Связанные понятия
Национальная революция 1911 года во Внешней Монголии (монг. 1911 оны Үндэсний эрх чөлөөний хувьсгал), руководимая высшей халхаской знатью при поддержке Российской империи, положила конец двухвековой зависимости Халхи от империи Цин. В результате было основано независимое государство (ханство) во главе с теократическим монархом Богдо-ханом.
Вне́шняя Монго́лия (монг. Ар Монгол?, ᠠᠷᠤ ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ?, «Северная Монголия»; маньчж. ᡨᡠᠯᡝᡵᡤᡳ ᠮᠣᠩᡤᠣ Tülergi Monggo, кит. 外蒙古, пиньинь: Wài Měnggǔ, палл.: Вай Мэнгу) — регион в составе империи Цин. Внешняя Монголия состояла из четырёх аймаков Халхи: Сэцэн-ханов, Тушэту-ханов, Сайн-Нойон-ханов и Дзасагту-ханов, а также округа Кобдо.
Империя Великая Цин, или государство Великая Цин (маньчж. дайцин гурунь, кит. трад. 大清國, палл.: Да Цин го), также известная как династия Цин, или Маньчжурская династия, была последней империей, включавшей территорию Китая. Династия Цин правила страной с 1644 по 1912 год с краткой реставрацией в 1917 (последняя продлилась всего 11 дней). Династии Цин на территории Китая предшествовала династия Мин и последовала Китайская республика. Мультикультурная Цинская империя существовала в течение почти трёх...
Коутоу (кит. трад. 叩頭, упр. 叩头, пиньинь: Kòutóu) — обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья (поэтому также описательно «саньгуй цзюкоу»), который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе императора.
В 1778 году кочующая с XVII века резиденция монгольских Богдо-гэгэнов Урга́ (от монг. Өргөө — «Дворец», «Ставка»; также монг. Их хүрээ, Да хүрээ — «Великий монастырь») осела в долине в месте слияния рек Тола и Сэлбэ, став стационарным поселением и крупнейшим городом цинской Внешней Монголии. В 1911 году Урга получила статус столицы Монголии и стала называться Нийслэл хүрээ — «Столичный монастырь». Название Урга не было официальным и использовалось в основном иностранцами. В 1924 году с провозглашением...
Подробнее: История Улан-Батора
Упоминания в литературе
В 1332 г. князь Джанги, происходивший, скорее всего, из Средней Азии, подарил китайскому
богдыхану 170 русских пленников и получил от него за это денежную награду. В том же году отмечается в анналах династии Юань, что «тысяче русских было выдано зерно и одежда». Видимо, правитель Китая имел пристрастие к русским воинам и, чтобы угодить ему, его вассалы часто дарили их ему. Русских уводили с родины монгольские князья, правившие в Средней Азии и Поволжье, где они несли воинскую службу и откуда попадали в Китай. В том же 1332 г. князь Янь-Тимур подарил богдыхану полторы тысячи русских пленных, а другой князь, Аргиашвили (возможно, грузин), доставил в Пекин 30 русских пленных.
Резоны китайцев описал историк С.М.Соловьев: «Ему (Спафарию – авт.) объяснили начало обычая: «В старых годах из некоторого государства был у нас посол, даров с собой привез очень много и словесно объявил всякую дружбу и любовь. Наш
богдыхан , обрадовавшись, тотчас велел посла и с грамотою взять перед себя; но как начали читать грамоту, оказалось в ней большое бесчестье богдыхану, да и сам посол начал говорить непристойные речи. С тех пор постановлено: брать прежде грамоту у посла и прочитывать, и, смотря по грамоту, богдыхан принимает посла или не принимает»[170].
Послом назначен был умный боярский сын Федор Исаакович Байков, коему вручены были царская грамота и подарки к китайскому
богдыхану и хану Аблаю. При нем находились приличное число разных служивых людей и несколько охотников из купечества, которые имели при себе на 40 000 рублей товару. Голландцы говорят, что свита Байкова состояла из 100 человек. Байков, отправясь на дощениках вверх по Иртышу, прибыл в ноябре в Улус к Тайше-Аблаю, подал ему посланные подарки и остался у него зимовать. В апреле 1655 года отправился он в дальнейший путь вместе с послом Аблая. Миновав озеро Нар-Зайсан, Алтайские горы, города Куху-Котон, Купексу, прибыл он к известной китайской стене и получил позволение ехать в Пекин.
Связанные понятия (продолжение)
«Восемь знамён» — маньчжурский принцип административного деления, совмещающий военные и гражданские элементы, неотъемлемая часть государственности в Цинской империи.
Подробнее: Восьмизнамённая армия
Солоны (кит. трад. 索倫, упр. 索伦, пиньинь: Suǒlún) — подгруппа эвенков, проживающие в северо-восточном Китае (Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян). В XVIII веке значительная часть солонов был также переселена в Синьцзян, к концу XX века их потомки, как правило, уже не называли себя солонами. Солоны составляют основную часть представителей эвенкийской народности, проживающих в пределах КНР.
Импе́рия (в китайской традиции — дина́стия) Юа́нь ( монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝, пиньинь: Yuáncháo) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271—1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским каганом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году. Династия пала в результате восстания Красных повязок 1351—1368. Официальная китайская история этой династии записана при последующей династии Мин и носит...
Подробнее: Юань (династия)
Юань-ши (кит. упр. 元史, пиньинь: yuánshǐ) — одна из 24-х официально признанных официальных историй Китая, повествующая о Юаньской династии.
Подробнее: Юань ши
Джунгарское ханство (в старорусских источниках также Зюнгарское ханство; старомонг. ᠋᠋᠋ᠵᠡᠭᠦᠨ ᠭᠠᠷ ᠤᠨ ᠬᠠᠭᠠᠨᠲᠣ ᠣᠯᠣᠰ; jegün γar-un qaγan-tu ulus, калм. Зүн Һарин хаана улс; монг. Зүүнгарын хаант улс; также калм. Дөрвөн өөрд улс — «Государство Четырёх Ойратов», калм. Догшин Зүңһара Нутуг — «Грозный (Свирепый, Бешеный) Зюнгарский Нутук (государство)») — ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII—XVIII веках на территории, которая в настоящее время относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России...
Тангу́ты (самоназвание ?? минья, тиб. མི་ཉག миняг, кит. 党項 дансян или фань, монг. тангад?, ᠲᠠᠩᠭᠤᠳ?) — народ тибето-бирманской группы, говоривший на тангутском языке. Потомки древних цянов. В культурном и языковом отношении были ассимилированы монголами, китайцами, а также родственными тибетцами.
Зайсан (от китайского титула «цзай-сян») - должность у алтайцев, западных монголов.
Албази́нцы (кит. упр. 阿尔巴津人, пиньинь: āěrbājīnrén) — китайцы, потомки русских казаков — поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин, основанного Никифором Черниговским в 1665 году на Амуре (ныне с. Албазино Амурской области) на предполагаемом месте расположения крепости даурского князя Албазы.
Дали (кит. упр. 大理, пиньинь: Dàlǐ) — средневековое царство народа бай с центром в современной провинции Юньнань в Китае. Оно было основано в 937 году и управлялось династией из 22 монархов до уничтожения монголами в 1253 году. Столицей был город Дали.
Протянувшиеся от Яньцзина до Юньчжоу Шестнадцать округов (кит. трад. 燕雲十六州, упр. 燕云十六州, пиньинь: Yānyún Shíliù Zhōu, палл.: Яньюнь шилю чжоу) — земли в Китае на территории современных провинций Хэбэй и Шаньси, а также городов центрального подчинения Пекин (древнее название — Яньцзин) и Тяньцзинь, бывшие важным фактором политической борьбы в X веке.
Подробнее: Шестнадцать округов
Уйгурский каганат , Уйгуро-Орхонский каганат (Государство Тогуз-Огузов) — государственное образование VIII—IX веков н. э., пришедшее на смену Восточно-тюркскому каганату. Ибн Хордадбех упоминает о землях токуз-огузов: «Их область самая большая из тюркских стран, они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками».
Ту́мен (монг. түмэн, узб. tuman, тат. төмән, тур. tümen) — наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII—XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников.
Табгачи или Тоба (拓拔;Tuòbá) — древнемонгольский кочевой народ, ответвление сяньбийцев. Вторглись в Китай, где основали Дай и Тоба-Вэй.
Подробнее: Тобасцы
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Нойон (монг. ноён, тув. ноян, калм. нойон, бур. нойон, якут. тойон, алеут. тойон, тлингит. тойон — господин, князь) — правитель в Монголии в период начиная со средних веков и заканчивая первой четвертью XX века.
Кумульское восстание — национально-освободительное движение мусульманских народов провинции Синьцзян Китайской республики, имевшее место в 1931—1934 годах и начавшееся с мятежа уйгурского населения Хами.
Татабы , кумоси, кумохи, си, хи (кит. упр. 庫莫奚, пиньинь: Kùmò Xī, палл.: Кумо Си или Си (奚)) — монголоязычный кочевой народ, проживавший в Маньчжурии по склонам Хингана. Восточнее татабов жили их более известные соседи — кидани, с которыми татабы часто воевали. После создания киданями Ляо, татабы растворились среди победителей.
Ли — название двух китайских единиц измерения расстояния: первая — кит. 市里 или кит. 里, Lǐ — для больших расстояний, в древности ли (里) составляла 300 или 360 шагов (步, бу), стандартизированное метрическое значение — 500 метров; вторая — кит. 市厘, стандартизированное метрическое значение которой составляло ⅓ мм. В китайском языке эти слова пишутся разными иероглифами и произносятся разным тоном.
Буря́тские каза́ки , или Буря́тское каза́чество — иррегулярное воинское формирование в составе Забайкальского казачьего войска во времена Российской империи.
Хугуан (кит. трад. 湖廣, упр. 湖广, пиньинь: Húguǎng, буквально: «Озёрный простор») — бывшая провинция Китая, существовавшая во времена династий Юань, Мин и первых лет Цин. Столицей был Учан.
Цзедуши (кит. упр. 节度使, пиньинь: jiédùshǐ, палл.: цзедуши) — крупная административная должность в средневековом Китае, подразумевающая сосредоточение в одних руках всей военной и гражданской власти на обширной территории. Аналогична должности генерал-губернатора.
Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.
Белый лотос (кит. упр. 白蓮教, пиньинь: báiliánjiào, палл.: Байляньцзяо) — название для нескольких иногда реальных, иногда мифических буддийских или даосских религиозно-политических братств и тайных обществ хилиастического толка, существовавших в разные исторические эпохи. Некоторые из них могут считаться тоталитарными сектами.
Куча (также Кучэ и Кучар) — древнее буддийское государство, протягивавшееся вдоль северной кромки пустыни Такла-Макан по северному маршруту Великого шёлкового пути между Карашаром к востоку и Аксу к западу.
Миграция в Маньчжурию (кит. трад. 闖關東, упр. 闯关东, пиньинь: Chuǎng Guāndōng, палл.: Чуан Гуаньдун) где Гуаньдун — старое название Маньчжурии) означает массовое переселение в Маньчжурию китайцев-ханьцев, в особенности из Шаньдунского полуострова и Чжили во второй половине XIX — первой половине XX веков. В течение предшествующих двух веков цинское правительство как правило строго ограничивало, а то и вовсе запрещало переселение китайцев в Маньчжурию, стараясь сохранять её как вотчину маньчжуров и монголов...
Подробнее: Китайская колонизация Маньчжурии
Запре́т морско́й торго́вли (кит. 海禁, пиньинь: hǎijìn, палл.: хайцзинь, буквально: «морской запрет») существовал в Китае во времена империй Мин и Цин. Он был введён с целью борьбы с прибрежным пиратством, но наносил огромный ущерб национальной экономике и на протяжении пяти столетий сдерживал рост прибрежных поселений.
Шэньши (кит. упр. 绅士, пиньинь: shēnshì); буквально — «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности) — одно из четырех официальных сословий императорского Китая.
Азиатская конная дивизия (Азиатская бригада, Азиатская дивизия, Инородческая дивизия, 1-я Инородческая дивизия имени Его Императорского Величества Государя Михаила II) — кавалерийская дивизия, в основном комплектовавшаяся азиатами-добровольцами.
Сюеяньто (кит. упр. 薛延陀, пиньинь: xueyantuo, палл.: сюэяньто) или Сеяньто — крупнейшие из 15 племён уйгуров. В VII веке создали неустойчивый каганат, который в 646 был уничтожен войсками империи Тан.
Китаецентризм (кит. 中国中心主义) — мировоззренческая система в Восточной Азии, по которой в целом мире, наполненном «варварами», только Китай является центром цивилизации, культуры и философии, а также главным просветителем «варварских» народов. Данная система обосновывала ведущую роль Китая в регионе и мире в течение 2 последних тысячелетий.
Тюрки-шато (кит. упр. 沙陀, пиньинь: shātuó, палл.: шато или кит. упр. 沙陀突厥, пиньинь: shātuó tūjué, палл.: шато туцзюэ) — тюркский кочевой народ, потомки среднеазиатских хуннов из объединения чуйских племён алты чуб, произошли от племён чуюе. Оказали влияние на политику Восточной Азии в X веке. Они основали 3 из пяти династий в эпоху пяти династий и десяти царств.
Ван (кит. 王, пиньинь: wáng); Выонг (вьетн. Vương, тьы-ном 王) — титул правителя в странах «ханьского (китайского) культурного влияния» (кроме Японии), соответствующий примерно европейским лат. rex — царь или англ. king — король.
Письмо Пагба-ламы, (монг. дөрвөлжин үсэг, tulγur (dörbelǰin, pagba) bičig/üsüg, «квадратное письмо; письмо Пагбы»; тиб. ཧོར་ཡིག་གསར་པ་, hor yig gsar pa, «новое монгольское письмо»; кит. упр. 蒙古字, пиньинь: měnggǔ zì, буквально: « монгольское письмо»; кит. упр. 八思巴字, пиньинь: bāsībā zì, буквально: «письмо Пагбы»; кит. трад. 國字, упр. 国字, пиньинь: guó zì, буквально: «национальное письмо»; кит. трад. 方體字, упр. 方体字, пиньинь: fāngtǐzì, буквально: «квадратное письмо»; кит. трад. 元國書/字, упр. 元国书/字, пиньинь...
Монгольская народная революция , также Аратская революция (монг. Монголын ардын хувьсгал) произошла в 1921 году. В ходе революции права абсолютной богдо-ханской монархии были сильно ограничены и было провозглашено народное правление.
Пять варваров . В традиционной китайской историографии термин ху (кит. 胡, пиньинь hú) обозначает как кочевые племена Великой Степи, так и западных горцев. При всём многообразии народов и племён китайские историки IV века разделили их на пять племенных групп...
Гурхан (от тюрк. и монг. «кур-гур» — собрание, объединение племен) — титул хана, возглавляющего союз равноправных племен. Титул гурхан носил глава каракитаев, потому что это была конфедерация 8 племен, объединившихся добровольно.
Храмовое имя (кит. упр. 庙号, пиньинь: miàoháo, палл.: мяохао) — имя, которое древнекитайский правитель получал после смерти. Под этим именем он обычно и запечатлевался в истории. По сути, это было имя-титул, оно обязательно включало в себя компоненты «ди» («хуанди»), «цзу» или «цзун». Подобная традиция существовала также во Вьетнаме, Корее, Японии.
Джалхандза-хутухта (тиб. རྒྱལ་ཁང་རྩེ།, Вайли: rgyal khang rtse; монг. Жалханз хутагт; устар. Цзала́ханцзэ хутухту́) — одна из важнейших линий хубилганов в Монголии.
Двоеданство (также двоеданничество) — исторический термин, обозначающий уплату дани двум государствам или уплату двойной дани.
Бамбуковые анналы (кит. трад. 竹書紀年, упр. 竹书纪年, пиньинь: Zhúshū Jìnián, палл.: Чжу шу цзи нянь) — один из важных письменных источников по истории Древнего Китая. В научной и культурной традиции существует в двух вариантах, которые принято называть «древним» (гу бэнь 古本) текстом и «современным» (цзинь бэнь 今本) текстом. Каждый из них представляет собой разновидность реконструкции не сохранившегося в первоначальном виде памятника. «Древний» текст представляет собой упорядоченную подборку сохранившихся...
Кашгария (Восточный или Китайский Туркестан, Алтышахар) — ранее южная часть Синьцзянской провинции (Синьцзян, Западный Китай) Китая, общее название 6 городов и территорий под их влиянием в Восточном Туркестане (ныне КНР): Аксу, Жанашар, Кашгар, Хотан, Кушар и города Жаркент на территории современного Казахстана.
Китайская цивилизация насчитывает свыше четырёх тысяч лет истории. Однако, в настоящее время, возможно достаточно чётко прочесть историю только последних трёх тысяч лет. До XX века — это монархическая держава, и за прошедшие столетия титулы и звания в Китае меняли своё название, значимость и значение не один раз. Говорить о какой либо стройности в соподчинённости и в соответственности возможно лишь со времён эпохи Чжоу. Но в последующие времена создавались новые звания и титулы, менялись значимость...
Подробнее: Титулы китайской знати
Лян (кит. трад. 兩, упр. 两, пиньинь: liǎng, палл.: лян) — мера веса, а также денежная единица в Юго-Восточной Азии. Возникла в Китае, появилась не позднее династии Хань. Затем распространилась в Японию, Корею, Вьетнам и другие страны. Вес в разные эпохи отличался. Европейцами часто называлась «таэлем».
Сто дней реформ (июнь-сентябрь 1898 года) или Реформы года у-сюй (кит. трад. 戊戌變法, упр. 戊戌变法, пиньинь: wùxū biànfǎ) — этап в истории Цинской империи, когда император попытался реформировать страну своими указами, но эта политика из-за мощного противодействия консерваторов и императрицы Цыси потерпела полное поражение; большинство же реформ, принятых во время «Ста дней», были отменены.
Поднебе́сная (кит. упр. 天下, палл.: тянься) — китайский термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора.