Связанные понятия
Перна́ч (пернат) — холодное оружие ударно-дробящего действия. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой прилито несколько (до двух десятков) металлических пластин (перьев). Большое распространение получила разновидность одноручного пернача с шестью перьями, называемая шестопёром.
Каза́чьи клейно́ды , клейно́ды, клейно́ты (от нем. kleinod — сокровище, драгоценность), — войсковые знаки или атрибуты власти руководителей казачьего войска (часто — драгоценные).
Хоругвь (от праслав. *хоrǫgу «знамя, стяг») — религиозное знамя, используемое во время военных действий. На полотнище военной хоругви изображается образ Иисуса Христа, Богородицы, святых, герб, или святые реликвии.
Шестопёр — древнерусское холодное оружие ударно-дробящего действия XIII—XVII вв. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено шесть (реже более) металлических пластин — «перьев».
Протазан (от нем. Partisane) — колющее древковое холодное оружие, разновидность копья. Имеет длинный, широкий и плоский металлический наконечник, насаженный на длинное (2,5 м и более) древко. По мнению некоторых ученых название происходит от французского pertuis — отверстие, что должно напоминать о широких глубоких ранах после удара протазаном, pertuisane, что в переводе означает копьё с плоским наконечником. Другие версии происхождения слова от немецкого partisane, польского partigiana, что в переводе...
Упоминания в литературе
Традиция клейнодов имеет восточное происхождение.
Бунчук (крымско-татарское слово) использовался в Османской империи как знак сана и власти паши, оттуда он был заимствован в Польше, а затем – на Украине. Бунчук представлял собой длинный деревянный шест с металлическим шаром на конце, из-под которого свисали конские хвосты. Булава (лат. Bulla) – ударное оружие, служившее на Украине символом гетманской власти. Булаву вручали гетману после его избрания. Получал булаву и наказной гетман, которого назначали исполнять обязанности гетмана во время похода или битвы. Наказных (от слова «наказ», назначенные) обычно назначали сами гетманы или в чрезвычайных случаях их избирали на казацкой раде. Печать Войска Запорожского скрепляла все важнейшие документы, издаваемые гетманами. Литавры – род барабанов, железных или серебряных, обтянутых кожей. Их также использовали на официальных мероприятиях в присутствии гетмана. Каламар – чернильница, бывшая клейнодом писарей Войска Запорожского. Символом власти полковников были перначи (шестигранная разновидность булавы).
Вместе с устройством Сечи на Микитином Роге, видимо, в ней устроена была и церковь; летописи прошлых столетий не сохранили нам указаний, была ли то церковь постоянная или же временная, походная, однако существование ее в Микитинской Сечи не подлежит никакому сомнению; в 1648 году в ней молился Богдан Хмельницкий после избрания своего гетманом и кошевым, а вслед за тем, поразив поляков при Желтых Водах и Корсуне, он прислал подарок запорожским казакам, – как пишет Самуил Величко: «за одно знамя – четыре больших, за один
бунчук – два, за одну простую булаву – две резных, за одну пару литавр – три пары превосходных, за три арматы простые – три отборных, за ласку войска – тысячу битых талеров; кроме того, на церковь божественную и ее служителей – триста талеров»[237].
Казакам было запрещено ходить в город, но удерживать их было некому. Стрельцы и народ с увлечением слушали хвастливые рассказы казаков о их набегах. Открытый торг добычей шел по всей Астрахани. А когда Разин, богато одетый, окруженный такими же нарядными казаками, прошел в приказную палату и отдал
бунчук , десять знамен персидских и целые толпы пленных персиян, народ окончательно преклонился перед ним, как перед великим полководцем. Из имевшихся у Разина пушек, отбитых им на персидских судах, он сдал только пять медных и 16 железных, лучшие же 4 медные и 16 железных удержал у себя, говоря, что отдаст их тогда, когда вернется домой на Дон. Без пушек-де ему опасно идти мимо Царицына.
Но 185 турецких пушек (против 119 русских) зорко стерегли вход в Крымское ханство; над фасами крепости реяли на
бунчуках янычарских хвосты черных боевых кобыл, и старая мудрая сова, вырубленная из камня, сидела над воротами Ор-Капу, сурово взирая с высоты на пришельцев из далекой прохладной страны…
Составлялся Войсковой Круг из всех явившихся на место собрания казаков, не опороченных перед Войском, причем все имели равное право голоса. Круг обыкновенно собирался на площади главного городка Войска. Посреди площади, в центре Круга, располагался окруженный войсковою «старшиною» Войсковой Атаман со знаками своей власти – булавою и
бунчуком и предлагал на обсуждение Кругу очередные дела. Впрочем, предложения Кругу мог невозбранно делать и всякий из присутствующих. Изложив сущность дела, Атаман (или по его поручению Ясаул) спрашивал собрание: «Любо ли вам, атаманы-молодцы?» Присутствующие отвечали «любо!» или «не-любо!», и простое большинство решало вопрос. Чаще всего Круг приходил к единодушным решениям, а до безобразных диких драк, как на Новгородском вече, дело доходило только в чрезвычайно редких случаях, так как постоянная внешняя опасность и общие «нужи морской и пешей службы» создавали столь прочную спайку казачьего товарищества, что казак всегда готов был братски поделиться с соседом даже последним куском хлеба.
Дед Семёна Ульяновича, казак Мосей Меньшой Ремезов, первым принёс в Россию грозное известие, что джунгарский контайша Эрдени-Батур объединил всех ойратов под общими законами подобно тому, как Чингисхан пятьсот лет назад объединил всех монголов под сводом великих законов Ясы. Воевода князь Пронский отправил Ремезова в Джунгарию с подарками для Дары Убасанчи, любимой жены Эрдени-Батура. Мосей ехал вдоль Иртыша через Тару, солёное Ямыш-озеро и озеро Зайсан. Контайшу он в улусе не застал и ждал его целый месяц. Эрдени-Батур в это время был на сборище ойратов. Степные тайши и нойоны съехались в урочище Улан-Бур под голыми склонами хребта Тарбагатай. Здесь были вожди джунгар и дербетов, хошутов и торгутов, властители просторов Халхи и Хошутского ханства на озере Кукунор, великие ламы из Лхасы, тайша Хо-Орлюк – покоритель Волги, и мудрец Зая-Пандита, который создал для ойратов «тодо бичик» – «ясную речь». Дымы от тысяч кибиток обволокли вершины Тарбагатая. Ойраты расстелили древние кожи с письменами чингизовой Ясы и сообща условились, как им разделить Вселенную, дарованную Чингизом, и по каким правилам жить на этих просторах. Призраки ордынских
бунчуков омрачили небеса над Россией, Туркестаном, Китаем и Индией. Но всё-таки у ойратов уже не было той неистовой страсти, которая некогда сплотила монголов. Свирепые тенгрии чингизидов не вырвутся из мира мёртвых, если другие народы не поднимут меч на ойратов, и пока что Вселенная может пребывать в умиротворении. Об этом Эрдени-Батур рассказал Мосею Ремезову, Мосей – князю Пронскому, а князь – царю Михаилу Фёдоровичу. И Россия с тех пор не поднимала меча на ойратов. А Китай поднял.
– Мои пять сыновей готовы выступить под твоим славным
бунчуком . Но на чем? Много коней они тебе вырастили, а своего коня у них нет! Ты недаром называешься ханом Баяндером.[38] Дай каждому моему сыну коня с седлом. Пойдут они с тобой верными защитниками в бою, будут твоими верными стрелами – куда их пошлешь, туда полетят, что прикажешь – выполнят!
Боярский сын подумал о том, что нужно сомкнуть строй на случай вражьего нападения, но тут стрелец упал, над ним взметнулась окровавленная сабля – и Басарга что есть силы ударил рогатиной вперед, вогнав острие ногайцу в живот на всю длину, до распорок, тут же отдернул, освобождая оружие, ткнул им в какую-то неясную тень за спиной падающего басурманина. Копье подпрыгнуло вверх, из-под него вперед метнулся в сверкающей кольчуге вислоусый круглолицый ногаец с украшенной
бунчуком пикой, тоже кольнул, метясь в горло, но боярский сын уклонился, прикрылся от ножа в левой руке врага щитом.
Связанные понятия (продолжение)
Полтавский пикинёрный полк — поселенный кавалерийский полк Российской армии, вооруженный пиками. Сформирован 24 декабря 1776 года из запорожских казаков в составе 20 рот со штаб-квартирой в местечке Новоселица Азовской губернии. Полку установлено померанцевое приборное сукно и чёрный кушак. В 1776 полку назначен герб как в Полтавском Гарнизонном полку. 28 июня 1783 года соединён с Луганским пикинёрным полком для составления Мариупольского легкоконного полка.
Булава ́ (от общеславянского була — шишка, желвак, ком, набалдашник) — короткодревковое холодное оружие ударно-раздробляющего действия, состоящее из боевой части — навершия шаровидной (или иной) формы, прочно и неподвижно закреплённой на рукояти. Длина рукояти булавы, как правило, составляла около 50—80 сантиметров; вес навершия — 200—300 грамм. Булава была оружием, используемым как пешими, так и конными воинами. Ей можно было нанести быстрый удар в любом направлении.
Пра́пор — небольшое знамя в коннице Русского войска, с длинными хвостами, личный знак родовитых людей.
Сербский гусарский полк — сербское кавалерийское формирование (часть, гусарский полк) существовавшее в Русской армии (РИА), Вооружённых сил России, в период 1723—1783 годов.
Зна́мя — уникальный флаг. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями и многим другим. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей. Единственным признаком отличия знамени от флага является наличие заострённого наконечника (навершия), либо фигурки на конце. В основном большинство русских флагов и знамён...
Ятага́н (тур. yatağan) — клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком, имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком. Форму клинка нельзя назвать уникальной, поскольку вогнутый клинок с заточкой на вогнутой стороне имели махайра, фальката, подсаадачный нож, кукри, тесак, но именно у ятагана клинок не расширяется к острию, а сохраняет одинаковую ширину, однако крайне редко встречались исключения. В частности, ятаган с расширением клинка к...
Кошевой атаман или просто кошевой — глава военного управления (коша) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года, в Задунайской сечи в 1775 — 1828 годах и в Черноморском казачьем войске в 1787 — 1797 годах.
Ша́шка (от адыгского/черкесского «сэшхуэ» или «са́шхо» — «большой» или «длинный нож») — длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие.
Стяг — воинское знамя в Древней Руси в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека, что в летописях называлось чёлкой становой.
Шиша́к (происхождение самого термина можно выводить от любого из многих иностранных терминов, таких как турецкое «çiçak», венг. sisak, польское «szyszak» или немецкое «zischägge») — тип шлема.
Днепровский пикинёрный полк — поселенный конный полк Российской армии, вооружённый пиками, сформированный из казачьих и пандурских балканских полков. Назван в честь места расселения (по Днепру, от истоков Самары до границ бывшей Новой Сербии). Пикинёры были обязаны нести военную службу и обеспечивать себя.
Вальтра́п (из немецкого нем. waltrapp), чепра́к, по́тник — суконное покрывало, подкладываемое под седло. Может изготавливаться из хлопчатобумажной ткани, хлопка, войлока и других материалов.
Сайдак (также сагайдак, садак, саадак, сагадак, согодак) — набор вооружения конного лучника. Состоял из лука в налуче и стрел в колчане (иначе в туле), а также чехла для колчана (тохтуи или тахтуи). Был распространён у тюркских народов, монголов, а также на Руси до XVII века.
Гуса́рия, или крыла́тые гуса́ры (польск. husaria) — элитная кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с начала XVI века до середины XVIII века. Гусария специализировалась на «проламывании» боевых порядков вражеской конницы или пехоты концентрированным копейным кавалерийским ударом. Гусария была создана на рубеже XV—XVI веков и представляла собой отряды тяжёлой кавалерии со специфической тактикой, вооружением, комплектованием и имела легко узнаваемые отличительные...
Берды́ш (польск. berdysz), также bardiche /bɑrˈdiːʃ/, berdiche, bardische, bardeche или berdish — длиннодревковый боевой топор с очень широким лунообразным лезвием.
Войсковые товарищи — привилегированная часть казачества в Гетманщине во второй половине XVII и в XVIII веках, которая по социальному статусу приближалась к полковой старшине и оказывала значительное влияние на военные и государственные дела.
Подробнее: Войсковой товарищ
Запоро́жские казаки ́, запоро́жцы — часть казачества Поднепровья, на территории современной Украины, на 1555 год имевших ряд разрозненных военных укреплений («городки» или «сечи» /засеки/) и поселений (хутора, зимовники) за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле). Впоследствии объединились в отдельную военную и государственную организацию Войско Запорожское, получившую своё наименование по названию региона проживания, места расположения главного военного...
Секи́ра — древнее рубящее холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора с длинным лезвием. Также устаревший (традиционно-поэтический) синоним слова «топор» в широком значении.
Наказной полковник — в XVII—XVIII веках лицо, временно выполнявшее функции казачьего полковника, на Гетманщине и на Слобожанщине.
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Пика (фр. pique) — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья. Состоит из древка длиной в 3—5 метров и трёхгранного или четырёхгранного металлического наконечника длиной 12—57 сантиметров. Общий вес составляет 3—4 килограмма. Данное оружие было предназначено для защиты пехоты от атак кавалерии, а также использовалось в кавалерии — в казачьих, уланских и конных пикинерских полках. Имело распространение в XV — первой половине XX веков.Обычно перечисляются следующие отличия пики от копья...
Кош (у казаков) — крупное казачье объединение (казачья община и одновременно воинское подразделение и хозяйство в его ведении, расположенные на определенной территории), обыкновенно возглавляемое кошевым атаманом.
Навершие (навершье) — верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха и так далее) или сооружения (терема, купола).
«Полки иноземного строя » («полки нового строя») — воинские части (полки), формировавшиеся в России XVII века из служилых, «охочих» вольных людей, иностранцев, казаков и других наёмников, позже и из даточных людей по образцу (организации, обучению) западноевропейских армий. В ходе петровских реформ эти полки были использованы при формировании регулярной русской армии.
Гуса́рские доспе́хи — доспехи крылатых гусар, состоящие из сегментной кирасы с длинными наплечниками и крыльями, крепившимися за спиной, наручей, а также шлема типа «бургиньот» или «ерихонка» (польск. «капалин» — kapalin). Использовались, в основном, в XVII веке.
Подробнее: Гусарский доспех
Султан (от тур. sultan) — украшение на головном уборе в виде вертикально укрепленного перьевого или волосяного пучка. Был распространён на шляпах, киверах и касках в большинстве европейских армий первой половины XIX века.
Казачьи чины — это чины (звания), персонально присваиваемые военнослужащим и военнообязанным (в том числе казакам на льготе) в соответствии с их военной и специальной подготовкой, служебным положением, заслугами, выслугой лет, принадлежностью к казачьему войску.
Штанда́рт (от нидерл. standard, нов.-верх.-нем. Standarte от ст.-франц. estendard — «кавалерийское знамя»)...
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Казачье войско — воинское формирование (войско), комплектуемое из числа лиц казачьего сословия или состояния; первоначально возникшие как объединения вольных и беглых людей вне какой бы то ни было государственной административной юрисдикции, казачьи войска позднее входили в состав вооружённых сил ряда государств (Царство Русское, Речь Посполитая, Османская империя, Российская империя).
Малиновый — яркий насыщенный оттенок красного, смешанного с синим цветом, цвет малины. В Англии малиновый традиционно связывают с насилием, отвагой и мученичеством. Он ассоциируется с кровью. В доколумбовом Перу малиновый шнур/нить в узелковой письменности кипу обозначал Инку (Короля, Монархию). На такой нити могли располагаться также узлы «времени», то есть для указания на срок правления Инки. Например, 4 узла — это четыре года правления Инки. Малиновый пиджак — в начале 1990-х один из атрибутов...
Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.
Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.
Тарч , торч (нем. Tartsche,польск. tarcz, от старофр. targa — щит; др.-в.-нем. zarge) — название типа щитов, применявшихся западноевропейскими рыцарями с XIII по XVI век, по другим данным с XIV по XV. Возможно тарчи использовались и на Руси, во всяком случае в радзивилловской летописи они изображены не менее 15 раз, также есть описания относящиеся к XVI веку, которые можно трактовать как описания тарчей.
Хору́гвь или Хоронгвь (польск. Chorągiew, устаревшее — Rota, от нем. Rotte) — организационно-тактическая единица в рыцарском войске средневековой Польши и ВКЛ, соответствовавшее роте, состоявшая из 25 — 80 копий, формирование с данным наименованием было и в армии Петра I .
Охочекомонные казаки — конные казаки (охотники, современность — добровольцы) поступившие (принятые) на военную службу, разновидность казачества на Украине, образовавшаяся в силу устройства, данного польским королём С. Баторием, это разновидность нерегулярного войска, которое, в противоположность постоянным, реестровым или сечевым казакам (пехота), формировалось в военное время из числа населения, которое в межвоенное время вело жизнь мирных поселян и промышленников и имело лошадей.
Казачество на Украине — казачество, возникшее на Украине или возрождённое на территории современной Украины.
Алеба́рда (нем. Hellebarde) — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом. Находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран с XIII по XVII век, получив наибольшее распространение в XV—XVI веках как эффективное оружие против хорошо защищённой кавалерии. В XIV—XV веках для этой цели использовался годендак (годенбак). Позднее использовалась как парадно-церемониальное оружие...
Ки́вер — военный головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.
Карабе́ла (польск. Karabela) — тип сабли, в частности имевший широкое распространение среди польской и литовской...
Сердюки (от тур. sürtük «проводник, соглядатай», или сердитые, злые) — казаки наёмных пехотных полков на Правобережной, позже на Левобережной Украине в XVII—XVIII веке.