Связанные понятия
«Накаши́дзе-Шарро́н » (также «Шарро́н-Накаши́дзе», бронеавтомобиль Накашидзе, Charron-Girardot-Voigt) — пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Первый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение русской армии. Проект бронеавтомобиля разработан в 1904 году офицером русской армии Михаилом Накашидзе с использованием базы автомобиля французской фирмы «Шаррон, Жирардо э Вуа» (фр. Charron, Girardot et Voigt). В период с 1905 по 1908 год на фирме Charron, Girardot et Voigt по заказу...
«Мерседес » (также «Мерседес» Былинского, бронеавтомобиль Былинского) — пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1915 году штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля марки «Mercedes». Содержал в себе ряд новаторских и прогрессивных инженерных решений. В 1915 году Обуховским заводом было построено два экземпляра бронеавтомобиля, использовавшихся Русской императорской армией в боях Первой мировой войны.
Первые советские бронедрезины — бронедрези́ны и легкие бронеавтомобили-дрези́ны РСФСР и СССР, соответствующие легким бронедрезинам по вооружению и назначению.
Колёсно-гусеничные танки — танки с колёсно-гусеничным движителем, у которых для осуществления движения на колёсах гусеницы необходимо было снимать, задние опорные катки при этом становились ведущими.
Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. В разработке также принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности...
Упоминания в литературе
Мощная противотанковая пушка является важным, знаковым, но отнюдь не единственным компонентом системы противотанковой обороны. Ничуть не менее важным является быстроходное и вездеходное «средство доставки» орудия на огневую позицию. Проблема заключается в том, что расстояние в 1,5–2 км от рубежа развертывания до линии вражеских окопов танк неспешно проползает за 5 минут. Соответственно противотанковый дивизион, прибывший к месту прорыва с опозданием на полчаса, боевую задачу не выполнил и выполнить уже не сможет – танки противника скрылись за клубами дыма и пыли. Вопрос «быстроходности» в вермахте был решен отлично. Для транспортировки 37-мм орудий противотанкового дивизиона использовался трехосный грузовик фирмы «Крупп» Kfz 69. По шоссе эта достаточно легкая (2450 кг) для 110-сильного двигателя машина неслась со скоростью 70 км/час. Правда, без орудия. Ходовая часть 37-мм пушки не допускала транспортировки со скоростью более 30–35 км/час, так что высокая
скорость Kfz 69 не могла быть использована на практике. Что же касается «вездеходности», то грузовик с двумя ведущими задними осями мог считаться «вездеходом» на автомагистралях Бельгии и Франции, но не на российском бездорожье.
Перед нашей страной стояла грандиозная задача: до конца открыть Сибирь с ее неисчерпаемыми источниками энергии и природных богатств. Север непроходим. Моря забаррикадированы льдами. Арктика отрезана необозримыми пространствами тундры, тайги, лесов, столь же непроходимых, как льды полярных морей. Льды уже пробиты нашими ледоколами. А леса оставались непроходимыми, потому что у нас не было лесного «ледокола». Настала пора приняться и за леса. На необозримые «вольные» пространства была наложена сетка квадратов – сначала только на карте, и каждый квадрат – каждый километр в этом квадрате – должен был подвергнуться тщательному обследованию: геологическому, геохимическому, ботаническому, гидрологическому. Разве эту задачу можно быстро разрешить лошадиной тягой и пешим хождением? Вопрос о средствах передвижения в тайге требовал быстрейшего разрешения. Воздушное сообщение хорошо как средство быстрой связи, но для изыскательских партий, нагруженных всякими инструментами, припасами, образцами руд и прочим, нужно было что-то иное. Необходимо было построить корабль-вездеход, который мог бы легко преодолевать бездорожье, вмещать в себя всю изыскательскую партию, инструменты, запасы продовольствия на долгие месяцы. Корабль, который был бы и «вагоном», и «домом», и походной лабораторией, весьма прилично оборудованной. И я
несколько лет думал о конструкции такого вездехода. Потом мы стали работать изобретательской бригадой на Челябинском заводе.
Подарком был макет ядерной боевой головной части ракеты. Военспецы камчатского полигона "Кура" совместно с представителями КБ "Южное" садились на самолет или в вертолет, или в вездеход (район для приема головных частей ракет был огромнейшим, безлюдным), направлялись с геодезическими инструментами фиксировать точку падения стартовавшего за многие тысячи километров отсюда "подарочка".
Связанные понятия (продолжение)
«Остин » — семейство пулемётных бронеавтомобилей, разработанных по заказу Российской империи британской фирмой «Остин» и производившихся там же в 1914—1917 годах. Строившиеся в трёх основных модификациях, «Остины» стали самыми массовыми бронеавтомобилями Русской императорской армии в ходе Первой мировой войны. Также активно применялись противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны в России. Кроме того, изготовленные, но не отправленные в Россию бронеавтомобили «Остин» ограниченно применялись...
Подвеска Кристи , или свечная подвеска, — вид независимой подвески с винтовой цилиндрической пружиной, изобретённый американским инженером Джоном Кристи для колёсно-гусеничных танков собственной конструкции. Динамический ход подвески Кристи оказался существенно большим по сравнению с традиционной рессорной подвеской, что позволило танкам иметь большую скорость перемещения по пересечённой местности и меньшую высоту (более низкий профиль). Подвеска Кристи была впервые использована им в танке M1928 и...
Marienwagen II — первый германский полугусеничный бронеавтомобиль (тяжёлый по массе), созданный на базе артиллерийского тягача Marienwagen II вскоре после окончания Первой мировой. Выпущен небольшой серией, предположительно в 10 машин.
Подробнее: Мариенваген II (бронеавтомобиль)
«Мгебров-Пирс-Арроу » (В ряде источников — просто «Пирс-Арроу») — пулемётный бронеавтомобиль Российской империи, созданный на базе гоночного автомобиля американской фирмы «Pierce-Arrow». Проект бронировки разработан штабс-капитаном В. А. Мгебровым. Как и во всех броневиках Мгеброва, в проекте «Мгебров-Пирс-Арроу» активно использовалось расположение бронелистов под рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость. Единственный экземпляр бронеавтомобиля, построенный на Ижорском заводе в...
«Ганза-Ллойд » (также «Ганза-Ллойд» Былинского) — пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1915 году штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля фирмы «Hansa-Lloyd». Единственный экземпляр бронеавтомобиля, построенный в том же году Обуховским заводом, использовался Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны и Красной Армией — в ходе Гражданской.
Бронедрезины Русской Армии — бронированные дрези́ны и бронеавтомобили-дрезины, могущие передвигаться по рельсам, Русской императорской армии.
Танк на воздушной подушке (также, по документам завода, «Земноводный подлетающий танк») — проект советского лёгкого танка 1930-х годов. Как следует из названия, отличительной особенность машины — использование в качестве движителя воздушной подушки. Проект разработан на Московском авиационном заводе № 84 в 1937 году, но дальше изготовления макета работы не продвинулись.
«Комета » (англ. Tank, Cruiser, Comet I), A34 — британский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны, выпускавшийся с 1944 по конец 1945 года. Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk.VIII «Кромвель». Вооружён орудием 77 mm HV, модификацией 17-фунтовой противотанковой пушки (англ. Ordnance Quick Firing 17-pounder) HV (англ. High Velocity), более лёгкой по массе и с меньшей длиной ствола, чем оригинальный вариант, но обладающей не намного меньшей бронепробиваемостью (во избежание путаницы...
Самоходная мортира «
Карл » (нем. Gerät 040 — изделие 040; после модернизации — нем. Gerät 041) — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.
«Ромбовидный» танк — собирательное название танков, построенных по «ромбовидной» схеме. Своё название получили из-за характерной формы охватывающего корпус гусеничного обвода, сходного по форме с параллелограммом (или ромбом). Вооружение чаще всего размещалось в спонсонах, башни или боевые рубки отсутствовали. Классическими представителями данного семейства являются практически все британские тяжёлые танки 1916—1921 годов — серии Mk I — Mk IV, Mk V — Mk V**, Mk VII, Mk IX, британо-американский Mk...
Передо́к — специализированная двухколёсная повозка, предназначенная для обеспечения транспортировки буксируемых артиллерийских орудий (как с колёсными, так и гусеничными лафетами).
ИЗ (Ижорский Завод) — советский импровизированный бронеавтомобиль времён Великой Отечественной войны. Воевал на Ленинградском фронте.
Бронеавтомобиль Вонлярлярского — российский экспериментальный пулемётный бронеавтомобиль периода Первой мировой войны. Построен по проекту прапорщика Вонлярлярского в 1915 году в единственном экземпляре. Отличался большой оригинальностью и конструктивным новаторством, однако в силу высокой сложности изготовления и связанной с этим высокой стоимости не был принят к серийному производству.
Бронева́я дрези́на (бронедрези́на, БД) — изделие, железнодорожная боевая машина (БМ), броневая (бронированная) моторная дрезина (мотодрезина или автодрезина).
Подробнее: Бронедрезина
Мостоукладчик — это шасси транспортного средства, оборудованное механизмами и устройствами для транспортирования, установки на преграде и снятия с неё мостовой конструкции или мостового блока.
Полугусеничный автомобиль — автомобиль с полугусеничным движителем. Представляет собой автомобиль повышенной проходимости, ходовая часть которого состоит из поворотных колёс переднего моста и гусеничного движителя вместо колёс заднего моста.
Артиллери́йский тяга́ч — тягач, предназначенный для транспортировки и буксировки артиллерийских (ракетных) систем, в различных вооружённых силах государств мира.
«Чёрный орёл » («Объект 640») — российский проект перспективного основного боевого танка, разработанного в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка...
Бронещит — защитное устройство, устанавливаемое на оружие (например, пулемёт или орудие). Используется для защиты расчёта орудия от пуль и осколков. Также бронещитом называется устройство из подручных материалов, иногда использующееся в поле для защиты стрелка от огня.
Бронедрезина Матваль — одна из первых советских бронедрези́н РСФСР и СССР, соответствующая легким бронедрезинам по вооружению и назначению.
АТ-Т (изделие 401, артиллерийский тягач — тяжёлый) — тяжёлый артиллерийский гусеничный неплавающий тягач высокой проходимости.
«Тунджа »/«Тунджа-Сани» — самоходный миномёт на базе лёгкого бронированного тягача МТ-ЛБ.
Артиллерийский танк (также арттанк, АТ) — термин, которым в 1930-х годах в Союзе ССР обозначали некоторые специальные танки (танки особого назначения), как вид танков по классификации, с тогда относительно новым для танков артиллерийским вооружением крупного калибра, предназначенные для артиллерийской поддержки пехоты и основных танков.
ФАИ — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Бронеавтомобиль выполнен на шасси легкового автомобиля «Форд-А» (ФАИ) или ГАЗ-М1 (ФАИ-М). Всего было выпущено 697 бронеавтомобилей ФАИ и ФАИ-М, что делает эти бронеавтомобили вторыми по массовости в РККА в предвоенное время (после БА-20).
Сошник — устройство, используемое в конструкции артиллерийских орудий с целью фиксации ствола в боевом положении, а также его стабилизации. Представляет собой лезвие или ковш, зарываемые в землю и устроенные таким образом, чтобы заглубляться при выстреле и предотвращать необходимость повторной наводки.
Сверхтяжёлые танки — танки, массо-габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков. Обычно к таковым относят образцы бронетехники огромных размеров и массой свыше 75 тонн.
Подробнее: Сверхтяжёлый танк
Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на бронетранспортёрах и самоходных артиллерийских установках и т. п.
Конструкция танка — совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка.
Малый танк , согласно советской классификации 1930-х годов — танк (обычно плавающий), имевший массу до 5 тонн и оснащённый исключительно пулемётным вооружением, размещённым в башне (в отличие от танкеток, к которым относились вооружённые пулемётами машины со схожими массовыми характеристиками, не имевшие башен); занимал промежуточное положение между танкетками и лёгкими танками. Малые танки предназначались для разведывательных действий в интересах танковых или общевойсковых частей и соединений, обеспечения...
Объект 172-2М «Буйвол» — советский опытный основной боевой танк. Создан в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Серийно не производился.
Самоходное шасси — моторизированное транспортное средство, предназначенное для размещения на нём различного оборудования (машин, механизмов, орудий). Как правило, выпускается серийно. В зависимости от типа применяемых узлов и агрегатов различают автомобильное, тракторное и специальное самоходное шасси.
Самодвижущееся орудие (СДО) — артиллерийское орудие с агрегатами самодвижения, которые позволяют ему самостоятельно осуществлять во время боя перемещение на небольшие расстояния; на значительные расстояния транспортируется артиллерийским тягачом, аналогично стандартным буксируемым орудиям. Благодаря возможности самодвижения (и, как следствие, быстрой самостоятельной смены огневых позиций) постоянно находится в боевых порядках пехоты и имеет постоянную возможность вести стрельбу прямой наводкой.
Рациональное бронирование (также бронирование с рациональными углами наклона бронелистов, рациональный наклон брони или просто наклонное бронирование) — конструктивная схема бронирования боевых машин, рассчитанная на повышение стойкости бронелиста за счёт расположения его под наклоном к расчётной траектории полёта поражающего боеприпаса. Технический смысл схемы состоит в том, что при попадании в наклонный броневой лист снаряд должен пробить слой брони, равный толщине бронелиста, поделённой на косинус...
Многобашенная компоновка (англ. multi-turret layout) — разновидность компоновочных схем бронетехники, при которой огневые возможности и огневая мощь проектируемой единицы бронетехники усиливаются путём увеличения количества башен. Практиковалась в межвоенный период и в самом начале Второй мировой войны с 1920-х по 1940-е годы.
Конический ствол — ствол ручного или артиллерийского оружия, имеющий внутренний конический (сужающийся) переход от задней части ствола к передней. Диаметр части конуса, обращённой к казённику ствола, больше, чем диаметр части конуса, обращённой к дульному срезу.
Пуля Герлиха — конструкция снаряда (пули) для нарезных конических стволов, послужившая прототипом для создания конструкций высокоскоростных пуль и снарядов артиллерийских орудий, предназначенных для стрельбы из конических стволов.
Боевая машина на воздушной подушке , танк на воздушной подушке (в 1960-е годы в советской профессиональной среде за такими машинами также закрепилось шутливое прозвище ползолёты) — плавающая сухопутная боевая бронированная машина (как правило — лёгкий или основной боевой танк, но существовали также аналогичные проекты боевых разведывательных машин, боевых машин пехоты и бронеавтомобилей), использующая воздушную подушку в качестве основного или вспомогательного движителя. Идея таких машин была впервые...
Дифференцированная бронезащита или дифференцированное бронирование — классификационный термин конструкции боевых бронированных машин (ББМ), таких как танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и бронеавтомобили.
Полугусеничный движитель , также колёсно-гусеничный движитель — движитель, состоящий из используемых одновременно гусениц и колёс (в отличие от колёсно-гусеничного движителя, состоящего из колёсного и гусеничных движителей, используемых поочерёдно).
Компоно́вка танка — функционально обусловленное размещение комплекса вооружения, экипажа, моторно-трансмиссионной установки, элементов броневой и специальной защиты, ходовой части, систем танка и вспомогательного оборудования.
«Паккард » — пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1914 году на базе шасси 3-тонного грузового автомобиля американской фирмы Packard Motor Car Company. В 1914 — 1915 годах на Ижорском заводе было построено два экземпляра бронеавтомобиля. Бронемашины использовались Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны, а после Октябрьской революции были захвачены немцами и применялись в народных волнениях Революции 1918 года в Германии.
Лёгкий танк Mk.VII «
Тетрарх » (англ. Light Tank Mk.VII «Tetrarch», от англ. tetrarch — «тетрарх»), A17 — британский лёгкий аэротранспортабельный танк времён Второй мировой войны для воздушно-десантных войск; в частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров типа «Гамилькар».