МАЗУ́РКА, -и, род. мн. -рок, дат. -ркам, ж.
1. Национальный польский танец с трехдольным тактом, а также музыка к этому танцу. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало. Пушкин, Евгений Онегин. [Я] отлично танцевал мазурку. Чехов, То была она.
2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Мазурка Шопена.
[От польск. mazurek]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. польский народный танец, получивший распространение в качестве бального
2. музыка к такому танцу
3. музыкальное произведение в ритме такого танца
1. геогр. река в России ◆ Мазурка — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
2. геогр. населённый пункт в Воронежской области
Источник: Викисловарь
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название танца произошло от наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Фредерика Шопена, написавшего около 60 мазурок. Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские («блестящие») и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
Под влиянием Шопена мазурки писали и другие польские композиторы: Кароль Шимановский, Александр Тансман, Болеслав Войтович. Народная мазурка лежит в основе национального гимна Польши.
В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.
В мазурке, написанной Александром Гречаниновым, — два колена, из которых первое напоминает звон колоколов, а второе — проигрыш песни «Мы с тобой два берега».
Композитор Цезарь Пуни при написании музыки к балету «Конёк-горбунок» (1864 год) для своей мазурки в последнем действии использовал известную песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Источник: Википедия
МАЗУ'РКА1, и, ж. [польск. mazurek]. 1. Польская национальная пляска мазуров с трехдольным тактом, а также салонный танец того же характера. || Музыка, под к-рую пляшут или танцуют мазурку. 2. Музыкальная пьеса в такте этого танца (муз.). М. Шопена.
МАЗУ'РКА2, и, ж. [польск. mazurek]. Пирожное, сладкая лепешка продолговатой формы из миндаля, с орехами и пряностями.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дрессаж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поначалу микромеханика внушала ей надежду, что в гимназии она сможет научиться чему-то стóящему, а не только составлять бальзамы и танцевать мазурку.
Под мамину игру, под звуки мазурок и вальсов прошло всё моё детство.
Мама с папой очень любили танцевать и делали это замечательно – за исполнение мазурки, венгерки они даже получали призы.