Связанные понятия
Большие германские художественные выставки (нем. Große Deutsche Kunstausstellung) — восемь раз проводившиеся в период с 1937 и по 1944 год в нацистской Германии, в специально для этой цели построенном в Мюнхене Доме немецкого искусства. Выставки отражали официальный взгляд на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики.
Берлинский сецессион (нем. Berliner Secession) — художественное объединение берлинских художников и скульпторов конца XIX века, отвергавших доминировавшее в то время академическое искусство.
Новая вещественность , новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit) — художественное течение в Германии второй половины 1920-х годов (т. н. «золотые двадцатые»), охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку. Противостояло позднему романтизму и экспрессионизму. Исчерпало себя в 1933 году с приходом нацизма к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства.
Молодой Рейнланд (нем. Das Junge Rheinland) — союз немецких художников-модернистов, возникший в 1919 году в Дюссельдорфе.
Рейнский экспрессионизм , или Рейнские экспрессионисты (нем. Rheinischen Expressionismus, Rheinische Expressionisten) — авангардистская художественная группа, возникшая в Германии в период перед Первой мировой войной.
Упоминания в литературе
Текст каталога выставки
дегенеративного искусства призывает всех германцев к племенной сплоченности против сил вырождения, вызванных к жизни анархистом, большевиком и Евреем. Выдает этого многоглавого врага авангардное искусство: его установки и ведут к такому вырождению. Дегенеративным же это искусство является постольку, поскольку оно затрагивает исконные ценности племени: варварством изобразительных средств – извращением восприятия формы и цвета, сознательным искажением рисунка, бессмысленностью сюжетов – оно посягает на саму германскую кровь. Больной мозг авангардиста, читаем мы в этих заметках, позволяет себе оскорблять окружающих вызывающе дерзкими поделками, которых не потерпели бы в былые времена. Он покушается на ценности самосохранения сообщества – будь то ценности боевые или моральные. Немцы в его изображении выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха – в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению этого порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка. Он воспевает уродство. Наконец, расовым идеалом ему видится негр или уроженец островов Южного полушария.
Связанные понятия (продолжение)
«Мост » (нем. Die Brücke) — группа художников в Германии в 1905—1913 годах, выступивших основоположниками немецкого экспрессионизма.
«Синий всадник » (нем. Der Blaue Reiter) — творческое объединение представителей экспрессионизма (в основном художников) в начале XX века в Германии.
Мюнхенский сецессион (нем. Münchener Secession) — объединение мюнхенских художников конца XIX века, отделившихся в 1892 году от господствующей в то время Мюнхенской ассоциации художников. С создания Мюнхенского сецессиона началась история возникновения прогрессивных художественных групп — сецессионов — на территории Австрии и Германии, отвергавших консервативное официальное искусство.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя...
Ноябрьская группа (нем. Novembergrupре) — ассоциация художников, скульпторов-экспрессионистов, композиторов и других деятелей искусства, созданная 3 декабря 1918 года в Берлине М. Пехштейном и Ц. Кляйном во время Ноябрьской революции 1918 г. в Германии.
Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus), более известный как нацизм — официальная политическая идеология в нацистской Германии, являющаяся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма. Национал-социализм иногда называют германским (немецким) фашизмом (наряду с итальянским фашизмом).
Национальная галерея Берлина (нем. Nationalgalerie Berlin) — собрание произведений искусства XIX, XX и XXI веков в составе Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия. С ноября 2008 года Национальную галерею Берлина возглавляет Удо Киттельманн.
Термином «
Украденные произведения искусства » или же «Украденные нацистами произведения искусства» обозначаются произведения искусства, награбленные нацистами во время пребывания у власти в Германии, в частности изъятые у преследовавшихся режимом владельцев. Жертвами разбоя были прежде всего евреи и преследовавшиеся как евреи лица в 1933—1945 годах в Германии и в странах, оккупированных Германией во время Второй мировой войны. Разграбление велось согласно многочисленным законодательным актам и при...
Информализм , информальное искусство, информель (фр. art informel) — направление в искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века во Франции (в Париже). Обычно под этим понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в послевоенной Европе.
Ворпсведская колония художников (нем. Künstlerkolonie Worpswede) — основанное в 1889 г. сообщество художников, проживавших и работавших в посёлке Ворпсведе на Чёртовом болоте (Teufelsmoor) в Нижней Саксонии в 18 км от Бремена. Таким образом Ворпсведе стал родиной для многих известных немецких импрессионистов и экспрессионистов.
Сецессион (нем. Secession, Sezession, от лат. secessio — отделение, обособление) — в искусстве название нескольких групп прогрессивных художников, отклонившихся от признанных и консервативных художественных организаций на территории Австрии и Германии.
Бауха́ус (также встречается Бауха́уз, нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — созданная по инициативе министерства народного просвещения и пропаганды профессиональная организация творческих работников Третьего рейха. Использовалась в качестве инструмента государственного контроля всех работников сферы искусства, так как творческой деятельностью могли заниматься только лица, состоящие в соответствующей палате Имперской палаты культуры.
Модернизм в изобразительном искусстве — совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Модернизм — художественное направление середины XX века, рамки которого иногда расширяют с 60-х годов XIX века по 70-е годы XX столетия. Модернизм затрагивает изобразительный стиль и содержание искусства. Модернизм определяют как своеобразную философию и новую форму художественного мышления...
Конкретное искусство (нем. Konkrete Kunst, англ. Concrete art, фр. Art concret) — одно из центральных направлений европейского авангардистского искусства, появившееся в первой половине XX столетия и нашедшее своё выражение в живописи, скульптуре, фотографии, а также в поэзии.
Венский акционизм (Wiener Aktionismus) — радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалось одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи, отрицавших традиционные формы искусства. Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несёт сходство с Флуксусом, но действия венских акционистов заметно отличались...
Старые мастера (нем. Alte Meister, англ. Old Master) — принятое в германской и англо-саксонской традициях обозначение выдающихся художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия.
Ташизм (фр. Tachisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1940—1960-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. К ташизму близки европейская группа «КОБРА» и японская группа «Гутай» (Gutai). Родственно ташизму по творческому методу направление абстрактного экспрессионизма...
Дадаи́зм , или дада, — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1923 годы.
Денацификация (нем. Entnazifizierung) — люстрация, комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного германского и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии. Денацификация проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции после победы над нацистской Германией и основывалась на решениях Потсдамской конференции.
Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — изображение определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан, Франтишек Купка.
Новые дикие (нем. Neue Wilde, Новые фовисты) — течение немецкого постмодернизма в живописи.
Ар брют , или ар-брют (фр. Art brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство), — термин, введённый французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключённые, чудаки-одиночки и т. п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят...
Новый реализм (фр. Nouveau Réalisme) — движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 в Париже...
Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год. Наиболее важный этап приходится на 1905—1907 годы. Характерный приём фовизма — обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Дрезденский сецессион (нем. Dresdner Sezession) — название художественных объединений, созданных в Дрездене в 1919, 1932 и в 1989 годах .
«КОБРА », или «КоБрА» (COBRA) — европейское авангардистское движение, активное в 1949—1952 гг. Название было придумано в 1948 году Кристианом Дотремоном (Christian Dotremont) по первым буквам родных городов участников движения: Копенгаген (Ко — Co), Брюссель (Бр — Br), Амстердам (А — A).
Музей Берггрюна , Коллекция Берггрюна (нем. Museum Berggruen) в берлинском районе Шарлоттенбург считается одной из наиболее ценных коллекций искусства эпохи классического модерна. В качестве «жеста примирения» коллекционер и торговец предметами искусства Хайнц Берггрюн передал её своему родному городу по цене значительно ниже её реальной стоимости. Коллекция славится прежде всего произведениями Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса. Музей Берггрюна входит в состав...
Франкфуртский ангел (нем. Frankfurter Engel) — мемориал в Франкфурте-на-Майне, который посвящён гомосексуалам, преследовавшимся в Германии. В уголовном кодексе Германии с 15 мая 1871 года до 11 июня 1994 (в ГДР до 1968) существовал Параграф 175, по которому гомосексуальные мужчины подвергались тюремному заключению. Преследования особой жестокости пришлись на нацистский период истории страны, но и после падения Третьего Рейха конец им положен не был.
А́ншлюс (нем. Anschluß — «присоединение», «союз») — включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12—13 марта 1938 года. Независимость Австрии была восстановлена в апреле 1945 года после её занятия союзными войсками в ходе Второй мировой войны и узаконена Государственным договором 1955 года, запрещающим аншлюс. В переносном значении понятие «аншлюс», из-за его связи с историей нацизма, употребляется в негативном смысле как синоним понятия аннексия.
«Абстра́кция-Тво́рчество » (фр. Abstraction-Création) — международное объединение художников-модернистов, основанное 15 февраля 1931 года в Париже по инициативе бельгийского художника, скульптора и архитектора Жоржа Вантонгерло.
Лирическая абстракция — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения. Произведения лирического абстракционизма — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Принято считать, что основоположниками лирической абстракции были Аршиль Горки, Андрей Ланской.
Съезды НСДАП (официальное название — Имперский партийный съезд, Reichsparteitag ) — партийные конгрессы НСДАП, проходившие в период с 1923 по 1938 год. Начиная с 1927 года местом съездов стал Нюрнберг, начиная с 1933 года они проводились ежегодно на территории съездов НСДАП. Съезды НСДАП должны были продемонстрировать величие германской нации, они стали важным элементом нацистской пропаганды.
Мюнхенская школа (нем. Münchner Schule) — это художественный стиль в живописи Мюнхена XIX — начала XX столетий. Он возник вокруг Королевской Академии Изобразительных искусств и позднее приобрёл огромное значение в академической живописи.
Общество осенних салонов, укороченное название Осенний салон (фр. Société du Salon d’automne, также Salon d’automne) — объединение деятелей искусства во Франции, основанное в 1903 году архитектором Францем Журденом в сотрудничестве с такими художниками, как Жорж Руо, Эдуар Вюйяр, Альбер Марке. В создании общества также принимали участие такие заслуженные мастера живописи, как Сезанн, Ренуар, Одилон Редон, Эжен Каррьер. Ренуар и Каррьер были избраны почётными президентами общества.
Подробнее: Осенний салон
Неоэкспрессионизм (Neo-expressionism) — направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернули в искусство образность, фигуративность, живую и эмоциональную манеру, яркие, насыщенные цвета.
Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.
Неоимпрессионизм — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Félix Fénéon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».
Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением...
Неодада изм (нео-дада)— термин, обозначающий различные стили, направления и произведения современного искусства, в которых угадываются мировоззренческие установки, возрожденные приёмы или методы исторического дадаизма.
Арийцы или арийская ра́са (термин происходит от слова «арии» (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-), что означало «достойный, уважаемый, благородный» на древнем санскрите) — лженаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами.
Программа умерщвления «Т-4» (нем. Aktion Tiergartenstraße 4, «Операция Тиргартенштрассе 4») — официальное название евгенической программы немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). Сначала уничтожались только дети до трёх лет, затем...
Искусство нацистской Германии — созданное в Германии и принятое её властью искусство периода 1933—1945 годов. Став диктатором в 1933 году, в мере не известной до этого Адольф Гитлер начал навязывать народу свои предпочтения в искусстве.