Неточные совпадения
«И разве не то же делают все
теории философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в
развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к тому, что всем известно?»
Ошибка эволюционной
теории XIX века заключалась в том, что она выводила субъект
развития из самого
развития.
Вряд ли бы он приветствовал то направление, в котором у меня произошло
развитие теории.
Лучше был принцип
развития, который признавали нигилисты, — личность реализуется в процессе
развития, но
развитие понималось в духе натуралистической эволюционной
теории.
И это поистине революционная точка зрения, знаменующая собой переворот в
теории знания, так как большая дорога в
развитии теории знания вела до сих пор к все большему и большему разобщению между субъектом и объектом и полному отрицанию возможности овладеть бытием, добиться присутствия в знании самой действительности.
Не сравнивая значения Островского с значением Гоголя в истории нашего
развития, мы заметим, однако, что в комедиях Островского, под влиянием каких бы
теорий они ни писались, всегда можно найти, черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало художника и не допускало его искажать действительность в угоду
теории.
Во всей пьесе нет никаких, особенных махинаций, нет искусственного
развития действия, в угоду схоластическим
теориям и в ущерб действительной простоте и жизненности характеров.
Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем
развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских
теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании философских
теорий.
Таковым же нередко оказывается и логическое
развитие житейских отношений, требуемое
теориею от драмы.
Если мы верно поняли мысль г. Анненкова (за что, конечно, никто поручиться не может), он находит, что современная драма с своей
теорией дальше отклонилась от жизненной правды и красоты, нежели первоначальные балаганы, и что для возрождения театра необходимо прежде возвратиться к балагану и сызнова начинать путь драматического
развития.
Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных
теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его
развитие по личности Катерины.
Так и в литературном произведении — если вы находите несоблюдение каких-нибудь единств или видите лица, не необходимые для
развития интриг, так это еще ничего не говорит для читателя, не предубежденного в пользу вашей
теории.
А, между тем, это книги весьма замечательные, и в особенности для нас, сбитых с толку выспренними
теориями учёных педагогов, говорящих о духовном
развитии человека такие вещи, что просто волос дыбом становится.
Но я полагаю, сказанного совершенно достаточно, чтобы убедиться, что жизнь этого субъекта проходила в чаду безумия. А посему снова обращаюсь к прерванной нити моего жизнеописания, которое с тем вместе и есть описание
развития моей
теории.
Моралисты утверждали, что все это от растленности человеческого рода и от помрачения ума его; другие, напротив, кричали, что
теория будто бы идеальной организации, состоящая в обезличении человека, противна естественным требованиям человеческой природы и потому должна быть отвергнута, как негодная, и уступить место другой, признающей все права личности и принцип бесконечного
развития, бесконечного шествия вперед, то есть прогресса, в противоположность застою.
Теория «естественного права» возникла в античном мире, но наивысшее
развитие получила в трудах философов-просветителей.
По его собственной
теории это внушено ему обществом на известной ступени его
развития, при известной его структуре.
Маркс был интеллектуален, он придавал огромное значение
теории, философии, науке, он не верил в политику, основанную на эмоциях, он придавал огромное значение
развитию сознания и организации.
С этим связана была особенная проблема в истории русской социалистической мысли — может ли Россия миновать капиталистическое
развитие, господство буржуазии, может ли революция быть социалистической, можно ли применять к России
теорию марксизма, не считаясь с особенностями русского пути.