Связанные понятия
Ка́ски (лат. Cascae) — ветвь римского плебейского рода Сервилиев, представители которой упоминаются в источниках лишь с конца III века до н. э.
Кассии (лат. Cassii) — в Древнем Риме аристократический плебейский род. В источниках упоминается один патриций из этого рода, который был казнён за попытку захватить власть. Согласно одной из версий традиции, его сыновья были исключены или добровольно вышли из состава патрициата и стали предками Кассиев-плебеев.
Лабе́рии (лат. Laberii) — плебейский род в Древнем Риме, причислявшийся к так называемым «младшим родам» (patres minores gentium). Представители данного семейства впервые упоминаются в источниках с конца II века до н. э., когда отдельные его члены уже принадлежали к сенаторскому сословию. Предположительно, все последующие Лаберии, жившие в эпоху Империи, были всадниками.
Куриатные комиции — древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.
По́рции (лат. Porcii) — древнеримский плебейский род, происходивший из Тускулума, в Лациуме, известный со второй половины III века до н. э.
Упоминания в литературе
2. В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30
курий , которые, в свою очередь, входили в три трибы. Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Патриции делились на 3 племени, каждое из которых состояло из 100 родов. Совокупность 10 родов образовывала
курию . Курии в свою очередь образовывали общее народное собрание римской общины.
Ранний период римской истории называет семь царей: легендарный Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Царь избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по
куриям , – куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Царь исполнял военные, жреческие и судебные функции. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса (выборного вождя, царя) Сервия Туллия в VI в. до н. э.
Рядом с Табуларием располагалось здание
курии , где заседал сенат. Оно не сохранилось, а на этом месте стоит более позднее здание курии, построенное уже во времена заката Римской империи.
Рядом с Табуларием располагалось здание
курии , где заседал сенат. Оно не сохранилось, а на этом месте стоит более позднее здание курии, построенное уже во времена заката Римской империи.
Связанные понятия (продолжение)
Фу́рии (лат. Furii) — древнеримский патрицианский род, разветвившийся на фамилии Филов, Медуллинов (Medullini), Камиллов, Пацилов (Pacili), Акулеонов (Aculeones), Бибакулов (Bibaculi), Крассипедов и др. и давший следующих более или менее видных представителей...
Комиций (лат. comitium) — место на римском форуме, где происходили народные собрания — комиции.
Плебс (плебе́и) (лат. plere — наполнять) — люди переселившиеся в города Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами в отличие от патрициев.
Нобилитет (от лат. nobilitas — знать) — в Древнеримской республике правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев.
Эди́л (лат. aedilis; от aedes — храм) — в древности одна из должностей магистратов Рима.
Кла́вдии (лат. Claudii, gens Claudia) — римский род сабинского происхождения, образовавший, вместе с 5 000 клиентами, отдельную трибу, с Аппием Клавдием во главе (см. ниже). Род этот, из которого выделилась плебейская ветвь (известными её представителями являются Марцеллы), с самого начала отличался аристократическим высокомерием и особенным упорством в защите своих прав во время борьбы с плебеями. По примеру Публия Клодия, в последние годы республики некоторые члены этого рода стали именоваться...
Список содержит имена и даты полномочий упоминающихся в источниках народных трибунов (tribuni plebis) Римской республики в период с 493 года до н. э., когда эта должность была учреждена, по 43 год до н. э. Изначальной задачей народных трибунов была защита интересов плебса от патрициев; поэтому все трибуны за редчайшим исключением (Публий Клодий Пульхр по рождению принадлежал к сословию патрициев) были плебеями.
Триба (лат. tribus, от tribuo — делю, разделяю) — территориальный и избирательный округ Древнего Рима, имевший один голос в трибутных комициях. Введение территориальных триб приписывается царю Сервию Туллию (VI век до н. э.), который разделил римскую территорию на 4 городские и 26 сельских триб. Впоследствии в процессе завоевания Римом Италии число их возросло до 35 (к 241 до н. э.).
Квинти́лии — имя патрицианского рода (gens Quintilia), самая известная ветвь которого — Квинтилии Вары. Несмотря на древнее происхождение, эта семья не имела большого влияния. Единственный в роде, кто получил должность консула, был Секст Квинтилий Вар, консул в 453 году до н. э. В роду было множество преторов и других мелких государственных чиновников. Последний представитель рода, Публий Квинтилий Вар, погиб в 9 году в битве в Тевтобургском Лесу, в связи с чем известно августово восклицание: «Квинтилий...
Адлекты (лат. Adlecti) — у древних римлян название выборных лиц для пополнения какой-либо коллегии служащих, например, преторов, эдилей, трибунов, декурионов и пр.; также члены сената, выбранные для пополнения его состава.
Туллии — древнеримский род. Из лиц, принадлежавших к этому римскому роду (gens), кроме названных под словом Tullia женщин...
Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
Список префектов Римского Египта — список верховных представителей администрации Римской империи в провинции Египет, охватывающий эпоху римского господства на берегах Нила — с 30 г. до н. э. по 395 г. н. э. (условные границы римского периода в Египте).
Папарески (итал. Papareschi, Paparoni, De Papa) — один из кланов, которые в XII-XIII вв. господствовали в заречной части Рима, именуемой Трастевере. Объединял несколько родственных фамилий, из которых наибольшим влиянием пользовались Гвидони (Guidoni) и Бонавентура (Bonaventura).
Данный перечень в алфавитном порядке содержит совокупность личных (лат. agnomen) и родовых (лат. cognomen) прозваний военных, государственных, общественных и политических деятелей, поэтов, писателей, философов и учёных, живших в Древнем Риме в историческую эпоху его существования, начиная с периода образования Римской республики (около 509 г. до н. э.) и заканчивая падением в 476 году Западной Римской империи в связи с нашествием варварских племён.
Подробнее: Список римских когноменов
Варро́н (лат. Varrō, предположительно, от varus - «кривоногий») - древнеримское родовое имя (когномен), носителями которого являлись Теренции. Из их числа наиболее известными были следующие представители...
Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Экви́ты (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.
Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству...
Династия Флавиев (лат. Flavii), иногда именуемая также Первой династией Флавиев — династия римских императоров, правившая в 69 — 96 гг. Основатель — Веспасиан (69—79) — пришёл к власти после Гражданской войны (68—69).
Куру́льное кре́сло (лат. sella curulis) — отличительный признак курульных магистратов, особое кресло без спинки с X-образными загнутыми ножками. Первоначально делалось из слоновой кости, позднее из мрамора и бронзы.
Сенат — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).
Акви́лий (лат. aquila — «орёл») — латинское мужское имя. Также Аквилии — древний патрицианский род Древнего Рима.
Префе́кт анно́ны (лат. praefectus annonae) — римское должностное лицо, контролировавшее поставки пшеницы в Рим.
Дуумви́ры (Duumviri или Duoviri) — так назывались в древнем Риме два лица, которым государство совместно поручало какое-нибудь дело; название поручения прибавлялось к слову «дуумвиры». Вместе составляли дуумвират.
Куриации (Curiacii) — альбанский род, по древнеримскому преданию в лице трёх своих представителей бившийся с тремя представителями римского рода Горациев во время войны между Римом и Альба-Лонгой.. Подробнее см. Горации и Куриации...
Трибу́н латикла́вий (лат. Tribunus laticlavius) — старший военный офицер римских легионов во времена поздней Римской республики и Принципата, происходивший из сенаторского сословия. Должность была учреждена в ходе реформ Мария (107 год до н. э.).
Оптиматы (лат. optimus — наилучший) — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета, в противовес популярам. Применение термина в исторических исследованиях остаётся дискуссионным вопросом.
Лега́т Авгу́ста пропре́тор (лат. Legatus Augusti pro praetore) — официальный титул наместника некоторых провинций Римской империи в эпоху принципата.
Это
список японских аристократических родов, чьи дома имели большое влияние и власть над японским государством или его частями.
Пре́тор (лат. praetor, от prae-ire — идти впереди, предводительствовать) — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.
Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме.
Подробнее: Комиции
Вели́кий понти́фик (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — верховный жрец, глава коллегии понтификов; первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 годах до н. э. должность занимали цари.
Префект Египта , префект августал, августал (лат. praefectus Aegypti, praefectus augusti, augustalis) — 1) Магистратура в Римской империи, наместник провинции Египет (позднее диоцез Египет) с функциями военного и гражданского территориального управляющего, являвшегося специальным императорским уполномоченным. 2) Гражданский правитель (викарий) диоцеза Египет в Византии, должность также называлась эпарх Александрии, архонт Александрии.
Понти́фик , или понти́фекс (лат. pontifex) — в Древнем Риме член высшей коллегии жрецов, которая управляла всеми делами религии.
Квинт Фа́бий Ма́ксим (лат. Quintus Fabius Maximus; III век до н. э.) — древнеримский политический деятель из патрицианского рода Фабиев, курульный эдил 267 года до н. э.
Пропре́тор (лат. propraetor или pro praetore) — так назывался в последнее время республики наместник преторской провинции, избиравшийся из окончивших годичный срок службы преторов. Пропретор имел самостоятельное командование и высшую юрисдикцию в своем районе, по объёму власти ничем не отличаясь от проконсулов; только инсигнии его были ниже: 6 ликторов вместо 12, менее значительная cohors praetoria и т. п.
Геми́н (др.-греч. Γεμῖνος; лат. Geminus; III век) — пресвитер церкви в Антиохии, христианский писатель. 64 глава книги Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» посвящена Гемину. Гемин жил во время правления Римского императора Александра (222 — 235 годы) и епископа Антиохийского Зевин (232—240 годы). Особенно Гемин выдвинулся во время, когда епископом в Александрии стал Геракл (231—248 годы). Иероним Стридонский сообщает о том, что Гемин оставил несколько памятников своего гения. Сочинения Гемина...
Проко́нсул (лат. proconsul, от pro — вместо и consul — консул) — государственная должность в Древнем Риме периодов республики и империи, а также в Византии. Проконсулы обладали властью консулов (часто только на ограниченной территории), но, в отличие от консулов, не избирались на эту должность собранием по центуриям (лат. comitia centuriata). Впервые эту должность учредили для Клавдия Марцелла, которому во время Второй Пунической войны по истечении его консульских полномочий было сохранено положение...
Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 284 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.
Трибутные комиции (лат. comitia tributa) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.
Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.
Упоминания в литературе (продолжение)
Их новосозданная столица Корфиний, или «Италия» повторяла Рим в своей политической архитектуре: в ней был устроен большой форум для народных собраний и
курии для сенатских заседаний. Сенат состоял из 500 членов. Во главе администрации и военных сил были поставлены два консула – Помпэдий Силон из племени марсов, и Папий Мутил из племени самнитов. Консулам были подчинены 12 преторов, и между ними пополам было поделено управление всей восставшей Италии.
С устранением пожизненных царей, таким образом, римская община получила важные права: право указывать, кого желала она иметь во главе, право рассмотрения апелляций. И в самой общине произошли значительные перемены. Почти бесправная прежде толпа теперь заключала в своих рядах немало людей выдающихся и богатством, и личными достоинствами. Пока над общиной стояла неограниченная власть царя, который был настолько же выше патриция, как и плебея, пока сама община не принимала непосредственного участия в делах управления – исключительное положение патрициата не чувствовалось особенно резко, но теперь прежнее положение не могло сохраняться: общинная организация была реформирована в том смысле, что на всех было распространено то устройство, которым прежде пользовались патриции, и в то же время не всем предоставлено было право принимать участие в делах. Все жители Рима, кроме рабов и чужеземцев, были расписаны по
куриям , на которые прежде делились лишь патриции, но за куриями оставлены были только формальные акты – утверждение завещаний и усыновлений, присяга консулу и диктатору и т. п., права же политические – выбор должностных лиц, рассмотрение апелляций – не были предоставлены куриям, так как это было бы равносильно учреждению полной демократии; решения по таким делам постановлялись теперь по центуриям – так назывались совещания людей, исполнявших военную службу, следовательно более зажиточных.
Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось пять
курий , объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался вопрос о войне с Литвой и Польшей.
В городах сохранилась система
курий ; также имелся уже упоминавшийся пост городского защитника (прокурора), наблюдавшего за выполнением законов и недопущением злоупотреблений; назначение на этот пост утверждалось королем. Войско вестготов было основано на десятичной системе: отряды в тысячу, пятьсот, сто и десять человек возглавлялись соответственно тысячниками, пятисотниками, сотниками и десятниками; о точной компетенции этих военачальников нам мало что известно. Судя по всему, в Тулузском королевстве вестготов в течение всего времени его существования, в отличие от королевства остготов, римляне были освобождены от обязательной воинской службы. Некоторое время вестготские тысячники (тиуфады) выполняли не только военные, но и некоторые судебные и полицейские функции, как и у остготов. Но уже при Эйрихе они были подчинены распорядителям — высшим сановникам, назначаемым королем, которые, на римский манер, председательствовали при рассмотрении судебных тяжб, разбирая их при участии судебных заседателей-законоведов. В организации судебной системы у вестготов не было абсолютно ничего германского[40].
После обучения во французских школах Иоанн принял участие в церковном соборе, состоявшемся в Провансе в 1148 г. Именно в конце 40-х гг. XII в. по протекции ряда влиятельных персон (среди которых особняком стоит Бернард Клервосский, пославший письмо-ходатайство архиепископу Кентерберийскому Теобальду о принятии Иоанна в
курию примаса)1 Солсбериец начал исполнять поручения особого рода. Речь идет не только о традиционных для того времени дипломатических переговорах, сколько о налаживании определенного рода «агентурных сетей». Во многом именно благодаря им церковно-политические связи между английской церковью и Св. Престолом даже при противодействии со стороны королевской власти поддерживались на высоком уровне. Иоанн Солсберийский выступил в роли представителя архиепископа Кентерберийского при дворе Евгения III, регулярно сообщая своему патрону о любых важных событиях, происходивших при папском дворе.
Источник права – это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций – народного собрания того или иного вида (по
куриям , центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:
Кардинальская коллегия, совещательный орган при Папе, на протяжении многих веков включала в себя около 70 человек. До 1946 года ее членами могли стать только итальянцы. Затем ситуация изменилась. После Второй мировой войны коллегия принимала в свой состав епископов из многих стран. В настоящее время кардиналов насчитывается свыше 140, причем итальянцы теперь в меньшинстве. Преобладают в коллегии европейцы и представители США. Кардиналы, постоянно проживающие в Риме и выполняющие поручения Папы, составляют Римскую
курию . Члены коллегии, живущие в разных странах, являются там представителями Ватикана.
Кардинальская коллегия, совещательный орган при папе, на протяжении многих веков включала в себя около 70 человек. До 1946 г. ее членами могли стать только итальянцы. Затем ситуация изменилась. После Второй мировой войны коллегия принимала в свой состав епископов из многих стран. В настоящее время кардиналов насчитывается свыше 140, причем итальянцы теперь в меньшинстве. Преобладают в коллегии европейцы и представители США. Кардиналы, постоянно проживающие в Риме и выполняющие поручения папы, составляют Римскую
курию . Члены коллегии, живущие в разных странах, являются там представителями Ватикана.
Св. Престол, являющийся теократической монархией и представленный папой римским и Римской
курией , является институтом, обладающим статусом юридического лица, то есть действует как суверенный субъект sui generis (единственный в своём роде), признанный в международном праве и являющийся постоянным наблюдателем при ООН. Он может заключать договоры, устанавливать дипломатические отношения, принимать у себя послов и посылать свои дипломатические миссии (апостольские нунциатуры). Кроме этого Св. Престол владеет вспомогательной территорией – Государством Градом Ватикан, управляемой папой посредством Понтификальной комиссии по делам Государства Града Ватикан и губернаторства, куда входят назначаемые понтификом кардиналы. Статус государства был определён Латеранскими соглашениями, заключёнными между Св. Престолом и правительством Б. Муссолини в 1929 году. Соответственно, папа римский является одновременно и римским епископом – главой католической церкви, светским сувереном в статусе монарха и сувереном Государства Града Ватикан.
Итак, в земской реформе 1890 г. сохранялась лишь характерная для бюрократии и большинства дворянства в 1880-е гг. тенденция к восстановлению пропорций представительства правившего сословия в земствах, утраченных из-за чрезмерно широких возможностей участия в выборах от землевладельческой
курии других сословий. Речь шла об установлении законодательных гарантий, которые бы определяли чисто сословные нормы участия дворянства в земских собраниях, аналогичные тем, которые, к примеру, регулировали представительство английской знати в верхней палате парламента – Палате лордов. Следует отметить, что основные механизмы формирования земского представительства, предложенные в проекте Толстого – Пазухина, восходили к прусской избирательной системе, действовавшей при формировании органов местного самоуправления.
Как поступил в этой сложной ситуации византийский император? Есть свидетельства, что он ответил папе благосклонно и даже согласился на уступку Риму – в частности, был определен срок созыва в Константинополе церковного собора, на котором предполагалось урегулировать спорные догматические и обрядовые разногласия между православной и католической церквями. Начались прямые переговоры об унии. Наконец, император обратился с посланиями к государям Европы, в которых содержалась просьба о военной помощи Византии (но подлинники посланий не сохранились, и это не исключает вероятности их подделки, фальсификации на Западе)[52]. Однако дальнейшие события зримо показали, что все перечисленные выше уступки византийской стороны были лишь видимостью. Лишь вынужденным и временным отступлением… Исследователь отмечает: «Притязания (римской)
курии на абсолютное верховенство в объединенной церкви давно были известны в Константинополе. (А потому), ведя переговоры с Римом об унии и соблазняя западных феодалов надеждами на грабеж восточных стран, византийское правительство принимало и другие, более верные меры для прорыва сельджукско-печенежского окружения. Против печенегов были брошены новые союзники Византии – половцы»[53].
В конце первой половины XVI века в великом религиозном движении, охватившем Западную Европу, наступает новый фазис. Начавшись еще в XV веке на славянской почве, движение это, получившее свое название по имени знаменитого чешского реформатора Яна Гуса, отличалось чисто национальным характером. У гуситов борьба с римской церковью представляла вместе с тем и борьбу за права чешского народа, отнятые у него германцами. Та же национальная идея, хотя и не в такой сильной степени, сказывается и в реформационном движении Германии. Пламенные проповеди виттенбергского монаха представляют не один только религиозный протест во имя Евангелия, против искажений, внесенных в него католической церковью, – в них провозглашается в то же время и независимость немецкой нации от поработившей ее римской
курии . Поэтому учение Лютера имело главным образом успех у германских народов, а в других странах было вытеснено более универсальным кальвинизмом.
Дорогу церкви в Средние века вымащивали и другие бесчисленные фальшивки, несуществующие документы и поддельные летописи. Даже если обман раскрывался, папская
курия не пасовала: до XIX века католическая церковь оправдывала Константинов дар тем, что хотя документ и является поддельным, его содержание, тем не менее, имеет силу. Когда в 1962 году папа Иоанн XXIII созвал Второй Ватиканский собор, он сделал это на основании католического свода законов, дающего такое право одному папе. Три из шести исходных текстов, использованных в своде, восходят к Лжеисидоровым декреталиям.
С начала XVI века за православными христианами также закрепилось наименование ар-рум. Перевод этого термина имел несколько значений: «ромеи», «византийцы», «анатолийцы», «греки» христианского Востока (875, с. 49–50; 586, т. 1, с. 48)14. В то время Римская
курия стала укреплять свои связи с Антиохийским патриаршим престолом, посылая в Дамаск не только дары и денежные пособия, но и миссионеров-иезуитов. Постепенно они входили в доверие к местным архиереям и пастве, изучали арабский язык и даже проповедовали в храмах Дамаска, Сайды и Алеппо в привычном для местной арабской паствы православном облачении (559, ч. 2, с. 270–271)15. По словам К.М. Базили, бедность и необразованность арабского духовенства, самостоятельность Антиохийского престола и соседство униатских общин маронитов благоприятствовали успеху прозелитизма католиков-иезуитов. Когда же в 1724 г. от Антиохийского православного патриархата отделилась греко-католическая община, то их последователи не преминули присвоить себе полузабытое и менее употребляемое наименование «мелькиты», то есть «православные», претендуя на древнее наследие Антиохийской церкви. Греко-католические епископы выбрали из своей среды патриарха с титулом «православного патриарха Антиохии» (батрак Лнтакия аль-малакий), сан которого подтверждался папской буллой (там же, ч. 2, с. 273). Следует иметь в виду, что православные арабские летописцы XVIII века продолжали именовать свою общину ар-рум (православной), а униатов – «католической» (таифа катуликийа), или грекокатолической (рум катулик) (875, с. 50). По словам Г.А. Муркоса16, «только по незнанию истории православные дозволили униатам присвоить себе название “мельхитин”» (613, с. 97).
Попутно должно отметить, что в ту эпоху, когда случайности исторических судеб вознесли одно время Армению до высоты настоящей «империи», когда владения армянского «царя царей» простерлись «от
Куры до Иордана и от гор Мидийских до Киликийского Тавра», – армянский народ принял в себя новую волну восточной стихии, – семитической. Тигран Великий и Артавазд II доходили в своих завоеваниях до пределов Иудеи и нашли полезным переселить в свою страну значительное количество евреев (армянские историки уверяют, что до 100 000 семейств). Позднее некоторые знатнейшие армянские фамилии выводили свое происхождение именно от этих иудейских выходцев и даже прямо от царя Давида Псалмопевца. Разумеется, эта волна эмигрантов не могла иметь существенного влияния на состав народа, но некоторые следы в его характере оставить могла, как и вообще разные другие народности Малой Азии, в те десятилетия, когда армянские цари-завоеватели совершали свои походы от Каспийского моря к Средиземному и от берегов Понта Эвксинского до глубин Месопотамии, когда вновь смешивались племена, когда строились новые города (как великолепная столица Тиграна – Тигранакерт) и заселялись выходцами с разных концов земли и когда сокровища, в том числе и художественные, накопленные веками, текли из завоеванных стран в пределы своей властительницы – Армении.
В период раздробленности Руси Боярская дума стала феодальной
курией , обладающей определенной политической силой. По существу она была боярским правительственным советом при князе удельного времени. Однако Даниил Заточник, хотя и упоминает необходимость иметь «думцев» и опираться на их совет, все же уповает на то, что князю надо уметь их выбирать, поскольку они могут быть добрыми, а могут быть и лихими, от первых – польза, от вторых – зло.[339]
ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ (12011264 гг.) – князь галицкий и волынский, сын князя Романа Мстиславича. В 1211 г. посажен боярами в Галиче, но в 1212 г. изгнан. С 1223 г. княжил в Волыни. В 1238 г. овладел Галичем и передал Волынь брату Васильку Романовичу, затем занял Киев. В 1245 г. в битве под Ярославлем Даниил Галицкий разгромил венгерские и польские войска и завершил сорокалетнюю борьбу за воссоединение Галицко-Волынской Руси. Вмешался в борьбу за австрийский герцогский престол, добился признания прав на него своего сына Романа. В 1254 г. принял от папской
курии королевский титул.
– учреждение земства. Земство – наиболее известный орган, представляющий муниципальную власть в дореволюционной России. Земство – выборный орган. Временные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновников от палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян, составляли избирательные списки созыва избирательных съездов. Затем решение временных комиссий утверждалось губернской временной комиссией под предводительством губернатора. Выборы в земство были многоступенчатыми, избиратели делились на три
курии (землевладельцы, горожане, сельские общества). Первоначально земство наделялось полномочиями по решению вопросов местного значения. Постепенно права земства ограничивались;
В жизни малоимущих помпеян выборы были событием чрезвычайной важности. Посещая бесплатные зрелища, принимая подарки, вдоволь вкушая оплаченный кандидатами хлеб и запивая его дармовым вином, бедняки спорили о том, кто из них менее бессовестен и более добр. Если для выдвижения в кандидаты требовалось выполнение ряда условий, то голосовать разрешалось всем жителям. Незадолго до торжественного дня Помпеи делились на избирательные участки –
курии , в каждой из которых стояла урна, куда складывали дощечки с именами избранников. После подсчета голосов публике объявляли победителей в каждой курии, а затем представляли человека, получившего большинство голосов по всему городу и, следовательно, заветную должность.
Одним из принципов, охранявшим новгородские демократические традиции, был строгий контроль за действиями выборных лиц. Вече могло принять решение о немедленном смещении того или иного выборного лица и его наказании в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. Такой порядок распространялся на всех должностных лиц – посадников, тысяцких, архиепископов и др. Например, в 1209 г. вече сурово расправилось с посадником Дмитрием Мирошкиничем: «Новгородьци же, пришьдъше Новугороду, створиша вече на посадника Дмитра и на братью его, яко ти повелеша на новгородьцихъ сребро имати, а по волости
куры брати, по купцемъ виру дикую, а повозы возити, и все зло; идоша на дворы ихъ грабежьмъ, а Мирошкин дворъ и Дмитровъ зажьгоша, и житие ихъ поимаша, а села ихъ распродаша и челядь, а сокровища ихъ изискаша и поимаша бещисла…»[19]