Цитаты из русской классики со словосочетанием «тёмное царство»
Попробуем указать несколько черт из отношений Русакова к дочери и к окружающим; мы увидим, что здесь основанием всей истории является опять-таки то же самодурство, на котором утверждаются все семейные и общественные отношения этого «
темного царства».
Дивно оно для нас тем более, что все ее видали в последнее время в Москве, Сумах, Петербурге, Белеве и Одессе, но никто, даже сам Островский, катаясь по
темному Царству, не заприметил Оли Тихониной и не срисовал ее в свой бесценный, мастерской альбом.
В сущности, однако ж, в том положении, в каком он находился, если бы и возникли в уме его эти вопросы, они были бы лишними или, лучше сказать, только измучили бы его, затемнили бы вконец тот луч, который хоть на время осветил и согрел его существование. Все равно, ему ни идти никуда не придется, ни задачи никакой выполнить не предстоит. Перед ним широко раскрыта дверь в
темное царство смерти — это единственное ясное разрешение новых стремлений, которые волнуют его.
Через несколько лет вышла отдельная книга А.П. Сухова «Типы
темного царства», из жизни замоскворецкого купечества, которую он прекрасно изучил благодаря своей профессии богомаза.
Последний путь выпал на долю Катерине, как выпадает он на долю большей части людей в «
темном Царстве» Диких и Кабановых.
Боркин. А вот и я! (Подбегает к Саше.) Благородная синьорина, беру на себя смелость поздравить вселенную с рождением такого чудного цветка, как вы… Как дань своего восторга, осмеливаюсь преподнести (подает сверток) фейерверки и бенгальские огни собственного изделия. Да прояснят они ночь так же, как вы просветляете потемки
темного царства. (Театрально раскланивается.)
А мы-то мечтали просветить это
темное царство, а теперь оказывается, что нам приходится искать просвещения в этом царстве…
Просим читателя припомнить или просмотреть то, что мы говорили тогда о возможности и значении образования в «
темном царстве», под влиянием самодурных отношений.
Мало еще было толковано о них в «
Темном царстве», мало вообще надоедал ими «Современник» в своем критическом отделе!
Человек сам должен внести свет в
темное царство.
Но быт «
темного царства», в котором он вырос, ничего не дал ему в отношении резонности: ее нет в этом быте, и потому Русаков впадает в ту же несмысленность, в тот же мрак, в каком блуждают и другие собратья его, хуже одаренные природою.
Такова уж почва этого «
темного царства», что на ней других продуктов не может вырасти!
Вот и все нрава, и вся философия «
темного царства»!
Но дать ей настоящее, человеческое развитие значило бы признать права ее личности, отказаться от самодурных прав, идти наперекор всем преданиям, по которым сложился быт «
темного царства»: этого Русаков не хотел и не мог сделать.
С этой стороны все и смотрят на женщину в «
темном царстве», да еще и то считают ва одолжение…
Точно в таком безумном ослеплении находятся все жители
темного царства, восстающего перед нами из комедий Островского.
Страшно, как подумаешь, что ведь обитатели «
темного царства», сколько мы знаем их по Островскому, все имеют такие самодурные наклонности, если сами не забиты до совершенного отречения от своей личности…
Так уж устроено «
темное царство», таковы уставы его иерархии; тут личный характер человека даже мало и значения-то имеет…
Если бы чувство законности не было в людях «
темного царства» так неподвижно и пассивно, то, конечно, потребность в улучшении материального быта повела бы совсем к другим результатам.
Лучшим выражением этой любопытной стороны в организации «
темного царства» представляется комедия «Не так живи, как хочется».
Затем, в связи с тем же вопросом самодурства и даже в прямой зависимости от него, рассмотрим значение тех форм образованности, которые так смущают обитателей нашего «
темного царства», и, наконец, тех средств, которые многими из героев этого царства употребляются для упрочения своего материального благосостояния.
В примере Торцова можно отчасти видеть и выход из
темного царства: стоило бы и другого братца, Гордея Карпыча, также проучить на хлебе, выпрошенном Христа ради, — тогда бы и он, вероятно, почувствовал желание «иметь работишку», чтобы жить честно… Но, разумеется, никто из окружающих Гордея Карпыча не может и подумать о том, чтобы подвергнуть его подобному испытанию, и, следовательно, сила самодурства по-прежнему будет удерживать мрак над всем, что только есть в его власти!..
Да и отчего бы не быть им спокойным, когда их деятельность, равно как и все их понятия и стремления так гармонируют с общим ходом дел и устройством «
темного царства»?
Такое желание, справедливое в отвлечении, доказывает, однако, что критик совершенно не умел понять то
темное царство, которое изображается у Островского и само предупреждает всякое недоумение о том, отчего такие-то лица пошлы, такие-то положения случайны, такие-то столкновения слабы.
И такова темнота разумения в «
темном царстве», что не только сам самодур, но и все, обиженные и задавленные им, признают такой порядок вещей совершенно естественным.
Но бывают в «
темном царстве» и такие случаи, что неразумные бедняки женятся на бедных девушках…
В первой статье о «
темном царстве» мы старались показать, каким образом самые тяжкие преступления совершаются в нем и самые бесчеловечные отношения устанавливаются между людьми — без особенной злобы и ехидства, а просто по тупоумию и закоснелости в данных понятиях, крайне ограниченных и смутных.
Но чтобы выйти из подобной борьбы непобежденным, — для этого мало и всех исчисленных нами достоинств: нужно еще иметь железное здоровье и — главное — вполне обеспеченное состояние, а между тем, по устройству «
темного царства», — все его зло, вся его ложь тяготеет страданиями и лишениями именно только над теми, которые слабы, изнурены и не обеспечены в жизни; для людей же сильных и богатых — та же самая ложь служит к услаждению жизни.
И это ведь не бедственная случайность, а тяжкая необходимость, вытекающая прямо и неизбежно из системы самодурства, развитой в «
темном царстве».
Стоя в стороне от практической сферы, додумались они до прекрасных вещей; но зато так и остались негодными для настоящего дела и оказались совершенно ничтожными, когда пришлось им столкнуться кое с чем и с кое кем в «
темном царстве».
В «
темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность общественных отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий смысл в нравственных вопросах.
Вследствие этого-то коснения мысли вся деятельная сторона чувства законности совершенно исчезает в «
темном царстве» и остается одна пассивная.
Правда, что на чужой счет живут и сами домовладыки этого «
темного царства», подобные Брускову, Большову и пр.
И такова сила самодурства в этом
темном царстве Торцовых, Брусковых и Уланбековых, что много людей действительно замирает в нем, теряет и смысл, и волю, и даже силу сердечного чувства — все, что составляет разумную жизнь, — и в идиотском бессилии прозябает, только совершая отправления животной жизни.
Что же касается до тех из обитателей «
темного царства», которые имели силу и привычку к делу, так они все с самого первого шага вступали на такую дорожку, которая никак уж не могла привести к чистым нравственным убеждениям.
И до того заразителен этот нелепый порядок жизни «
темного царства», что каждая, самая придавленная личность, как только освободится хоть немножко от чужого гнета, так и начинает сама стремиться угнетать других.
Обе стороны
темного царства чувствуют превосходство этой жизни и то пугаются ее, то привлекаются к ней.
Ничего подобного нет в тоне отношений мужей к женам и отцов к дочерям в «
темном царстве» комедий Островского.
Отсутствие живого нравственного развития, неимение опоры внутри себя и самодурный гнет извне — вот причины, производящие в «
темном царстве» безнравственность женщин, равно как и безнравственность мужчин.
Женщины, вообще так забитые и презренные в «
темном царстве», могут тоже самодурничать, да еще как!
Теперь новые начала жизни только еще тревожат сознание всех обитателей
темного царства, вроде далекого привидения или кошмара.
Продолжалась бы эта жалкая жизнь Петра Ильича с женою многие годы, как она у многих и продолжается в «
темном царстве».
Мы приводим этот разговор, потому что в нем, кроме подтверждения нашей мысли, находим один из примеров того мастерства, с каким Островский умеет передавать неуловимейшие черты пошлости и тупоумия, повсюду разлитых в этом «
темном царстве» и служащих, вместе с самодурством, главным основанием его быта.
Он, как и все прочие, сбит с толку военным положением всего «
темного царства»; обман свой он обдумывает не как обман, а как ловкую и, в сущности, справедливую, хотя юридически и незаконную штуку; прямой же неправды он не любит: свахе он обещал две тысячи и дает ей сто целковых, упираясь на то, что ей не за что давать более.
Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак этой непостижимой логики «
темного царства»?
Островский, так верно я полно изобразивши нам «
темное царство», показавши нам все разнообразие его обитателей и давши нам заглянуть в их душу, где мы успели разглядеть некоторые человеческие черты, должен был дать нам указание и на возможность выхода на вольный свет из этого темного омута…
От этого и выходит, что чувство законности только и выражается в чувстве послушания да терпения, а все остальное делается чисто невозможным для обитателя «
темного царства», пока он сам нe сделается самодуром.
С этими предварительными соображениями вступим теперь в этот мир, открываемый нам произведениями Островского, и постараемся всмотреться в обитателей, населяющих это
темное царство. Скоро вы убедитесь, что мы недаром назвали его темным.
Во всех до сих пор рассмотренных нами комедиях Островского мы видели, как все обитатели его «
темного царства» выражают полнейшее пренебрежение к женщине, которое тем более безнадежно, что совершенно добродушно.
Этого последнего правила боятся, как пожара и разбоя, все обитатели, «
темного царства», и все стараются действовать совершенно в противоположном духе.
Неточные совпадения
«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой!
Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой!
Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то
темной силе и вызывая ее. — А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!
«Мы — искренние демократы, это доказано нашей долголетней, неутомимой борьбой против абсолютизма, доказано культурной работой нашей. Мы — против замаскированной проповеди анархии, против безумия «прыжков из
царства необходимости в
царство свободы», мы — за культурную эволюцию! И как можно, не впадая в непримиримое противоречие, отрицать свободу воли и в то же время учить
темных людей — прыгайте!»
Но это все
темные времена корейской истории; она проясняется немного с третьего века по Рождеству Христову. Первобытные жители в ней были одних племен с манчжурами, которых сибиряки называют тунгусами. К ним присоединились китайские выходцы. После Рождества Христова один из тунгус, Гао, основал
царство Гао-ли.
А! схима… так! святое постриженье…
Ударил час, в монахи царь идет —
И
темный гроб моею будет кельей…
Повремени, владыко патриарх,
Я царь еще: внемлите вы, бояре:
Се тот, кому приказываю
царство;
Целуйте крест Феодору… Басманов,
Друзья мои… при гробе вас молю
Ему служить усердием и правдой!
Он так еще и млад и непорочен…
Клянетесь ли?
— Успел снять один-то лапоть, сердяга, а другой не успел, — заметил Савоська, оглядываясь назад, где колыхалась в волнах
темная масса. — Эх, житье-житье! Дай, господи,
царство небесное упокойничку! Это из-под Мултыка плывет, там была убившая барка.
В комнате
потемнело; на душе его пусто и грустно; целое
царство мечтаний рушилось вокруг него, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось.
Там, как
темная гора, вырезывающаяся из-за тумана, виднеется враждебное, грозное
царство; порою кажется, оно идет, как лавина, на Европу, что оно, как нетерпеливый наследник, готово ускорить ее медленную смерть.
Но, когда подведешь итог тому, что нами уже потеряно и что мы с таким легким сердцем собираемся утерять, становится жутко, и в далеком светлом
царстве начинает мерещиться
темный призрак нового рабства человека.
Именно телесностью или чувственностью и установляется res, бытие, и хотя с нею и не знает, что делать, идеализм, кроме как брезгливо ее удалять из своего светлого
царства, однако же торжествующе смеется
темный Ариман, который, и оставаясь логическим неучем, владеет ключом к реальности.
И разве победа материализма, этого
темного Аримана, над
царством Люцифера была бы возможна, если бы не досадная «материя», которая упорно не хочет просветляться и идеализироваться до конца?
«
Царство ей небесное и, — довольно, матушка, пора на покой!
Царство рассудка и света теперь! И… и воли, и силы… И посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то
темной силе и вызывая ее».
Не представляй себе
Царство Божье слишком посюсторонне и по-человечески, как победу «добрых» над «злыми», как изоляцию «добрых» в светлом месте, а «злых» в
темном месте.
Царство дьявола находится не в бытии, а в небытии, в сфере меонической
темной свободы, в Сфере субъективно-призрачной.
Гадливое чувство поднималось в нем… Все тут пахло развратом, грязью самой мелкой плутоватости и кровью зверских убийств. Лица сновавших полицейских, унтеров, каких-то подозрительных штатских в
темной и большой передней наполнили его брезгливой тревогой и вместе острым сознанием того, как он в душе своей и по всему характеру жизни и дел далек от этого трущобного
царства.
Островский под влиянием критических статей Добролюбова стал смотреть на себя как на изобличителя купеческого"
темного царства".
В литературной критике и публицистике самую яркую ноту взял Писарев, тотчас после Добролюбова, но он и сравнительно с автором статьи"
Темное царство"был уже разрушитель и упразднитель более нового типа.
"Библиотека"почти не участвовала в этом ругательном хоре. Критиком ее был Еф. Зарин, который, правда, вступал в полемику с самим Чернышевским. Но все-таки отличились"передовые"журналы. И то, что в"Свистке"Добролюбова было остроумно, молодо, игриво, то теперь стало тяжело, грубо и бранно. Автора"
Темного царства"заменил в"Современнике"тот критик, который в начале 1862 года отличился своей знаменитой рецензией на"Отцов и детей".
Добролюбов чувствует себя окруженным
темным «
царством».
Россия сложилась в необъятное и
темное мужицкое
царство, возглавленное царем, с незначительным развитием классов, с немногочисленным и сравнительно слабым высшим культурным слоем, с гипертрофией охранительного государственного аппарата.
До появления в свете IX тома «Истории Государства Российского» у нас признавали Иоанна государем великим, видели в нем завоевателя трех
царств и мудрого, попечительного законодателя. Знали, что он был жестокосерд, но и то только по
темным преданиям, и отчасти извиняли его во многих делах, считая эти меры жестокости необходимыми для утверждения благодетельного самодержавия.
Огромное
темное мужицкое
царство должно пройти долгий путь цивилизования, просвещения и просветления.
Русский интеллигентный и культурный слой, очень тонкий и теряющийся в окружающей его тьме, в сущности капитулировал перед необъятным мужицким
царством и бессильно склонился перед его притягивающей
темной бездной.
Как будто обойдя свое
царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё-таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в
темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем.
Дионисические оргии
темного мужицкого
царства грозят превратить Россию со всеми ее ценностями и благами в небытие.
Засилье
темного мужицкого
царства грозит русскому государству и русской культуре качественным понижением, разложением достигнутых ценностей, и ответственность за это падает не на самый народ, который стремится к свету и неповинен в том, что его так долго держали в тьме, а теперь, вдруг, поставили перед непосильными задачами.
Россия была необъятным и
темным мужицким
царством, с очень слабо развитыми классами, с очень тонким культурным слоем, с царем, сдерживавшим это
царство и не допускавшим растерзания народом этого культурного слоя.
Но этот праведный социализм исходит из свободы человеческого духа и не допускает порабощения человеческого духа хлебам и
темным безднам, сулящим чудесное блаженство в земном
царстве.
Необъятное и
темное мужицкое
царство поглощает и пожирает все блага и ценности, в нем тонет всякий лик человеческий.
Этот
темный погромный инстинкт ныне получил санкцию в русском социалистическом
царстве.
Россия представляла собой
темное мужицкое
царство с самодержавным царем во главе.
Ассоциации к слову «тёмный»
Ассоциации к слову «царство»
Синонимы к словосочетанию «тёмное царство»
Предложения со словосочетанием «тёмное царство»
- Лес – это тёмное царство лешего одноглазого, злого духа-озорника, который любит дурачиться над путником, забрёдшим в его владения.
- Сырьевые цены – это как луч волшебного маяка в тёмном царстве неизвестности.
- Единственным лучиком солнца в тёмном царстве стала новость о том, что у них на руках все имеющиеся документы по дому.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «тёмный»
Сочетаемость слова «царство»
Значение слова «тёмный»
ТЁМНЫЙ, -ая, -ое; тёмен, темна́, темно́ и (прост.) тёмно. 1. Лишенный света, освещения, со слабым, скудным светом. Темная ночь. Темная лестница. Темная аллея. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЁМНЫЙ
Значение слова «царство»
ЦА́РСТВО, -а, ср. 1. Государство, управляемое царем. Московское царство. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЦАРСТВО
Афоризмы русских писателей со словом «тёмный»
- На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки ли озера… улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются в прах самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи!
- В жизни так много темного и она так нуждается в освещающих ее путь талантах, что каждый из них нужно беречь, как драгоценный алмаз, как то, что оправдывает в человечестве существование тысяч негодяев и пошляков.
- Слово слушается его [Лермонтова], как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют равных ни в какой поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно