона „А“» (англ. A-side) и «Сторона „Б“» (англ. B-side) первоначально обозначали соответственно одну из сторон синглов на грампластинке, на которых выходили песни в начале 1950-х годов, но применяются в музыкальной индустрии и по сей день.
Скры́тый трек (иногда также секретный трек, трек-призрак) — музыкальный (как правило, песенный) фрагмент на компакт-диске, аудиокассете, виниловой записи или другом музыкальном носителе, опубликованный таким образом, чтобы затруднить возможному слушателю его обнаружение. В некоторых случаях данный фрагмент просто не приводится в перечне композиций данного издания; в других случаях используются более замысловатые методики. В отдельных редких случаях скрытые треки являются лишь результатом каких-либо...
Миньо́н (от фр. mignon — малыш), также EP (от англ. Extended Play) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play», чтобы обозначить различие между ними и синглами (SP; одно-, двухпесенными пластинками).
Подробнее: Мини-альбом
Конве́рт вини́ловой пласти́нки — оболочка (обложка, конверт) для вкладывания грампластинок, предназначенная для сохранения записей и их художественного оформления. Особенное развитие обложка виниловой пластинки получила в 1960-е — 1970-е гг., когда оформление пластинок выделилось в отдельную сферу дизайна и художественного творчества, названную album cover art(перевод?).
Сингл (англ. Single от Single Play record) — изначально грампластинка (шеллачная, затем виниловая), на каждой стороне которой помещалась только одна музыкальная композиция.
Дабпле́йт , также известный сокращенно как Дабка (от англ. сокращенно DUB. не путать с даб-музыкой!) (от анг. dubplate) («dub» от анг. dubbing (doubling) — дублировать, и «plate» — пластинка) — это название не изданного официально музыкального трека, принятое в диджейской музыке, особенно драм-н-бейсе.Раньше дабплейтом назывались мягкие виниловые пластинки низкого качества («блины»), существовавшие в единственном экземпляре и пригодные для проигрывания всего несколько раз. Сейчас, вследствие развития...
Архив популярной музыки — серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988—1989 годах. Каждый диск представлял собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950-х—1970-х годов.
Реми́кс (англ. remix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на неё различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п. Частными случаями ремикса являются: ремикширование, мегамикс (компиляция нескольких музыкальных произведений)
Тёрнтейблизм , также турнтаблизм (англ. Turntablism), дословно «столоверчение»— музыкальный жанр, разновидность диджеинга и часть хип-хоп культуры, подразумевающий создание музыкальных произведений с помощью виниловых или электронных проигрывателей («вертушек»). Диджей, создающий такую музыку, называется «тёрнтейблист» (англ. turntablist).
Шранц (нем. Schranz) — термин, применяемый для обозначения европейского (в большей степени немецкого) хард-техно, под-стиля техно. Музыкальный жанр, характеризующийся быстрым темпом (от 150 до 180 BPM), а также тяжёлым, минималистичным и преимущественно монотонным звучанием, выстроенным из напористых басовитых ударных, громких перкуссий и рваных зацикленных синтетических шумов.
Бонус-трек (англ. bonus track) — музыкальное произведение, которое включено в специальное издание или переиздание альбома. Бонусные треки часто можно услышать на переизданиях старых альбомов, где те первоначально не были включены. Часто это делается в целях рекламы, дабы вынудить потребителя купить альбом, даже если его первоначальная версия уже имеется. В отличие от скрытого трека, бонус-трек, как правило, включён в треклист, и его не нужно специально искать. Часто бонусные треки включают только...
Подробнее: Бонусный трек
Тёмная сторона радуги (англ. Dark Side of the Rainbow, также Dark Side of Oz или The Wizard of Floyd) — необычный эмоциональный эффект, обнаруженный фанатами группы Pink Floyd при проигрывании концептуального альбома Pink Floyd «Обратная сторона Луны» (англ. The Dark Side of the Moon) одновременно с просмотром кинофильма 1939 года «Волшебник из страны Оз». Фанаты заметили более ста совпадений между текстом и музыкой альбома и событиями фильма. Название эффекта произошло из комбинации названий альбома...
Трэп -музыка (англ. Trap music, МФА: ) — музыкальный жанр, уходящий корнями в поздние 1990-е на Юг США. Для него типичны агрессивная текстовая составляющая и звук, в котором движущей силой инструменталов являются 808-я драм-машина, густо протяжённые саббасовые партии, хай-хэты, ускоренные в два, три и более раз, многослойные синтезаторы и «кинематографичные» струнные инструменты.
Нью-скул-брейкс - (англ. nu skool breaks) — Обычная скорость воспроизведения для нью-скул — 130 - 140 bpm. В композициях ощущается явное влияние футуризма драм-н-бэйса, отзвуки техно, местами — дабовые бас-линии; нередко встречаются и живые барабаны, которые могут играть наравне с партиями, генерируемыми драм-машинами. Кроме того, этот стиль определённо испытал влияние электро и хип-хопа.
Ток-бокс (англ. talkbox) — блок эффектов, позволяющий музыкантам изменять звук музыкального инструмента, так что его звучание приобретает интонации человеческого голоса. В просторечии также называется «жующий шланг».
Ха́ус (House с англ. — «дом») — стиль электронной музыки, созданный танцевальными диск-жокеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Хаус является производным жанром танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай-энерджи, соул, фанк и т. п.) конца 1970-х годов, однако стиль набрал популярность лишь в конце 1980-х. Основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично...
Мэшап (иначе «мэш-ап», от сленг. англ. mash-up — «смешивать композиции», букв. досл. «толочь», «взбивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого. С развитием специализированного музыкального программного обеспечения и постоянным усовершенствованием контроллеров для него мэшапы выделились в собственный жанр...
Ди-дже́й (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением. Отрасли профессии DJ — звукорежиссёр, и т. д.
Подробнее: Диджей
Музыкой к
фильму (англ. film score), также иногда фоновой музыкой (англ. background music, incidental music), называется ряд композиций, написанных специально для музыкального сопровождения фильма. Данные композиции являются частью саундтрека. Обычно они пишутся одним композитором под руководством режиссёра и/или продюсера. Далее композиции исполняются оркестром, группой, инструментальными солистами, хором или певцами. Запись и последующее сведение этих исполнений производится звукорежиссёром.
Эсид-хаус (англ. acid house) (в пер. с англ. — «кислотный дом», от «кислоты» и клуба Warehouse) — стиль электронной музыки, относящийся к категории хаус-музыки. Эсид-хаус впервые появился в середине 1980-х годов, когда чикагские музыканты DJ Pierre, Adonis, Кейт Уильямс (более известный как Farley Jackmaster Funk) и другие начали микшировать элементы стиля хаус с тяжёлой музыкой и басовыми партиями, сыгранными на синтезаторе Roland TB-303. Изначально эсид-хаус был преимущественно чикагским явлением...
Подробнее: Эйсид-хаус
Микстейп (англ. mixtape или англ. mix tape) — тип звукозаписи, сборник песен, записанных в определённом порядке, представляющий смесь (англ. mix) музыкальных фрагментов, собранных в композицию, обычно на аудиокассету (англ. tape — магнитофонная лента).
Чика́гский ха́ус (англ. Chicago house) — жанр электронной танцевальной музыки, появившийся в Чикаго примерно в 1984 году. Является ранней формой всей хаус-музыки в целом. После выхода диско из моды чикагская клубная сцена ощутила острый дефицит танцевальных пластинок, что толкнуло местных диджеев на эксперименты с микшированием и создание собственных композиций, положив начало новому звучанию.
Трэш-ме́тал или Треш-ме́тал (англ. thrash metal, от to thrash — англ. бить, молотить, крошить) — музыкальное направление в метале, давшее начало всем экстремальным его разновидностям. Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большей жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур (риффов) по сравнению с классическим хэви-металом и агрессией вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло в высоком диапазоне частот и...
Подробнее: Треш-метал
Нойз (от англ. «noise» — шум) — один из старейших стилей в индустриальной музыке; музыкальный жанр, в котором используются разнообразные звуки (чаще всего искусственного и техногенного происхождения), неприятные и даже болезненные для человеческого слуха. Отнесение жанра «нойз» к музыке довольно противоречиво, поскольку шум сам по себе явление нежелательное — непредвиденные и случайные звуки, артефакты звукозаписывающей аппаратуры, которые обычно удаляются из музыкальных записей.
Музыкальный альбом — набор музыкальных композиций, выпущенных вместе, в стандартном формате, доступном для проигрывания на популярных воспроизводящих устройствах.
Берлинская трилогия представляет собой серию альбомов Дэвида Боуи записанных в сотрудничестве с Брайаном Ино в конце 1970-х. В неё входят три альбома: Low, «Heroes» и Lodger.
Индáстриал-мéтал (от индастриал- и -метал) — смежный музыкальный жанр, образовавшийся в конце 80-х в США и западной Европе на стыке взаимного влияния различных течений пост-индастриала (конкретно — жанров индастриал-дэнса, электро-индастриала и пауэр-электроникса) с одной стороны, хэви- и трэш-метала с другой стороны и хардкор-панка с третьей; наиболее значительными исполнителями, оказавшими влияние на становление жанра, считаются группы Ministry, Godflesh и KMFDM. К специфическим чертам этого направления...
Подробнее: Индастриал-метал
Ита́ло-ди́ско — жанр электронной танцевальной музыки, возникший в Италии в начале 1980-х годов. Происхождение названия связано с деятельностью немецкой звукозаписывающей компании ZYX Music, которая первоначально использовала его для обозначения итальянского диско на своих релизах. Также термин относился к европейской танцевальной музыке 1980-х вообще (синт-поп, евро-диско, хай-энерджи). Пик популярности жанра пришёлся на середину 1980-х годов.
А́мен-брейк (англ. Amen break) — барабанная сбивка, написанная Грегори Коулмэном. Прозвучала в композиции «Amen, Brother», изданной в 1969 году, впоследствии часто использовалась в виде семпла в хип-хопе и драм-н-бейсе.
Хип-хо́п (англ. hip hop) — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974 года. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп-культуры: эмсиинг (англ. MCing), диджеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing) и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп-моду и сленг.
Глэм-метал (также известный как хэйр-метал и поп-метал) — поджанр хард-рока и хеви-метала. Он сочетает в себе элементы панк-рока, а также сложные хуки и гитарные риффы, позаимствовав в то же время эстетику глэм-рока 1970-х.
Микс — несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Как правило, миксы составляются диджеями для разных целей (например, для включения по радио в тематических передачах). Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам. В среднем, длительность микса колеблется от 25 до 74 минут, но может быть и значительно дольше. Последовательность треков в виде микса специфична тем, что треки плавно сменяют друг друга. На стыке между треками...
Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка, чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно...
Концептуальный альбом (в музыке) — музыкальный альбом, в котором все представленные композиции объединены общей идеей: музыкальной, композиционной, повествовательной, текстуальной и т. д.
Электрический пёс — четвёртая песня (и пятый трек) с «Синего альбома» Аквариума. Один из «антигимнов» русского рока, «трагический автопортрет субкультуры, страдающей клаустрофобией и дефицитом новых идей».
Хип-хоп (англ. Hip-hop) — музыкальный жанр. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» стилей, таких как поп-рэп, до агрессивных — хардкор-рэп, хорроркор. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого, вроде воспоминаний о «старых добрых временах», до поднимающего социальные проблемы.
«Содержание » — творческая акция, посвященная актуальным тенденциям в развитии современного искусства и общества. Придумана лидером группы «Центр» Василием Шумовым. Представляет собой серию живых выступлений и альбомов, записанных Василием Шумовым в сотрудничестве с российскими музыкантами.
Гранж (англ. Grunge, букв. «Грязь», «Надрыв», «Пренебрежение»; известен также как Саунд Сиэтла, англ. Seattle sound) — подстиль в альтернативном роке, развившийся из хардкор-панка и хэви-метала в середине 1980-х годов в американском штате Вашингтон, прежде всего в Сиэтле и близлежащих городах. В период своего становления жанр был сконцентрирован вокруг исполнителей, записывающих материал на местном инди-лейбле Sub Pop, и андеграундной музыкальной сцены Северо-западного региона. К началу 1990-х годов...
Металкор (англ. Metalcore) — гибридный музыкальный жанр, находящийся на стыке экстремального метала и хардкор-панка и объединяющий в себе их элементы. Название представляет собой словослияние названий двух образующих его жанров.
Хардкор-панк (англ. Hardcore punk) — музыкальный жанр, появившийся в США и Великобритании в конце 1970-х годов в результате обособления от панк-рока. Звук, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока, стал более быстрым, тяжёлым, композиции стали более короткими. Кроме того, отличительная черта хардкор-панка — более размытые, синкопированные риффы по сравнению с панк-роком. Основная тематика песен — личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эдж, веганизм, насилие, пацифизм...
Софт-рок (англ. Soft rock — «мягкий рок») или лайт-рок (англ. light rock — «лёгкий рок») — музыкальный жанр, применяющий техники рок-музыки (в частности, элементы фолк-рока) для создания более приятного, мягкого и приглушенного звучания.
Аниме-сериал «
Самурай Чамплу » содержит множество анахронизмов, вплетая в обстановку феодальной Японии современные черты афро-американской културы, такие как граффити и рэп. Саундтрек сериала следует этому направлению, сочетая различные стили музыки, такие как джаз и хип-хоп.
Ригсар (дзонг-кэ རིག་གསར་, вайли rig-gsar, лат. rigsar; «новая идея») — музыкальный жанр, преобладающее направление популярной музыки в Бутане. Исполняется на драньене (вид струнного инструмента), и возник в 1960-е годы. Первая песня в жанре ригсар — Zhendi Migo — была копией популярной песни Sayonara из болливудского фильма «Любовь в Токио». Песни в жанре ригсар исполняют на нескольких языках, в том числе на цангла (шарчоп-кха).
Реме́йк (от англ. remake — «переделка») — артистико-дизайнерский и коммерческий термин, означающий выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением, или добавлением в них собственных характеристик. Чаще всего употребляется в музыке и на телевидении (как переделка фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической работы). Ремейк не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Может повторять...
Инструментальный рок — жанр рок-музыки, в котором преобладает игра на инструментах, а вокал используется редко или отсутствует. Был наиболее популярен в 1950—1960-х годах. Примеры инструментального рока можно найти практически в любом жанре.
Сёрф (
сёрф-рок , сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music) — американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов.
Го́а-транс — направление в современной электронной музыке, зародившееся в конце 1980-x годов в штате Гоа, Индия.
Электро-свинг (англ. Electro Swing), впоследствии свинг-хаус (англ. swing house) — стыковая разновидность в хаус и дэнс музыке, использующая традиционные звучания свинга, быстрого джаза, буги, а также других стилей 1940-х и 1950-х годов в рамках методов и приёмов производства современной танцевальной электроники. Понятие «электро-свинг» появилось ещё в 1990-м году, в момент зарождения эйсид-джаза и балеарик-бита в южной Европе (Швейцария, Италия и Испания), однако со временем вышло из обихода и уже...