Связанные понятия
Ста́вленая гра́мота — документ, выдаваемый епископом священнослужителю, в удостоверение действительности и правильности его рукоположения, с указанием его степени и принадлежащих ему прав. Также называется: епистолия составительная, каноническая грамота, писание ставильное, ставленническая грамота.
Отпускная грамота (в Западнорусской митрополии — Отпускной лист) — документ, выдаваемый архиереем духовным лицам при переходе их в другую епархию.
Явленная куница с грамотою — пошлина, шедшая в архиерейскую казну. Каждый раз, как на кафедре являлся новый архиерей, духовенство должно было являться к нему для засвидетельствования своих ставленых грамот и он подписывал их своей рукой. Эта подпись грамот существовала и при патриархах; поповские старосты должны были надзирать за своим духовенством, все ли грамоты и всеми ли святителями по преемству подписаны у него, и тех, у кого не подписаны, высылать к святителю. За опущение этой обязанности с...
Белое духовенство (также приходское духовенство) — неформальное общее название для не-монашествующих христианских священнослужителей и церковнослужителей. Священников-монахов (иногда всех монахов) называют чёрным духовенством.
Послу́шная грамота — документ, выдававшийся при оформлении прав собственности, включая пожалование(«отказ»), вступление в наследство или восстановление утерянных документов, на населённую землю, а также иных прав. Распространёны были в XVI—XVII веках.
Местные церковные уставы — источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Одни из письменных источников русского права.
Ста́вленые по́шлины — денежные сборы, взимаемые правящими архиереями при хиротонии в клирики (в епископы, в иереи, в диаконы, в чтецы) с поставляемых. Получили своё начало в древности. Одно время возникали и существовали в различных поместных церквах, но они противоречат целому ряду церковных правил (29 правилом святых апостол, 2 правилом 4 Вселенского собора, 4 правилом 7 Вселенского собора) — рассматриваются как симония и были запрещаемы, но затем вновь вводились.
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.
Фирма́н Муха́ммеда («Ахтинаме́» греч. Αχτιναμέ του προφήτη Μοχάμεντ; перс. فرمان) — охранная грамота, данная пророком Мухаммедом христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы.
Попо́вский ста́роста — в православной церкви административная должность священника до начала XVIII века, при назначении на которую он становился одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом старо́ство.
Сакелларий — одна из церковных должностей в округе константинопольского патриарха в XI—XIV и следующих веках. Сакелларии почти всегда имели скромный сан диакона; даже так называемый великий сакелларий, занимавший второе место в первой пентаде (пятерице), при служении патриарха в храме держал лишь одну из рипид во время выходов из алтаря, а при посвящении диакона в иереи или кого-либо в монашество подводил посвящаемого к посвящающему.
Гра́моты Анто́ния Ри́млянина — два документа (купчая и духовная) Антония Римлянина, которые считаются одними из ранних русских частных актов (написанные до 1147 года), но подвергаемые сомнениям в подлинности.
Испове́дная ро́спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других...
Секуляриза́ция (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Духовная грамота (Духовная, Духовная память, Завещание, Изустная запись, Изустная память) — юридический документ, Грамота, имевшая употребление в России с 1287 год по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.
Харистикий (греч. χαριστικός — дарственный, пожалованный) — передача светскому лицу на определённый срок в управление церковного имущества. В первую очередь это относится к монастырям, их земельным владениям и прочим доходам. Таким образом, харистикий — условное владение, аренда. Этот институт известен с конца X века и вводился для повышения эффективности церковного хозяйства. Наибольшее распространение получил в Византии в XI—XII веках. Инициатором передачи монастыря в харистикий выступали не только...
Церковный устав Ростислава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулировавший общественные отношения, отнесенные к церковной юрисдикции, источник церковного права, составленный в середине XII века.
Эпитропи́я (греч. Επιτροπή — комиссия) — в греческом церковном праве, а также в греческом обществе — структура самоуправления.
«Двена́дцать стате́й» царе́вны Со́фьи — закон Московского государства, изданный 7 (17) апреля 1685 года царевной Софьей, состоящий из 12 статей, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев (расколщиков, как они названы в документе) и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества.
Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.
Диа́кон (разговорная форма дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину иподиаконы.
Обыскная книга (устар.) — свод результатов изысканий, исследований, изучения какого-либо вопроса в России. Так, обыскные книги составляли для учёта материальных и людских ресурсов, при землепользовании, в брачном делопроизводстве.
Исто́рия старообря́дчества — история совокупности религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Бра́чный о́быск — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. В дореволюционной России, как правило, брачные обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах с XVI века вплоть до отделения Русской Православной Церкви от государства вскоре после Октябрьской революции 1917 года.
Феррайоло или иногда можно увидеть следующее написание ферайола (итал. Ferraiolo или итал. Ferraiuolo) — один из видов плаща-накидки традиционно носящимся духовенством Римско-католической церкви по официальным, не литургическим поводам. Также известен как феррайолоне (ferraiolone). Его можно носить через плечо или за ними, феррайоло простирается в длину до щиколотки, завязывается в бант узкими ленточками из ткани на вороте и не имеет украшений или окантовки на нём.
Владимирский собор 1274 года — архиерейский собор Русской Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире. Ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве на год раньше...
Богослуже́ние миря́нским чи́ном (мирским, соборно-приходским, намного реже — бессвященническим, безсвященнословным) — христианское богослужение, совершаемое в отсутствие священника и без Евхаристии. По форме — обедница (не путать с обедней) — это собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.
Гра́мота (греч. γράμματα — письмо, писчая бумага) — на Руси X—XVII веков и в некоторых других средневековых славянских государствах деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы, а также любые другие письменные документы.
Прихо́д (греч. παροικία от греч. παρά — «близ» + греч. οἶκος — «дом») — церковный район населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия.
Уничтожение монастырских вотчин —
реформа , проведённая в Российской империи Екатериной II в 1764 году с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей, а также определения содержания для епархий и некоторых обителей.
Церковный устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. Один из основных письменных источников русского права.
Монастырское землевладение — земли, полученные монастырями в качестве пожертвований от государства или частных лиц, завещаний, покупки и т. д. и предназначенные для содержания монастыря и осуществления им благотворительной деятельности.
Монашество — широко распространённый в Русской православной церкви институт, заключающийся в отказе от брачной жизни (целибат) и принесении особых монашеских обетов при постриге.
Индульге́нция (лат. indulgentia от лат. indulgeo, в долгу, «терпеть, позволять») — в католической церкви освобождение от временного наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.
Пребе́нда (ср.-лат. prebenda) у католиков и протестантов — особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т. п. Пребенды были особенно распространены в XII — XVI веках.
Типико́н (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной...
Церко́вная фа́брика (лат. Fabrica ecclesiae) — часть церковного имущества, предназначенная для церковно-строительных и богослужебных целей.
Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
Екклисиа́рх (греч. ἐκκλησιάρχης — буквально: «церквеначальник» от греч. ἐκκλησία — «церковь» + греч. ἀρχή, ἀρχῆς — начальствование, командование; управление, власть), также экклезиарх, эклизиарх, екклесиарх — церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения.
Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.
Мона́шество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище), также и́ночество — буквально «уединённое, одинокое жительство».
Православные братства (Церковные братства) — форма добровольного объединения православных мирян при приходских или монастырских храмах. Целями объединений обычно является попечение о храме, защита интересов православия, а также благотворительная и просветительская деятельность. Первоначально братства возникли в XVI веке в Западной Руси (восточная часть Речи Посполитой, на территории современной Украины и Белоруссии).
Аннаты (лат. annatae) — сбор в пользу папской казны, взимавшийся с тех лиц, которые получали от папы пребенду (то есть право на доход с церковной должности).
Руга (от греч. ῥόγα, «жалование» в свою очередь от лат. rogāre) — выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался совершенно произвольно.
Набе́дренник — принадлежность богослужебного облачения православного священника русской традиции.
Старообря́дчество , или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.
Па́ллий , паллиум (лат. pallium покров; накидка) — элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью чёрными, красными или фиолетовыми крестами. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями. На концах — обшитые чёрным шелком кусочки свинца. Носится поверх орната таким образом, чтобы один конец паллия свисал спереди, а другой — сзади. В восточных обрядах...
Вкладная грамота - в древней Руси письменный акт, которым отдельное лицо (вкладчик) оформляло вклад или пожертвование церкви или монастырю. Подобные вклады делались на определенных, оговоренных в грамоте условиях — на поминовение души после смерти вкладчика, на право его постричься и быть похороненным в данном монастыре и т. п. В некоторых случаях, когда данное церковное учреждение вело самостоятельную коммерческую деятельность, наличие вкладной грамоты позволяет предполагать вложение капитала в...
С началом
Первой мировой войны религиозные и патриотическое настроения в обществе заметно возросли. Многие видели в войне суд Божий за грехи народа. Однако уже к 1916 году эти настроения резко изменились. В Синод шли тревожные докладные из епархий об упадке веры в народе, о всё более усиленной агитации под лозунгом «Нет Бога, долой Церковь!». На церковном Соборе в 1917 году один из депутатов сказал...