Связанные понятия
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Пайо́л (также пайо́ла, паёл, от фр. payol, итал. pagliolo, слань) — съёмный полностью или частично деревянный настил или коврик на дно шлюпки, на деку грузового трюма, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений, на палубу судна (у старых судов до 1970-х годов), на палубу провизионных кладовых.
Назначение системы
погружения и всплытия подводной лодки (ПЛ) полностью отражено в названии.
Кессо́н (фр. caisson — ящик) — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры без воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в неё сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта. На кессонных основаниях обычно возводятся опоры мостов (быки).
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.
Коффердам (от нем. Kofferdamm) — кораблестроительный термин, применяется в двух значениях.
Клинкет (от голл. klinket — заслонка ) — устройство, предназначенное для открытия, закрытия или регулирования потока при наступлении определённых условий в судовых системах и трубопроводах или один из видов глубинного гидротехнического затвора.
Помпа (судовая) — корабельное (судовое) название нагнетательного насоса поршневого или лопастного типа. Входят в состав соответствующих корабельных (судовых) систем.
Шифтингбордс — сплошной ряд досок проходящих по всей длине судна от носа до кормы. Шифтингбордсами первоначально оборудовались клиперы, их установка рекомендовалась до недавнего времени на твиндечных судах, перевозящих зерно, которое ведет себя на волнении почти как жидкость и даже при незначительном крене судна, может сместится на один борт и вызвать опрокидывание судна. В настоящее время шифтингбордсы также применяются на судах для перевозки сыпучих грузов.
Па́луба , также дек (англ. deck) — архитектурный элемент судна, горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии) и состоящее из набора (бимсов, карлингсов и др.) и настила (обычно деревянного или металлического); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали.
Шверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом.
Трюм (от нидерл. 't ruim < het ruim — «помещение») — пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой (или платформой).
Надстройка подводной лодки — лёгкая конструкция, устанавливаемая сверху на прочном корпусе.
Батопо́рт (также ботапорт, от фр. bateau-porte) — плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док. Для перекрытия дока батопорт заполняется водой, при этом он садится на дно дока и прижимается особыми выступами к сделанным по обводам батопорта уступам в стенках и дне дока.
Виндзейль (нидерл. wind — ветер и нидерл. zeil — парус) — широко распространённый предмет корабельного инвентаря, предназначенный для принудительной вентиляции трюмов и других подпалубных помещений.
Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
Корпус судна — основная часть судна в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных судов) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.
Кингсто́н — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части корабля (судна). Используются для приёма забортной воды или откачки жидкости за борт. Возможны разные конструкции клапана.
Двойное дно — кораблестроительный термин, часть корпуса судна: водонепроницаемый настил, привариваемый к верхним кромкам днищевого набора (флорам, вертикальному килю, стрингерам) на расстоянии нескольких футов от основного дна. Двойное дно является платформой, несущей большую часть нагрузки от перевозимых грузов, энергетические установки и прочие механизмы; при повреждении днища предотвращает попадание воды в корпус судна, а на танкерах — разлив нефти.
Раньшина , a также ранщина, рончина, роншина, роньшина — историческая разновидность парусно-гребных двух- или трёхмачтовых судов, которые широко применялись северными славянами (поморами) в XI—XIX веках для рыболовного и зверобойного промысла в тяжёлых ледовых условиях. Этимология названия связана с тем, что эти суда могли быть использованы начиная с ранней весны, задолго до того, как в море можно было выйти на кораблях других типов.
Сухой док — разновидность стационарного дока, где корабль (судно) для докования, как правило, устанавливается ниже уровня прилегающей акватории.
Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка.
Галью́н (нидерл. galjoen — нос корабля) — первоначально свес в носу парусного судна для установки носового украшения судна.
Барабан стационарного котла (англ. Drum ) - элемент стационарного котла, предназначенный для сбора и раздачи рабочего тела, для отделения пара от воды, очистки пара, обеспечения запаса воды в котле.
Кильблок — элемент опорного устройства, часто используемый с клеткой и предназначенный для установки судна в безводном положении.
Трап (англ. ladder), (нидерл. trap) — любого типа стационарная судовая лестница для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна и судном и берегом, а также переносные гибкие лестницы из растительного или синтетического троса. Трапы относятся к дельным вещам.
Оборудование для сливо-наливных операций Одной из основных операций при обращении нефтепродуктов является их прием в резервуары и раздача в технологические трубопроводы. К оборудованию для этих операций относят устройства через которые ведется прием и раздача нефтепродукта, устройства управления ими, а также средства подогрева и вспомогательные устройства.
«Трие́ст » (итал. Trieste) — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.
Ванту́з (чаще воздушник (автоматический), иногда воздухоотводчик) — техническое устройство, клапан для автоматического удаления воздуха, скапливающегося в верхних точках водопроводных, отопительных и подобных систем. Применение таких устройств позволяет решить ряд проблем, связанных со скоплением воздуха в трубопроводах, таких как уменьшение их пропускной способности, появление воздушных пробок, препятствующих нормальному движению воды, возникновение гидроударов, ведущих к износу и разрушению трубопроводов...
Цементовоз — специализированное судно, предназначенное для перевозки бестарного цемента, а также иногда для перевозки других порошковых материалов, таких как окись алюминия или гипс. Такие суда имеют полностью герметичные трюма и специальные механизмы для погрузки и выгрузки груза.
Подробнее: Судно-цементовоз
Пиллерс (от англ. pillar — колонна или столб) — несущий элемент судового набора на который укладываются палубные бимсы. Представляет из себя одиночную вертикальную опорную стойку, которая служит опорой для корабельной палубы принимая на себя её вес, а также вес палубного груза и оборудования.
Шнек (от нем. Schnecke, буквально — улитка) — стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси.
Дилятация (лат. dīlatātiō «расширение») - создание температурных швов в фальшборте судна, предусмотренных при строительстве судна во избежание разрыва фальшборта от изгибов корпуса судна на волне и больших температурных скачков атмосферы, гидросферы, окружающей среды. Часто температурный шов называют дилятацией или дилятационным швом.
Трёхболтовое водолазное снаряжение, «
трёхболтовка » — снаряжение для безопасного погружения под воду, классический водолазный костюм.
Осиновка или осинка — традиционная небольшая поморская лодка или челн, которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Килева́ние (от слова «киль») — наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т. п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса.
Ширстрек или Ширстречный пояс (англ. sheerstrake) — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна, граничащий с главной палубой.
Мёртвый якорь — устройство (приспособление), которое служит для постоянного закрепления ко дну с помощью цепи знаков для обстановки фарватера и других плавучих предметов. При плотном грунте дна мёртвый якорь может быть в виде винта с широкими лопастями, завинчиваемого при посредстве длинного стержня с соответственным наконечником, а при мягком грунте — в виде широкой чугунной тарелки, засасываемой песком.
Бочка — контейнер цилиндрической формы, используемый для доставки грузов. Бочки могут быть изготовлены из холоднокатаной стали, плотного картона или пластика, и чаще всего предназначены для транспортировки и хранения жидких и сыпучих веществ.
Масляный поддон - корпусная деталь ДВС, предназначенная для хранения и сбора масла (кроме двигателей с сухим картером, где функцию хранения масла выполняет отдельно стоящий масляный бак). Другое распространённое название - поддон двигателя. Поддон также изолирует полость картера (блок-картера, блока цилиндров - смотря по конструкции) от загрязнения деталей снаружи и препятствует потере масла при работе. В поддоне оседают крупные загрязнения (стружка, отколовшиеся детали и попавшие в двигатель загрязнения...
Конопачение (конопатка) — это один из способов запечатывания швов образовавшихся при соединении элементов конструкции. Конопачение заключается в забивании швов волокнистым материалом (паклей, мхом, шерстью и др.). Наиболее распространенный пример — уплотнение швов между бревнами сруба.
Гидрофор (греч. υδροφόρος «водонос, водовоз») — совокупность технических устройств, таких как...
Конструктивная противоторпедная защита корабля — специальные конструкции, предназначенные для обеспечения живучести корабля и его защиты от воздействия контактных и неконтактных взрывов торпед и мин, которые подразделяются на бортовую и днищевую.
Гидравлический затвор (гидрозатвор, сифон) — обязательный элемент, которым должны быть оборудованы все без исключения приёмники сточных вод, установленные на канализационной сети.
Ледовый комбайн (также ресурфейсер или ледозаливочная машина) используется для восстановления льда на катках. До их изобретения это производилось вручную. Первый ресурфейсер изобрёл Фрэнк Замбони в 1949 году в городе Парамаунт, штат Калифорния.
Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину (старую парусину, нарезанную длинными узкими полосками) по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Балласт на надводных плавучих средствах — дополнительный груз на судах, кораблях и прочих плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше выступали камни, мешки с землёй или песком, металлические и прочие тяжёлые изделия. Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны (в торговом флоте их называют балластными танками).
Леер (нидерл. leier, от leiden — вести́) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.