Связанные понятия
Половое поведение животных — термин, использующийся для обозначения некоторых поведенческих комплексов, обычно (но не всегда) связанных с осуществлением репродуктивной или копулятивной функции. Половое поведение у животных принимает многообразные формы, даже в пределах одного вида.
Социальное поведение (англ. Social behavior) — взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и другие специалисты. Социальное поведение у животных Николас Тинберген определяет как взаимодействие между представителями одного и того же вида, специально...
Запечатле́ние , или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ...
Половой отбор — процесс, в основе которого лежит конкуренция за полового партнёра между особями одного пола, что влечёт за собой выборочное спаривание и производство потомства. Этот механизм может быть причиной эволюции некоторых характерных черт и приводить к их усилению. В пределах вида один из полов (практически всегда женский) играет роль ограниченного ресурса для другого (практически всегда мужского).
Пятнистобокая игуана (Uta stansburiana) — вид ящериц, встречается на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
Упоминания в литературе
Этолог К. Лоренц считал первичный инстинкт агрессии не злом, а благом, так как он помогает сохранить вид и способствует тем самым инстинкту жизни [104]. Агрессия выполняет три полезных функции: 1) выбор наилучших, самых сильных животных для продолжения рода; 2) охрану потомства; 3) равномерное распределение в пространстве животных одного и того же типа. Лоренц различал межвидовую и внутривидовую формы агрессии. У зверей по сравнению с человеком в меньшей степени выражена внутривидовая агрессия. Хищники направляют ее в безопасное русло с помощью ритуалов, агонистического поведения. Например, самцы участвуют в турнирных боях, определяющих более сильного без причинения вреда. Ритуалы устраняют негативные последствия внутривидовой агрессии. Так живым остается волк, проигравший схватку и занявший «позу покорности», подставив победителю яремную вену. У человека подобные защитные ритуалы развиты слабо. Он был первоначально безобидным, всеядным существом, у которого отсутствовало естественное оружие для убийства крупных животных, принадлежащее его телу. Человеческая агрессия возникла в результате изобретения орудий и усиливалась по мере их развития. Но у человека отсутствуют защитные механизмы, которые удерживают всех профессиональных хищников от убийства сородичей. Поэтому надо их искусственно сформировать. И тогда
агрессия как основной источник эволюции станет истинной высшей человеческой ценностью. К социальным тормозам крайних форм проявления внутривидовой агрессии, их негативных последствий, Лоренц отнес спорт, науку, искусство. Спорт создает возможность безопасного соперничества. Он учит сохранять рыцарское отношение к противнику даже при сильных раздражителях, вызывающих агрессию. Наука помогает найти истину и является здоровой защитой от сомнительных идеалов. В искусстве смех, вызываемый художественными произведениями, служит разрядке агрессии.
Как отмечают этологи,35 примирение встречается тем чаще, чем выше когнитивные способности у данного вида. В группах социальных видов бывшие соперники «заинтересованы» в скорейшем восстановлении нарушенных агрессией связей. Групповое единство в случае внутренних агрессивных стычек подвергается серьезным испытаниям, и другие члены сообщества вмешиваются тотчас после окончания эпизода столкновения – запускается механизм примирения (утешения жертвы, умиротворение агрессора, посредничество, общее снятие группового стресса). Взаимная аффилиативная36 связь в эусоциальной группе, производная от тесных эмоциональных отношений родителей и детей, братьев и сестер в контексте эпизодичности стычек и отработанных паттернов примирения, формирует механизмы управления своей сексуальностью и агрессивностью – в соответствии с требованиями группы.
В подобных группах агрессивность в своей грубо-насильственной форме становится всё менее и менее уместной. Для самок, собственно определяющих половой отбор, привлекательными становятся особи, способные демонстрировать заботу, юмор, доброту, коммуникабельность, чадолюбие, навыки в обороне и охоте.
Ученые-биологи давно подметили эту особенность агрессии. К. Лоренц разделял ее на отрицательную и положительную. К. Меннингер пошел еще дальше: он прямо говорил о том, что в самом отрицательном, разрушительном потенциале агрессии содержится в то же время необходимое созидательное начало. Ученый приводит пример: фермер, делая свою работу, неизбежно становится «агрессивен» к сорнякам, насекомым, к самой почве… Существует даже такой термин – «необходимое разрушение».
Агрессия может быть феноменом роста, развития, особенно в периоды интенсивного психофизического созревания, т. е. в подростковом возрасте. Реакции протеста, оппозиции, порой даже гнева часто бывают проявлением крайних, пограничных вариантов поведения.
Некоторые доказательства той роли, которую играют части тела как орудия агрессии, были обнаружены в результате клинических исследований. У взрослых пациентов, посещавших сеансы психоанализа, были замечены слабые, рудиментарные мускульные импульсы, сопровождающие эмоциональные проявления гнева, ненависти, ярости. Всякая
агрессивная реакция подобного рода порождает раздражение, например, в ноге при мыслях о том, как человек наступает на своего врага; или в руках при мыслях о том, как он его душит; или как щелкают зубы, когда он как будто кусает жертву. Такого рода ощущения индивидуальны, и в психоанализе они могут служить указанием на стадию детства, в которой агрессия достигла своей кульминации, а механизмы защиты еще не сформировались.
Этологи, изучающие генетически
обусловленное поведение животных, утверждают, что у всех живых существ заложено внутреннее влечение к агрессии. Мотивация этого влечения проявляется двояко: в стремлении индивида охранять свою собственную, частную территорию и территорию племени, чтобы обеспечить его выживание. Первое именуется территориальным императивом, и борьба, которая в этом случае ведется, всегда проходит между представителями одного вида. Благодаря унаследованному поведенческому механизму это проявление силы редко, а то и никогда не является роковым. Агрессор, следуя биологическим законам своего существования, обычно после ряда столкновений отступает, оставляя хозяина территории в покое. Причина такого поведения заложена в основном инстинкте всех живых существ – будь то животные или насекомые – инстинкте сохранения вида. Если бы такая борьба велась до решающего конца, создания низшего порядка в конце концов были бы истреблены. Природа может быть расточительной со своим потенциальным потомством, но она не так глупа. В общем, столкновений между разными биологическими видами не происходит, и животные, если, конечно, их не подталкивает голод, практически никогда не нападают, чтобы убить. Убийство как времяпрепровождение не является частью модели жизни. А племя, если на него нападают, естественно, будет как единый организм бороться за свое существование.
Связанные понятия (продолжение)
Атави́зм (от лат. atavus — отдалённый предок) — появление у данной особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших.
Копрофа́гия (от др.-греч. κόπρος «навоз, фекалии» + φαγεῖν «есть») — поедание собственных или чужих экскрементов.
Порядок клевания — термин обозначения для иерархической системы организации общества. Он был впервые введён Торлейфом Шельдеруп-Эббе в 1921 году как немецкое Hackordnung или Hackliste в английский язык этот термин перешёл в 1927 году.Изначально использование термина порядок клевания выражало иерархию у кур. Куры утверждаются в иерархии с помощью различных форм поведения, в том числе и клевание сородичей, этот показатель и был использован Шельдеруп-Эббе в качестве меры доминирования для определения...
Изоля́ция (в генетике популяций) — исключение или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида из разных популяций. Изоляция является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию.
Зелёная мартышка (лат. Chlorocebus sabaeus) — вид обезьян семейства мартышкообразных отряда приматов, один из шести видов рода Chlorocebus.
Конкуре́нция — в биологии, любые антагонистические отношения, связанные с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами, видами или популяциями видов, нуждающимися в одних и тех же ресурсах.
Гон — период спаривания у животных, сопровождающийся целым набором поведенческих парадигм, индивидуальных для каждого вида. Может проходить и несколько раз в год, когда у самок млекопитающих наступает течка и запахи выделений начинают привлекать самцов, которые в борьбе за право спаривания становятся агрессивными.
Под интеллектом у
животных понимается совокупность психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации, которые не могут быть объяснены инстинктами или научением. Изучается в рамках когнитивной этологии, сравнительной психологии и зоопсихологии.
Беременность у животных — физиологическое состояние самки, наступающее в момент оплодотворения и заканчивающееся рождением плода. Беременность у млекопитающих (кроме яйцекладущих), живородящих рыб (акулы, скаты и др.) и пресмыкающихся (гадюка, живородящая ящерица и др.) существенно отличается.
Автотомия (от греч. autós — сам и tomé — отсечение) — отбрасывание самим животным, при раздражении, какого-нибудь органа или конечности.
Каннибализм пауков — широко распространённое явление. Наиболее известен половой каннибализм, который выражается в поедании крупной самкой более мелкого самца своего вида, например, вид Tidarren sisyphoides, рост самца которого не превышает одного процента роста самки. Самка съедает самца сразу после спаривания, а иногда, если самцу особенно не повезёт, вместо спаривания. Такое поведение часто фиксируется у вида чёрная вдова (Latrodectus mactans), а его название как раз свидетельствует об этом. Данное...
Вирги́нский опо́ссум (лат. Didelphis virginiana) — млекопитающее из инфракласса сумчатых, обитающее на территории Северной Америки к северу от Коста-Рики. В некоторых литературных источниках используют также другое русское название вида: «северный опоссум».
Пойкилотермия (от греч. ποικίλος — различный, переменчивый и θερμία — тепло; также эктотермность; ранее использовался термин холоднокровность) — эволюционная адаптация вида или (в медицине и физиологии) состояние организма, при котором температура тела живого существа меняется в широких пределах в зависимости от температуры внешней среды.
Параллельная эволюция или параллелизм (от греч. παράλληλος — параллельный; идущий рядом) — независимое развитие сходных признаков в эволюции близкородственных, но выделившихся групп организмов, протекающее в одном направлении. Предполагает наличие общего предка, имеющего зачатки анатомических черт, способствующих этому и происходит при сходном эволюционном давлении благодаря протеканию естественного отбора. Если организмы не близкородственны, то эволюция является конвергентной.
Геофагия , литофагия или землеедение — употребление в пищу земли, золы, грязи, а также минеральных выделений на камнях. Встречается у многих животных и у человека.
Мурлыканье (урчание) — это, как правило, негромкий ритмичный продолжительный вибрирующий звук, издаваемый некоторыми видами кошачьих в момент получения положительных эмоций (ласки, насыщения и т. п.); реже в других случаях. Несмотря на то, что звуки, очень похожие на мурлыканье, издают также лисы, мангустовые, циветы, генеты, медведи, барсуки, гиены, традиционно, говоря о мурлыкании, имеют в виду только представителей семейства кошачьих. Также звуки, похожие на мурлыканье, во время еды иногда издают...
Во́мероназа́льный о́рган (сошниково-носовой орган, орган Якобсона, иногда также вомер) — периферический отдел дополнительной обонятельной системы некоторых позвоночных животных. Играет важную роль в формировании полового поведения; у человека также связан с функциями половых органов и эмоциональной сферой.
Матери́нский инсти́нкт (инсти́нкт ма́тери) — собирательное название норм поведения, характеризующихся стремлением особи защитить более слабую особь (особи) от вредного воздействия окружающей среды путём заботы и внимания. Наблюдается как у людей и других млекопитающих, так и у рыб, насекомых и птиц. Зачастую материнским инстинктом называют вид поведения, при котором мать (или же приёмная мать) стремится оберегать своё чадо, заботиться о нём и воспитать его.
Борьба за существование (англ. Struggle for existence) — один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды. Также третья глава книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» имеет название «Борьба за существование».
Ядозу́бы (лат. Helodermatidae) — семейство ядовитых ящериц, состоящее из единственного рода Heloderma, который включает два современных вида: это аризонский ядозуб, или жилатье (лат. Heloderma suspectum), и мексиканский ядозуб, или эскорпион (лат. Heloderma horridum).
Родительский вклад (РВ) — в эволюционной биологии — это любые затраты времени, энергии и других ресурсов родителей, которые благоприятствуют потомству, ограничивая при этом возможности родителей улучшать свою приспособленность (Clutton-Brock 1991: 9; Trivers 1972).
Го́лый землеко́п (лат. Heterocephalus glaber) — небольшой роющий грызун семейства землекоповых. Вид отличается уникальными для млекопитающих особенностями: сложной социальной организацией колонии, холоднокровностью, нечувствительностью к некоторым формам боли (термическим ожогам и химическим ожогам кислотами), выносливостью к высоким концентрациям CO2. Изначально считалось, что особи обладают иммунитетом к раку в целом, но в феврале 2016 года американские учёные сообщили о двух зарегистрированных...
Игровая активность (игривость) — черта личности, которая позволяет в ролевом конфликте, а также в неопределенных, непредсказуемых, кризисных, маргинальных ситуациях обеспечить максимальную адаптивность при сохранении максимально выраженной индивидуальной идентичности. Это понятие используется в психологии и этологии для описания добровольной деятельности, связанной со стремлением к отдыху и наслаждению, а также с ранним обучением у млекопитающих. Хотя многие понимают, что означает это понятие, даже...
Инсти́нкт наси́живания — один из основных инстинктов, проявляемых птицами (в основном самками, но также и самцами у некоторых видов), а также вымершими звероногими динозаврами, например, овираптором в период размножения. Инстинкт насиживания, как правило, периодичен и совпадает с периодом спаривания и яйцекладки. Он сродни материнскому инстинкту, проявляемому другими животными. Есть среди птиц, однако, и исключения — например, кукушка, подкидывающая яйца в гнёзда других птиц.
Но́рма реа́кции — способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы. Она характеризует долю участия среды в реализации признака и определяет модификационную изменчивость вида. Чем шире норма реакции, тем проще влияние среды и тем меньше влияние генотипа в онтогенезе.
Гомойотерми́я (от др.-греч. ὅμοιος — сходный, одинаковый и θέρμη — тепло; также эндотермность, теплокровность) — способность живого существа сохранять постоянную температуру тела, независимо от температуры окружающей среды.
Бонобо ́, или Карликовый шимпанзе (лат. Pan paniscus) — вид из рода шимпанзе семейства гоминид.
Отвращение — отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Противоположная эмоция: удовольствие.
Каннибализм — поедание животными (каннибалами) особей своего вида, внутривидовое хищничество. Одно из проявлений внутривидовой конкуренции, являющейся фактором естественного отбора. Установлен более чем у 1300 видов животных.
Испуг — это рефлекторная реакция на возможную опасность. В состав реакции обычно входит вздрагивание, расширение зрачков, застывание тела, реже бывает мочеиспускание, дефекация, ощущение холода. Согласно З. Фрейду испуг подчёркивает действие опасности, когда не было готовности к страху.
Европейская мышь , или лесная мышь, или обыкновенная лесная мышь, или европейская лесная мышь (лат. Apodemus sylvaticus) — вид семейства мышиных (Muridae). Несмотря на название обитает не только в лесах, но и в парках и садах. Из-за крайне робкого поведения и пугливости лесная мышь редко попадается на глаза. В дикой природе она питается семенами, в частности дуба, бука или платана.
Инстинкт самосохранения — это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Имеют значение чувства. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние организма, которое необходимо каким-либо образом устранить. Страх заставляет живое существо искать убежище и иногда провоцирует выброс в кровь адреналина.
Гетерохрония (от др.-греч. ἕτερος — различный, и др.-греч. χρόνος — время), разновременность, изменение времени закладки и темпа развития органов у потомков животных и растений по сравнению с предками.
Латеральность (лат. laterālis «боковой») — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях.
Инбредная депрессия — снижение жизнеспособности особей, возникающее в результате инбридинга. Проявляется в виде низкого значения показателя наследуемости в фенотипе, низкой способности к биологической адаптации и снижением иммунитета к заболеваниям. Как следствие, проявляется снижение выживаемости и репродуктивного успеха.
Территориальные животные — животные, которые защищают определенную территорию от вторжения представителей того же вида (иногда также других, особенно родственных видов).
Ампле́ксус (лат. amplexus «объятие») — форма псевдокопуляции, наблюдаемая у амфибий и мечехвостов, во время которой самец обхватывает самку своими передними конечностями. В то же время или с некоторой задержкой он оплодотворяет своей спермой икру, которую мечет самка. Ископаемые находки указывают на то, что некоторые представители кембрийских вымерших членистоногих (например, Euthycarcinoidea) также размножались методом амплексуса.
Аксоло́тль (Axolotl) — неотеническая личинка некоторых видов амбистом, земноводных из семейства амбистомовых (Ambystomidae) отряда хвостатых (Caudata).
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.
Падальщик, некрофаг или трупоед — животное, питающееся мертвечиной, падалью. Противопоставляется хищнику, однако эти типы питания не исключают друг друга.
Подробнее: Падальщики
Гипотеза Чёрной Королевы (англ. Red Queen hypothesis), также называемая «Принципом Чёрной Королевы», «Эффектом Чёрной Королевы» или «Гонкой (Бегом) Чёрной Королевы», является эволюционной гипотезой и может быть сформулирована следующим образом...
Привя́занность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо.
Шумя́щая гадю́ка (лат. Bitis arietans) — змея из рода африканских гадюк. Это одна из наиболее часто встречающихся змей на африканском континенте, укус которой может быть смертелен для человека. Активна и наиболее опасна в ночное время суток. Днём малоподвижна и даже позволяет взять себя на руки, зачастую не реагирует на потенциальную добычу. В случае опасности способна издавать громкое шипение, за что получила своё русскоязычное название.
Зрительный контакт , взгляд «глаза в глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка...
Упоминания в литературе (продолжение)
Понятно, что агрессия при этом сдерживании, контроле «бесследно» никуда не исчезает; более того, контроль, как торможение ее (т. е. ослабленная злобность), и сама же злобность – фактически одни и те же свойства как агрессия, несмотря на кажущуюся их противоположность. Тем не менее
первичный стиль как «чистая» агрессия значительно разнится с вторичным «сознательным преодолением», в котором волевому торможению (усилию как подавлению) отводится роль регулятора активности. (Кстати, звериная агрессия как стабильное и неизменное свойство наследственного типа может и усиливаться, достигая ярости, свирепости и пр.)
В свойствах характера орально-садистической стадии речь также может занимать место вытесненных импульсов других источников. У отдельных невротиков враждебность их речи особенно потрясает. При этом она служит бессознательной цели убийства противника. Психоанализ показал, что в таких случаях вместо кусания и проглатывания объекта
возникает более мягкая форма агрессии, хотя органом для этого все-таки служит именно рот. У некоторых невротиков речь используется для выражения всего спектра инстинктивных желаний, дружелюбных и враждебных, социальных и асоциальных, безотносительно к инстинктивной сфере, к которой они изначально принадлежали. У них импульс к разговору означает желание чего-либо, включая акт нападения, убийства или уничтожения, и в то же время телесные выделения любого вида, в том числе акт оплодотворения. В их фантазиях речь является предметом нарциссической оценки, которую они бессознательно применяют ко всем физическим и психическим действиям. В целом все их поведение представляет разительный контраст с молчаливыми людьми анального характера.
Как уже говорилось выше, К. Лоренц319, опираясь на понятие «инстинкта самосохранения», показал, что животному существу полезно придерживаться последовательности действий, которая однажды оказалась успешной и безопасной. Когда же такой поведенческий стереотип сформирован, всякое отклонение от него сопровождается выраженной реакцией страха (или
проявлением агрессии в отношении причин, вынудивших это животное изменить свой поведенческий стереотип). И эта негативная реакция, как свидетельствовал И.П. Павлов, «удерживает» животное в канве принятой прежде последовательности действий, требует поддержания нарушенного динамического стереотипа. И напротив, соблюдение животным данной последовательности действий вознаграждается, согласно К. Лоренцу, «ощущением удовольствия». Природу этого «стабилизатора» динамического стереотипа К. Лоренц объясняет действием «инстинкта самосохранения». Из всего этого следует, что динамический стереотип – есть способ приведения в исполнение тенденции выживания, что ясно и наглядно продемонстрировал К. Лоренц; причем последний уже без всяких оговорок указал на «страх» («элементарная эмоция», по И.П. Павлову, «главная эмоция» У. Кеннона) как на основную силу, обеспечивающую инстинкт самосохранения особи.
Обратимся теперь к духовной сфере, которая немыслима без эмоционального начала. Эмоциональность, как таковая, существует только потому, что живое оперирует сигнальными системами (говоря обобщенно), или обладает нервной системой разной сложности. В этом смысле инстинктивные эмоции могут быть приписаны даже одноклеточным организмам. Если есть сигнал, требующий реакции, любой организм принимает решение о том, как реагировать на сигнал. Ответы на сигналы вполне могут быть охарактеризованы как эмоциональные. Очевидные примеры такого поведения мы видим у пчел, термитов и муравьев, когда главная особь – матка транслирует свои команды всему муравейнику или улью, вызывая соответствующую реакцию специализированных
особей. Эта реакция может быть истолкована, например, как агрессия, сосредоточение внимания, или как поисковое поведение. В свою очередь сама матка принимает химические и тактильные сигналы от отдельных особей, причем часто сигналы приносятся через специализированных посредников. Химические и иные сигналы передаются не только по вертикали управления, но и по горизонтали. Например, муравей-разведчик указывает дорогу к пище, при этом рабочие муравьи становятся более активными. Пчела-разведчик танцует специфический танец-маршрут, чем привлекает внимание других пчел, которые выглядят завороженными этим танцем, то есть сосредотачивают на нём всё своё внимание.
Чрезмерные требования культуры, в свою очередь, возникли в ответ на другое сильнейшее влечения человека – агрессию. Склонность к агрессии, эта первичная враждебность человека, проявляется уже «в детской», то есть у маленького ребенка. Из-за нее культурному обществу всегда угрожал распад. Ограничение деструктивной агрессии является следующей важной задачей культуры. При этом, по мнению Фрейда, не нужно запрещать такие позитивные проявления агрессии, как спор и соревнование. Фрейд отмечает: «Культура должна напрячь все силы, чтобы
определить границы агрессивным влечениям людей» [127. С. 321].
С одной стороны, мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы на большую склонность к агрессии, чем женщины. Генетики утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность передать свои гены будущим поколениям. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что современные мужчины
более склонны к физической агрессии.
Причины насилия могут проистекать из биологических, социальных, политических, психологических и иных факторов. Обучение агрессии происходит в первую очередь в процессе наблюдения
проявления агрессии у родителей. Результатом становится высокая готовность к агрессии в конфликте. А агрессия – это и есть деструктивная форма развития конфликта. Следовательно, самое важное – обеспечить ребёнку достойное детство, а потом будет намного легче сдерживать ребёнка, подростка или взрослого человека от совершения им недопустимых поступков, которые относят к девиациям.
Причиной
агрессивного поведения может стать повышенное возбуждение индивида или среды, в которой он существует. Когда захлестывают негативные эмоции, ответная реакция – это, чаще всего, агрессия.
• 2 балла получают собаки с легко возбудимым и безудержным темпераментом. Известно, что агрессивный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности передается генетически. У такой собаки-холерика очень низкий стрессовый порог, а процессы возбуждения в мозгу доминируют над торможением. Реально это выражается в том, что на любой раздражитель (громкий звук, появление незнакомца, резкое движение) собака, «не думая»,
отвечает агрессией. Физическое воздействие, применяемое к собаке в качестве коррекции, может спровоцировать нападение и жестокие покусы. Такая собака кусает из страха, при этом поза подчинения может сочетаться с агрессивной реакцией. Дрессировать таких собак очень трудно в связи с отсутствием адаптации в обществе. К сожалению, они – виновники большинства трагедий и кандидаты на усыпление.
Результаты последних психологических исследований свидетельствуют, что мужчины и женщины имеют
различные установки относительно преступной агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувства вины и тревоги. Женщины же обеспокоены тем, что агрессия может обернуться против них самих. При этом они рассматривают применяемое насилие как средство выражения гнева и снятия стресса, в то время как мужчины относятся к агрессии как к «инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения определенного результата»[146].
Достаточно часто родители непреднамеренно используют физическое насилие: из желания сделать как лучше, в состоянии сильного гнева, раздражения, стресса. Как говорилось ранее, стресс, фрустрация становятся предпосылкой к агрессии взрослого по отношению к ребенку и являются одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что фрустрация часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка,
чаще кроме высокого уровня стресса этому способствуют определенные личностные особенности взрослого: сниженный уровень самоконтроля, раздражительность, иногда неадекватная самооценка, стремление к доминированию и др. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами (особенностями развития, например, гиперактивность), физическое насилие только усугубляет проблему. В результате образовывается замкнутый круг: нарушение поведения ребенка – физическое насилие по отношению к нему – усиление поведенческих нарушений.
Инстинкты и соответствующие им влечения прямо или косвенно проявляются в жизни и деятельности личности. Со временем они изменяются, трансформируются и выражаются в многочисленных оттенках. Например, извечная проблема учебных заведений, связанная с тем, что
некоторые учащиеся инстинкт агрессии внешне выражают не только словами, но и своими действиями. Они портят мебель, учебное оборудование, наглядные пособия, не ценят труда тех, кто создает им необходимые условия для получения образования. Ведь только из-за любви к человеку рождается бережное отношение к плодам его труда. В норме индивидууму это и в голову не придет. По всей видимости, влечение к смерти связано с инстинктом разрушения и оно направлено против внешнего мира и живых существ населяющих его. Это влечение, а, следовательно, и инстинкт ярко проявляется у определенной категории людей и находится в тесном взаимодействии с сексуальным инстинктом. Как заметил З.Фрейд, на каждой стадии развития личности определенный участок тела (уши, глаза, рот, молочные железы, анус и половые органы) стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей6.
Как следует из определения ВОЗ, к насилию со стороны интимного партнера относятся не только насильственное сексуальное поведение, но
и физическая агрессия, контролирующее поведение и др.; таким образом максимально расширяется спектр поведенческих проявлений.
Многие известные способы устранения или сглаживания речевой агрессии основаны на так называемом отрицательном подкреплении – психологическом механизме, основу которого
составляют событие, действие, стимул, способные изменить или вовсе прекратить нежелательное поведение.
Люди с параноидными состояниями внешне выглядят самодостаточными. Тем не менее самодостаточность является лишь фасадом, скрывающим их слабость. На самом деле они всегда чрезвычайно озабочены тем, что другие думают и чувствуют по отношению к ним. Они характеризуются реактивной избирательной сенситивностью к определенным видам ситуаций; к определенным лицам; к тому, что они считают для себя угрозой; к исходящей извне агрессии, направленной на их интегральность. В результате появляется преувеличенная тенденция отрицать собственную ответственность за сделанные ими ошибки, неудачи, просчеты и несоблюдение каких-либо условий. Они сбрасывают ответственность с себя и переносят ее на других. Лицам с параноидным мышлением свойственно отрицание не приемлемых с точки зрения этики и принятости в данном обществе желаний, включающих и сексуальные. Социально дискриминирующие желания они приписывают другим, отрицая наличие их у себя.
Характерна постоянно присутствующая внутренняя враждебность к окружающим, носящая неуправляемый характер. Ее они также проецируют на других, ссылаясь на ее вторичность, хотя, как правило, она является первичной.
Посредством прямого или косвенного опыта уже в шестилетнем возрасте человек приобретает знания о том, какие люди являются подходящими мишенями
для агрессии, какие действия окружающих оправдывают, требуют агрессивного возмездия и в каких ситуациях агрессия является допустимой или недопустимой.
С разных точек зрения, засыпания Оливии представляют достаточно известную форму защиты: интроекцию идеализированного и преследующего объекта в отщепленную часть ее Эго, с которой она частично идентифицировалась. Эта интроекция давала Оливии возможность чувствовать всемогущество в обладании мною и осуществлении нарциссического контроля надо мной внутри себя и, таким образом, она совершенно не признавала расставания. В то же время эта защита усиливала расщепление между идеализированным и преследующим объектом, так же как и расщепление аффектов, что также препятствовало осознанию ей как либидинальных, так
и агрессивных инстинктов в отношении меня. Оливия не могла ни выразить словами, ни спроецировать их на меня в переносе. Со временем, когда Оливия смогла прямо вербализовать свою агрессию в отношении меня и связать ее с привязанностью ко мне, ее склонность к засыпаниям уменьшилась. Вместо засыпаний Оливия настолько прониклась доверием ко мне, что обрела способность прямо атаковать и критиковать меня за то, что я оставлял ее без внимания в перерывах между сессиями и на выходные. Идентичные чувства хорошо выразил один мой анализанд в таких выражениях: «Вы – ничто, кроме серии отсутствий, вы – как сыр, который состоит из одних дыр…».
Если на более ранней стадии
агрессивные переживания были связаны исключительно с отрицательными внешними объектами, то с годами для ребенка мир усложняется и агрессия направляется на отрицательные аспекты представлений о себе и об объекте, вызывая соответственно чувства вины и тревоги. В то же время развивается «идеальное Я», которое направлено на восстановление идеальных, позитивных взаимоотношений с внешними объектами («идеальному Я» нет необходимости испытывать чувство вины за плохое отношение и неправильное поведение по отношению к своим родителям, потому что в нем нет негативных представлений и, соответственно, нет необходимости бояться наказания со стороны родителей). Представление об идеальном объекте включает понятия безусловной любви и безусловного прощения.
Агрессия по отношению к другим, проявленная косвенным образом в пассивной форме, в виде сопротивления, или же обращенная против себя является характерной особенностью пассивно-агрессивного поведения. Намеренное промедление, волокита и проявление заболеваний, которые больше нарушают жизнь других, нежели жизнь самого человека, относятся к проявлению пассивно-агрессивной защиты. Ее
разновидностью является провокационное поведение для привлечения всеобщего внимания, выставление себя в роли «козла отпущения» или клоуна, создание садомазохистских отношений. В каждом из этих случаев человек прибегает к пассивно-агрессивной защите с целью избежать принятия конкурентоспособной роли.
Другим доказательством биологической природы некоторых компонентов
невербального поведения является то, что они плохо или с трудом поддаются сознательному контролированию – побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др. Унаследованные человеком сигналы эмоций в результате его познавательной деятельности получили мощный стимул для дальнейшего развития не только по форме, но и по функции. Так, улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому оскалу агрессии. С другой стороны, отведение взгляда у животных – это знак успокоения, умиротворения, у человека – это сигнал о нежелании контакта.
Соглашаясь с Райхом, Перлз считал, что агрессия, ненависть, властность, сексуальные перверсии – не первичные, а вторичные реакции человека на фрустрацию первичных потребностей в пище, тепле, близости, контактах, свободном пространстве, сексуальности и творческом выражении
(Перлз, 2005). Перлз утверждает, что поведением движут потребности, а не инстинкты. Вся органическая жизнь характеризуется неустойчивым равновесием между двумя полярными импульсами: стремлением к самосохранению (спокойствию, безопасности, постоянству формы, стабильности) и ростом (движением, изменениями, развитием, дифференциацией). «Чрезмерный акцент на самосохранении ведет к застою, чрезмерный акцент на дифференциации – к потере безопасности и своей сущности» (Бюнтиг, 2004, с. 541).
Под воздействием негативных эмоций, связанных с обидой, стыдом, унижением, разочарованием сильная личность мобилизует свою готовность к защите, свои резервы ответного гнева и мести. Эта реакция защищает личность от нарциссического шока и утраты собственной ценности. Однако пробуждающаяся при этом агрессия носит исключительно конструктивный характер с полным контролем поведения, аффекта и побуждений. В силу этого сильная личность мало зависит от принятия себя окружающими, их несправедливой
критики. Она эффективно контролирует эмоциональное реагирование на вред, причиняемый окружающими, какую-либо неудачу или разочарование. Она не подчиняет возмездию всю свою жизнь, поскольку это означало бы большую зависимость от окружающих, которую сильная личность не допускает.
Особое внимание юридической психологии уделяется исследованию трудностей общения в процессе взаимодействия несовершеннолетних правонарушителей. Как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы проявления расстройств в поведении трудных подростков. Первая – социализированная форма антиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоциональные расстройства при контактах с людьми, внешне они легко приспосабливаются к любым социальным нормам, формы коммуникабельны, положительно реагируют на общение. Однако именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности. Вторая форма – плохо социализированная. Такие подростки находятся в постоянном конфликте с окружающими, они
агрессивны по отношению с окружающим, причем не только к старшим, и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении от общения. Преступления подростков отличаются жестокостью, садизмом, алчностью. Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете индивидуальноличностных различий.
Что касается переключения внимания противника на вопросы секса, то это происходит всякий раз, когда более слабая особь (мужского или женского пола) принимает «женскую» позу в присутствии доминирующей особи (самца или самки) в контексте агрессии, а не в сугубо сексуальном. Явление это широко распространено, но специфический вариант принятия женской позы, когда в качестве умиротворяющего жеста подставляется крестцовая часть, фактически исчез. Он сохранился в основном в качестве наказания школьников, где ритмические удары розгами заменили ритмические движения таза доминирующего самца. Вряд ли школьные учителя стали бы продолжать такую практику, если бы отдавали себе отчет, что, по сути, они осуществляют с учениками имевшую место у первобытных приматов форму ритуальной копуляции. Они могли бы наказывать школьников и без того, чтобы заставлять их принимать позу покорной самки. (Показательно, что школьниц почти никогда так не порют – сексуальный характер такого наказания был бы очевиден.) Один ученый, наделенный воображением, предположил, что школьников заставляют снимать штаны и подвергают их наказанию не для того, чтобы усилить боль, а чтобы
позволить доминирующему взрослому наблюдать, как краснеют ягодицы, что так живо напоминает о приливе крови у самки примата, доведенной «до кондиции». Как бы там ни было, но ясно, что этот ритуал оказался неудачным в качестве умиротворительного приема. Чем больше злосчастный школьник подспудно сексуально возбуждает самца, тем более вероятно, что ритуал будет продолжаться, и, поскольку ритмические движения таза символически превратились в ритмические удары розгами, страдания жертвы оказываются напрасными. Прямую агрессию удалось переключить на сексуальную, но этот вид агрессии символически превратился в физическую.
На связь тревожности и нарушений общения указывают и корреляционные зависимости между тревожностью и личностными особенностями, характеризующими отношение ребенка к окружающим. Так, обнаружена связь между тревожностью и зависимостью, причем наиболее ярко это проявляется у мальчиков. Связи между тревожностью и
агрессивностью носят достаточно сложный характер: обнаруживается отрицательная связь с прямым выражением агрессии и положительная – с косвенной, скрытой агрессивностью, а также с выраженностью агрессии, направленной на себя. Эта связь также более отчетливо проявляется у мальчиков (С. Б. Сарасон, Р. Н. Уолтерс и др.). Кроме того, агрессивность выступает часто как способ ослабления тревожности или как ее «маска», т. е. та форма поведения, с помощью которой тревожность скрывается от окружающих, а часто и от самого себя (Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова, К. Бютнер и др.).
В силу генетических особенностей владелец воспринимается молодым животным как собственный родитель. Подросший щенок постепенно становится все более независимым, однако в силу еще незавершенного процесса физического развития продолжает подчиняться владельцу и другим членам семьи. Он еще многого не знает, поэтому с легкостью отдает право на лидерство потенциальному владельцу. Однако в возрасте 9—10 месяцев щенок уже привыкает к окружающей обстановке и приобретает навыки, необходимые для выживания в конкретной обстановке. Именно в этот период собака пытается занять
место лидера. Это может проявляться в различных формах: от неподчинения владельцу до агрессии. Позволив собаке занять высокий иерархический статус, владелец и другие члены семьи теряют право на управление ее поведением. Невоспитанное агрессивное животное не только неуправляемо, но и представляет угрозу для жизни владельца. Во избежание подобных проблем необходимо воспитывать щенка с первых дней его появления в доме.
Ранние объяснения суицидального терроризма, предложенные психологами в 1980-е годы, столкнулись с неразрешимыми противоречиями. Внимание психологов привлекал не столько терроризм как социальное явление, сколько сама личность террориста и непосредственные мотивы совершения теракта. В зависимости от теоретических оснований они объяснялись нарциссической агрессией, социопатией, стремлением к власти, утратой смысла жизни и переживанием собственной беспомощности, фрустрацией и т. д. (Morf, 1970; Pearlstein, 1991). Существует мнение, что террорист-смертник
является патологической личностью, характерные черты которой – нарциссическая агрессия, переживание страха, депрессивные состояния, чувство вины, авторитаризм, приписывание себе и другим недостатка мужественности, эгоцентризм, крайняя экстраверсия (Russel, Miller, 1983). И вместе с тем в своем большинстве теракты четко спланированы по времени, направлены на тщательно отобранные мишени и преследуют отчетливые политические цели. Сами террористы-смертники, даже чудом избежав гибели, чаще всего не отказываются от выбранного ими пути.
Дезадаптация, отчужденность преступников с психическими аномалиями, ощущение враждебности окружающего мира способны породить ответную
агрессию как способ защиты от чаще всего воображаемого нападения, что, как правило, и лежит в основе мотивации многих тяжких преступлений против личности.
Животное нарисовано Вадимом по оригинальной модели (рис. 14). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих общение, – ушей, рта, – и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное Вадим назвал Амикрабос, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что Вадим имеет большую потребность в опоре, защите,
боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.