Связанные понятия
Молда́вское кня́жество (Молдавия, з.-рус Молдославия, молд. Цара Мѡлдовєй, Цара Молдовей, греч. Ροσοβλαχια «Русо-Влахия», тур. Bogdania) — государство, существовавшее в XIV—XIX веках, на территории современной Молдавии, части современных Румынии и Украины. Культурно и исторически связано с ранее существовавшим Валашским княжеством, а также c Русью, Болгарией и Османской империей.
Дуна́йские кня́жества (Молдо-Валахия, Молдовлахия, рум. Principatele Dunărene, греч. Μολδοβλαχία) — термин, использующийся для обозначения княжеств Валахия и Молдавия, существовавших в XIV−XIX веках. В самих княжествах этот термин долго не употреблялся. Впервые был введён в обиход в Австрийской империи для их описания после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года.
Органический регламент (фр. Règlement Organique, рум. Regulamentul Organic) — органический закон и первая конституция Дунайских княжеств (Валахии и Молдавии), которая вступила в силу в 1831-1832 годах, когда княжества получили автономию по условиям Адрианапольского мирного договора, завершившего Русско-турецкую войну 1828—1829 годов.
Пу́тна (рум. Putna) — известный в истории славянско-румынской письменности православный монастырь в Молдавском княжестве (ныне в Румынии) на реке Путна. Основан господарём Стефаном Великим в 1466 году. Современная церковь была значительно перестроена Василием Лупу в 1653—1662 годах. Монастырь владеет старыми рукописями, ценными церковными предметами, надписями и др. памятниками румынской культуры. В монастыре похоронен господарь Молдовы Стефан Великий и некоторые члены его семьи.
Логофе́т (греч. λογοθέτης, лат. logotheta, итал. logoteta, рум. logofăt; от λόγος — здесь: постановление, приказание, счёт, отчёт и θέτης — кладущий, налагающий) — высший чиновник (аудитор, канцлер и т. п.) царской или патриаршей канцелярии в Византии, а затем и в некоторых Восточных Церквях. Церковный логофет был хранителем патриаршей печати, заведовавшим патриаршей канцелярией и её архивом; на нём же лежала денежная отчётность по патриархии; он часто состоял членом патриаршего суда. Их обязанности...
Упоминания в литературе
Как отмечалось выше, в ХVII столетии в Валашском княжестве сформировалась прочная традиция, принявшая характер неписанного закона, когда великие бояре и сановники отдавали своих сыновей в возрасте 12–14 лет в услужение ко двору
господаря . По сути дела, с этого начинали свою служебную карьеру все представители служилого сословия княжества[15].
К древним фанариотским фамилиям относились Палеологи, Кантакузины, Карацасы, Розетти, Суцосы, Маврокордато, Ипсилантисы, Мурузисы, Гикасы, Каллимахисы, Аристархи, Карджа, Ралли, Аргиропулы, Панайотаки, Ромадани и др. (там же, кн. 1, с. 118). Все они принадлежали к различным группам греческой знати – архонтам, «приматам» (коджабаши). Некоторые из них дослуживались до великих драгоманов (баш терджуман) Порты21 и великих драгоманов османского флота (152, л. 5—8об; 735, кн. I, с. 123; 861, с. 173–174)22. Последние носили пышные титулы «хранителей тайн Империи» или «тайных советников». Самых выдающихся и заслуженных греков-фанариотов Порта назначала
господарями («боярами», или «князьями» и «воеводами») (сроком на три года) в два Дунайских княжества Османской империи – Молдавию и Валахию23 (735, кн. I, с. 123–124). Подобной милостью Порта надолго расположила к себе греческую знать, создав в Молдавии и Валахии подобие «свободной экономической зоны», которую современники сравнивали с «землей обетованной», и куда в XVIII веке устремились массы греков. Вековому господарству фанариотов в Дунайских княжествах Порта положила конец лишь после греческого восстания 1821 г. Верховенство Константинопольского патриарха обеспечило укрепление позиций «эллинического элемента» в диоцезах Восточно-православной церкви. Постепенно фанариотам удалось занять все архиерейские посты в Иерусалимском (с 1534 г.), Антиохийском (с 1724 г.) и Александрийском патриархатах.
Титулом князь-государь стали называть государя в удельные XIII и XIV в. Этот титул выражал сущность государственной власти, соответствовал, как и территориальный термин, слову «удел». Слово «государь» заимствовано из частной жизни, оно близко по значению слову «
господарь », имевшему параллельную форму в слове «господин», которое происходит от владычества или хозяйственного владения. Однако слово «государь» подразумевало высшую власть, а «господарь» – лишь властитель с правом управления, но не собственник с правом распоряжения, отчуждения и уничтожения. Таким образом, государь – это хозяин, собственник удела, его территории – на вотчинном праве.
Большое влияние Польши на внутреннюю политику Литвы начинало сказываться прежде всего на русском христианском населении восточного исповедания. Религиозные притеснения принуждали многих русских князей переходить на службу московского князя. Польский король Казимир IV потребовал от Иоанна III, чтобы он не принимал переходивших на его службу, князь Иоанн отказал в этих требованиях, после чего король решил свои требования поддержать вооруженными силами. Начинались войны Москвы против Литвы и Польши. Московский князь находился в дружественных отношениях с крымским ханом и просил его согласовать совместные действия против общего врага, Литвы. Кроме того, он заключил дружественные договоры с молдавским
господарем и венгерским королем.
ИВАН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (15.02. 1458-7.03. 1490 гг.) – сын великого князя Ивана III и его первой жены Марии Борисовны, дочери тверского князя Бориса Александровича, князь тверской с 1485 г. С юных лет участвовал в управлении государством и в военных походах Ивана III. С 1471 г. считался соправителем отца, который неоднократно оставлял его в Москве «блюсти свое отчины и управляти Русские земли». В 1480 г., во время нашествия на Русь ордынского хана Ахмата, 22-летний Иван Иванович, выполняя приказ Ивана III, возглавил русские полки и вышел в район Калуги, к устью реки Угра, левого притока Оки; фактически русским войском руководил опытный воевода князь Данила Дмитриевич Холмский. Иван Иванович участвовал в нескольких стычках с ордынцами, пытавшимися переправиться через Оку. Охваченный воинским порывом, он отказался по требованию отца приехать в Москву. Летопись сообщает: «Мужество показа, брань прия от отца, а не еха от берега, а хрестьянства не выда». Иван Иванович умер от болезни ног и неправильного лечения. До сих пор среди историков бытует мнение, что его отравили по приказу второй жены Ивана III Софьи Палеолог, которая стремилась сделать наследником престола своего сына Василия. Иван Иванович был женат на Елене Стефановне, дочери молдавского
господаря Стефана IV. Его сын Дмитрий Иванович (Дмитрий Внук) в 1498 г. был объявлен наследником.
Возглавив монастырь, о. Савва сделал очень многое для его возрождения. Проведя четыре года в Константинополе, где собирал пожертвования, он, призывая на помощь св. вмч. Пантелеймона, вылечил от тяжелой болезни великого драгомана Порты (фактически министра, ведавшего иностранными делами) князя Скарлата Каллимаха (1773-1821), будущего
господаря Молдовы (а позднее Валахии), и обрел в его лице богатого покровителя (ктитора)[53].
Земля – главное средство производства и главное богатство феодального общества – в XIII–XIV вв. принадлежала великому князю литовскому (господарю). Он был верховным собственником всей земли. В собственном (господарском) домене князь через своих экономов вел хозяйство, вся прибыль которого принадлежала ему, великому князю, и государству. Эти земли приобрели статус государственных.
Господарь имел также прибыль от имений феодалов, обложив натуральными и денежными сборами подвластных крестьян, мещан, ремесленников, военно-служилые сословия.
В 1508 г. вдова сербского деспота Стефана и мать последнего деспота Иоанна инокиня Ангелина, причисленная впоследствии к лику святых, торжественно передала великому князю Василию III в собственность право на русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Попавшие под турецкое иго сербские государи, в течение веков оказывавшие поддержку русской обители, теперь сами находились в трудном положении. Святая Ангелина призвала князя помогать русской обители – его древней отчине и дедине, что и произошло. Но русские государи и цари осознали себя ктиторами и хранителями всей Святой Горы и других православных народов, каковыми некогда были византийские императоры и сербские
господари . С посланцами игумена русского Свято-Пантелеимоновского монастыря Василий III неоднократно посылал милостыню в сербскую землю – в митрополию, монастыри и самой преподобной Ангелине[17].
Связанные понятия (продолжение)
Фанарио́ты (греч. Φαναριώτες, рум. Fanarioţi, тур. Fenerliler) — исторически, собирательное название этнически греческой элиты в Османской империи, селившейся в районе Фанар в европейской части Константинополя в XVI — начале XX веков, близ резиденции Константинопольского Патриарха (в монастыре святого Георгия в Фанаре с начала XVII века), который в оттоманской системе администрации был признан в качестве главы (этнарха, миллет-баши) православного Рум-миллета (общины; осман. millet-i Rûm).
Цину́т (рум. ţinut, от молд. a ţine — держать, в славяно-молдавских документах — «держава», в исторической литературе на русском языке — чаще всего «уезд») — область в Молдавском княжестве, возглавлявшаяся пыркэлабом или старостой. Главa цинута также назывался протопоп или архикнязь.
Видинское царство (болг. Видинско царство) — государство, отколовшееся от Болгарии (Тырновского царства) в XIV веке. С 1261—1336 года существовал как Видинский деспотат (болг. Видинско деспотство) — полунезависимое государство, которое временами являлось автономией внутри Болгарии.
Государь всея Руси (первоначально господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей.
Князь — глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых других народов; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул, в зависимости от важности приравниваемый к принцу или к герцогу в Западной и Южной Европе, в Центральной Европе (бывшей Священной Римской империи) этот титул именуется фюрст, а в Северной — конунг.
«Всея Руси » (ст.‑слав. Всеꙗ Русіи) — приставка к титулу русских великих князей и царей, а также предстоятелей Русской православной церкви (используется и в наши дни). В переводе с церковнославянского языка означает «всей Руси».
Вели́кое кня́жество Лито́вское (ВКЛ; лат. Magnus Ducatus Lithuaniae), полное название — Вели́кое кня́жество Лито́вское, Ру́ское, Жема́йтское и ины́х — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии...
Ру́сское (централизо́ванное) госуда́рство — государственное образование конца XV — начала XVIII веков, сложившееся на Руси в эпоху правления московского князя Ивана Великого. Унаследовав от своих предшественников претензионный титул «государь всея Руси», Иван Великий значительно увеличил его фактическое наполнение, проводя успешную политику по собиранию русских земель и преодолению монголо-татарского ига. В результате его 43-летнего правления в Восточной Европе на месте разрозненных феодальных княжеств...
Русь (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ зємлѧ, др.-сканд. Garðaríki, ср.-греч. Ῥωσία, лат. Russia, Rossia, Ruthenia) — обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель. Возникшее на этих землях влиятельное Древнерусское государство, политический расцвет которого пришёлся на X—XI века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка и культуры. В 988 году произошло крещение Руси по восточной христианской традиции. Дробление Руси на удельные...
Вала́хи (также влахи, воло́хи; от прагерм. walhos, от античного вольки; устаревший русский — валахи) — общее название предков восточно-романских народов (румын, молдаван, аромун, истро-румын, мегленитов). Первоначально у славян влахами могли называться романские народы в целом. В начале XX века чехи и поляки называли так итальянцев. В древнегерманских языках так назывались вообще кельтские и романизированные народы, этимология этнонима связана с античными кельтами.
Великий князь — титул правителя в ряде государств, стоящий по рангу ниже царя или короля, но выше князя. Приблизительно соответствует западноевропейскому титулу великий герцог.
Га́лицко-Волы́нское кня́жество (1199—1392; укр. Галицько-Волинське князівство) — юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.
Коро́ль (лат. rex, фр. roi, итал. re, англ. king, нем. könig) — титул монарха. Глава королевства. Обычно наследственный, но иногда выборный.
Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, др.-греч. καῖσαρ) — один из титулов монарха. Первым правителем, принявшим титул «царь», был болгарский князь Симеон I в X веке. В иносказательной речи слово используется для обозначения первенства, доминирования: «лев — царь зверей».
Литви́ны — термин, который использовался в исторических источниках для обозначения населения Великого княжества Литовского. Как правило, термин подразумевал под собой как этнических литовцев, так и нынешних белорусов (когда «литвины» противопоставлялись «русинам»), а также всего населения Великого княжества вне зависимости от происхождения.
Русские княжества (XII—XVI веков) — государственные образования исторической Руси в пределах современных государств Россия, Украина, Белоруссия и Польша, а также (на окраинных землях) современных Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Финляндии. Возглавлялись князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Киевской Руси на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории он описывается...
Граф , графи́ня (нем. Graf) — королевское должностное лицо в Раннем Средневековье в Западной Европе.
Берестейщина располагалась на значимых торговых путях. Главные города: Берестье (современный Брест), Дорогичин (не путать с Дрогичином), Мельник, Бельск, Кобрин, Каменец.
Этнонимы украинцев — совокупность самоназваний (эндоэтнонимов) и использующихся другими народами (экзоэтнонимов) названий украинского народа на протяжении его существования.
Литовская знать была исторически юридически привилегированным классом в Великом княжестве Литовском, состоящим из литовцев, проживавших в исторических районах Литвы: Литве и Жемайтии, и, после восточной экспансии Литвы, из русинских дворянских семей (бояр). Семьям в первую очередь предоставлялись льготы для военной службы в составе Великого княжества. Речь Посполитая имела один из крупнейших процентов дворянского населения в Европе, примерно 10% населения, в некоторых регионах, например в Жемайтии...
Подробнее: Литовское дворянство
Ксёндз (польск. Ksiądz — «священник») — польский католический священнослужитель.
Ру́сское ца́рство или Росси́йское ца́рство, также Моско́вское ца́рство — период в истории Русского государства между 1547 и 1721 годами.
Руси́ны (зап.-рус. русины, русини, рѹсіны, польск. Rusini, укр. русини, белор. русіны, лит. rusėnai, лат. rutheni, rhuteni, нем. Ruthenen) — исторический эндоэтноним жителей Руси, изначально употреблявшийся только в форме единственного числа — русин (др.-рус. рѹсинъ), в то время как множественное число выражалось формами русь, либо русьскыи (люди). В настоящее время этноним сохранился только у некоторых групп восточнославянского населения: в Закарпатье, на Лемковщине, а также в Воеводине и Паннонии...
Московское государство — название, которым в XVI—XVII веках обозначалась территория Великого княжества Московского внутри Российского царства. Параллельно шёл процесс синонимизации этого названия с Россией в целом, продлившийся до переноса столицы в Санкт-Петербург и провозглашения Российской империи в начале XVIII века. В историографии XIX—XXI веков — одно из названий Русского централизованного государства конца XV — начала XVIII веков.
Ру́сский кагана́т — гипотетическое государственное образование народа русь (русов), хронологически предшествовавшее Древнерусскому государству.
Кефал (греч. κεφαλή, «глава») — именование местных и провинциальных губернаторов в поздней Византийской империи.
Согласно арабским и византийским источникам, дьюла (венг. Gyula) — это титул второго по значимости вождя федерации венгерских племён в IX—X веках. В самых ранних венгерских письменных источниках титула дьюла уже нет, а это слово используется исключительно как имя собственное.
Подробнее: Дьюла (титул)
Тавади (груз. თავადი от слова тави — голова) — титул в феодальной Грузии. В дворянской иерархии Грузии тавади стояли выше дворян — азнаури, но ниже эристави (крупных феодалов) и полунезависимых владетелей — мтавари (груз., букв. главный). Титул соответствовал мусульманским бекам Закавказья и армянским меликам. После вхождения Грузии в состав Российской империи, и тавади и эристави и мтавари были приравнены к князьям.
Кага́н (хакан, хаган, ср.-монг. ᠬᠠᠭᠠᠨ, Qaɣan; совр.-монг. хаан, др.-тюрк. ???, , кит. трад. 可汗, пиньинь: Kèhán) — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов. В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).
Укра́ина (устар. украина, украйна, в более поздних источниках окраина, окрайна) — на Руси до XVIII века название военного пограничья и земель, расположенных на рубеже с опасными соседями, аналогичных западноевропейским маркам (от лат. margo «край»). Население этих земель, подвергавшихся частым набегам, называлось на Руси украинцами, украинниками, украинянами или украинными людьми.
Царство — монархическое государство, возглавляемое царём или царицей. Термин употребляется преимущественно в славянских странах. В русском языке его также прилагают к ряду государств Древнего мира и Средних веков.
Новгоро́дская земля ́ (или Земля́ Новгоро́дская) — одно из крупнейших территориально-государственных образований в истории восточной Европы. Новгородская земля находилась на северо-западе и севере Руси. С Новгородской земли началась древнерусская государственность под властью династии Рюриковичей. В период упадка Киевской Руси Новгородская земля развивалась как самостоятельное русское государство и входила в Ганзейский союз. Однако, в дальнейшем, в ходе политики «собирания земель», Великий Новгород...
Константи́н — мужское русское личное имя латинского происхождения; восходит к лат. constans (родительный падеж constantis) — «постоянный, стойкий». Constantius (Конста́нций) — известное в античности личное имя; Constantinus — его производная форма, обретшая самостоятельность.
Антинормани́зм — направление в российской, советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стараются опровергнуть норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства. Не отрицая участия викингов в политических процессах на Руси, антинорманисты не признают существенности их влияния. Также антинорманизм распространен в псевдоисторических построениях (см. Фолк-хистори и Родноверие).
Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.
Подробнее: Бояре
Чёрная Русь — историческое западноевропейское название части земель Руси по «колористической» (цветной) схеме, в которую входили также Белая и Червонная Русь. Цветовая схема для сторон света имеет восточное происхождение и до настоящего времени используется в Китае (см. Четыре знака зодиака).
Старина — используемое в исторической литературе условное наименование системы правовых норм, восходящих к Русской Правде и традиционному политическому укладу домонгольской Руси, унаследованному Великим княжеством Литовским, в противопоставлении тем, что были свойственны новым государственным центрам (Владимиру, Галичу и Москве).
Китабистика — раздел славистики, наука занимающаяся изучением мусульманских текстов на польском и старобелорусском языках, написанных в арабской графике в период Великого Княжества Литовского.
Славинии или Склавинии, Славии (греч. Σκλαβηνίας, Σκλαβυνίας, Σκλαυίνίας, лат. Sclavenias, Sclavonias, Slaviae) — обозначение социально-политических объединений славянских племён и областей их проживания по сведениям византийских источников VII—X вв. Термин потом перешёл в западноевропейские источники XI—XV вв.
Чёрные клобуки ́ («чёрные шапки», ср. тюрк. каракалпак «чёрный колпак») — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века. Как отмечает академик А. И. Фурсов, чёрные клобуки явились предвестниками казачества. По сути дела, они несли пограничную службу на обширной территории по течению Днепра, Стугны и Роси, занимаемая ими зона ответственности являлась своего рода буфером между кочевниками и Русью.
Ярлык (от монг. зарлиг — указ, приказ, повеление, веление) — письменное повеление или грамота хана, воплощение законов Ясы. Верительная грамота на великое княжение в XIII—XV веках.
Белые хорва́ты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях Карпат, на территории Галиции и Северной Буковины (современная Западная Украина).
Мелик (арм. Մելիք, груз. მელიქი) — восточный дворянский титул и титул владетельного феодала, потомка старинной местной мусульманской и христианской знати на территории Армении и Азербайджана. Слово происходит от арабского малик (араб. ملك) — царь. В армянской дворянской традиции титул «мелик» соответствует титулу «князя» («ишхан»). Титул армянских меликов изначально соответствовал ханам, позже грузинскому титулу тавади и мусульманским бекам Закавказья.
Доленча́не , доле́нцы (нем. Tollenser) — западнославянское племя, входившее между X и XII веком в племенной союз лютичей. Они жили к востоку от Доленского озера (Толлензе) и одноимённой реки в нынешней федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания.
Золотой век Симеона (болг. Златен век) — период расцвета болгарской культуры, пик которой приходится на годы правления царя Симеона. Термин введен в XIX веке Спиридоном Палаузовым.