Связанные понятия
Концилиари́зм — богословская концепция в католицизме. Основная идея концилиаризма — приоритет решений собора над решениями папы римского.
Декреталии (от лат. decretum — «указ», «постановление») — постановления римских пап (с конца IV века) в форме посланий. В отличие от энциклик, декреталии оформлены как письмо конкретному адресату, ответ на вопрос, обращенный к папе по частному делу, разрешение которого может служить общим правилом.
Франкское иконоборчество — религиозное движение среди христиан королевства франков против культа почитания икон и других изображений Христа и святых в VIII—IX веках. В отличие от византийского иконоборчества данный конфликт протекал с меньшим ожесточением.
Церковные взыскания — в христианских церквях, мера пресечения грехов и нарушения церковных установлений, среди членов Церкви.
Непогреши́мость (Безоши́бочность) римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической церкви, утверждающий, что, когда папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться. Слово «непогрешимость» в данном значении близко по смыслу слову «погрешность» и ни в коем случае не означает...
Упоминания в литературе
Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап Средневековья – Иннокентия III (1198—1216) и Бонифация VIII (1294—1303). Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти пап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья. В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием «
Диктат папы » («Dictatus рарае»), составленном, по всей вероятности, в 1075 г. В сущности, это была Великая хартия папства. Прежде достоверность сборника решений об авторитете папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII.
«
Диктат папы » вызвал мощное противодействие со стороны императорской власти. Теперь уже не шла речь о принятии или непринятии императорами реформистских декретов – авторитет папства вырос к этому времени настолько, что они быстро вводились явочным порядком. Но новый документ затронул самое святое для любой верховной власти – он поставил под сомнение ее владычество над обществом. Генрих IV никак не мог с этим смириться, и, до этого скрытая, с улыбочками и кинжалом за пазухой, борьба сразу вступила в фазу открытого неистовства и ярости. Историки обычно называют этот период временем борьбы за инвеституру, то есть за то, кто должен передавать полномочия епископам и прелатам – император или римский первосвященник. Но, несмотря на всю важность данного вопроса, за этой исступленной борьбой стояло нечто гораздо большее – высшая власть над всем христианским миром, и от итогов этого противостояния зависела история всей Европы.
В 1075 г. он провел на соборе запрещение как на инвеституру, так и на вступление священников в брак. Основные свои идеи он сформулировал в знаменитых
Диктатах папы , которые состояли из 27 пунктов. В этих Диктатах он провозгласил, что Римский епископ (папа Римский) «один по праву зовется вселенским»; ему предоставлено право низлагать и восстанавливать епископов; «ему одному позволено создавать новые законы в соответствии с нуждами времени»; «он может низлагать императоров»; «никакой его приговор не может быть никем отменен…»; «он может освобождать подданных несправедливых людей от присяги на верность» и даже папские легаты низшего ранга на соборе «…имеют превосходство над всеми епископами» и могут вынести приговор о их низложении[72]. С этого началась открытая борьба за инвеституру, победителем которой стал апостольский престол.
Нашелся у Иннокентия III и духовный предшественник – Папа Григорий VII, бывший монах Гильдебранд, живший в XI веке. Он написал документ «
Диктат Папы » («Dictatus Рарае»), утверждавший абсолют папской власти. Текст содержал 27 пунктов, среди которых были, например, такие: «Папа вправе низлагать императоров»; «все князья должны целовать ногу только у Папы»; «никто не имеет права судить Папу»; «только Римская Церковь была основана самим Господом»; «один Папа может носить императорские регалии».
Связанные понятия (продолжение)
Трупный синод (лат. synodus horrenda — «жуткий синод») — состоявшийся в январе 897 года в Латеране церковный трибунал над эксгумированным трупом папы Формоза. Это событие, одно из самых неоднозначных в истории папства, вызвало раскол в церкви и дестабилизировало римский понтификат на рубеже IX и X столетий.
Папская отставка (лат. Renuntiatio) — добровольное сложение Папой римским своего сана. Хотя в СМИ и даже в научной литературе широко распространено употребление термина «отречение» в данном случае, он не употребляется в каноническом праве и официальной документации.
Подробнее: Папское отречение
Хождение в Каноссу , или каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang; итал. l'umiliazione di Canossa) — датированный 1077 годом эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие Генриха IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 года.
Примат папы Римского (лат. primatus Papae) — католическая доктрина, касающаяся значения и авторитета епископа Рима по сравнению с другими епископами христианской церкви. Наряду с вопросом о Филиокве, различия в интерпретации этой доктрины является основным источником разногласий между католичеством и православными церквями. В некоторых восточных церквях за папой Римским признаётся только почётное право быть «первым среди равных», не считая, что это даёт ему какую-либо власть. В других церквях признаётся...
Константинопольский собор 1484 года — большой поместный собор Православной церкви, созванный для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов, бывших сторонников Флорентийской унии. На соборе присутствовали все четыре греческих патриарха (Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский).
Папоцезари́зм , или папокесари́зм (от лат. papa — «папа» и лат. caesar — «цезарь») — экклезиологический термин, введённый в историографию с XIX века для обозначения таких отношений между церковью и обществом, включая монархов (императорскую, королевскую, царскую власть), при которых духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть.
Цезаропапи́зм , также цезарепапи́зм (от лат. caesar — «цезарь» и лат. papa — «папа») — термин, введённый католической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых глава государства (император) выступал главой Церкви.
Порнократия (от др.-греч. πόρνη «проститутка; блуд» + κράτος «власть»), правление/эпоха блудниц/шлюх (итал. pornocrazia romana, governo delle prostitute; лат. saeculum obscurum «скрытый, тёмный век») — период в истории папства (первая половина X века), который начался с правления папы Сергия III, интронизированного в 904 году, и длился 60 лет, до смерти Иоанна XII в 963 году (по другим данным — в течение 30 лет, до смерти Иоанна XI).
Лати́нская це́рковь (лат. Ecclesia Latina, также Западная церковь) — крупнейшая из автономных поместных церквей Sui Iuris Католической церкви, применяющая латинский литургический обряд. Совокупность 24 церквей Sui Iuris, к числу которых принадлежат также 23 восточнокатолические церкви, составляет Католическую церковь. Они отличаются друг от друга литургическими обрядами (обряды, облачения, песнопения, язык), молитвенными традициями, богословием, каноническим правом, и пасторством, но все они имеют...
Латеранский собор (лат. Concilio Lateranense) — поместный собор, организованный и проведённый папой римским Мартином I в храме Спасителя вблизи Латеранского дворца в Риме в октябре 649 года.
Константинопольский собор 815 года — поместный собор, состоявшийся по инициативе императора Льва V Армянина в Константинополе, начавший второй период в истории византийского иконоборчества. Считается, что повторное обращение к отвергнутому на Втором Никейском соборе 787 года интеллектуальному течению было вызвано представлением о том, что императоры-иконоборцы VIII века были более успешны, чем их преемники. В идейном отношении данный собор не предложил ничего нового к отвергнутой ереси.
Его (королевское) апостолическое величество (лат. Rex Apostolicus/Regina Apostolica, венг. Apostoli Királya, нем. Apostolische Majestät) — титул, используемый королями Венгрии в знак того, что они были поздними распространителями христианства, одновременно с этим подчеркивая божественное происхождение их власти.
Подробнее: Апостолический король
Симони́я (греч. σιμωνία, лат. simonia) — продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д. В широком смысле симония — продажа благодати Святого Духа.
Имя римского папы — тронное имя, под которым Папа Римский официально известен в период своего понтификата.
Подробнее: Имена римских пап
Галлика́нство , Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.
Капитулярии (от лат. capitula — глава) — законы и распоряжения (указы) франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века.
Пизанский собор 1409 года — непризнанный вселенский собор католической церкви, на котором была предпринята попытка прекратить многолетний церковный раскол путём одновременного отречения пап Бенедикта XIII и Григория XII. Однако, вместо того, чтобы закончить раскол, собор избрал третьего папу — Александра V.
Арелатские соборы или Арльские соборы — церковные поместные соборы, состоявшиеся в Арелате (Арле), на юге Римской Галлии с 314 по 1275 год.
Посвящение России Непорочному Сердцу Марии Папой Римским и католическими епископами — необходимое, по мнению сторонников фатимского чуда, условие наступления мира на Земле,
Испанский адопционизм (от лат. adoptio — «усыновлять») — христианское богословское течение, существовавшее в VIII—IX веках на Пиренейском полуострове. В II—III веках уже существовали различные антитринитарные учения, среди которых был и адопционизм, отрицавший божественную сущность Иисуса Христа. Данное учение было осуждено христианской церковью как ересь. В VIII веке в Испании архиепископ толедский Элипанд и епископ урхельский Феликс снова подняли вопрос о двойственной природе Богочеловека, утверждая...
Григорианские реформы — принятое в исторической литературе обозначение движения в католической церкви за реформы, имевшие место в конце XI — начале XII столетия.
Кано́н (греч. κανών — «правило, норма») — церковное установление апостолов, Вселенских, некоторых поместных соборов и Отцов Церкви, касающиеся церковного устройства и правил. Следует отличать от догматических постановлений (оросов).
Термин
глава ́ це́ркви употребляется не во всех конфессиях христианства, преимущественно в протестантизме.
Отлуче́ние (от це́ркви ) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.
Патриархат — термин производный от патриарх; обозначает ту или иную поместную Церковь, первый епископ которой имеет означенный титул. В более узком смысле означает институт патриаршества или церковно-каноническую юрисдикцию того или иного патриарха.
Иерусалимский собор 1443 года — проходил в апреле 1443 года. Собор известен, как осудивший заключённую в 1439 году во Флоренции между Римско-Католической и Восточно-Православными церквями унию. Однако о его значении и статусе существуют различные и противоречивые мнения, крайние в апологетической литературе и более осторожные в научной. Единственным документом, который сообщает о соборе, является соборное определение, подписанный тремя восточными патриархами.
Второй Маконский собор — один из церковных соборов, общефранкский синод под председательством святого архиепископа Приска Лионского, созванный королём Бургундии Гунтрамном 23 октября 585 года в Маконе.
Клюнийская реформа , Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.
Апокрисиа́рий или поклиса́рь (греч. ἀποκρισιάριος — приносящий ответ; лат. responsalis) — посол, посланник, адвокат по делам церковным, дипломатическая должность в Ромейской империи. В церковно-административном значении апокрисиарий — это полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при дворе императора и высших гражданских или церковных учреждениях. Апокрисиарий являлся посредником между высшим духовенством и императором. Апокрисиарии сопровождали своих архиереев при посещении их...
Вестготская правда (лат. Lex Visigothorum, Liber Iudiciorum) — правовой кодекс вестготов. Первые своды законов вестготов были составлены королём Эврихом. Как сообщает Исидор Севильский, «готы начали записывать свои законы, которые прежде были известны только как традиции и обычаи». Преемники Эвриха непрерывно дополняли и развивали этот правовой кодекс, сформировав таким образом Вестготсткую правду, изданную в 654 г. королём Реккесвинтом и вошедшую наряду с Салической, Бургундской, Тюрингской, Баварской...
Кардинал-мирянин — традиционное название кардиналов Римско-католической церкви, не имевших сана священника или епископа. До 1917 года любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить ранг кардинала-дьякона. Такие кардиналы не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия.
Иконобо́рческий собо́р (Иерийский собор) — собрание высшего духовенства христианской церкви, состоявшееся в 754 году во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) по инициативе императора Византии Константина V. На соборе были приняты решения, осуждавшие почитание икон.
Антипа́па — термин, которым в Католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание Папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. Относительно некоторых претендентов на папство данная проблема не решена до сих пор.
Графы Тускулумские (итал. Conti di Tuscolo), Теофилакты — один из самых могущественных родов Италии в X—XII вв., на протяжении X—XI вв. выдвинувший ряд пап и антипап, контролировавший государственную политику.
Акакиа́нская схи́зма (греч. Ακακιανά σχίσματα) — в христианстве 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Римской и Константинопольской церквями, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона; назван по имени константинопольского патриарха Акакия.
Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский). Исходно — термин католического церковного права, обзоначающий выход из монашеского ордена с возвратом в миряне или переходом в белое духовенство (лат. clerici saeculares). В дальнейшем понятие существенно расширилось...
Папская коронация — церемония, на протяжении многих лет существовавшая в Римско-католической церкви, во время которой новый папа римский короновался как земной глава Римско-католической церкви и суверен государства-града Ватикан (а до 1870 года — глава государства Папской области). В церемонии использовались трёхъярусная тройная корона (Папская Тиара).
Монофели́тство (от греч. μόνος — один, единственный + θέλημα — воля) — экклезиологическая и христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа. Согласно монофелитству, Христос волит и как Бог, и как человек своей единой волей. Монофелиты были сторонниками цезарепапизма.
Первый Шпейерский Рейхстаг — рейхстаг Священной Римской империей, работавший с 25 июня по 27 августа 1526 года в городе Шпайер, Германия.
История догматов — теологический трактат немецкого либерального лютеранского теолога Адольфа фон Гарнака, опубликованный им в 1889 году.
Вели́кий за́падный раско́л (также Па́пский раско́л, или Вели́кая схи́зма) — раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 года — три) претендента объявили себя истинными папами. Раскол в церкви произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 году.
Западное монашество — это монашество христианского Запада, связанное с Западно-Римской империей, латынью и римским католицизмом.
Клермонский собор — церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей). Клермонский собор подтвердил обязательность для всех христиан «Мира Божьего», отлучил от церкви короля Франции Филиппа I, вторично...
Избирательная капитуляция — в Средние века документ, подписываемый кандидатом на выборный государственный пост, в котором он давал согласие на принятие этого поста в случае победы на выборах, а также брал на себя определённые обязательства по удовлетворению интересов выборщиков или осуществлению иных мероприятий в сфере внутренней или внешней политики. Практика подписания избирательных капитуляций существовала практически во всех западноевропейских выборных монархиях, однако особое значение имели...
Протонотарий (греч. Προτονοταριϊ) — первый или главный секретарь высшей судебной инстанции; в Константинопольском патриархате второе после патриарха лицо. В Средние века протонотарий заведовал делопроизводством патриархата, по повелению патриарха составлял тексты указов, адресованных патриаршим сановникам и другим властям, докладывал патриарху дела, дважды в год проверял деятельность юристов, выступавших от имени церкви, и лиц, чьи иски рассматривались в церковных судах, проверял достоверность и...