Связанные понятия
Тё (яп. 調 Тё:, «товарный», «поголовный») — один из основных налогов в древней Японии VII—X веков времён системы рицурё.
Налог на шляпы (англ. Hat tax) — один из видов налогов в Великобритании в XIX веке.
Поду́шная подать (также поду́шный оклад, поду́шный нало́г) — форма налога, подати, когда налог взимается в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. Существовал в Древнем Риме под названием «capitatio». В большинстве стран потеряла распространение к началу XX века в связи с введением подоходного налога.
Подробнее: Подушный оклад
Налоговая система Азербайджанской Республики (АР) — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются с физических и юридических лиц на территории страны. Согласно кодексу, установлены следующие налоги — государственные налоги, налоги автономной республики и местные (муниципальные) налоги.
Закон о выдаче земельных наделов (яп. 班田収授法, はんでんしゅうじゅほう, хандэн сюдзю-хо) — закон в древнем японском «правовом государстве» VIII—X веков, периода Нара и Хэйан, который определял порядок распределения земель государственного фонда между трудоспособным населением Японии, а также правила их использования. Создан по образцу китайского «Закона о равнополье» (均田法) династии Тан. Провозглашён в 646 году императорским указом о реформах Тайка. Вступил в силу с 690 года, в связи с принятием кодекса Киёмихара...
Упоминания в литературе
Если таможенные доходы относятся к такого рода товарам, не составляющим существенных потребностей жителей, такие пошлины носят название фискальных, облегчающих другие народные податные тяготы, и такие пошлины должно резко отличать от покровительственных. Эти последние могут совершенно рационально, т. е. для блага народного, относиться и к предметам первой необходимости, даже к хлебу, как это существует в настоящее время во многих странах Европы, начиная с Германии, Франции и Италии. Можно сказать даже, что в таких хлебных пошлинах лучше всего выражается существо покровительственной системы, так
как главная цель хлебных пошлин состоит в покровительстве местному земледелию, т. е. в желании сделать его выгодным, несмотря на соперничество стран, могущих производить и (по нужде) доставлять хлеб по ценам более выгодным, чем местные. В Германии в 1899 г. всех общегосударственных доходов собрано 1 921 млн марок, в том числе 442 миллиона всех таможенных доходов, а из них 128 млн марок таможенных пошлин за хлебные и бобовые семена, т. е. хлебные пошлины составляют более четверти всех таможенных доходов и около 6,5 процентов всех доходов государства. Основная мысль подобного обложения хлебов пошлиной сводится, по моему мнению, к тому, что государство в заботах о благе народном печется о том, чтобы такая коренная промышленность, как земледелие, могла развиваться в стране, а не падала, причем имеется в виду то недалекое будущее, когда все страны мира населятся с большею или меньшею равномерностью, разовьют у себя всякие возможные виды промышленности и станут отпускать хлеб только по таким ценам, которые соответствуют более выгодным заработкам на других видах промышленности.
Не размеры национального богатства, а его постоянное возрастание вызывает увеличение заработной платы за труд. В соответствии с этим заработная плата выше всего не в наиболее богатых странах, а в странах, больше всего накопляющих или быстрее богатеющих. Англия в настоящее время является, без сомнения, гораздо более богатой страной, чем любая часть Северной Америки. Однако заработная плата рабочих гораздо выше в Северной Америке, чем в любой части Англии. В провинции Нью-Йорк чернорабочие зарабатывают[96] 3 шилл. 6 п., т. е. 2 шилл. на английские деньги в день; корабельные плотники получают 10 шилл. 6 п. и пинту рома стоимостью в 6 п. на английские деньги – всего 6 шилл. 6 п. на английские деньги; строительные плотники и каменщики получают 8 шилл., или 4 шилл. 6 п. на английские деньги; портные – 5 шилл., т. е. около 2 шилл. 10 п. на английские деньги. Все эти цифры выше лондонских, и, как утверждают, в других колониях заработная плата столь же высока, как и в Нью-Йорке. Цена на предметы продовольствия при этом повсюду в Северной Америке много ниже, чем в Англии. Недостаток продовольствия там неизвестен. В самые худшие времена года там всегда имеется достаточно продовольствия для собственного потребления, хотя и меньше остается для вывоза. Если
поэтому денежная цена труда выше, чем где бы то ни было в метрополии, то его действительная цена, т. е. количество предметов необходимости и удобств, которое рабочий действительно получает в свое распоряжение, должна быть выше еще в большей пропорции.
Реорганизация податного обложения в то время была почти революционной и привела к значительному росту прямых доходов, а также к замене громоздкой и дорогостоящей прежней схемы на относительно простую систему подушного обложения. До 1861 г., т. е. до отмены крепостного права, существенных изменений в налоговой системе России больше не происходило, хотя специально для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов. После отмены крепостного права главным прямым налогом на крестьянство (крестьяне платили 76 % всех налогов) осталась подушная подать, ставки составляли от 1 до 1,5 руб. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на
промыслы. Местные налоги были представлены местными сборами.
Весь капитал «Банка для дворянства» составлял 750 тыс. руб. По предложению Сената эту сумму решено было заимствовать из денег, «собираемых с вина». (Для того чтобы получить представление о размерах этой суммы в условиях того времени, заметим, что государственный бюджет составлял в 1764 г. не многим более 18 млн руб.[78]) По расчетам учредителей, в
«Банке для дворянства» одновременно могло быть заложено 75 тыс. душ (т. е. около 2 % всех помещичьих крестьян), но быстрая смена клиентов (через 3 года) должна была удовлетворить интересы всех нуждающихся в кредите. Создателям банка представлялось, что само существование государственного кредитного учреждения с большим масштабом операций и установление максимального размера процента (намного ниже ростовщического) положит конец «грабежу» ростовщиков и поможет «благородному» сословию стабилизировать свое экономическое положение.
При Петре II частная инициатива в горном деле получила дальнейшее поощрение. Указом от 26 марта 1727 г. отменено «право первой купли»[47]. Государство теперь не могло первым покупать все продукты, добытые частными предпринимателями из недр, по определенным
ранее законом ценам. Казна была обязана принимать золото, серебро и медь только по просьбе самих промышленников. Также был изменен порядок взимания еще одного важного государственного налога – горной десятины, т. е. сбора 1/10 части всех продуктов, добытых из недр. Теперь новые заводы были освобождены от этого платежа в течение первых 10 лет.
Связанные понятия (продолжение)
Соляно́й нало́г — существовавший во многих странах в разное время налог на соль; имел важное преимущество с точки зрения финансовой системы, а именно удобство взимания, вследствие чего и удерживался во многих налоговых системах.
Берг-привилегия — закон, изданный Петром I 10 декабря 1719 года. Данное руководство для Берг-коллегии устанавливало политику России в горной промышленности.
Шос (польск. Szes, от нем. Schoss) — так назывался в Польше прямой налог, возложенный на мещанство.
Талья (фр. taille; англ. tallage) — земельный налог в средневековых Англии и Франции. В Англии талья представляла собой произвольный налог, взимаемый королём с крестьян своего домена, горожан и евреев, и просуществовала с конца XII века до 1340 году, когда была введена система санкционирования налогов сословиями английского парламента. Во Франции, возникнув из феодального права сеньора требовать денежной «помощи» от вассалов и подвластных крестьян, талья в середине XV века превратилась в постоянный...
Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
Половничество (укр. скопщина; фр. métayage, итал. mezzeria; нем. theilbau, theilpacht) — в землепользовании такая форма аренды, при которой съёмщик нанимает землю не за деньги, а за долю продукта, выплачиваемую натурой, — половину (отсюда и название), меньше или больше. В иных местах к этому присоединяются какие-нибудь отработки.
Публиканы (лат. publi cani) — в римской финансовой системе лица, бравшие на откуп у государства его имущество — publicum (земли — ager, пастбища — scripturae, рудники — metalla, соляные варницы — salinae), а также государственные доходы (налоги — vectigalia, пошлины — portoria) и общественные подряды (на постройки) и поставки (например, хлеба).
О́ткуп — система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).
Со (яп. 租, «зерновой», «урожайный») — один из основных налогов в древней Японии VII—X веков времён системы рицурё.
Свободные деньги (нем. Freigeld) — понятие, введённое немецким экономистом Сильвио Гезеллем, для того, чтобы обозначить деньги, используемые только как инструмент обмена (мера стоимости и средство обмена) и при этом «свободные от процентов». Гезелль предлагал облагать деньги специальным налогом — демереджем, который стимулирует высокую скорость их обращения.
Налог на микропредприятия в Латвии (латыш. Mikrouzņēmumu nodoklis) — это отдельный (особый) режим уплаты налогов. Закон, регулирующий данный налог, вступил в силу 1 сентября 2010 года и называется Закон о налоге на микропредприятия.
Заём (непр. займ) — вид обязательственных отношений, договор, согласно которому одна сторона (заимодавец) передаёт или обязуется передать в собственность или управление другой стороне (заёмщику) деньги, ценные бумаги или товары, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить равную сумму денег или равное количество вещей или ценных бумаг того же рода и качества. Согласно другим источникам, заём может быть не только беспроцентным (безвозмездным...
Налоговые жетоны (англ. Sales tax token, Tax token) — жетоны на суммы, дробные по отношению к центу, использовавшиеся для уплаты акциза (налога на продажу) на очень мелкие покупки во многих американских штатах в годы Великой Депрессии. Налоговые жетоны были созданы в помощь потребителям, чтобы тем не приходилось округлять налог до полного цента при покупках на суммы 5 или 10 центов. Выпускаемые частными фирмами, муниципалитетами и 12 штатами США, налоговые жетоны, как правило, выпускались номиналом...
Подробнее: Налоговый жетон
Налог на бездетность существовал в СССР как «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» с ноября 1941 года на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями.
Расходы Римской державы: 1) поддержка культа богов, постройка храмов, устройство жертвоприношений и т. п.; 2) сооружение и сохранение общественных зданий и дорог; в республиканское время на это шел определенный процент дохода, императоры строили дороги и др. за счет фиска и трудом солдат; 3) с 406 года до н. э. — жалованье войску; во времена Полибия легионер получал 1200, центурион 2400, всадник 3600 асов ежегодно; при императорах легион стоил ежегодно 1566000 денариев. Сюда следует еще присоединить...
Подробнее: Государственный бюджет Древнего Рима
«Нетрудовы́е дохо́ды » в узком понимании — индивидуальные доходы, не связанные с личным трудом. Однако в СССР и некоторых других социалистических странах выражение «нетрудовые доходы» понималось гораздо шире и использовалось для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству.
Боны (франц. — bon pour) — кредитные документы, дающие право на получение в оговоренный срок от определённого лица или компании определённых ценностей.
Мита (исп. mita, на языке кечуа — обязательная очерёдность) — форма принудительного труда в сельских общинах империи Инков, а позже в испанских колониях в Америке, при которой выделение людей на общественные работы производилось с помощью жеребьёвки. Из нескольких индейцев жребием выбирался один, который должен был отрабатывать миту в течение определённого времени.
Таможенный голова — в России (Руси) в XVI—XVII веках управляющий (голова) уездной таможенной избы, отвечающий за сбор таможенных пошлин.
Па́рики (др.-греч. πάροικος — поселенец, пришелец) — категория зависимых наследственных держателей земли феодала-землевладельца, императора или казны в Византии в IX—XV вв. В XIII веке в некоторых районах Византии были закрепощены. Принадлежавшие феодалу парики платили ему натуральную и денежную ренту, несли отработочные повинности. Государственные парики держали государственную землю, несли специфические государственные повинности (поставка продовольствия императорскому двору, обслуживание государственных...
Теорикон (Феорикон) (греч. τό θεωρικόν; τά θεωρικά, подраз. χρήματα, т. е. зрелищные деньги) — в древних Афинах государственный кредит, выделявшийся на устройство празднеств жертвоприношений и общественных развлечений.
Варлык вергиси — налог, введённый в Турции в 1942 году. Заявленной целью ввода налога было увеличение бюджета государства на случай возможного вступления во Вторую мировую войну, но, по мнению историков, настоящей причиной его введения было желание правительства Турции уменьшить влияние на экономику Турции различных меньшинств, проживающих в стране, остановить их доминирование в экономике и перераспределить средства в пользу исламской буржуазии.
Чёрные кодексы — законодательные акты, дискриминирующие цветное население США, распространенные во многих штатах в XIX в. Хотя они были приняты как в южных, так и в северных штатах ещё до гражданской войны, термин преимущественно относится к законодательству Южных штатов (бывших участников Конфедерации), принятому в период «Реконструкции Юга» после запрещения рабовладельческой системы по итогам войны 1861—1865 гг. «Черные кодексы» не следует путать с законами о расовой сегрегации, которые были приняты...
И́такский час (англ. Ithaca hour) или сокр. Часы́ — местная валюта, используется в городе Итака США и является старейшей и крупнейшей действующей системой местной валюты в США. Один итакский час рекомендуется как средство платежа за один час работы одного человека, хотя возможны и иные договорённости. Установлен курс обмена одного итакского часа на 10 американских долларов, но эмитент не обязуется проводить обмен по какому-либо курсу и не формирует резервы обеспечения.
Берг-регламент — законодательный акт, изданный в 1739 году и устанавливающий несколько иную, по сравнению с прежней, систему управления горной частью (Берг-привилегия). Отменен в 1742 году вместе с упразднением берг-директориума.
Нало́г солида́рности — это налог, устанавливаемый государством некоторых стран с целью финансирования проектов, служащих в теории объединению или солидаризации страны. Как правило, такой налог начисляется на короткое время в дополнение к подоходному налогу физических лиц, частных предпринимателей и юридических лиц. Долговременное начисление солидарного налога в Германии рассматривалось как неконституционное.
Теневая занятость (или неформальная занятость), в России иногда также называемая «левой работой», «работой за чёрную зарплату» — это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует...
Саквриво (груз. საქვრივო, «вдовий») — налог, выплачиваемый крестьянином своему господину за дозволение вступить в брак с крестьянской вдовой, взыскивавшийся в Грузии во время крепостной зависимости.
Самозанятость — форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы.
Алькабала (араб. ألقبالة - "контракт, договор") — важнейший налог, существовавший в Кастилии, Испании и испанских колониях. Этим налогом облагались все торговые сделки. Налог приносил наибольший доход королевской казне Кастилии. Десятина приносила больше дохода, но взималась в пользу католической церкви, а не короля.
Королевская надбавка — пошлина, торговый налог, который систематически взимался в пользу шведской казны с 1668 года. Этот налог был введён в период правления Магнуса Габриэля Делагарди, регента при короле Карле XI.
В континентальной Европе, при более слабом и медленном развитии экономических сил, чем в Англии, ремесло как особая система производства, сложилось гораздо позже, когда Англия уже перешла от неё к другим, высшим экономическим формам. Континентальные страны не должны были, поэтому, вполне проделать тот тяжёлый процесс последовательного перехода от одной системы производства к другой, какой совершился в Англии вследствие её раннего экономического и культурного прогресса.
Подробнее: История ремесла в Германии
Порторий — налог, который вступил в силу по распоряжению польского наместника в отношении рижских торговцев и посредников в торговле. Порторий фактически представлял собой портовую пошлину, введённую «в честь» подчинения города армии Стефана Батория в 1581 году.
По́датные ма́рки — вид фискальных марок, разновидность налоговых марок для оплаты государственной подати. Были введены в 1893 году в некоторых местностях России и в Туркестане по инициативе бывшего мирового посредника Подольской губернии М. А. Скибинского.
Подробнее: Податная марка
Американская программа льготной покупки продуктов (англ. Supplemental Nutrition Assistance Program), известная как программа выдачи продуктовых талонов (англ. food stamps) — федеральная программа помощи жителям Соединённых Штатов Америки, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы. Отвечает за программу Министерство сельского хозяйства США. В настоящее время большая часть средств распределяется с помощью пластиковых карт, однако ранее для этого использовались бумажные талоны номиналом 1, 5 и...
Расчётный лист (англ. Payslip) — документ, который получает работник, как уведомление о прямом зачислении средств на счёт, или как часть расчётного чека.
Порядные , или порядные записи, также порядные грамоты, — обязательственные документы XVI и XVII вв., излагавшие условия (др.-рус. ряд), на которых свободные люди рядились в крестьяне; арендные договоры, древнейший из которых датируется 1556 годом.
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Жа́лование или жа́лованье (ист. трактамент) — плата за службу, постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно). Такое денежное пособие может иметь разные формы, в том числе...
Геймат (русское слово от нем. Heimath, родина — но понятие от швед. hemman) — в прибалтийском праве крестьянская ферма (земля с пашней, лугом и усадьбой) в остзейских губерниях Российской империи. Единицы налогообложения (тягла) со времён шведского владычества, гейматы разделялись на податные и казённые, в последних право собственности на землю сохранялось за государством. Гейматы отличались от других облагаемых налогом земельных участков тем, что они были достаточного размера для уплаты полного...
Доля в прибыли (англ. gainsharing; фр. participation aux bénéfices) — система отношений между работодателями и рабочими, при которой последние получают некоторую часть прибыли или прибавочной стоимости.
Вавилонская экономика базировалась на сельском хозяйстве и торговле. Расположение царства способствовало развитию ряда отраслей экономики. Так, будучи посредником в торговле между государствами к северу и югу от Месопотамии, держава активно торговала с соседями. Благодаря почве региона и хорошо организованной сети ирригационных каналов было развито земледелие. Восстановить картину хозяйственной жизни Вавилонии позволяют древние документы, в числе которых и свод законов Хаммурапи.
Налог на
уши и налог на нос были временно введены в 1920-х годах в государстве Тибет для обеспечения военных нужд.
Упоминания в литературе (продолжение)
Из текста Манифеста следует, что, наряду с российскими подданными, к организации и строительству рудокопных заводов допускались и иностранцы, из прибыли в казну отчислялась одна десятая часть, казна имела привилегию первой покупки произведенного товара, иностранные предприниматели пользовались покровительством со стороны государства. При этом не делалось никаких изъятий из действующего законодательства относительно условий
деятельности, размеров получаемых земель, прав наследования, т. е. иностранцам предоставлялся национальный режим деятельности на территории России. По Берг-привилегии 1719 г., каждый, получивший привилегию или жалованную грамоту на разработку руды, получал участок 250×250 сажень, где имел право вести эту разработку и строить необходимые постройки. Заводы и участки переходили по наследству при условии исправного их действия и довольства работающих на предприятиях работников. Кроме того, в течение первых лет после организации дела горнопромышленникам предоставлялись разные льготы. Из того, что недра объявлялись собственностью государства, следовало, что руды можно было искать как на своих, так и на чужих землях. Но в таком виде горное законодательство, просуществовав 60 лет, было отменено Манифестом Екатерины II в 1782 г.
Действительно, с начала 2009 г. муниципальные власти Москвы и других крупных городов стали активно выявлять
граждан, имеющих в собственности две и более жилплощади (или доли в них). Естественно, такие «двойники» сразу лишаются дотаций на квартплату (не путать с субсидиями), в результате чего суммы платежей вырастают в 1,5–2 раза, а с января 2010 г. владельцы двух и более жилплощадей платят по «полной» и там, и там, вне зависимости от прописки (регистрации). Конечно, самый радикальный способ избежать подобных поборов – вообще их игнорировать, т. е. продолжать платить за обе квартиры по старым расценкам, «не замечая» рассылаемые из управляющей компании новые квитанции. Однако в этом случае рано или поздно возникнут проблемы с судебными приставами, регистрацией по месту жительства или пребывания (см. главу 1.12), а также с выездом за рубеж – полностью или частично долг все равно придется заплатить. Поэтому давайте наметим основные пути «минимизации» квартплаты для лиц, имеющих две или более квартиры (комнаты, доли в них).
Вся производственная и сбытовая деятельность мастерских четко регламентировалась уставами, принимаемыми на общих собраниях членов цеха. Для каждого мастера, которому могла принадлежать только одна мастерская, определялись максимальное число подмастерьев и учеников, объем закупаемого сырья, а также количество инструментов и оборудования. Мастерам запрещалось выпускать продукции больше и продавать ее дешевле, чем было регламентировано, работать в ночное время и по праздникам, чтобы не разорять остальных. Городские ремесленники не могли продавать свои изделия за пределами города, т. е. они не должны
были искать новые рынки сбыта, не имели права зазывать покупателей в свои лавки, выставлять товар в окнах мастерских и витринах. Была установлена определенная ширина прилавка, с которого шла торговля, и т. д. Специальные надсмотрщики следили за соблюдением данных правил, а в случае их нарушения мастер подвергался наказанию вплоть до запрета работать и заниматься продажей своих изделий в этом городе. Широкое распространение получила деятельность цеховых судов, на которые возлагались функции контроля за частной жизнью ремесленников. Цеховые судьи следили за тем, на что тратят деньги мастера и подмастерья, с кем встречаются в свободное время и т. п.
В России, начиная со времен Петра I, рабочие рекрутировались за счет крестьян, которых целыми поселениями приписывали к заводам и фабрикам. Только при Екатерине II указом от 8 августа 1762 г. всем хозяевам заведений не дозволяется покупать деревни с землями или без земель, а пользоваться вольнонаемными людьми по паспортам и за
договорную плату.[9] Это и был прообраз договора найма труда в России. В 1785 г. другим указом Екатерины II дворянам было даровано право покупать деревни, а также иметь фабрики и заводы по деревням. Вместе с тем в законодательстве того времени все чаще встречается термин «вольнонаемные», выражавший отношения рабочих к хозяину промышленного заведения, а костяк вольнонаемного труда составляли оброчные, т. е. помещичьи крестьяне. К 1825 г. они составляли 54 % от общего числа рабочих промышленно-заводских предприятий.[10] Труд вольнонаемных оплачивался в полтора-два раза выше труда посессионных рабочих, однако этот заработок шел в карман помещика в виде оброка, который нередко поглощал весь заработок.
В связи с введением винной монополии отпуск-продажа спирта, вина и водочных изделий объявлялись исключительным правом государства. Но винокурение и изготовление водки были оставлены в руках частных предпринимателей с некоторыми ограничениями: спирт для изготовления винно-водочных изделий они обязаны были приобретать у государства; открытие новых и расширение существующих заводов допускалось лишь с
санкции министерства земледелия. Продажа вина из государственных ларьков должна была производиться только в запечатанной посуде, что позволяло приучать людей выпивать не в кабаках, а в семейном кругу. Однако, по циничному признанию самого инициатора ее введения (С. Ю. Витте), винная монополия должна была «извлечь из налога на спирт необходимый ему (т. е. государству) значительно больший, нежели ныне, доход с наименьшими стеснениями и неудобствами». Так, доход от монополии в 1904 г. уже составил 547 млн руб., в 1909 г. – 717 млн руб., а 1913 г. – 899 млн руб.[47] Таким образом, государство стало преследовать цель пополнения казны «пьяными рублями».
Налог – это обязательный денежный платеж, взимаемый государством для финансирования своих функций, включая расходы в интересах всего общества. Без налогов не существовало бы и государство, и, следовательно, современное общество. Как сказал известный американский юрист, судья Верховного суда США Оливер Венделл Холмс, «налог – это то, что мы платим за цивилизованное общество»[15]. В результате создаются экономические и финансовые отношения между обществом и государством. В зависимости от экономического объекта обложения существуют разные типы налогов. Иногда типология привязывается к четырем условным этапам экономического жизненного цикла стоимости: ее создание, владение ею, ее передача и потребление. Пожалуй, главный и наиболее сложный – это подоходный налог, который взимается при создании прироста имущества, т. е. дохода. Владение имуществом облагается налогом на имущество, земельным налогом, налогом на недвижимость, на транспортные средства и схожими типами налогов. Передача состояния или имущества облагается транзакционными налогами: государственной пошлиной, налогом на наследование и дарение и т. п. Коммерческий оборот товаров и услуг облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом с продаж, хотя они с экономической точки зрения рассматриваются как налоги на потребление. Передача состояния также связана с подоходным
налогом, поскольку она обычно является реализацией, в результате которой возникает доход в форме прироста капитала.
Итак, Рим питался финансовыми «соками» всей империи. Эти «соки» поступали в Рим в виде военной добычи и «контрибуций» со стороны покоренных народов, а также
в виде налогов и различных «сверхнормативных» (т. е. не установленных Римскими властями) поборов. Последние осуществляли римские чиновники, а также откупщики налогов (всадники) и агенты на местах – мытари.
«Жаждой денег» страдают не только «профессиональные» коммерсанты и прочие дельцы, но всё общество. Ведь деньги образуются за счёт наращивания долга всех членов общества – предпринимателей (компаний), частных лиц (так называемых «домашних хозяйств»), государства. Если говорить о государстве, то оно сегодня становится важнейшим должником, который выпускает облигации, а под эти облигации центральные банки эмитируют законные платёжные средства (банкноты). Именно таким
образом организована эмиссия «настоящих» денег в развитых странах. Все члены общества как налогоплательщики помимо их воли и желания становятся должниками ростовщиков. С каждым годом доля так называемых «процентных» расходов (т. е. расходов на обслуживание государственного долга) в государственных бюджетах растёт. В некоторых странах она уже составляет половину и даже более.
С 01.01.2009 г., после введения в действие ст. 346.25.1 прим НК РФ, у добросовестного арендодателя (наймодателя) появился еще один
законный путь оптимизировать налогообложение – купить патент. Правда, для этого также надо зарегистрироваться в качестве ИП и подать заявление в свой налоговый орган не менее чем за 1 месяц до ориентировочного срока начала деятельности (т. е. сдачи жилья). Стоимость патента на рассматриваемый вид деятельности (аренда и наем жилых помещений) определяется нормативными актами субъектов Федерации и составляет, например, для Москвы и Петербурга на 2015 г. – от 37 до 150 тыс. руб. в год, в зависимости от площади квартиры и ремонта. Треть от его стоимости (в нашем примере – 20 тыс. руб.) оплачивается сразу в момент его получения, оставшаяся часть – не позднее 25 дней со дня окончания периода действия. Однако в этом случае Вам желательно получить годовой доход от сдачи жилья более 1 млн руб., или округленно 84 тыс. руб. в месяц (стоимость хорошей квартиры бизнес-класса), ибо в среднем патент стоит в пределах 50–70 тыс. руб.
Так на государственном уровне деньги, переставшие быть золотыми и ставшие национальными, стали единственным законным средством для возврата долга. Поскольку к этому времени почти весь оборот денег уже имел благодаря механизму кредит-депозит долговой характер, т. е. был просто оборотом долговых обязательств и связанных с ними
имущественных прав, национальные деньги стали фактически единственным законным средством платежа. Для того чтобы усилить платежные функции национальных денег, правительства не только наделили их гарантиями обмена на золото, не только сделали их законным средством оплаты налогов и возврата долгов, но и просто обязали всех участников законной экономической деятельности принимать их к расчету наряду с золотом по курсу, установленному центральным банком.
Теперь о покупке материалов. Расходы на доставку материалов всегда включают в их стоимость. Организации, которые работают на «упрощенке», здесь не исключение. Они вправе уменьшить доход на те материальные затраты, что перечислены в ст. 254 Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), т. е. они списывают стоимость оплаченных материалов лишь после того, как отпустят их в производство. Таким образом, «упрощенцам» в данном случае нужно поступать так
же, как и обычным организациям, т. е. проводить расходы по доставке купленных материалов как затраты, связанные со сбытом готовой продукции.
Процентная маржа, т. е. разница между стоимостью привлечения и размещения денежных ресурсов, – важный, но не единственный источник дохода банка. Чем дальше, тем все большее значение приобретают так называемые «непроцентные доходы». Что это такое? Да очень просто. Речь идет о разнообразных комиссионных, взимаемых банками за оказание различных услуг. Комиссия за валютообменные операции, за перевод денег, за открытие или ведение счета, за распечатку справки о состоянии счета, за заполнение работником банка квитанции об оплате коммунальных платежей... В общем, вы поняли о чем речь. Продолжая аналогию с магазином: «Да, мы можем продать вам этот товар, но только если вы унесете его в фирменном мешочке. Стоимость мешочка – 10 руб. А
за дополнительную плату мы товар еще и на дом доставим».
НАЛОГ С ОБОРОТА (англ. tax on turnover) – вид налога, который взимается на конечной стадии производства со стоимости произведенных товаров народного потребления. Недостатком Н. с о. является то, что он взимается не со всех товаров, а только с тех, которые находятся в конце технологической цепочки, т. е. этот вид налога взимается с холодильников и автомобилей, но не взимается с чугуна, хлопка, руды. В нашей стране, Великобритании, Франции, ФРГ произошел переход от этого налога на налог на добавленную стоимость, а в США – на налог с продаж.
Семилетняя война до крайности осложнила финансовое положение России. В качестве одной из мер по восполнению нехватки драгоценных металлов для покрытия военных расходов было решено усилить разработку Нерчинских серебряных рудников. Со всей остротой встал вопрос об обеспечении рудников и заводов рабочей силой. Правительствующий Сенат пять раз возвращался к обсуждению данной темы в сентябре-ноябре 1760 года. Было принято решение обеспечить заводы рабочими и «базой снабжения» за счет ссыльных и каторжных, т. е. за счет принудительного труда. И 13(24) декабря 1760 г. Появился Указ «О приеме е Сибирь от помещиков дворовых, синодальных, монастырских, купеческих и государственных крестьян с зачетом их за рекрут и о платеже из казны за жен и детей обоего пола тех крестьян по нареченной в сем указе
цене». Согласно указу, владельцы имели право в счет рекрутской повинности ссылать в Нерчинский уезд вместе с семьями либо отдельно крестьян, которые «непристойными своими поступками… беспокойство причиняют и другим подобным себе пример дают». Ссыльные должны были заниматься либо работами на заводах, либо земледелием, снабжая сельскохозяйственными продуктами заводской район. Любопытно, что указ формулировал жесткие требования к возрасту и физическому состоянию ссыльных, и что эти требования (возраст до 45 лет, отсутствие инвалидности или тяжелых и хронических заболеваний, наличие навыков работы и т. д.) почти в неизменном виде сохранялись до XX века.
В ряде стран действовал принцип горной свободы, т. е. права как государства, так и частных лиц вести разведку, а затем и добычу полезных ископаемых на любых землях – с выплатой затронутым частным собственникам десятой или иной части добытого ископаемого. В России этот принцип был внедрен Петром I в Указе 1719 г. о «бергпривилегии», который был призван содействовать добыче и плавке руд. Принцип горной свободы просуществовал в России до Екатерины II[91]. Начиная с этого времени частная земельная собственность в России стала лучше охраняться не только от предприимчивых соседей, но и от поползновений самого государства. Право государства на отторжение частных земель для публичных надобностей осталось в неприкосновенности, но за само отторжение надо было платить полноценной монетой в качестве компенсации затронутому собственнику. По мере того, как уплотнялось население, ценность земель, в том числе частных, возрастала. В случае их выкупа государству приходилось тратить на
это все больше средств. Независимо от этого, если изъятие земли предполагало снос находившихся на ней построек, народное хозяйство теряло дополнительно прежде затраченные на их возведение средства[92].
Мужчина, 30 лет, получает официально 30 000 руб. и никуда не переводит свою накопительную часть пенсии, она управляется Государственной управляющей компанией со средней годовой доходностью 5%. Соответственно, в Пенсионный фонд будет уходить ежемесячно 20% от 30 000 руб., т. е. 6000 руб. Из них 1800 руб. пойдет в общий котел, а 4200 руб. на пенсионный индивидуальный счет. Допустим, ежегодная инфляция составит 11%, тогда, если привести его пенсию в теперешние цены, она будет равна примерно 2240 руб. в месяц.
В новой редакции Трудового кодекса РФ сохранила свое существование норма, провозглашающая, что на всей территории Российской Федерации минимальный размер
оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Здесь же законодатель провозгласил, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, т. е. ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Иными словами, в многолетнем споре о конкретном размере «минималки», обеспечивающем возможность нормального существования человека в современных условиях российской действительности была поставлена точка. Чаша весов была склонена в пользу доводов, обосновывающих производить расчет МРОТ с учетом действующего на конкретный период времени величины прожиточного минимума.
Для исчисления
заработка за год, предшествующий дню несчастного случая, его сумма делилась на 260 (расчетное число рабочих дней). В действительности оно было 275–285 дней в центральной России и до 302 дней в Польше. Допускалась замена пенсии единовременной выплатой десятикратного годового заработка. Для развитых стран это было не характерно. Так, в Германии замена допускалась только в случаях, если получаемая пенсия не превышала 15 % полной пенсии, т. е. при незначительной потере нетрудоспособности. В Австрии такая замена осуществлялась с согласия органа общественного призрения бедных. В России же возможность замены определялась только соглашением сторон. В этой связи в 1903–1908 гг. единовременные пособия получали от 82 до 92 % имевших право на пенсию. Куда мог потратить увечный рабочий невиданную для него сумму, представить совсем не сложно. Рабочие были вынуждены соглашаться на такое предложение, т. к. при увечьи сохранение работы для них было важнее, чем получение достаточно небольшой пенсии.
Постепенное осознание этих проблем законодателем вылилось в ряд изменений и поправок. Подведение итога частным изменениям стало в 1824 г. первым «геркулесовым подвигом» знаменитого министра финансов Е.Ф. Канкрина. Система 1824 г.43, просуществовавшая четыре десятилетия, опиралась на две «лесенки» торговых свидетельств: одна – для купцов и горожан, другая – для крестьян. При этом устанавливалось, что крестьянское «свидетельство
1-го рода» «даёт право торговли купца 1-й гильдии» («без личных преимуществ»), но стоит 2600 руб. против 2200 руб. купеческих. Цены свидетельств 2-й ступени составляли, соответственно, 1100 и 880 руб., третьей – 400 и 220 руб.; крестьянские свидетельства 4-го разряда превосходили по цене свидетельства на мещанский торг. Таким образом, то ли купцы, торгующие мещане и посадские получали своеобразную податную льготу, то ли, скорее, торгующие крестьяне – дополнительное обременение, лишнее напоминание об их униженном положении.
По закону при временной утрате трудоспособности предприниматель выплачивал 1/2 заработка за все время болезни с момента несчастного случая по день восстановления трудоспособности или до установления процента ее утраты. Расходы, возлагавшиеся на
предпринимателей новым законом, были довольно значительными. Например, фабрика валяной обуви Т/д «Е.Е. Софронова сыновья» в 1909 г. выплатила по временной нетрудоспособности своим рабочим пособий на сумму 366 руб. 39 коп., а в 1910 г. – 458 руб. 28 коп.82Алафузовы за период 1913-1916 гг. за 611 случаев временной утраты трудоспособности оплатили 9 995 пропущенных рабочих дней на общую сумму 8 007 руб. 8 коп. (в среднем на одного рабочего приходилось 15 дней болезни, оплаченных в размере 12 руб.)83.
Следовательно, социологические опросы подтверждают тезис, что в России заработок важнее гарантии занятости. По мнению исследователей – Р. Капелюшникова и В. Гимпельсона – это обусловлено особенностями отечественной модели рынка труда: российские работодатели адаптируются к ухудшению экономической конъюнктуры не за счет занятости (высвобождения, т. е. увольнения работников), а сокращения заработной платы персонала. Так же происходит и на подъеме: растут зарплаты, а не занятость. Поэтому россияне ценят заработок превыше всего: он может измениться и о нем стоит беспокоиться. Шанс быть уволенным у нас пока ниже, чем потерять в зарплате. А в других странах – наоборот: если человек работает, то его зарплата неприкосновенна. Минусов у такой особенности российского рынка труда – адаптации рынка через заработок, при которой издержки при кризисных ситуациях как бы распределяются на всех, больше, поскольку страдает больше людей и продолжается это дольше. В такой ситуации даже у высокопрофессионального работника нет фиксированной «цены» ни на рынке, ни в компании – его зарплата зависит в большой степени от конкретного работодателя, от его личного отношения к
работнику. Модель рынка труда, принятая в других развитых странах – адаптация через занятость (увольнение работников), – касается сравнительно небольшого круга людей и ограничена во времени, так как уволенные могут устроиться на другую работу.
Законом О НДС, изданными в его исполнение Инструкцией Госналогслужбы «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 г.[18] и рядом других нормативных актов, которые действовали до 1 января 2001 г., т. е. до вступления в силу второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ),[19] был предусмотрен механизм возмещения организациям-экспортерам сумм НДС, уплаченных поставщикам. Суть его сводится к тому, что при вывозе
товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Российской Федерации экспортер (в том числе не являющийся производителем товара), не включающий НДС в цену товара и не взимающий его с иностранного покупателя, вправе потребовать возмещения из бюджета той суммы НДС (входной НДС), которая была им уплачена своему поставщику внутри страны.
Все без исключения компании – участники инвестиционного процесса практикуют «сверхнормативные» поборы со своих клиентов, предлагая на
разных этапах исполнения договора внести дополнительные суммы, которые не входят в оговоренную сторонами стоимость квадратного метра (например, 100 тыс. руб./м). Случай повышения цен под обстоятельства форс-мажор, о котором шла речь выше, мы здесь рассматривать не будем, так как этим злоупотребляет далеко не каждая риэлтерская и девелоперская фирма, а остановимся на тех статьях расходов, которые потенциальным клиентам нужно учитывать, особенно если деньги на покупку квартиры – действительно последние. В целом внесение всех вышеуказанных платежей повышает стоимость метра на 6–8 %, т. е. в нашем примере Вы заплатите не 100 тыс. руб./м (точнее говоря, 990, о которых кричит реклама, а 106–108. Итак, на какие дополнительные поборы нужно обратить внимание и выяснить их величину еще до подписания договора?
К сожалению, ничего не говорится о плате за пользование землей при этом механизме. Согласно одному из принципов земельного законодательства любое использование земли осуществляется за плату. Вместе с этим ЗК, как до, так и после изменений в нем, устанавливает только
две формы платы – земельный налог и арендную плату. Отсюда вопрос, какую плату по своей правовой природе должен вносить пользователь земель или земельных участков, использование которых осуществляется на основании специального разрешения уполномоченного органа (без процедуры предоставления). Теоретически это могла бы быть и арендная плата, но с точки зрения формальной логики арендная плата должна вноситься за предмет аренды. В рассматриваемой ситуации разрешение для использования может выдаваться и в отношении земель, не прошедших государственных кадастровый учет, т. е. на несформированные участки, которые не являются вещью в понимании гражданского и земельного законодательства, а потому вопрос арендной платы в отношении таких земель очень дискуссионный.
Исходя из условий получения и вида доходов и характера своей деятельности торговое предприятие самостоятельно определяет, какие именно доходы будут отнесены к обычным видам деятельности. Доход от одного и того же вида деятельности для разных предприятий может быть отнесен как к доходам от обычных видов деятельности, так и к прочим доходам. Например, если для организации предметом деятельности является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, то выручка (поступление средств) от этого вида деятельности будет признана доходом от основного вида деятельности. Но поступление средств от того же вида деятельности для организации, у которой предметом деятельности является розничная торговля, будет отнесено к прочим доходам. Согласно ПБУ 9/99 «доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг». К бухгалтерскому учету выручка принимается «…в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности…». При этом необходимо учитывать, какие поступления согласно данному ПБУ не признаются доходами. В тех случаях, когда поступления покрывают только часть выручки, к бухгалтерскому учету принимается выручка, определяемая «…как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением)». Если цена товара (услуг) не зафиксирована в договоре между покупателем и продавцом и установить ее на основании других условий договора не представляется возможным, то предприятие обязано определить величину поступлений, а также дебиторской задолженности исходя из цены, «…по которой в сравнимых
обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг)», т. е. на основании рыночной, устоявшейся цены товара (работ, услуг).
Для того чтобы продукты кустарного производства из целой сети мелких струек, которыми была покрыта вся территория тогдашней России, сливались в такое сравнительно обширное русло заграничного отпуска, – нужны были в качестве двигателей значительные капиталы. Эти капиталы были уже налицо в XVII веке; но, будучи приложены в торговле, они не касались пока промышленности. Производство питало крупные торговые обороты, продолжая само оставаться мелким. Московские капиталисты – гости, по словам Котошихина, вели торговые обороты до сотни тысяч рублей, т. е. до миллиона на наши деньги. Но, охотно пуская деньги в торговлю, они совершенно не умели вкладывать их в производство. В Московском государстве XVII века шла бойкая торговля и существовал значительный торговый класс; но промышленность, кроме нескольких заведенных
иностранцами при помощи казны фабрик и заводов, переживала мелкую форму и находилась всецело в народных руках. Московское государство не знало класса фабрикантов. Переход от мелкого производства к крупному, и притом от частного к казенному или пользующемуся казенною поддержкой, от народной кустарной промышленности к государственной фабрично-заводской, – и был одним из наиболее заметных экономических явлений в России в XVIII веке.
Одна из причин данного изменения может состоять в том, что в рассматриваемый период у государства не сформировалось видение того, куда именно следует направлять средства пенсионных накоплений: инвестировать ли данные средства внутри страны или же за рубежом, какое сочетание риска и доходности и на каком временном интервале предпочтительнее для сохранения и приумножения пенсионных накоплений. Именно поэтому в 2005–2007 гг. правительство не столько поддерживало развитие накопительной пенсионной системы, сколько жертвовало развитием пенсионной системы в пользу других, более важных на данный момент интересов, например снижения налогового бремени или повышения
размеров нынешних пенсий. Поэтому же, видимо, не была проведена масштабная информационная кампания по разъяснению положений реформы и особенностей функционирования ее накопительной части для населения. Спустя пять лет после начала реформы о ее содержании знал лишь каждый пятый представитель самого молодого, т. е. участвующего в накопительной реформе, поколения – тех, кто в 2007 г. не перешагнул 40-летний рубеж[2]. Одним из последствий данной неосведомленности граждан о пенсионной реформе является то, что абсолютное большинство обязательных пенсионных накоплений размещено в государственной управляющей компании.
Расходы хозяйственной деятельности организации признаются в определенном времени, т. е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от
времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. В п. 18 ПБУ 10/99 сказано, что если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Большое внимание С. Ю. Витте уделял торговле. Он
считал, что через обмен устанавливается необходимая связь между производством и потреблением. Принимая во внимание, что торговой деятельности посвящается время и знание лиц, избирающих этот род занятий, то очевидно, что деятельность эта должна оплачиваться, приносить доход. Надбавка в цене, оплачивающая труд торговца, вполне оправдывается. По существу, посредничество торговца приносит несомненные выгоды и производителю, и потребителю… Дикий обмен – это необходимая стадия развития будущей культурной торговли. Все это надо учитывать, да и просто терпеть, не клеймить позором и не бить стекол, – считал он. Всякая торговля спекулятивна, – говорил Витте. Торговец покупает товар, чтобы продать его дороже, он спекулирует на повышении, принимая на себя доставку товара по известной цене, он рассчитывает купить его дешевле этой цены, т. е. спекулирует на понижение. Эта есть риск торговца.
Так как при получении денежных средств, в частности авансов, продавец взыскивает обязательные налоговые платежи от имени государства, т. е. является его
налоговым агентом, необходимо признать обязательство по платежам в бюджет. Это следует отразить проводкой:
Порядок исчисления заработной платы работникам всех категорий регламентируют различные формы и системы заработной платы. Формы и системы заработной платы – это способ установления зависимости между количеством и качеством труда, т. е. между мерой труда и его оплатой. Для этого используются различные показатели, отражающие результаты труда и фактически отработанное время. Другими словами,
форма оплаты труда устанавливает, как оценивается труд при его оплате, а именно по конкретной продукции, по затраченному времени или по индивидуальным или коллективным результатам деятельности. От того, как форма труда используется на предприятии, зависит структура заработной платы: преобладает ли в ней условно-постоянная часть (тариф, оклад) или переменная (сдельный приработок, премия). Соответственно разным будет и влияние материального поощрения на показатели деятельности отдельного работника или коллектива бригады, участка, цеха.
АРЕНДА ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНАМИ – это еще одна разновидность арендных отношений. Она может быть индивидуальной и групповой, т. е. средства производства и иное имущество, необходимое для ведения хозяйственной деятельности, могут быть взяты во временное пользование одним гражданином
или группой граждан. Арендаторы при индивидуальной или групповой аренде самостоятельно распоряжаются всей произведенной продукцией, всем объемом выполняемых работ и оказываемых услуг. Реализация продукции, работ и услуг происходит по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или по договоренности с потребителями. Арендаторы могут также добровольно принимать на себя выполнение государственных заказов на условиях, аналогичных арендным предприятиям.
Следует подчеркнуть, что члены братства торговали не полисами, а баракой – благословением Аллаха, полученным через посредничество святого[18]: «Казерунийа – примечательный пример ордена, возникшего и развившегося за счет бараки… Этот орден возвысился за счет бараки Абу Исхака, в чем сам основатель никак не повинен. Его барака считалась особенно эффективной, так как она гарантировала безопасное морское путешествие в Индию и Китай, и поэтому агентов по продаже бараки можно было найти во всех морских портах, например таких, как Каликут, знаменитый Малабарский порт, или Зайтун в Китае… Ибн Баттута, который не раз сталкивался с деятельностью его членов… описывает всю систему страхования. Прежде чем пуститься в дорогу, путешественник приносит клятву, т. е. подписывает
долговое обязательство, где говорится, сколько он заплатит святой общине, если благополучно достигнет места назначения. Кроме того, он обязуется заплатить сверх означенной суммы, если выйдет живым из особо опасной ситуации. Орден этот имел специальную контролирующую и хорошо развитую организацию, которая определяла размеры взносов, а доходы шли на финансирование широкой благотворительной деятельности компании. С течением времени сама барака, должно быть, ослабела, так как в XVII в. компания пришла в упадок…»[19]
Статьи 13—15 НК РФ, устанавливающие федеральные, региональные,
местные налоги и сборы, были введены в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», т. е. с 1 января 2005 г. С этой даты начала действовать следующая система налогов и сборов, относящихся к природоресурсным платежам: федеральные налоги и сборы – налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; местные налоги и сборы – земельный налог. Предусмотрен также специальный налоговый режим – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов.
Применению налогоплательщиком УСН может воспрепятствовать и ограничение по численности сотрудников. Если организация или индивидуальный предприниматель, у которых средняя численность работников за отчетный период превышает 100 человек, то они не вправе применять «упрощенку». Естественно, что для сферы оказания услуг сотовой связи показатель численности работников в пределах 100 человек указывает на достаточно значительный размах деятельности такого предприятия. 100 человек в
штате может иметь целая розничная сеть, состоящая, как минимум, из 10–12 салонов. А в этом случае уже необходимо внимательно отслеживать не только численность работников, но и размер выручки, чтобы не потерять право на применение УСН. В первый раз установить численность сотрудников нужно при подаче заявления о переходе на УСН, при этом расчет показателя должен быть произведен по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление (п. 10 Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-22/706), т. е. за период с января по сентябрь. По завершении года среднюю численность работников следует рассчитать еще один раз, ибо в силу подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ средняя численность работников не должна превышать 100 человек за отчетный период, т. е. за год. Если этот показатель по итогам года меньше 100, смело применяйте УСН. Если он превышает 100, подайте в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2–4 об утрате права на применение этого налогового режима.
Председателем Сметной комиссии назначили управляющего Кабинета Е.И.В. действительного статского советника Рюдмана. Среди членов комиссии были такие «зубры», как чиновник «для особых поручений 4-го класса при министре» гофмейстер Кнорринг.44 Членам комиссии было совершенно понятно, что при консолидированном годовом бюджете министерства в 29,5 млн руб. и весьма скромными ежегодными доходами, которые складывались из: фиксированного отпуска из Государственного казначейства 16 359 595 руб.; доходов от процентных бумаг и по текущим счетам в банках, доходов по Императорским театрам (около 1,5 млн), доходов по Государевым имениям и вотчинам, находящимся в Управлении уделов, по земельным оброчным статьям разных установлений министерства и других менее крупных доходов – 6 млн руб.; доходов (валовых) по Алтайскому и Нерчинскому округам – около 7 млн руб. Чистая прибыль менее 1,5 млн руб. в год. Действительная
прибыль порядка 300 тысяч в год.45
Немецкий экономиста Вагнер придавал первостепенное значение принципам достаточности и эластичности налогообложения. Эти два принципа следуют из его концепции о государственных финансах, согласно которой тенденция роста государственных расходов сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Это явление назвали законом Вагнера. С ростом правительственных расходов
должен расти и уровень налогообложения, т. е. налоги должны быть эластичными, подвижными и приспособленными к государственным нуждам.