Связанные понятия
Баварский ландтаг (нем. Bayerischer Landtag) — парламент федеральной земли Свободное государство Бавария.
Бундеста́г (нем. Bundestag — федеральное собрание, от Bund (союз, федерация) и Tag, Tagung (собрание, заседание) — однопалатный орган народного представительства Федеративной Республики Германия.
Большая коалиция — в странах парламентской многопартийной системы правления название коалиционного правительства, сформированного двумя крупными или крупнейшими политическими партиями страны.
Основной закон для Федеративной Республики Германия (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland), или коротко основной закон (нем. Grundgesetz, GG) — конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Основной закон был принят в 1949 году в качестве закона, временно заменяющего конституцию на территории западных оккупационных зон и затем продолжил своё действие в ФРГ, а с 1990 года является полноценной конституцией объединённой Германии. Особое значение...
Респу́блика Ба́ден (нем. Republik Baden) — историческое государство в составе Веймарской республики, образовавшееся на месте Великого герцогства Баден в 1918 году после Ноябрьской революции и ликвидированное в 1945 году. Сейчас является частью современной немецкой земли Баден-Вюртемберг.
Упоминания в литературе
12 февраля 1867 г. состоялись выборы в Учредительный рейхстаг Северогерманского союза. 16 апреля 1867 г. была принята и вступила в силу конституция, юридически оформившая союз монархов в форме федеративного государства [482]. Федералистское устройство предпочли исходя из интересов владетелей вошедших в Союз государств, которым отказ от суверенитета компенсировали сохранением династических прав и полномочий в местном управлении. Всю полноту власти в Северогерманском союзе сконцентрировал наследный президент Союза – прусский король. Он утверждал или отклонял законы, командовал вооруженными силами. Исполнительную власть возглавлял канцлер, освобожденный от ответственности перед парламентом. Более того, правительство получило право «в исключительных случаях» принимать законы без рассмотрения их законодательными органами. Законодательную власть концентрировали
Бундесрат (Союзный совет) и Рейхстаг. Бундесрат формировался из министров и представителей вошедших в Союз государств. Все важнейшие законопроекты и решения либо исходили от него, либо санкционировались перед внесением в Рейхстаг или введением в действие. Председателем Бундесрата являлся назначаемый президентом Союза прусский канцлер, естественно, им стал Бисмарк. Рейхстаг избирался сроком на 3 года на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы, принимал законы, в том числе о бюджете, давал согласие на введение новых налогов. Законы считались принятыми, если собирали большинство голосов в обеих палатах. В своих воспоминаниях Бисмарк писал: «…я исходил из того, что единая Германия – лишь вопрос времени и что Северогерманский союз только первый этап на пути к его разрешению» [82, с. 51].
Парламент в стране однопалатный: им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность. «Бундестаг, – пишут германские ученые Г. Клайн и В. Цее, – является парламентом Федеративной Республики Германии. Принимаемые им решения исходят от народа».
Бундесрат , через посредство которого субъекты федерации участвуют в законодательстве и управлении страной, является, по мнению ряда немецких теоретиков, органом «верховной бюрократии земель» и не рассматривается ни в основном законе, ни в научных работах в качестве второй палаты парламента. Однако ряд германских ученых и российские теоретики, причем не без веских оснований, полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат – Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т. д[8].
Законодательство ФРГ также уделяет организации контроля весьма большое внимание, отдавая приоритет парламентскому контролю. Конституция ФРГ провозглашает, что государство является правовым и социальным. Закрепляется республиканская форма правления, ответственность правительства перед парламентом. Германия является парламентской республикой с признанием земель ФРГ государствами с собственными Конституциями, которые должны соответствовать федеральной. Главой государства является президент, избираемый специально созываемым Федеральным собранием на пять лет. Президенту предоставлен ряд полномочий, связанных с выполнением функций главы государства. Однако президенту для принятия решений и издания большинства актов требуется обязательная контрассигнация Федерального канцлера или соответствующего Федерального министра. Парламент страны состоит из двух палат: бундестага, который по существу обладает законодательной властью, и
бундесрата , через посредство которого «… земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией» (ст. 89 Конституции ФРГ).
Особая ситуация существует в ФРГ, где многие ученые не признают
Бундесрат – орган земельного представительства – палатой парламента,[146] обращаясь при этом зачастую к соответствующей позиции Федерального Конституционного Суда. В то же время некоторые германские специалисты подходят к этому вопросу более осторожно, указывая на специфичность Бундесрата и отмечая, что имеются аргументы как в пользу признания его палатой парламента, так и против этого.[147] В отечественном государствоведении мнения о том, является ли Бундесрат палатой парламента, разделились. Например, Ю. П. Урьяс считает, что Бундесрат не входит в состав парламента.[148] В. В. Маклаков полагает, что Бундесрат – это вторая палата парламента.[149] Говорят также о «скрытой» двухпалатности, когда не признаваемый формально палатой парламента Бундесрат фактически выполняет функции второй палаты.[150] Однако вопрос нельзя считать полностью решенным, поскольку Бундесрат выполняет практически все функции, присущие верхним палатам парламентов других стран, а способ его формирования не может служить весомым аргументом, так как мировая практика изобилует самыми разнообразными и далеко не всегда демократичными способами формирования верхних палат парламентов, ничуть не лишая эти палаты права быть палатами парламентов.
По форме государственного устройства Германия – парламентская республика. По основному закону власть президента ограничена, значительно больше властных полномочий предоставлено канцлеру (премьер-министру). Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: его верхней (более «слабой») палатой является
бундесрат , а нижней (более «сильной») – бундестаг. Федеральное правительство, или кабинет министров, состоит из федерального канцлера и федеральных министров. В его компетенцию входит проведение политики в области международных отношений, обороны, финансов и коммуникаций. Центральный банк осуществляет контроль над кредитно-денежной политикой, хотя с 1 января 1999 года он подчиняется Европейскому центральному банку. В 1999 году в правительстве было 15 федеральных министров. Столица ФРГ – Берлин, хотя в Бонне остались некоторые государственные учреждения.
Ш. Джеффер отмечает устойчивую тенденцию к более централизованному и единообразному политическому процессу. Парламенты земель перестали играть роль значимых законодательных органов. В то же время с расширением законодательных полномочий федерального уровня, роль правительств земель в обеспечении исполнения федеральных законов последовательно возрастала. В равной мере увеличивалось и число федеральных законов, касающихся существенных интересов земель и требующих согласия
Бундесрата , до вступления закона в силу. Как известно, Бундесрат (собрание правительств земель) играет значительную роль в области федерального законодательства и, кроме того наделен общим (приостанавливающим) правом вето на федеральное законодательство и правом абсолютного вето по отношению к федеральным законам, которые он сочтет несовместимыми с существенными интересами земель.
С учетом федеративного устройства стран установлено, что Бундестаг и – через
Бундесрат – земли участвуют в делах Европейского Союза. Федеральное правительство должно незамедлительно предоставлять Бундестагу и Бундесрату полную информацию. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза предоставляет Бундестагу возможность дать по ним заключение. На переговорах Федеральное правительство учитывает заключения Бундестага. Подробности регулируются законом.
♦ посредством назначения – этот принцип используется в Канаде, Иордании, в небольших государствах, входящих в состав Сообщества (Антигуа, Багамы, Бермуды, Тринидад и Тобаго, Ямайка). Данный способ применяется и при формировании верхней палаты немецкого парламента
Бундесрата , потому что он состоит из депутатов, назначаемых правительствами земель из своего состава. Иногда этот способ выделяют в отдельную группу и называют формированием верхней палаты путем представительства от субъектов федерации;
2 депутата. Каждая земля ФРГ располагает в
Бундесрате не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, а земли с населением свыше шести миллионов жителей – пять голосов. Число представителей, посылаемых землями Австралии в Союзный совет, колеблется от 3 до 12. В Канаде установлены следующие нормы представительства провинций в Сенате: Онтарио и Квебек – по 24, Новая Шотландия и Нью-Брансуик – по 10, Манитоба, Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и
Связанные понятия (продолжение)
Ландта́г (нем. Landtag, от Land — земля, страна и Tag — собрание) — парламент земли (земский парламент) в Германии и Австрии, земляной парламент Южного Тироля (в составе Италии), а также парламент княжества Лихтенштейн. В различный период времени ландтаги имели различия, в разных государствах и странах.
Совет народных уполномоченных (нем. Rat der Volksbeauftragten) — временное правительство в Германии во время Ноябрьской революции в период с ноября 1918 года по февраль 1919 года. Возглавил совет - Фридрих Эберт.
Национальный фронт ГДР (нем. Nationale Front der Deutschen Demokratischen Republik, NF (до 1973 — Национальный фронт демократической Германии нем. Nationale Front des Demokratischen Deutschlands)) — общественная организация в Восточной Германии.
Веймарское учредительное собрание или Германское национальное собрание 1919 года (нем. Weimarer Nationalversammlung) — парламент в Германии, принявший новую конституцию и учредивший в стране так называемую Веймарскую республику. В период действия Германского национального собрания 1919 года представительство земель осуществлял комитет государств (нем. Staatenausschuss). После Ноябрьской революции 1918 года, завершившейся отречением от престола кайзера Вильгельма II, 30 ноября 1918 года временное...
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.
Франкфуртское национальное собрание (нем. Frankfurter Nationalversammlung) — первый общегерманский парламент, заседал во франкфуртской церкви Святого Павла с 18 мая 1848 по 31 мая 1849 года. Его созыв стал одним из результатов Мартовской революции в странах Германского союза.
Межсоюзническая комендатура — коллективный орган управления оккупированным Берлином, учреждённый четырьмя оккупационными державами: Великобританией, США, СССР и Францией. Межсоюзническая комендатура подчинялась Контрольному совету, который осуществлял верховную власть на территории Германии в первые послевоенные годы. В оккупированной Австрии аналогичные функции выполняла Союзническая комиссия по Австрии.
Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную...
Высший земельный суд (нем. Oberlandesgericht) в Германии и Австрии — суд общей юрисдикции (нем. ordentliche Gerichtsbarkeit) апелляционной инстанции. В Швейцарии и Лихтенштейне аналогичную роль играют высшие суды.
Красно-зелёная коалиция — союз между «красными» социал-демократическими (или социалистическими) и «зелёными» энвайронменталистскими или аграрными (имеющими зелёный в качестве партийного цвета) партиями. Термин может обозначать коалиционное правительство, образованное социал-демократическими (реже левосоциалистическими) и зелёными партиями либо же долгосрочный альянс, обычно между более радикальными левыми (левосоциалистическими, экосоциалистическими, коммунистическими, включая троцкистов и маоистов...
Немецкий народный конгресс (ННК) (нем. Deutscher Volkskongress) — представительная общественная организация, созданная в Советской зоне оккупации Германии после Второй мировой войны (1939—1945), которая впоследствии стала политическим ядром ГДР.
«Ямайская коалиция » или «Коалиция „Ямайка“» (нем. Jamaika-Koalition) — фразеологизм политического лексикона Германии, обозначающий коалицию трёх партий: ХДС/ХСС, Свободной демократической партии и «Зелёных». Происхождение выражения связано с государственным флагом Ямайки, цвета которого соответствуют партийным цветам ХДС/ХСС (чёрный), Свободной демократической партии (жёлтый) и «Зелёных» (зелёный).
Контрасигнатура , контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Во́льное госуда́рство , свобо́дное госуда́рство (нем. Freistaat) — термин, возникший в немецком языке в XVII для перевода латинского выражения «libera res publica» для обозначения суверенного государства, не подвластного монарху. Таким образом, понятие «вольного государства» тождественно термину «республика». В отношении городов-государств существует сходный термин вольный город.
В политике
мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.
Европейские консерваторы и реформисты (англ. European Conservatives and Reformists, ECR) — консервативная фракция евроскептиков-конфедератов в Европейском парламенте. и Совете местного самоуправления СЕ. Фракция на данный момент состоит из 70 членов парламента, являясь третьей по величине. Создана в 2009 году по результатам европейских выборов членами Движения за европейские реформы на основе европейской партии Альянс европейских консерваторов и реформистов.
Фра́кции Европе́йского парла́мента — политические группы депутатов в Европейском парламенте. При этом объединение депутатов в группы происходит не по национальному признаку, а по их партийной принадлежности. Фракция может быть формальным представлением общеевропейской партии (европартии) в Парламенте. В других случаях она может быть коалицией из европейских партий, национальных партий и независимых политиков. Главное требование : в составе парламентской фракции должно быть как минимум 25 депутатов...
Северогерманский союз (нем. Norddeutscher Bund) — федеративный союз германских государств, основанный в 1866 году и включавший все немецкие земли севернее реки Майн. Являлся предшественником Германского рейха (империи) 1871 года.
Обер-президент (нем. Oberpräsident — сокр. от нем. Oberregierungspräsident — «Верховный начальник окружного управления») — высшее должностное лицо в государственном управлении прусских провинций между 1815 и 1945—1946 годами.
Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
Досрочные выборы (также внеочередные выборы) — выборы в представительный орган власти или на выборную должность, проводимые до окончания срока полномочий действующего созыва органа или лица, занимающего должность. Основанием для проведения досрочных выборов может быть роспуск представительного органа, отставка выборного лица, отрешение его от должности или смерть. Условия и порядок процедуры определяются национальным законодательством и в разных странах могут существенно различаться. В ряде парламентских...
Германский вопрос или германская проблема (нем. Deutsche Frage) — одна из важнейших европейских геополитических проблем XIX—XX веков, касающаяся вопроса политического статуса и границ Германии, существовавшая в различных формах с момента ликвидации Священной Римской империи в 1806 году до воссоединения Германии в 1990 году.
Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Федеральная служба защиты конституции Германии (нем. Bundesamt für Verfassungsschutz) — спецслужба внутреннего назначения в Германии, подчиняющаяся министерству внутренних дел. Учреждена в 1950 году. Контролируется Парламентским Контрольным Комитетом (Parlamentarisches Kontrollgremium). В 2005 году служба имела 2448 сотрудников. Бюджет в 2005 г. составлял 137 миллионов евро. Осуществляет в ФРГ контрразведывательную деятельность.
Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.
Совет кантонов (нем. Ständerat, фр. Conseil des Etats, итал. Consiglio degli Stati, романш. Cussegl dals Stadis) является верхней палатой Федерального собрания (парламента) Швейцарии. Он был учреждён Федеральной конституцией в 1848 году.
Зелёные — Европейский свободный альянс (англ. The Greens–European Free Alliance, сокр. англ. Greens – EFA; фр. Les Verts – Alliance libre européenne; нем. Die Grünen – Freie Europäische Allianz) — одна из фракций Европейского парламента. На 2015 год насчитывает 50 депутатов.Фракция состоит из двух европейских партий: Европейской партии зелёных и Европейского свободного альянса (ЕСА). Последняя представляет интересы национальных меньшинств. Кроме того, в неё входят и представители отдельных партий...
Министр без портфеля — член правительства, который не руководит министерством и/или иным центральным органом исполнительной власти, но имеет полномочное право голоса на заседаниях правительства, а также выполняет отдельные поручения премьер-министра.
Политическая пепельная среда (нем. Politischer Aschermittwoch) — традиционные партийные собрания немецких политиков в последний день карнавала, неотъемлемой частью которых являются оживленные дебаты и обмен шуточными оскорблениями с партиями-конкурентами.
Малогерманский путь объединения Германии (нем. Kleindeutsche Lösung der Deutschen Frage) — одна из двух основных моделей решения германского вопроса, выработанных представителями германской политической мысли в период после завершения Наполеоновских войн.
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание палатами специализированных комиссий парламента по расследованию преступлений особой общественной значимости.
Выборы в Европейский парламент проходили в июне 1979 года в 9 европейских странах (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания (в т ч Гренландия), Люксембург, Ирландия, Великобритания). Это были первые общенародные выборы в Европарламент. Наибольшее число голосов получили Социалисты, затем Христианские демократы, на третьем месте были Европейские демократы (Консерваторы севера Европы). В парламенте были представлены фракции Либералов, Коммунистов и Прогрессистов.
Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также...
Прогрессивный альянс социалистов и демократов (англ. Progressive Alliance of Socialists and Democrats, сокр. англ. S&D) — социал-демократическая фракция Европейского парламента, политическая группа Партии европейских социалистов. Фракция существует под разными именами с момента создания в 1953 году и до выборов 1999 года являлась самой многочисленной в парламенте. Настоящая фракция занимает второе место по числу членов Европейского парламента, под данным названием основана 23 июня 2009 года. Член...
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять...
Непрямые выборы (косвенные выборы, многостепенные выборы, многоступенчатые выборы) — избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами.
Во́тум (лат. votum — желание, воля) — мнение, выраженное путём голосования. В парламентской практике ряда государств в таком порядке выражается одобрение или неодобрение деятельности правительства или министра (вотум недоверия). При получении вотума недоверия правительство или министр уходит в отставку.
Ре́йхсканцлер , также имперский канцлер (нем. Reichskanzler) — должность в системе исполнительной власти Германской империи, а затем должность главы правительства Германии периода Веймарской республики и Третьего рейха, действовавшая, в общей сложности, с 1871 по 1945 год.
План Юнга (англ. Young Plan) — второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса.
Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".