Связанные понятия
Строительство железной дороги вдоль побережья Чёрного моря планировалось ещё в XIX веке. Строительство линии Туапсе — Сочи началось во время Первой мировой войны и было завершено в 1923 году, несмотря на проблемы, вызванные Гражданской войной. В 1927 году была проложена ветка Сочи — Адлер, в 1940 году — линия Сенаки — Сухуми с ответвлением Очамчира — Ткварчели. В 1942 году после строительства линии Адлер — Сухуми через Абхазию было открыто сквозное рабочее движение поездов, в 1943 году была сдана...
Подробнее: Железнодорожный транспорт Абхазии
Аполлонова балка — балка на Корабельной стороне Севастополя в Нахимовском районе, к востоку от Павловского мыса рядом с Военно-морским госпиталем ЧФ РФ (1472 ВМКГ).
Юго-Восто́чные желе́зные доро́ги — частные железные дороги, построенные в период с 1862 года по 1900 год и принадлежавшие акционерному обществу Юго-Восточных железных дорог. Общество было создано в 1893 году. В состав дорог общества вошли Грязе-Царицынская железная дорога и Козлово-Воронежская железная дорога. Дороги проходили по территории Воронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской и Курской губерний, а также по области Войска Донского. Акционеры общества — крупные промышленники...
Се́верные желе́зные доро́ги — казённые железные дороги, образованные в 1907 году при слиянии Московско-Ярославско-Архангельской и Петербурго-Вологдо-Вятской железных дорог. Основные линии построены в 1868—1913 годах. Проходили по территории Московской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Новгородской губерний.
Западная железная дорога — железная дорога в СССР, пролегавшая по территории Московской, Смоленской, Калининской, Брянской, Витебской, Полоцкой и Минской областей.Протяжённость дороги на 1951 год составляла 2556,5 км, управление дороги располагалось в Смоленске.
Ган (англ. The Ghan) — пассажирский поезд в Австралии, названный так в честь афганцев — погонщиков верблюдов.
Пражский Земмеринг (чеш. Pražský Semmering) — 8-километровый участок железнодорожной ветки, соединяющей Смиховский вокзал и Гостивице. Находится в Праге, построен в 1868—72 годах компанией «Буштеградская железная дорога» (чеш. Buštěhradská dráha, нем. Buschtěhrader Eisenbahn).
Бёзберг (нем. Bözberg) — горный проход в швейцарском кантоне Ааргау, между Аарской и Фрикской долинами.
Оренбургский почтовый тракт — дорога между Симбирском и через переправу в Самару на левый берег Волги, проходит по территории Самарской луки.
Печо́рская желе́зная доро́га — железная дорога, существовавшая ранее в СССР. Проходила по территории Кировской и Архангельской областей и Коми АССР.
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Журавлиная железнодорожная ветка — узкоколейная железная дорога, ответвление промышленной Белорецкой железной дороги от разъезда Шушпа на станцию Журавлиное болото. Длина 18 км. Построена в 1912 — 1914 году китайскими рабочими.
Узун-Ада — бывший порт, построенный на восточном берегу Каспийского моря в бухте Узун-Ада Михайловского залива в Красноводском уезде Закаспийской области Российской империи. До 1899 года порт служил начальным пунктом Закаспийской железной дороги.
Железнодорожный транспорт в Гайане Длина железных дорог на 2005 год составляет 187 км, из них 139 км имеют ширину колеи 1435 мм, а 48 км — 914 мм. Железнодорожная сеть страны изолирована от соседних государств. В локомотивном парке — тепловозы.
Среднеазиатская железная дорога — совокупность железных дорог в Российской империи и СССР, пролегавших по территории Туркменской, Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР.
Днепропетровская объездная дорога — автострада, проходящий западнее и южнее города Днепр. Общая протяжённость — 30 км (2014 г.). На май 2016 года строительство временно заморожено.
Сибирская линия — часть российских укреплённых линий на юге Западной Сибири, возведёна в XVIII—XIX веках для обеспечения защиты южных границ от набегов кочевников. Включала построенные в разные годы Тобольско-Ишимскую (1752—1755 гг.), Иртышскую (1745—1752 гг.) и Колывано-Кузнецкую (1747—1768 гг.) укреплённые линии.
Да́льняя Рога́тка — историческая местность в Санкт-Петербурге в районе Пулковской горы и аэропорта «Пулково», в историческом районе Пулковское. Административно относится к Московскому и Пушкинскому районам города, которые в этом районе разделяются границей, проходящей вдоль Пулковского шоссе в месте его примыкания к Петербургскому шоссе города Пушкина.
Дорога любви (Виа-дель-Аморе, итал. Via dell'Amore) — пешеходная дорожка в Чинкве-Терре, соединяет Манаролу и Риомаджоре.Длина дороги, проложенной над скалистым обрывом вдоль моря — чуть более километра. С высоты дороги открываются живописные виды на Лигурийское море, небольшая часть пути проходит через тоннель, стены которого покрыты граффити. Проложена дорога была в середине 1920-х гг. В 1990-х дорога из-за опасности оползней и обвала камней была некоторое время закрыта. В настоящее время в туристический...
Историческая железная дорога — своеобразный «живой» железнодорожный музей, железнодорожная линия, на которой для катания туристов используется исторический подвижной состав. В русском языке нет устоявшегося термина, обозначающего подобные учреждения. Чаще всего используются термины «музейная железная дорога», «туристическая железная дорога» и даже «заповедная железная дорога». В английском языке используется термин heritage railway, в котором heritage означает «(культурное) наследие», railway — железная...
Оренбургская железная дорога — общее название двух существовавших в разное время железнодорожных организаций: частной в 1877–1893 гг. и государственной в 1934–1959 гг.
Сиби́рский тракт или Моско́вский тракт (другие названия: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога, Государева дорога и т. п.) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно. На востоке (в Сибири) в пределах России заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. На западе конечной точкой считалась Москва...
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Кана́тная доро́га — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.
Сукино́ болото — историческая местность, располагавшаяся на территории современных районов Печатники и Текстильщики в Юго-восточном округе Москвы. Было сначала засыпано, а затем частично ликвидировано при помощи установки грунтово-дренажных систем. Сегодня основную часть Сукина́ болота занимают бывший завод АЗЛК (впоследствии «ОАО Москвич», далее — концерн «Автофрамос», а ныне — Рено Россия) и электродепо «Печатники».
Балашовка (укр. Балашовка), — небольшой исторический жилой и промышленный район города Харькова.
Се́верная Сама́рка — садоводческий массив во Всеволожском районе Ленинградской области. Объединяет в себе садоводческие товарищества: «Северная Самарка», «Красный октябрь», «Нива», «Эскалатор», «Чёрная Речка». Расположен восточнее 2-го километра дороги Карьер Мяглово — Островки.
Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника.
Станица Магнитная — казачья станица, основанная в 1743 году как крепость — опорный пункт пограничной и оборонительной линии Оренбуржья. В дальнейшем на месте станицы вырос город Магнитогорск.
Орегонский маршрут (также иногда Орегонская тропа, англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США. Орегонский маршрут сыграл огромную роль в освоении Дикого Запада.
Дороги Шу (кит. 蜀道, пиньинь: shǔdào) были системой горных дорог, соединяющих китайские провинции Шэньси и Сычуань, построенные и поддерживаемые с 4-го века до нашей эры. Техническими особенностями были дороги галереи, состоящие из деревянных досок, возведенных на деревянные или каменные балки, прорезанные в отверстия, разрезанные по бокам скал.
Чёртов мост (нем. Teufelsbrucke) — название трёх мостов через реку Рёйс в Швейцарии близ селения Андерматт, в Альпах, в 12 км к северу от перевала Сен-Готард.
Тропа Гри́на — пешеходная тропа в Крыму, короткий путь от города Старый Крым до посёлка Коктебель.
Железные караваны — речная флотилия, осуществлявшая грузовые перевозки в Европейскую часть России с металлургических заводов Урала в 1703—1918 годах.
Австрийская дорога (Старая австрийская дорога, "Староавстрийка") — дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге). Начало дороги — село Чингистай, конец дороги — село Теректы (Алексеевка). Построена в 1915—1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда она и получила это название.
Тропа Джомолхари — официальный туристический маршрут Бутана по труднодоступным горным районам под Большим Гималайским хребтом, подходящий к подножию священной горы Джомолхари.
Узкоколе́йная желе́зная доро́га (у́зкоколе́йка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно. Декавилевская колея — это путь с шириной 500 мм.
Дорога воспоминаний и товарищества (словен. Pot spominov in tovarištva) — белая песчаная дорога в Любляне протяжённостью 34 километра, вымощенная вокруг города на том месте, где с 1942 по 1945 годы стояла колючая проволока, возведённая итальянскими войсками.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Прота́сов яр (укр. Протасів яр) — историческая местность, расположенная в Соломенском и частично в Голосеевском районе города Киева. Простирается на восточном склоне Батыевой горы вдоль одноимённых улицы и спуска (спуск в 2003 году получил имя Николая Амосова), которые в советские времена назывались улица и спуск Степана Разина. По улице движение транспорта было одностороннее вверх, а по спуску — одностороннее вниз. За улицей Протасов яр также закрепилось народное название Военно-Грузинская дорога...
Ко́птев овраг — один из оврагов, расположенных в Сокольих горах, на левом берегу реки Волги. В непосредственной близости находится Коптев затон.
Ко́нка (конно-железная городская дорога) — исторический вид общественного транспорта, широко применявшийся до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.
Малая дорога жизни — общее название сети дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума — как по льду, так и после таянья льда — с 1941 до снятия блокады в 1944 г.