Аббатство (объединение писателей)

Абба́тство (объединение писателей) (фр. Abbaye de Créteil) — объединение писателей в начале XX века во Франции, названное так в честь утопического Телемского аббатства из романа Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль», главы с LII по LVII первой книги).

История «Аббатства» начинается осенью 1906, когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства. Так возникло «Аббатство».

Участники содружества устроили собственную типографию и работали в ней (первыми были напечатаны — «Tragédie des espaces» Р. Аркоса, «Des légendes, des batailles» Ж. Дюамеля). Предполагалось, что типография обеспечит существование членов содружества. Со временем состав «Аббатства» пополнился новыми людьми: Жюль Ромен пришёл сюда с рукописью своей знаменитой книги «La vie unanime» («Единодушная жизнь») и др, фактически ставший ее вождем. Поэзию «Аббатства» часто называют унанимистской, но унанимизм (единодушие) полностью развернулся лишь в творчестве Жюля Ромена, где он является и определенным мировоззрением и законченной поэтикой. Мировоззрение унанимизма рассматривает задачу художника как изобретение «единодушной» жизни существ и вещей, которое возможно, если интуитивно постичь «душу» человека, «духовную жизнь» предметов и явлений природы, если обнаружить некую мистическую связь между ними. Связь эта и есть общая «душа» того или иного случайно образовавшегося или постоянного коллектива, сборища, группы.

«Аббатство» просуществовало около двух лет и распалось из-за жестоких материальных лишений, с которыми пришлось встретиться молодым поэтам. «Аббатство» не было какой-либо определённой литературной школой; сами участники содружества заявляли об этом; но совершенно бесспорно, что писателей, которых объединило на короткое время «Аббатство», связывали нити социально-психологического родства; недаром, когда в стихах Жюля Ромена отчётливо, с впечатляющей яркостью была сформулирована идеология беспочвенного, затерявшегося в недрах большого города, деклассированного одиночки, книга «La vie unanime» сразу стала знаменем людей, встретившихся в «Аббатстве».

Творчество крупнейших поэтов, связанных с «Аббатством», — Дюамеля, Ромена (во всяком случае в начальный период), Аркоса, Вильдрака, Шеневьера — имеет много общих черт: всех их сближает необычайно лёгкая ранимость их сознаний; это очень хрупкие, не умеющие сопротивляться индивидуальности. Очень нежная, тончайшая лирика поэтов «Аббатства», беспочвенных людей (название одного из сборников Вильдрака «Песни разочарованного» представляется очень типичным), окрашена смутной неудовлетворённостью, которую нельзя даже назвать пессимизмом; она для этого слишком расплывчата.

Ощутима идеологическая связь поэтов «Аббатства» с Р. Ролланом. Существует мнение, что поэтическая идеология «Аббатства» была только наивным и кустарным развитием ролландизма.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я