Неточные совпадения
Чаще всего книги показывали ему людей жалкими, запутавшимися в мелочах жизни, в
противоречиях ума и
чувства, в пошленьких состязаниях самолюбий.
«Я не мало встречал болтунов, иногда они возбуждали у меня
чувство, близкое зависти. Чему я завидовал? Уменью связывать все
противоречия мысли в одну цепь, освещать их каким-то одним своим огоньком. В сущности, это насилие над свободой мысли и зависть к насилию — глупа. Но этот…» — Самгин был неприятно удивлен своим открытием, но чем больше думал о Тагильском, тем более убеждался, что сын трактирщика приятен ему. «Чем? Интеллигент в первом поколении? Любовью к
противоречиям? Злостью? Нет. Это — не то».
Клим Самгин смутно догадывался, что боязнь пред неожиданными мыслями противоречит какому-то его
чувству, но
противоречие это было тоже неясно и поглощалось сознанием необходимости самозащиты против потока мнений, органически враждебных ему.
О нем было сказано: «Человек глубоко культурный, Иван Каллистратович обладал объективизмом истинного гуманиста, тем редким
чувством проникновения в суть
противоречий жизни, которое давало ему силу примирять
противоречия, казалось бы — непримиримые».
Может быть, даже это
чувство было в
противоречии с собственным взглядом Захара на личность Обломова, может быть, изучение характера барина внушало другие убеждения Захару. Вероятно, Захар, если б ему объяснили о степени привязанности его к Илье Ильичу, стал бы оспаривать это.
Должность, которую занимал Топоров, по назначению своему составляла внутреннее
противоречие, не видеть которое мог только человек тупой и лишенный нравственного
чувства.
Эти апокалиптические, пророчественные ожидания находятся в
противоречии с тем
чувством, что русские уже град свой имеют и что град этот — «святая Русь».
У меня есть острое
чувство судеб истории, и для меня это
противоречие, потому что я мучительно не люблю истории.
Думаю, что мучительный религиозный путь связан не только с моими внутренними
противоречиями, но и с острым
чувством зла и безмерностью моей любви к свободе.
Мы переехали в город. Не скоро я отделался от прошедшего, не скоро принялся за работу. Рана моя медленно заживала; но собственно против отца у меня не было никакого дурного
чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах… пускай психологи объяснят это
противоречие, как знают. Однажды я шел по бульвару и, к неописанной моей радости, столкнулся с Лушиным. Я его любил за его прямой и нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по воспоминаниям, которые он во мне возбуждал. Я бросился к нему.
С какою уверенностью он спорит, как легко устраняет всякое
противоречие и достигает цели, шутя, с зевотой, насмехаясь над
чувством, над сердечными излияниями дружбы и любви, словом, над всем, в чем пожилые люди привыкли завидовать молодым».
Естественным ходом от любви к себе, потом к семье, к роду, к народу, государству общественное жизнепонимание привело людей к сознанию необходимости любви к человечеству, не имеющему пределов и сливающемуся со всем существующим, — к чему-то не вызывающему в человеке никакого
чувства, привело к
противоречию, которое не может быть разрешено общественным жизнепониманием.
Ведь только оттого, что это состояние всеобщего вооружения и воинской повинности наступило шаг за шагом, незаметно и что для поддержания его правительствами употребляются все находящиеся в их власти средства устрашения, подкупа, одурения и насилия, мы не видим вопиющего
противоречия этого состояния с теми христианскими
чувствами и мыслями, которыми действительно проникнуты все люди нашего времени.
Далее затем в голове князя начались
противоречия этим его мыслям: «Конечно, для удовлетворения своего патриотического
чувства, — обсуживал он вопрос с другой стороны, — Елене нужны были пятнадцать тысяч, которые она могла взять только у князя, и неужели же она не стоила подобного маленького подарка от него, а получив этот подарок, она могла располагать им, как ей угодно?..
Противоречий не было, зато бесконечные варианты, которые, по-видимому, обязаны своим происхождением тому, что
чувство каждого по-разному проявляло свое участие к событию» («Праздник святого Роха в Бингене, 23 апр., LXVIII Б» — нем.).
Не мудрено, что живой, восприимчивый мальчик обратился исключительно к природе и своему внутреннему
чувству и стал жить в этом мире, в котором не встречал столько
противоречий, как в окружающих его житейских явлениях.
Мечников указал еще на одно кричащее
противоречие в человеческом организме, — именно, в области полового
чувства.
Соглашаться с Глафирой Ларисе было тем приятнее, что согласие это было в
противоречии с мнением, сложившимся о Горданове в обществе людей, родных ей по крови или преданных по
чувству, а это и было то, что требовалось ее натурой.
В это утро он серьезно озабочен. Ему предстоят три визита, и каждый из них требует особенного разговора. А накануне жена дала почувствовать, что сегодня будет что-нибудь чрезвычайное… И уступить надо!.. Нечего и думать о
противоречии… Но и уступкой не возьмешь, не сделаешь этой неуязвимой, подавляющей его во всем Марьи Орестовны тем, о чем он изнывает долгие годы… Только ему страшно взглянуть ей в «нутро» и увидать там, какие
чувства она к нему имеет, к нему, который…
Чувство это, разрешающее все
противоречия жизни человеческой и дающее наибольшее благо человеку, знают все люди.
Чувство это есть любовь.
И вот, как ключ, сделанный только к этому замку, человек в душе своей находит
чувство, которое дает ему то самое благо, на которое, как на единственно возможное, указывает ему разум. И
чувство это не только разрешает прежнее
противоречие жизни, но как бы в этом
противоречии и находит возможность своего проявления.
Всякий человек знает, что в
чувстве любви есть что-то особенное, способное разрешать все
противоречия жизни и давать человеку то полное благо, в стремлении к которому состоит его жизнь. «Но ведь это
чувство, которое приходит только изредка, продолжается недолго, и последствием его бывают еще худшие страдания», говорят люди, не разумеющие жизни.
То
чувство, которое выражается в людях страхом смерти, есть только сознание внутреннего
противоречия жизни; точно так же, как страх привидений есть только сознание болезненного душевного состояния.
Всё это странное, непонятное теперь
противоречие факта с описанием истории, происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных
чувств и слов разных генералов, а не историю событий.