УМОЗРЕ́НИЕ, -я, ср. Книжн. Рассуждение, основанное на созерцании, абстрактном размышлении. Надобно дать место, и притом место большое, умозрению; факты чрезвычайно важны, но одни голые факты еще мало представляют разуму. Герцен, О месте человека в природе. Класс писателей, как заметил Alfieri, более склонен к умозрению, нежели к деятельности. Пушкин, Письмо А. А. Дельвигу, начало февр. 1826.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Умозре́ние (лат. speculatio) — 1) деятельность мышления, вращающаяся в сфере предметов или событий, не данных на опыте, но лишь предполагаемых; 2) мышление, содержание которого — только мыслимое или сверхчувственное.
Умозрение специфично для философского размышления, как способ познания истины с построением логических связей, отвлечённых от научных фактов и экспериментов, вплоть до приобретения умозрительными рассуждениями ненаучного характера.
В истории человечества умозрительный характер имели философские размышления ещё древнегреческих мыслителей, таких как Платон и Аристотель; теории средневековых схоластов; натурфилософские теории философов XVIII—XIX веков, например, Шеллинга и Гегеля, а также отдельных учёных-естествоиспытателей.
Источник: Википедия
УМОЗРЕ'НИЕ, я, ср. 1. только ед. В идеалистической философии — познание действительности путем созерцания и теоретического размышления, в отрыве от практики и опыта, спекуляция (см. спекуляция в 5 знач.; филос.). 2. Вообще — абстрактное, не основанное на опыте рассуждение (книжн.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заслюнить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философское умозрение ставит эти вопросы уже на уровне абстрактных понятий и порождает ряд частных наук.
Метафизическая модель здесь проецировалась в область чистого умозрения, противодействуя философскому рационализму и ставя под сомнение его способность ответить на вопрос о природе сущего.
Как в области философии он разрушает старые системы метафизического умозрения, так и здесь он взрывает метафизические схемы социологического коллективизма.