Связанные понятия
Ело́вый мыс расположен в окрестностях Екатеринбурга на правобережье реки Исети, на берегу проточного Мелкого озера.
Эта статья о заповеднике «Каменные могилы» Донецкой области. Существует также историко-археологический заповедник «Каменная могила» в Запорожской области возле Мелитополя.Ка́менные моги́лы — отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Комплексный заповедник. Расположен возле села Назаровка в Никольском районе Донецкой области (300 га) и Розовском районе Запорожской области (100 га) вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды. Основан 5 апреля 1927 года...
Подробнее: Каменные могилы
Кудепстинский культовый камень (также черкесский камень) — мегалитический памятник, расположенный недалеко от микрорайона Кудепста, входящего в Хостинский район города Сочи. Камень находится недалеко от жилых домов Кудепсты, в пятнадцати – двадцати минутах ходьбы от бывшей школы-интерната. Высота над уровнем моря - около 160 м..
Кигиляхи или кисиляхи (якут. киһилээх — «имеющий человека», «, где есть люди» от киһи — «человек») — высокие скальные столбовидные останцы причудливой формы, образованные в результате криогенного выветривания. Представляют собой камни, торчащие на поверхности плоских гор или из-подо льда со снегом. Состоят из твёрдых горных пород, преимущественно гранита, в некоторых кигиляхах обнаружены песчаники времён юрского периода, аргиллиты, глинистые сланцы. Свиду камни похожи на человека, откуда и происходит...
Иконостас — природная достопримечательность в виде скалы на правом берегу реки Бия близ деревни Удаловка, в Турочакском районе Республики Алтай, в 7 км от Турочака и 180 км от Бийска. Своё название утёс получил благодаря барельефу Владимира Ленина.
Упоминания в литературе
Только один парень показал очень серьёзные познания в истории города. Оказалось, что первое название города было Семиозёрск, второе (переименовали при царе батюшке) Покровск и уже третье (при советской власти) – Энгельс. Монумент отображает историю
образования города: когда-то на быках возили соль, о чем символизирует чаша на спине быка, по Эльтонскому тракту, и в этом месте образовалась перевалочная база, а потом и город. Три сельди означают одно из занятий местного населения – рыболовство. Под быком выложен из цветных камней флаг города, в нем тоже есть треугольник белого цвета, символизирующий соль. Город обязан своим рождением именно соли. Проезжаю город Энгельс, затем Маркс и останавливаюсь на ночлег в придорожной гостинице в селе Орловское. Цена номера – 300 рублей. Душ, стирка, путевые записи и глубокий сон.
Систематические раскопки на склонах гор Арагац и Арарат, в Сатани-Даре и вдоль среднего течения реки Раздан доказали, что Армянское нагорье обитаемо начиная с периода нижнего палеолита. Каменные орудия, найденные в соответствующих
слоях в названных районах, имеют все характерные черты артефактов этого периода. Кроме того, была найдена усовершенствованная техника среднего и верхнего палеолита. Сцены охоты, вырезанные на стенах пещер их обитателями середины каменного века, изображают людей, вооруженных луками и стрелами и сопровождаемых собаками, которые преследуют оленей, серн и диких баранов. Переход от кочевого к оседлому образу жизни произошел в период неолита; люди начали селиться в домах круглой или прямоугольной формы, построенных из необожженного кирпича, а иногда и из камня, и обрабатывать землю, выращивать быков, коров и овец.
Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и не во времена ее царствования. Построены они были по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая тосковала по зеленым холмам Мидии. Царь много строил в Вавилоне, превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной роскошью. Свой дворец он построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, расположенных на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты, со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и
белыми камнями. Высота этажей достигала достигала более 27 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав и кустов. В необыкновенных садах расцвели деревья удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Ефрат. Великолепные сады были настоящим чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни в июне 323 года до нашей эры Александр Македонский. Разрушены висячие сады наводнениями Ефрата.
Это можно объяснить тем, что в начале четвертичного периода суша Сибири простиралась значительно дальше на север, чем в настоящее время, и Новосибирские острова входили в состав этой суши. В конце последнего ледникового периода, когда в Сибири еще сохранились мамонты, длинношерстные носороги, первобытные быки и уже существовал первобытный человек, эта северная окраина Сибири начала разбиваться большими разломами и отдельные участки ее опускались и затоплялись морем. Более высокие участки постепенно освобождались ото льда и покрывались растительностью. Климат был тогда теплее современного, судя по остаткам флоры, найденным в отложениях вместе с костями. Животные, конечно, спасались от наступавшей воды на возвышенных участках суши. Одним из таких
участков был нынешний остров Большой Ляховский, как и другие острова Новосибирского архипелага, и на нем собралось особенно много животных, бежавших инстинктивно на юг, именно потому, что он – самый южный из этих островов. Но он был уже отделен широким проливом от материка, то есть превратился в остров, и сухопутные животные, попавшие на него, уже не могли идти дальше. Этих животных скопилось на нем так много, что остров не мог прокормить их всех и сделался их кладбищем.
Почетное место боевых топоров в гробницах – только одна характерная черта сложного погребального ритуала, который рассказывает нам многое о жизни и верованиях кочевников – народа боевых топоров. Ритуал, по сути, одинаков вне зависимости от ранга усопшего – будь то один из первых царей, захороненный в
районе современного Майкопа, или простой скотовод с севера Европы. Тело всегда лежит на боку с согнутыми ногами и лицом, обращенным на север. Причем поза зависит от пола: мужчина лежит на правом боку, головой на запад, женщина – на левом боку, головой на восток. И даже в самой простой гробнице в дополнение к боевому топору находится по крайней мере одна чаша для питья, уложенная так, чтобы усопшему было удобно достать ее рукой. Но гробницы далеко не всегда просты. В особенности майкопские захоронения, сделанные, вероятно, примерно за столетие до начала второго тысячелетия до н. э., очень богатые, что явственно указывает на царственность покойного. Самые роскошные состоят из трех деревянных камер, расположенных под землей. В главной камере помещен человек под пологом, украшенным золотыми и серебряными львами и быками. На нем ожерелье из лазурита и турмалина, он окружен чашами и вазами из золота, серебра и камня, на которых вырезаны горные сцены и процессии животных, в том числе лошадей и волов. И еще у него три медных топора. Во вспомогательных камерах находятся слуги знатного усопшего – мужчина и женщина в окружении несколько менее богатого антуража.
Связанные понятия (продолжение)
Камень Петоски — осадочная горная порода, являющаяся окаменелостью вымершего вида четырехлучевых кораллов Hexagonaria percarinata., встречается в основном в форме гальки или булыжника. Камни были сформированы в ледниковую эпоху у берегов нынешнего озера Мичиган надвигающимся льдом, который, двигаясь по горной породе, шлифовал и прессовал колонии в твердый округлый камень. Камни находят в основном на северо-западе (иногда на северо-востоке) нижнего полуострова штата Мичиган, в основном на берегу и...
Длинная Мег и её дочери (англ. Long Meg and Her Daughters) — крупнейший кромлех на севере Англии, также известный под названием Круг Моганби (англ. Maughanby Circle). Хронологически относится к бронзовому веку. Расположен близ города Пенрит. Это — самый большой каменный круг на севере Англии и шестой по величине в северо-западной Европе.
Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены камни, которым городская легенда...
«Мостовая гигантов », или Доро́га гига́нтов (Тропа Великана) (ирл. Clochán an Aifir или Clochán na bhFómharach, англ. Giant's Causeway) — памятник природы из примерно 40 000 соединённых между собой базальтовых (реже андезитовых) колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана. Расположен на северо-востоке Северной Ирландии в 3 км к северу от города Бушмилса. Дорога, а также побережье Козвэй-Кост, на котором она находится, были объявлены объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году...
Молёбская аномальная зона (известна также под названиями М-ский треугольник, Молёбкинский треугольник, Пермский треугольник, М-зона) — территория, расположенная по левому берегу реки Сылва между деревнями Молёбка и Каменка на границе Свердловской области и Пермского края, в 37 км от железнодорожной станции Шумково. По утверждениям уфологов, в зоне происходят паранормальные явления. Площадь оценивается примерно в 70 кв. км, общая площадь района наблюдения НЛО и аномальных явлений более 1000 кв. км...
«Дубки » — сохранившиеся фрагменты уничтоженных антропогенной деятельностью дубовых лесов, покрывавших предгорье Крыма после последнего оледенения, охраняются государством.
Берег розового гранита (фр. Côte de granite rose, брет. Aod ar Vein Ruz) — часть побережья северной Бретани (Франция) между Перрос-Гиреком и Требёрденом. Название было дано за розоватый цвет гранитных глыб (прежде всего в районе Перрос-Гирека), обусловленный содержанием полевых шпатов в граните.
Ко́птев овраг — один из оврагов, расположенных в Сокольих горах, на левом берегу реки Волги. В непосредственной близости находится Коптев затон.
Камень трёх рек (нем. Dreiflussstein) — памятный камень, установленный на стыке водоразделов трёх крупных рек Германии: Рейна, Везера и Эмса.
Тельтов (нем. Teltow) — одновременно и геологическое плато, и исторический регион в немецких федеральных землях Бранденбург и Берлин. Как исторический регион, Тельтов был одной из восьми территорий, из которых образовалась Бранденбургская марка в XII и XIII веках. В результате войны за Тельтов (1239–1245) вопрос о территориальном господстве вновь созданного центра расширяющейся марки был окончательно решен на этих землях. Между 1835 и 1952 годами был также образован округ, округ Тельтов; кроме того...
За́падный ка́мень — монолитный каменный блок, образующий часть нижнего уровня Западной стены в Иерусалиме.
Сюда перенаправляются запросы сакбе и сакбеоб. Статья описывает коммуникации майя, расположенные на земле. О морских и речных коммуникациях этой цивилизации можно узнать в статье Водные коммуникации майя...
Подробнее: Наземные коммуникации майя
Баланканче ́ (исп. Grutas de Balankanché) — пещера в Мексике, находящаяся на полуострове Юкатан к северу от шоссе № 180 в 3 километрах восточнее Чичен-Ица. Другие названия пещеры: Balancanchе́, Balaamcanchе́, Balaancanchе́, Balankanchе́ и Balancanchйn. Получила известность как место проведения религиозных обрядов индейцев майя. Название пещеры переводится как «трон священного ягуара» (по мнению Брюса Роджерса, название пещеры имеет отношение к вождям майя, а не к животному ягуар). В настоящее время...
Мост Инков (исп. Puente del Inca) — мост естественного происхождения через реку Мендосу. Находится в 195 км к западу от аргентинского города Мендосы на высоте 2719 м над уровнем моря.
Инуксу́к (англ. Inuksuk; мн.ч. инуксуит; также распространён вариант инукшук, англ. Inukshuk) — каменная фигура в культуре инуитов. В буквальном переводе с инуктитута слово «инуксук» означает «замещающий человека».
Медовый зал (др.-сканд. mjöð-rann, возм. также mjöðsalʀ или mjöðhöllu, др.-англ. meoduhealle) — в Скандинавии эпохи викингов и у германских народов медовый или бражный зал изначально представлял собой длинное строение с единым пространством. Подобные строения относятся к категории так называемых длинных домов. Начиная с V века и до периода раннего средневековья бражные залы использовались в качестве резиденции правителей и их придворных. Само название происходит от названия алкогольного напитка мёд...
Иррхайн (нем. Irrhain) — небольшой ландшафтно-экологический и культурно-исторический заповедник в пределах Нюрнбергской агломерации. Он расположен к северу от городского аэропорта на землях, носящих историческое название «Кноблаухланд» — «Чесночное поле», где расположены хозяйства, во многом обеспечивающие город свежими овощами.
Земля́ Бу́нге — песчаная слаборасчленённая равнина с вкраплениями тундрово-болотных почв. Находится между западной частью острова Котельный и полуостровом Фаддеевский, соединяя их. Расположена в группе островов Анжу архипелага Новосибирские острова, Якутия, Россия. Площадь — 6,2 тыс. км². На многих картах XX века значится пролив, полностью отделяющий Землю Бунге от Фаддеевского (почему за последним закрепилось определение «остров»).
Гигантские каменные головы ольмеков — как минимум семнадцать монументальных каменных скульптур в виде человеческих голов, сделанных из крупных базальтовых валунов. Возраст изваяний датируется по меньшей мере до 900 года до н. э., а сами они считаются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Все скульптуры изображают головы зрелых мужчин с мясистыми щеками, плоскими носами и небольшим косоглазием; их физические характеристики соответствуют типу внешности, который до нынешнего...
Канадский бобр (лат. Castor canadensis) — полуводное млекопитающее отряда грызунов; один из двух современных представителей семейства бобровых (наряду с евразийским речным бобром). Бобры — вторые по величине грызуны после капибары.
Закавказский горный баран (также закавказский баран) и арменийский муфлон (лат. Ovis orientalis gmelinii) — парнокопытное млекопитающее семейства полорогих, обитающее в горных районах Армянского нагорья и до гор Загрос на территории Турции, Азербайджана, Ирана, Армении и Ирака. На территориях Армении, Нахичеванской Автономной Республики и Северо-Западного Ирана встречается подвид армянский муфлон. Вид находится на грани исчезновения, включен в Красную книгу МСОП.
А́рболь-де-Пьедра (исп. Árbol de Piedra, в переводе «Каменное дерево») — изолированное каменное образование в национальном заповеднике Эдуардо Авароа в юго-западной части Боливии примерно в 18 километрах к северу от лагуны Колорада.
Двинские или Бори́совы камни (белор. Барысавы камяні) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и надписями, находящиеся (находившиеся) преимущественно в бассейне Западной Двины, на севере современной Белоруссии. Надпись на Рогволодовом камне, датированная 1171 годом, позволяет довольно уверенно определить её заказчика как друцкого князя Рогволода Борисовича. Камни, надписи на которых содержат текст «Господи, помоги рабу своему Борису», большинство учёных соотносит с именем...
Подробнее: Борисовы камни
Моа́и (с гавайск. — «статуя, истукан, идол» ) — каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане. В настоящее время известно более 900 статуй.
Риспебьерг (дат. Rispebjerg) — археологический памятник (хендж) на датском острове Борнхольм. Расположенный в 7 километрах к западу от деревни Сногебек на пути к деревне Педерскер, он представляет собой остатки неолитического святилища солнца и земляных сооружений железного века..
Ефремкинский карстовый участок — пещерный участок, расположенный в горах Кузнецкого Алатау в Ширинском районе республики Хакасия, неподалеку от села Ефремкино. Площадь около 130 кв. км. На территории участка насчитывается 39 изученных пещер.
Ли́нии лей, чаще лей-ли́нии (англ. ley lines), также мировые линии (фр. lignes du monde) — на сегодняшний день остающееся псевдонаучным понятие, называющее линии, по которым расположены многие места, представляющие географический и исторический интерес, такие как древние памятники, мегалиты, курганы, священные места, природные хребты, вершины, водные переправы и другие заметные ориентиры. Из лей-линий складываются геометрические формы разных масштабов, которые все вместе образуют единую сеть — предположительно...
Подробнее: Лей-линии
Тутальские скалы — живописные скальные выходы на правом берегу в среднем течении реки Томь на территории Яшкинского района Кемеровской области, напротив города Юрга. Скалы представляют собой подмываемые рекой обнажения сланцев высокого и крутого правого берега.
Лесная свастика — лесопосадка в форме свастики. В основном встречается на территории Германии. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. В последнем случае в основе технологического исполнения лежит принцип разного жизненного цикла разных классов деревьев, где посадка в виде свастики высаживается из одного класса и окружается деревьями другого. Как правило, сочетаются хвойные (вечнозелёные) и лиственные (листопадные...
Каменный корабль , или каменная ладья — погребальный монумент доисторической Скандинавии и доисторической Эстонии, использовавшийся вплоть до эпохи викингов. Состоит из вертикальных камней, поставленных в форме очертаний корабля либо вплотную друг к другу, либо на заметном расстоянии. Изнутри «каменные корабли» могут быть вымощены галькой или заполнены булыжниками, иногда в центре располагаются вертикальные камни, символизирующие мачты.
Волле́мия (лат. Wollémia) — род хвойных деревьев семейства Араукариевые, включающий единственный вид — волле́мия благоро́дная (лат. Wollémia nóbilis). В природе была обнаружена в 1994 году в Австралии, в национальном парке Уоллеми.
Сад в китайской культуре занимает особое место. Он является отражением культурной традиции миропонимания, со своей спецификой философско-религиозного, эстетического и этического видения мира. Особенности китайских садов состоят в качественно ином, отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы, реализованная китайской культурной традицией.
Подробнее: Садово-парковые ансамбли Китая в эпоху Западная Хань
Солнечная тропа ́ (известная со времён Российской империи также как «царская» и «горизонтальная») — тропа на Южном берегу Крыма, популярный туристский маршрут. Тропинка проходит от санатория (ПГТ Гаспра) до санатория Ливадия, рядом с Ливадийским дворцом. Тропа украшена декоративными скульптурами и насаждениями редких экзотических деревьев и кустарников, оригинальными скамейками для отдыха. В дубово-грабовом лесу даже в знойные дни царит приятная прохлада. Тропу называют лечебной (или тропой здоровья...
Аху — церемониальные платформы на острове Пасхи, которые по верованиям коренных жителей образовывали духовное связующее звено между этим и потусторонним миром. С какой целью были созданы первые аху, до сих пор остаётся загадкой, а впоследствии их часто сооружали на местах погребения вождей. Использовались ли аху для регулярных похорон и сжигания умерших, достоверно неизвестно.
Павлиногла́зка Артеми́да (лат. Actias artemis) — ночная бабочка семейства павлиноглазок (Saturniidae). Видовое название дано в честь Артемиды — в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле.
«Великан из Серн-Эббас» (англ. Cerne Abbas Giant), в просторечии «Грубый мужик» (Rude Man), — геоглиф на склоне холма близ деревни Серн-Эббас (Cerne Abbas) к северу от Дорчестера в Дорсете, Англия.
Турфа́нская впа́дина (кит. 吐魯番盆地, уйг. تۇرپان ئويمانلىغى, Турпан ойманлиғи) — тектоническая впадина, расположенная на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Абсолютная высота поверхности Земли здесь достигает −154 м. Впадина является самой низкой точкой Восточной Азии и третьей по глубине в мире после котловины Мёртвого моря и озера Ассаль.
Тур (первобытный бык, первобытный дикий бык, европейский дикий бык, лат. Bos primigenius, или Bos taurus primigenius) — парнокопытное млекопитающее из рода настоящих быков семейства полорогих. Один из прародителей современного крупного рогатого скота (наряду с другими дикими быками). Самым близким родственником является ватусси. Жил со второй половины антропогена в лесостепях и степях Восточного полушария. Ныне считается вымершим в результате хозяйственной деятельности человека и интенсивной охоты...
Обыкнове́нный бобр , или речно́й бобр (лат. Castor fiber), — полуводное млекопитающее отряда грызунов; один из двух современных представителей семейства бобровых (наряду с канадским бобром, которого ранее считали подвидом). Самый крупный грызун фауны Старого Света и второй по величине грызун после капибары.
Средний палеолит , или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.
Вишапы , Вешапы, Аждахаки (вишап арм. վիշապներ — змея, дракон) — древние мифологические существа, которых изображали в виде высоких каменных изваяний, менгиров вишапакаров (от слов — «вишап» и «кар» (арм. камень)). Вишапы распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды и, вероятно, были связаны с куро-аракской археологической культурой. Народы, населяющие Армянское нагорье во II тысячелетии до н. э. или ранее, вытёсывали...
Ла́нды (Гасконские Ланды, фр. Les Landes de Gascogne) — природная область на юго-западе Франции. Включает департаменты Жиронда, Ланды и Ло-и-Гаронна.
Упоминания в литературе (продолжение)
Верхний Египет в давние времена делился примерно на двадцать округов, или провинций – «номов», как называли их греки; деление дельты на то же число округов было искусственным и более поздним, и доказательством этого служит то, что их число было одинаковым для местностей, которые в четыре раза разнятся по площади. Официальный список этих провинций также в разные времена менялся, причем случается, что одна и та же территория иногда указывалась как независимая провинция, а иногда как подразделение соседней провинции. Эти провинции были правительственными округами, и потому их границы могли изменяться либо при смене правительства, либо по политическим причинам, но основа деления страны на части всегда была одна и та же. Названия номов были очень разными. Некоторые из них были такими, какие легко могут прийти на ум первобытному народу: например, в Верхнем Египте мы обнаруживаем провинции Зайца, Газели, две провинции Сикомора, две Пальмовые, одну Ножевую, а самая южная его часть называлась просто Передняя земля. В дельте (первоначально преимущественно краю скотоводства) мы находим провинцию Черного быка, провинцию Теленка и т. д. Другие названия имели религиозное
происхождение; например, второй ном Верхнего Египта назывался «место обитания Гора», шестой – «его гора», а двенадцатый ном в дельте был назван в честь бога Тота.
Скоро предпочли отправляться в поиски островов по льду на санях и таким способом открыли в конце концов всю значительную группу островов, названных Новосибирскими. Эти
острова часто посещались охотниками, главным образом для собирания мамонтовых бивней, большие количества которых вместе с костями мамонта, носорога, овец, быков и других зверей находят в глинистой и песчаной почве этих островов. Позднее острова эти были нанесены на карту во время экспедиций Геденштрома, снаряженных русским государственным канцлером графом Румянцевым в 1809–1811 годах, а также экспедицией лейтенанта Анжу в 1823 году.[26] Экспедиции Геденштрома перебирались на острова на собаках до начала таяния льда, проводили там лето и возвращались осенью, когда море замерзало. Что касается вопроса о судоходности моря, то экспедиции, достигшие таких значительных результатов, должны были бы очень интересоваться наблюдениями над состоянием льдов с суши, однако в кратких сообщениях об экспедициях Геденштрома на стр. 99–119 «Путешествия» Врангеля, единственного доступного мне источника, вопрос этот не затрагивается ни единым словом.[27] С другой стороны, сведения, касающиеся этого важного для нашей экспедиции вопроса, благодаря стараниям Сибирякова, были получены от местных жителей северной Сибири, занятием которых является собирание мамонтовых клыков на Новосибирских островах. По этим рассказам море между берегами северной Азии и Новосибирскими островами бывает чисто от льда довольно продолжительное время.
По величине благородные олени из разных районов заметно различаются, поэтому и размеры их следов могут разниться. Следы среднеевропейского подвида благородного оленя: у старых быков – размер отпечатка (7,5–9,5) х (6–7) см, шаг 60–70, следовая дорожка 15–20 см, у молодых быков 3–6 лет – соответственно (6,5–7) х (5–6), 50–60,15, у бычков от 1 до 5 лет – (4–5,5) х (3,5–5), 35–45, 5–10, у старых самок – до 6,5 х (5–5,5), 50–60, 10–15 и у молодых самок – (6–6,3) х (4,2–4,6), 40, 5–10 см. У более крупного кавказского подвида даже самки оставляют следы около 9,8×7 см, что чуть
превышает следы старых быков европейской расы. У еще более крупного дальневосточного изюбря следы взрослого быка (12–14) х (8–10), молодого, до 3 лет, – 12 х (6–8) см. Такую же длину, как следы молодых бычков, имеют отпечатки ног самки изюбря. Их шаг 45–85 см.
Несмотря на эти недостатки, равнина, по которой текут Тигр и Евфрат, вполне пригодна для земледелия, а в древности, до значительного засоления почвы,
она была еще более плодородной. Все население Древнего Ирака с легкостью могло прокормиться благодаря сельской местности и обменивать излишки урожая на металлы, древесину и камень, которые приходилось привозить издалека. Хотя выращивались пшеница, в том числе эммер, просо и кунжут, основной злаковой культурой был (и до сих пор остается) ячмень, так как он растет на слегка засоленных почвах. Как того и следовало ожидать, методы, использовавшиеся в земледелии, были довольно примитивными, хотя в то же время вполне основательными. Они подробно описаны в довольно интересном источнике, написанном около 1700 г. до н. э. и названном историками «Альманахом шумерского земледельца». Согласно этому тексту, представляющему собой сборник советов земледельца своему сыну, сначала поле умеренно поливали, затем выгоняли на него подкованных быков, которые его вытаптывали, а потом аккуратно разрыхляли почву с помощью топоров. Пахоту и сев проводили одновременно – с помощью деревянного плуга-сеялки, углублявшегося «на два пальца» в почву и делавшего борозды на расстоянии примерно 0,6 м друг от друга. Затем, когда ячмень уже рос, поле снова поливали два или три раза. В этом же источнике также описываются сбор урожая, молотьба с помощью повозок и салазок, то, как зерно веяли. Как и в Книге Руфь, автор «Альманаха земледельца» советует: «Во время дневной жатвы, как в «дни лишений», пусть на земле останется немного зерна в помощь молодым и сборщикам колосьев по их числу». Иными словами, крестьянину следовало оставить на земле часть упавших колосьев.
Эта статуэтка была найдена при раскопках Мохенджо-Даро – одного из
древнейших городов мира. В 1856 году на территории нынешнего Пакистана, у небольшой деревушки Хараппа, археолог Александр Каннигам нашел камень цвета слоновой кости, на котором были высечены горбатый бык и неизвестные знаки, отчасти напоминавшие иероглифы.
В глубокой древности на этом месте тоже была роща. В ней стояли деревянные идолы, которым поклонялись вятичи. С приходом христианства их закопали в землю. Но деревянные божки не находят себе покоя и по ночам выходят на поверхность, пугая добрых людей. А все потому, что земля это непростая, обладающая особой магической энергетикой. Здесь, на Рысьей
излучине (нынче уж и название это давно позабыто) когда-то находилось селение Вятка. Где-то там лежит «бел-знамен-камень», на котором вырезано изображение вождя племени – его тоже Вятко звали. Сидит Вятко на черном как смоль туре, а впереди, на спине дикого быка червонного цвета рысь.
Теперь дороги были полны караванами, отрядами всадников, сверкающих штыками и медными ярко начищенными шлемами, отражающими последние блестки лучей заходящего солнца. Школьные экскурсии обдавали внезапным шумом и хохотом. Раввины в черном шли группами. Перевозчики золота и перевозчики соли торопились по делам. Огромные площадки на колесах тянули быки, везя крупные глыбы зеленого мрамора с северных гор на юг, в Византию. Сотни длинноногих ослов, нагруженные связками шкур, также шли на юг, создавая пробки на перекрестках, через которые шел поток телег, перевозящих желтолицых рабов с востока на запад.
Независимо от невзгод метеорологических, бывают бедственные годы – засуха, повсеместный неурожай трав. Тогда крайность доходит, среди зимы, до того, что сдирают с хат старые соломенные крыши и обращают их в корм голодающим животным. Бывают и частные случаи, ввергающие худобохозяев в отчаянное положение. Осенний пожар, запущенный в степи для очищения старых полей от сорных растений, возьмет иногда направление к сеннику и уничтожит сотни тысяч пудов сена – обеспечение существования нескольких тысяч животных. Так в недавние годы погиб богатейший в Ейском округе скотный завод Бардака, преемника Цымбала, славившегося рогатой худобой еще в Запорожье. Уже в позднюю осень степной пожар истребил обширные бардаковские сенники. На ту же беду подскочила жестокая и продолжительная зима. Надобно было приобретать сено и солому по неслыханно дорогим ценам, а под конец зимы не было уже возможности достать их ни за какие сокровища. Худоба начала валиться, и конец был тот, что из двух тысяч голов рогатого скота отборной, известной на весь
округ породы вышло из зимы только двести штук. Несчастие это сразило и самого худобовода: сильный человек запорожского закала и покроя, человек, которому стоило только схватить дикого быка за рога, чтоб смять его, как козленка, запечалился, слег и больше не вставал.
Серые венгерские быки – древняя порода охраняется законом. Окрас
меняется с возрастом, быки чаще всего бывают черного цвета, вокруг глаз у них всегда видны черные круги, которые образуются в возрасте 3-4 года.
У трипольцев существовала развитая мифология. Главную роль в их верованиях играли богиня-мать и мужское божество – его представляли в
виде быка. Обнаружены многочисленные женские статуэтки, их делали из глины, смешанной с мукой или зерном: богиня ассоциировалась с землей, отвечала за ее плодородие. Ранние фигурки покрывались узорами «татуировки», у более поздних она исчезает [149]. По-видимому, и люди перестали наносить на себя татуировку. И сами поздние статуэтки изменились. Они стали изображать молодых изящных женщин, иногда с признаками беременности. При раскопках часто встречаются и фигурки быка, ритуальные маски быка. Они использовались на весенних праздниках и торжественных обрядах в период пахоты и сева: считалось, что в это время божество-бык сочетается с богиней-землей. В домах трипольцев в каждой жилой комнате ставился маленький алтарь в виде трона, украшенного бычьими рогами, на него помещалась женская статуэтка. А служительницами культа выступали женщины: сохранились рисунки, где полунагие жрицы в длинных юбках поднимают к небу большие чаши.
Пять арб, запряжённых быками, составили внушительный караван, двинувшийся 21 мая по тракту к урочищу, именуемому Могилой Ботабая. В поводу шла верховая лошадь, необходимая для разведки местности.
Охотники на бизонов редко отправляются
в прерии большими группами. Иногда их собирается много, они берут с собой жен и детей и кочуют с ними, точно индейское племя. Однако чаще всего в путь пускаются один-два охотника с лошадьми, мулами и слугами – вот и вся экспедиция. Дикие обитатели прерий тревожат их меньше, чем обычных путешественников. Команчи и другие племена знают, с какой целью они пускаются в прерию, и радушно принимают их. И при всем этом эти люди с двойной профессией, полуохотники-полуторгаши, нередко обманывают индейцев и плохо обращаются с ними. Они передвигаются на вьючных мулах и в повозках, запряженных мулами или быками. Такая повозка – самый примитивный способ передвижения. Она двухколесная; колеса вырезаны из тополя и насажены на прочную деревянную ось. Колеса эти обычно не совсем круглые, они скорее овальные или даже почти квадратные. Длинное дышло тянется от оси, а сверху водружено нечто вроде глубокого четырехугольного ящика. Несколько пар быков впряжены в это сооружение простейшим способом: деревянную поперечину, заранее прикрепленную к дышлу, привязывают к рогам. На быках нет ни ярма, ни сбруи; налягут быки головами на поперечину и тянут весь поезд. Придя в движение, деревянная ось поднимает такой скрип и визг, что никакими словами не описать. Лишь в доме, где много детей всех возрастов и все они кричат в голос, можно услышать такую чудовищную какофонию; или для этого надо отправиться в Южную Мексику, где нас оглушит подобной музыкой стадо вопящих обезьян.
Тут выращивают сахарный тростник, рис, табак, хлопок, индиго и кукурузу. На полях работают партии черных невольников в полосатых и ярких одеждах, чаще всего голубого цвета. Я вижу большие фургоны, запряженные мулами или быками: они выезжают с полей или медленно двигаются вдоль берега. Вижу, как стройный креол в хлопчатобумажной куртке и ярко-синих штанах скачет верхом на небольшой испанской лошадке
по прибрежной дороге. Вон богатая усадьба плантатора, окруженная апельсиновыми рощами, большой дом с зелеными жалюзи, прохладными верандами и красивой оградой. Дальше – огромный сарай для сахарного тростника или навес для табака, или склад для хлопка; а возле них множество чистеньких деревянных хижин, сбившихся в кучу или растянувшихся в ряд, словно купальни на модном курорте.
В это
же время широко было развито ковроделие. Найденный на Алтае ковер, изготовленный в V – IV веках до н. э., украшен сложным рисунком, на котором изображены фигуры фантастических грифонов, слоны, лошади с людьми. Круглая скульптура, барельеф, силуэтные и полихромные плоские рисунки вырезались из дерева или шились из войлока, кожи, меха, ниток, волоса, листового золота и олова, минеральных красок. Интересны сцены борьбы зверей – нападения тигров или барсов на быков или оленей, воспроизведенные аппликацией на седельных покрышках.
В Крыму, в пещере Чокурга (ныне – на территории Симферополя), обнаружено жилище людей палеолита, возраст которого определяется примерно в 45 тысяч
лет. Здесь среди лесов (исчезнувших к нашему времени), на границе степи, обитали неандертальцы. Найдены кости пещерной гиены, дикой лошади, мамонта, пещерного медведя, гигантского оленя, первобытного быка, носорога. Обнаружены кремневые остроконечники и скребла, костяные орудия.
Для полива
проводили воду от рек, родников. Пахали деревянными плугами, запряженными буйволами или быками.
Над входом
в дома в Санторини принято прибивать рога быка, который оберегает жилище при извержении. (См. Традиции и современность).
Большая ветка спрятана у Слепцова в кустах, и ее нам привозят на санях, запряженных быком. На Индигирке тогда еще не знали колесных экипажей, да они и непригодны на болотах; и летом и зимой здесь возили на санях сено, дрова, воду. Запрягали только
быков, считая, что они сильнее. Некоторые якуты и выходцы из Лено-Алданского района иногда запрягали лошадей, но эта необыкновенная в здешних местах запряжка повергала местных якутов в изумление.
Животный мир Азии представлен самой выраженной материковой фауной на
Земле. Здесь очень мало эндемиков, и, наоборот, некоторые виды (напр., волк и лисица) встречаются во всей Азии. Распространение животных подчинено широтной зональности и высотной поясности. В тундре обитают сев. олень, песец, горностай, ласка и др., у побережий – тюлени, морж, белый медведь. Все птицы здесь перелётные. В лесной зоне живут лось, олени, косуля, кабарга, бурый медведь, росомаха, рысь, соболь и др., много птиц и насекомых. Для степей, пустынь и горных пустынь характерны антилопы, дикие козлы и бараны, барс, гепард, шакал и др., многочисленны грызуны. В экваториальных и субэкваториальных лесах обитают носороги, дикие быки, индийский слон, тапир, тигр и мн. др., в Индонезии встречаются орангутаны. Здесь большое изобилие птиц, пресмыкающихся и насекомых.