Связанные понятия
Батиска́ф (Bathyscaphe) (от греч. βαθύς — глубокий и σκάφος — судно) — автономный (самоходный) подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Основное отличие батискафа от «классических» подводных лодок состоит в том, что батискаф имеет лёгкий корпус, представляющий собой поплавок, заполненный для создания положительной плавучести бензином или иным малосжимаемым веществом легче воды, несущий под собой прочный корпус, как правило изготовленный в виде полой сферы...
Мезоска́ф (от греч. μέσος — средний и σκάφος — судно) — подводный обитаемый аппарат, предназначенный для исследования средних глубин (до 1000 метров), часто недоступных для обычных подводных лодок, но гораздо меньших предельных возможностей батискафа.
Покладка на грунт — вид подводного маневрирования подводных лодок с дизельными силовыми установками, который применяется в целях сбережения имеющихся на борту энергоресурсов и достижения максимальной скрытности, а также — в ситуациях, которые вынуждают субмарину находиться в погруженном положении с отключенными двигателями.
«Трие́ст » (итал. Trieste) — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.
Теория подводной лодки — отрасль теории корабля, изучающая мореходные качества подводной лодки (ПЛ) и её особенности по сравнению с надводным кораблём (судном).
Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.
Принципы действия и устройство подводной лодки рассматриваются вместе, так как они тесно связаны. Определяющим является принцип подводного плавания. Отсюда, основные требования к ПЛ это...
История подводного кораблестроения описывает хронологию и этапы развития конструкции и применения подводных лодок — обитаемых кораблей, способных управляться и автономно действовать в подводном положении.
Летающая подводная лодка — летательный аппарат, совместивший в себе способность гидроплана совершать взлёт и посадку на воду и способность подводной лодки передвигаться в подводном положении.
Шно́ркель (нем. Schnorchel — дыхательная трубка), шнорхель, устройство для работы двигателя под водой (РДП), устройство для компрессоров (УДК) — устройство на подводной лодке для забора воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания под водой, а также для пополнения запасов воздуха высокого давления и вентиляции отсеков.
Назначение системы
погружения и всплытия подводной лодки (ПЛ) полностью отражено в названии.
Глубина погружения подводной лодки — важнейшая тактическая характеристика и основной параметр подводной лодки, определяющий её возможности действий под водой, скрытность и неуязвимость. Чем выше глубина погружения, тем меньше вероятность обнаружения подлодки радиолокационными средствами и поражение её соответствующим противолодочным оружием. Глубина определяется прочностью корпуса подлодки.
СМДМ — Самотранспортирующаяся морская донная мина для активных скрытных и оборонительных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с надводных кораблей.
Подводный буксировщик (англ. Diver Propulsion Vehicle, DPV) — аппарат, относящийся к снаряжению для подводного плавания и позволяющий аквалангисту преодолевать большие расстояния, не затрачивая при этом значительных усилий на гребки ластами.
Система беспузырной стрельбы (БПС), или беспузырной торпедной стрельбы (БТС) — совокупность устройств подводной лодки (ПЛ), позволяющая производить стрельбу из торпедных аппаратов (ТА) с воздушным приводом без утечки воздуха за борт — без образования пузыря.
Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.
Необитаемое подводное речное судно (UURC) — разрабатываемая автоматическая подводная лодка для мелководий. Разработка ведётся Alliant Techsystems по заказу Управления перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA). Стоимость программы — $0,5 млн.
Подводный планер (англ. underwater glider) — автономный подводный аппарат (АНПА), приводимый в движение за счёт изменения плавучести. С начала 2000-х годов применяются в научных и коммерческих исследованиях океана, военном деле и др..
Водомётный дви́житель (водомёт) — движитель, у которого сила, движущая судно, создаётся выталкиваемой из него струёй воды (реактивная тяга). Представляет собой водяной насос, работающий под водой.
Качка (морская) — колебания (переменное периодическое движение) плавающего корабля (судна) под действием волнения или других внешних сил. Также — раздел теории корабля, изучающий качку.
МДМ -1 — морская донная мина для активных скрытных и оборонительных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с надводных кораблей.
Нерей (глубоководный аппарат) — беспилотный роботизированный телеуправляемый глубоководный аппарат. Управление и прием информации осуществляются с надводного корабля через оптоволоконный кабель. Оснащён металлическим манипулятором для сбора образцов подводного грунта и алюминиевой корзиной для их хранения. Три двигательных установки получают электропитание от литий-ионных аккумуляторов. Две видеокамеры с приводами позволяют получать панорамное изображение окрестности аппарата.
Подкра́дывание — это режим передвижения подводных лодок под водой с наименьшим уровнем шума. Цель данного режима — избегание обнаружения при использовании противником в качестве средства поиска пассивных гидрофонов. Покладка лодки на дно или полная остановка на приборе стабилизации глубины к режиму подкрадывания не относятся, хотя служат той же цели — избежать обнаружения гидрофонами. Скорость движения современных подводных лодок в малошумном режиме около 14 км/час.
Глисси́рование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на её поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Глиссирование является одним из примеров движения в точке сверхнеустойчивого равновесия. При глиссировании сила поддержания обусловлена...
РМ-2 — придонно-якорная реактивно-всплывающая мина для активных скрытных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок.
ПМР- 1 «Кальмар» - Противолодочная широкополосная мина-ракета с системой наведения для активных скрытных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с помощью забортных погрузочных устройств на надводных кораблях.
Жёстко-корпусная надувная лодка (англ. rigid-hulled inflatable boat, RHIB) или жёстко-надувная лодка (ЖНЛ) (англ. rigid-inflatable boat, RIB) — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон. Жёстко-корпусная надувная лодка является дальнейшим усовершенствованием обычной надувной лодки. Лодки такой конструкции имеют большую остойчивость. Надувной баллон (краг) даёт большой запас...
Балласт на надводных плавучих средствах — дополнительный груз на судах, кораблях и прочих плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше выступали камни, мешки с землёй или песком, металлические и прочие тяжёлые изделия. Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны (в торговом флоте их называют балластными танками).
Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.
Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Суда могут быть как самоходными, так и несамоходными.
Букси́р (буксирное судно) от голландского boegseren /buxˈseːrə(n)/ (тянуть) — обширная категория судов, предназначенных для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. Буксиры применяются на всех видах водных путей и эксплуатируются в водных бассейнах многих стран мира. Обычно это суда небольшого или среднего размера, конструкция которых может значительно отличаться в зависимости от назначения и района плавания.
Обнаружение подводных лодок — является первой и главной задачей при борьбе с ними. Успешное обнаружение лишает подводные лодки главного тактического преимущества — скрытности.
Надувной спасательный плот — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду. Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метра. Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене на 20 градусов на...
«Сулако » (англ. USS Sulaco) — вымышленный космический корабль из фильма «Чужие», десантный корабль колониальной морской пехоты США. На нем происходит значительная часть действия фильма «Чужие» и часть сюжетной кампании компьютерной игры Aliens: Colonial Marines. В фильме покинут последним экипажем (автоматическое катапультирование гибернационных камер) в результате появления на борту ксеноморфа и дальнейшего пожара. В фильмах дальнейшая судьба не раскрывается. В игре, чей сюжет начинается после окончания...
Гондола аэростата — кабина управления аэростата, в которой располагается экипаж, пассажиры или контрольные устройства аэростата.
Конструктивная противоторпедная защита корабля — специальные конструкции, предназначенные для обеспечения живучести корабля и его защиты от воздействия контактных и неконтактных взрывов торпед и мин, которые подразделяются на бортовую и днищевую.
Су́дно-трубоукла́дчик — крупнотоннажное морское судно (корабль), оснащённое подъёмным краном большой грузоподъёмности, которое используется при строительстве подводной инфраструктуры. Оно служит для прокладки морских трубопроводов и подключения нефтедобывающих платформ к нефтеперерабатывающему заводу, расположенному на берегу. Для достижения этой цели типичное судно-трубоукладчик оборудовано насосами и клапанами, а также другим специальным оборудованием, которое необходимо для прокладки трубы под...
Автономный необитаемый подводный аппарат — АНПА (англ. autonomous underwater vehicle — AUV) подводный робот, чем-то напоминающий торпеду или подводную лодку, перемещающийся под водой с целью сбора информации о рельефе дна, о строении верхнего слоя осадков, о наличии на дне предметов и препятствий. Питание аппарата осуществляется от аккумуляторов или другого типа батарей. Некоторые разновидности АНПА способны погружаться до глубины 6000 м. АНПА используются для площадных съёмок, для мониторинга подводных...
Воздухонезависимый двигатель — понятие, включающее в себя технологии, которые позволяют подводной лодке плавать без необходимости подниматься на поверхность. Понятие обычно исключает использование ядерной энергии (НАПЛ).
Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
Подво́дная ло́дка (ПЛ) (подлодка, субмарина) — класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении.
Имитаторы подводных лодок — плавучие средства постановки помех, воспроизводящие шумы подводной лодки, ультразвуковые излучения, а также имитирующие маневрирование подводной лодки по курсу, скорости и глубине.
Подробнее: Имитатор подводной лодки
Контрзатопление (англ. counterflood)— в теории непотопляемости и борьбе за живучесть: устранение крена и дифферента судна путём затопления отсеков, симметричных с поврежденными.
Двойное дно — кораблестроительный термин, часть корпуса судна: водонепроницаемый настил, привариваемый к верхним кромкам днищевого набора (флорам, вертикальному килю, стрингерам) на расстоянии нескольких футов от основного дна. Двойное дно является платформой, несущей большую часть нагрузки от перевозимых грузов, энергетические установки и прочие механизмы; при повреждении днища предотвращает попадание воды в корпус судна, а на танкерах — разлив нефти.
МШМ — морская шельфовая реактивно-всплывающая широкополосная мина для активных скрытных и оборонительных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с надводных кораблей.
Байда (браконьерская морская лодка Каспия) — быстроходная моторная лодка морского исполнения.
Броневой пояс — толстый слой металлической брони, расположенный на внешней поверхности бортов или с внутренней стороны корпуса военных кораблей, обычно броненосцев, линкоров, крейсеров и линейных крейсеров, а также авианосцев, переоборудованных под новые задачи из указанных выше типов судов.
Трёхболтовое водолазное снаряжение, «
трёхболтовка » — снаряжение для безопасного погружения под воду, классический водолазный костюм.