Связанные понятия
Бэнд-лидер (англ. Bandleader) — лидер группы музыкантов или оркестра. Данный термин чаще всего используется, когда говорят о лидерах небольших комбо или оркестров, играющих в стиле джаз, блюз, ритм-энд-блюз или рок-н-ролл.
Перкуссиони́ст (от лат. percussio - удар, такт; лат. percutere - ударять) — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах. Перкуссия наравне с хлопанием в ладоши относится к древнейшим формам музицирования.
Биг-бенд , биг-бэнд (англ. big band) — большой джаз-оркестр, состоящий как минимум из десяти и более музыкантов. Первые биг-бенды появились в 1920-х годах в США и были ведущими музыкальными составами в эпоху свинга 1930-х годов. Биг-бэнды изначально были созданы как аккомпанирующие оркестры для танцевальных вечеров. В противоположность акцентированию на импровизации, биг-бэнды зависели от написанных композиций и аранжировок (Аранжировка). Благодаря этому главенствующая роль была отведена бэндлидерам...
Виртуо́з (итал. virtuoso — от лат. virtus — доблесть, талант) — исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.
Упоминания в литературе
Интересна история создания джазового фестиваля в Антибе. Всем известно, что родина джаза – Америка и возник он в негритянской среде. Долгое время джаз существовал только на американском континенте, в США. В Европу джазовая музыка проникала постепенно, ее привозили с собой и рекламировали американские
джазмены , которые устраивали концерты.
Помню, тогда мы все поголовно были влюблены в Лолиту Торрес – после триумфального успеха фильма «Возраст любви» с ее участием. Мы знали все ее песни, старались исполнять их в ее манере. Естественно, делать это в здании школы было нельзя: если бы я сыграл или спел что-нибудь из репертуара Лолиты Торрес или Элвиса Пресли, которым мы тоже увлекались, то меня бы выгнали или с урока, или вообще из школы. Так, например, было с известным впоследствии нашим
джазменом Вагифом Мустафа-заде, с которым я вместе учился. За то, что он увлекался джазом и играл его очень хорошо, его выгоняли из школы, потом, правда, опять принимали – музыкант он был великолепный. Сейчас его имя внесено в Американскую энциклопедию джаза как одного из лучших джазовых музыкантов мира.
Сам Бельзацкий в разные годы работал у Генрика Гольда и Франтишека Витковского, побывал в США, где даже заглядывал в Cotton Club и был свидетелем выступлений американских
джазменов . Ежи с радостью принял Ади в состав бэнда. Ему уже приходилось слышать о Рознере, однако еще приятнее было убедиться, что слухи о замечательном музыканте – не пустой звон. Слава подтверждалась умением. «Еще тогда поразил он всех своим коронным номером – одновременной игрой на двух трубах», – отмечал Ежи. Впрочем, очень скоро Бельзацкий понял, что Рознер намеревается сколотить собственный ансамбль.
Баташева очень задело высказывание одного из пермских
джазменов , который вспомнил о Терпиловском примерно в таких словах: делать хороший джаз он-де уже не мог нам помочь, но и не мешал играть нашу музыку, за что – спасибо. Наверное, ничего удивительного в этой реплике и нет: молодое поколение всегда жестоко по отношению к своим предшественникам. Алексей Николаевич, помню, помолчал, озадаченный, а после раздумья сказал:
На второй песне вдруг сломался гитарный аппарат, что резко сбило общий настрой. Умецкий попытался заполнить неловкую паузу басовыми наигрышами, вызвав саркастическую реплику из зала: «Дима, дак ты че,
джазмен ?» Через пять минут аппарат починили, но очарование от великого и ужасного металла куда-то улетучилось. Всем стало заметно, что мелодии состоят из двух нот, что текст неразличим, да и поет его Слава по бумажке. Зритель поскучнел, даже особо яростные вопли Бутусова не вызывали отклика. Только Умецкий сорвал аплодисменты, когда, не переставая играть, умудрился опустить разгоряченную голову в ведро с водой и, взмахнув чубом, выплеснул пару литров в зал. Закончилось выступление «Степа» совсем кисло. Это неудачное выступление заставило «наутилусов» отказаться от параллельных проектов и сосредоточится на собственном творчестве.
Связанные понятия (продолжение)
Джаз-мануш (jazz-manouche) — европейское направление джаза, известное также как цыганский джаз (gypsy-jazz) и цыганский свинг (gypsy-swing), совмещающее традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и джаз.
Свинг (англ. swing, в переводе - "раскачка") — направление джазовой музыки, наиболее широко представленное в исполнительской практике больших оркестров. Свинг является одной из форм популярной музыки, появившейся в Соединенных Штатах Америки, которая находилась на пике своей популярности в 1930-х и 1940-х годах. Название "свинг" произошло от так называемого "чувства свинга", где акцент делается на слабой доле или на слабом пульсе в музыке. Свинг обычно представлял собой круг солистов, которые импровизировали...
Аранжиро́вка (от фр. arranger — «приводить в порядок, устраивать») — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала — изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее.
Три́о (итал. trio от лат. tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
Кул-джаз («спокойный» или «прохладный джаз» — букв. перевод англ. cool jazz) — стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х годов на Западном побережье США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-боперов и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы.
Квинте́т (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») — музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
Флюгельго́рн (нем. Flügelhorn, от Flügel — «крыло» и Horn — «рог», «рожок», англ. flugelhorn) — медный духовой музыкальный инструмент, самый высокозвучащий представитель (наряду с флюгельгорнами пикколо и пикколино) семейства саксгорнов (или бюгельгорнов), но в отличие от классических альтгорна, теноргорна и баритонэуфониума, а тем более низких видов саксгорнов басовой и контрабасовой туб имеют не овальную и тубообразную форму, а форму, сходную с корнетом и трубой. Внешне очень напоминает трубу или...
Хард-боп — джазовый стиль, развившийся из бибопа и кул-джаза, вобрав в себя элементы соула, церковной музыки (госпел) и блюза. Пик его популярности пришёлся на 1950-60-е годы XX века.
Лёгкая музыка (англ. Easy listening) — понятие, охватывающее различные музыкальные жанры, предназначенные в основном для развлекательных целей, нередко служащие фоном для различных занятий, отличающиеся несложным содержанием и легко доступные для восприятия. Понятие «лёгкая музыка» охватывает широкий диапазон жанров — от танцев, маршей и песен до инструментальных сюит, попурри, рапсодий; к этому виду музыки относится и оперетта. Для сочинений лёгкой музыки характерны простые, легко запоминающиеся...
Шля́гер (нем. Schlager, от нем. Schlag «удар»; «ходкий товар», «гвоздь сезона») — популярная в какой-то период времени песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной).
Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи.
Крунер (англицизм crooner от croon «напевать вполголоса, тихо и проникновенно») — вокалист, придерживающийся принципов свинговой фразировки. Первоначально выступали в сопровождении биг-бэндов. Так называемая крунерская манера пения включила в себя многие элементы: традиции блюза и гавайской музыки, бродвейских мюзиклов и бельканто. Характерными особенностями «крунинга» являются непринужденное звукоизвлечение, повествовательная и элегантная подача материала, присказки и имитация разговора в паузах...
Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов...
Буги-вуги (англ. boogie-woogie или просто буги, boogie) — фортепианный стиль. Инструментальные пьесы в этом стиле порой успешно исполнялись и оркестрами. Сама эта музыка появилась ещё до того, как ей было дано такое необычное название.
Диксиленд (англ. Dixieland) — это стиль джаза, одна из стилевых разновидностей традиционного джаза, возникшая в начале XX века в штате Луизиана в США (точнее – в городе Новый Орлеан); а также джазовое направление конца 1930-х – 1950-х годов, образовавшееся в результате движения за возрождение традиционного джаза. Диксиленд также иногда называют «горячим» джазом (hot jazz) или традиционным.
Кварте́т — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.
Со́ло (итал. solo «один») — как противоположность понятию тутти, то есть исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом.
Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) — свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».
Музыка́нт (от нем. Musikant, через лат. mūsicus, к греч. μουσική (τέχνη)) — специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте; занимающийся музыкой профессионально или как знаток и любитель. Также, употребляется применительно к профессиям композитора, дирижёра, певца.
Фри-джаз (англ. Free jazz, буквально «свободный джаз») — стиль современной джазовой музыки, для которого характерен отход от принципов тональной организации музыкального материала, блюзовой последовательности аккордов, традиционной свинговой ритмики. Основной акцент делается на свободу импровизации (зачастую групповой), разнообразие выразительных средств, позволяющее максимально полно отразить интеллектуальную и чувственную составляющие музыки. Основу стиля заложили во второй половине 1950-х годов...
Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе...
Аванга́рдная му́зыка , музыка́льный аванга́рд (англ. avant-garde music) — вид современной академической музыки, некоторые элементы эстетики которой являются радикально инновационными. Предполагается, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время.
Баритон-саксофон или Баритоновый саксофон — один из самых больших инструментов из семейства саксофонов, уступает только басовому, контрабасовому и субконтрабасовому саксофонам. Часто используется в академической музыке, джазе и военной, преимущественно маршевой, музыке.
Страйд (полное название англ. Harlem Stride Piano, что значит «гарлемский шагающий») — джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки — арпеджио, гаммы и др. Стиль страйд возник в Гарлеме и Манхэттене во время Первой мировой войны. Его возникновение связано с тем, что пианисты должны были исполнять музыку каждую ночь, что требовало вносить разнообразие в монотонные рэгтаймы и превращать их в более виртуозные произведения...
Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.
Авангардный джаз (Avant Garde jazz) — условное название музыкального направления, возникшего в 1950-х-1960-х гг., которое ориентировалось на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т.д.).
Арти́ст (фр. artiste, средневеково-лат. artista — искусник, художник, мастер от лат. ars — искусство) — многозначный термин. В женском роде — «артистка».
Популя́рная му́зыка (англ. popular music) — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику. Современная популярная музыка называется поп-музыкой. Возникла в XIX веке как реакция на усложнившиеся формы «серьезной» музыки.
Бандонео́н (исп. bandoneón) — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Сконструирован на основе немецкой концертины в 1840 году Генрихом Бандом из Креффельда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Аккордео́н (от фр. accordéon) — хроматическая ручная гармоника с клавиатурой мелодии фортепианного типа. Клавиатура аккомпанемента такая же как у баяна: с 5—6 рядами кнопок, звучащими басами и аккордами (готовый аккордеон) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный аккордеон).
Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.
Фингерстайл (также пальцевой метод, пальцевой стиль, англ. fingerstyle) — техника игры на гитаре (преимущественно акустической), при которой один гитарист ведет одновременно партии соло, ритм и бас. Начало своё эта техника, по-видимому, берёт у классической гитарной.
Пиани́ст , пиани́стка — музыкант, исполнитель на фортепиано. Пианисты могут выступать сольно, играть в составе ансамбля или оркестра, а также аккомпанировать другим музыкантам. Лишь немногие пианисты становятся концертирующими, сольно или в составе ансамблей, большинство пианистов занято другой работой: аккомпанированием, выступлением в фойе отелей, ресторанов и борделей, работой на музыкальных студиях, преподаванием музыки.
Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.
Народная музыка , музыкальный фольклор — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают...
Классический кроссовер (англ. classical crossover) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого...
Сессионный музыкант (англ. session musician, также студийный музыкант) — музыкант, которого нанимают для участия в записи музыки в студии, и при этом он не является постоянным членом музыкального ансамбля, с которым записывается.
Гастро́ли , ранее «га́строль» (нем. Gastrolle, от Gast — «гость» и Rolle — «роль») — выступление артиста или коллектива артистов вне места его постоянной деятельности — на чужой сцене в другом районе, городе, регионе или государстве.
Кла́вишник — музыкант, играющий на клавишных музыкальных инструментах. В современном русском языке слово употребляется, как правило, по отношению к электронным музыкальным инструментам. До начала 1960-х годов музыкантов, играющих на клавишных инструментах, относили либо к пианистам, либо к органистам. Начиная с середины 1960-х стало широко использоваться множество новых клавишных инструментов (таких как электропианино, электроорганы, аналоговые и цифровые синтезаторы), что привело к необходимости...
Гитари́ст — музыкант, играющий на гитаре. Профессиональные гитаристы могут исполнять сольные произведения или играть в составе ансамблей или групп в широком диапазоне музыкальных жанров. В ансамбле гитарист может выполнять роль ритм-гитары (играя согласованно с басом) или соло-гитары (играя мелодическую партию поверх баса). Также гитарист может аккомпанировать себе во время пения. В настоящее время гитаристы играют с применением новейшего гитарного оборудования, применяя всевозможные процессы и способы...
Бит -музыка (англ. Beat music), также называемая мерсибит (англ. merseybeat) для групп из Ливерпуля рядом с рекой Мерси или брамбит (англ. Brumbeat) для групп из Бирмингема — это жанр рок-музыки, зародившийся в Великобритании в начале 1960‑х.
Вокали́ст (лат. vox — «голос» и vocalis — «звучащий») — музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением различных вокальных партий; участник какого-либо вокально-инструментального ансамбля, в котором данный участник исполняет вокальные партии.
Бибоп , би-боп, боп (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе...