Законы подражания

Законы подражания (фр. Les lois de l’imitation) — один из трудов французского социолога Габриэла Тарда, опубликованный в 1890 году. Работа посвящена социально-коммуникативной деятельности людей, проявляющейся в форме подражания, которая лежит в основе развития общества. В качестве другого важного элемента в объяснении развития общества автор называет изобретение «как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды».

Начальная точка анализа Тарда — это его определение феномена подражания. Цель «Законов подражания» имеет два вектора: раскрыть то, как этот феномен проявляется в социальной жизни, и обозначить основные логические и экстралогические законы.

По Тарду, общество — это подражание, поскольку только благодаря нему «общество поддерживает свою целостность». Появление и распространение изобретений, что сопровождается сменой ориентиров для подражания, способствует изменениям в социуме.

Французский социолог пытался описать обстоятельства социальных трансформаций. Он верил, что изменения в обществе объясняются не возникновением великих людей и их индивидуальными поступками, а «возникновением великих идей, которые он именует изобретениями, или открытиями» :

«Под этими двумя терминами я понимаю всякое нововведение или всякое дальнейшее улучшение предшествовавшего нововведения во всякого рода социальных явлениях: в языке, религии, политике, праве, промышленности, искусстве».

Автор концентрирует свое внимание на сходных и повторяющихся социальных фактах как объекте социальной науки. Согласно Тарду, источником любого сходства является подражание:

«Всякие сходства социального происхождения, замечаемые в мире общественном, представляют прямое или косвенное следствие подражания во всех его видах: подражания-обычая или подражания-моды, подражания-симпатии или подражания-повиновения. Подражания-обучения или подражания-воспитания. Подражания слепого или подражания сознательного и т. д.».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я