Кинематографическое насилие

Кинематографическое насилие – понятие, используемое для обозначения сцен, содержащих элементы насилия и жестокости в кино.

На протяжении всего своего существования искусство не раз обращалось к изображению различных форм насилия. Появление кинематографа дало возможность перевести его изображение на совершенно новый уровень, а интерес к подобным фильмам не ослабел до сих пор.

Объяснение этому можно найти в двух теориях: психоаналитической и этологической. Зигмунд Фрейд был первым, кто начал изучать психологические механизмы агрессивности, и выявил два врожденных и неизменных человеческих инстинкта – жизни (созидательное начало, с которым связывается сексуальное влечение – Эрос) и смерти (разрушительное начало, проявляющееся в агрессивности − Танатос). Придерживающиеся данной теории психологи полагают, что накапливающаяся «агрессивная» энергия должна разряжаться, например, в наблюдении за жестокими действиями, что и происходит при просмотре фильмов с содержанием насилия.

Этологическая теория нашла отражение в работах К. Лоренца, который рассматривает агрессивное человеческое поведение чисто с биологической точки зрения, видя в ней средство борьбы с другими существами и самоутверждение себя среди них. Таким образом, кинематографическое насилие не просто помогает вызывать острые ощущения, такие как тревога, страх, волнение, но и помогает человеку удовлетворять его глубинные потребности в борьбе за жизнь.

Результатом просмотра сцен насилия по мнению Р. Харриса могут быть:

1)Катарсис (эмоциональное очищение, высвобождение от таких бессознательных импульсов как секс и агрессия, согласно некоторым исследованиям зрители могли испытывать улучшение самочувствия после просмотра фильма ужасов, демонстрирующего сцены насилия);

2)Десенсибилизация (и, возможно, копирование поведения отрицательных героев) – безразличие к изображенным жертвам и их страданиям.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я