1. филос. одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии, основанная Риши Капилой (около 7 в. до нашей эры), в основе дуалистической концепции которой лежит противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначально бездеятельного равновесия и тем побуждающего её к созданию всего психического и материального мира ◆ В «Йога-сутрах» Патанджали (IV–V вв.) доктрина санкхьи при незначительных изменениях (центральное место в системе занимает категория читта ― «менталитет», «мыслительное вещество», специальное место отводится божеству, ― ишвара, ― как особому, самому совершенному из чистых субъектов) оказывается отправным пунктом для разработки ступеней йогической практики, поэтапно ведущей к «обособленности» духовного начала. «История восточной философии», 1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ По мировоззрению к этой школе была близка йога, которая отличалась от санкхьи только признанием существования бога, которое в санкхье отрицалось. Колесников А. С., «История философии», 2010 г.
Источник: Викисловарь
Санкхья, самкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: утюжильный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для индийской философии в целом характерно переплетение многих школ и систем – это также не менее характерно и для философии йогов, которая в основе своей сопряжена с системой санкхья.
Философское содержание санкхьи сводится к аналитическому подходу, который позволяет понять различия между материей и духом.
И если он где и проявляется, то как раз в этой мировоззренческой части, где затейливо сплелись положения санкхьи, веданты и буддизма, особенно в том, что касается страдания, которое и устраняет из жизни йога.